ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. XI КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. НАЗАРОВА

Вступительное слово учителя. 1900 год. В библиотеке шахматовского дома висела репродукция любимой Блоком картины М. Врубеля "Царевна-лебедь". В сиреневых сумерках весенней северной ночи совершается великое таинство. Покоренная любовью царевича Гвидона и сама познавшая горячее ответное чувство, бессильная перед неминуемой судьбой, Царевна-лебедь расстается со своей колыбелью - с коварными и холодными волнами моря и принимает облик земного человека... Вот уже начинает таять блестящее оперение, превращаясь в легкое облако... И тяжело ей, и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах ее живут и мерцают страх, тоска, любовь к царевичу и упрек за вынужденный отказ от лебединого самовластия, за будущую покорность его воле...

Не в образе ли врубелевской царевны представлял себе Россию Блок? Какая она, Россия Блока? Чем отличается представление поэта о своей стране от его современников и предшественников? Как следует понимать следующее высказывание Блока "Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь, Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель..." (1918)?

- Как детские годы отразились на формировании личности поэта?

Сообщение учащегося о детстве поэта.

Детские годы Блока связаны с шахматовским имением, принадлежавшим его деду - А. Н. Бекетову, ученому-ботанику. Если Блок-человек родился в Петербурге в профессорском доме, то Блок-поэт родился в Шахматове. Он был погружен в

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

Россию, как в купель. Райский уголок недалеко от Москвы был "морем клевера, окруженного сказками пчел". Холмистая местность, причудливые тени. Впечатления детства - это семена, которые дадут чудные всходы любви к этой земле.



Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор...
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в лень окрестных деревень...
Белеет церковь над рекою,
За ней опять - леса, поля...
И всей весенней красотою
Сияет русская земля...





(1921)

Мы неотделимы от земли, которая нас вскормила. И чем менее благополучна эта земля, тем более мы пытаемся разгадать тайну любви к ней. - Как историческое прошлое России, Древней Руси отразилось в творчестве поэта?

"На поле Куликовом" (1908). Блок много раз обращался к истории России. Наиболее значимым в этом плане стал цикл "На поле Куликовом" (1908 г.). Наблюдая с горечью настоящее России, он верил в ее будущее, тем более что русская история показывала множество примеров бедствия и возрождения. Куликовская битва в этом смысле приобретала символическое значение. Поэт чувствовал сопряжение истории, искал нравственные источники исцеления России. Исторический путь страны, в представлении поэта, протянулся от поля Куликова сквозь настоящее в будущее, связался с образом "степной кобылицы", которая "несется вскачь". Россия - в движении! Поразителен образ России-жены, ставший творческим открытием Блока.



О, Русь моя! Жена моя!





Не мать, как у других поэтов, но жена. Блок не отделяет свою судьбу от судьбы России.

- О чем идет речь в третьем стихотворении цикла?

В ночь, когда "Мамай залег с ордою", когда "голосила мать", чувствуя беду, а "орлий клекот" "угрожал бедой", свершилось чудо. Сквозь ужас и мрак "сошла, в одежде свет струящей" Та, чей "лик нерукотворный /Светел навсегда" был на щите. Покровительство Богородицы создает образ Святой Руси.

- Уже в следующем стихотворении цикла "На поле Куликовом" ясно слышится предчувствие беды. Какое?

Дважды повторенное в первой строфе слово "опять" (синтаксический параллелизм) усиливает тревогу, напрямую связывает современные события с историческими. А строки:



Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар, -





поднимаются до уровня прозрения грядущих потрясений, на которые так богат оказался XX век. Обращают внимание эпитеты: "широкий" и "тихий". Никому не спастись от него, а "тихий" потому, что надолго...

Но рядом строка: "Я рыщу на белом коне". Белый конь победителя. Всадник взывает к Той, что однажды "освежила пыльную кольчугу":



"Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!"





Что слышим мы в строчке "За ветром взывают мечи..."? В чьих руках мечи? Не готовность ли это святого воинства прийти на помощь всаднику на белом коне?

- Как вы понимаете символику пятого стихотворения цикла "На поле Куликовом"?

Начинается стихотворение словом "опять". Опять беда над Русью, над Россией. Но некому сходить "в одежде свет струящей", потому что никто не видит, не слышит, никто не просит чуда:



За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.





Одна из причин всех бед России - в утрате веры. XX век - век воиствующего безверия. Тогда на Куликовом поле Русь победила. И снова беда:

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------



Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!





Может, только поэт и слышит явственно "и плеск, и трубы лебедей", и именно он один знает, что "не может сердце жить покоем".

- К кому звучит обращение в последней строке не только последнего, пятого стихотворения, но и всего цикла - "Теперь твой час настал. - Молись!"?

"Молись!" - если бы этот призыв был услышан оглохшим, измучившим себя вопросами веком!

Историческое прошлое не существует само по себе. Оно часть современного бытия. Поэт все чаще в стихах задается вопросом о причинах духовно-нравственного оскудения, видя в этом начало многих бед.

- Какой предстает пред Блоком современная Россия?

"Забывшие Тебя" (1914). Свой приговор - "суждена безрадостность мечтанья /Забывшему Тебя" - выносит всему безбожному поколению Блок, емко определяя его местоимением "мы". Он сам не лучше и не хуже других:



И я пошел с толпой - туда, за всеми,
В туманную и злую высь...

...И я, без сил, отстал, ушел из строя,
За мной - толпа сопутников моих...

...Скитались мы, беспомощно роптали,
И прежних хижин не могли найти,
И, у ночных костров сходясь, дрожали,
Надеясь отыскать пути...





- Кто эти "мы"?

Ответ вынесен в название стихотворения: "Забывшие Тебя".

"Русь моя, жизнь моя..." (1910). Это стихотворение начинается с риторического вопроса. "Жить" и "маяться" - два понятия сливаются воедино. И самая большая странность, что "разлучиться" с Русью при всем желании уже нельзя. Так и осталась она загадкой, с чудью да мерей, с "лицом онемелым", с очами татарскими. "Русь моя, жизнь моя" - вот, наверное, почему нет ответа на вопрос, с которого начинается стихотворение.

"Грешить бесстыдно, непробудно..." (1914). Поэт далек от идеализации России. В его стихах нет фальшивой позолоты. Он ясно видит все грехи, он подготовился к исповеди. Пьянство ("с головой от хмеля трудной, /Пройти сторонкой в Божий храм"), маловерие ("Три раза преклониться долу, /Семь осенить себя крестом...", положить в тарелку "грошик медный"), воровство ("обмерить / На тот же грош кого-нибудь"), жадность и жестокость ("пса голодного от двери, / Икнув, ногою отпихнуть"), святотатство ("под лампадой у иконы / Пить чай"), стяжательство ("переслюнить купоны, /Пузатый отворив комод"), лень ("на перины пуховые / В тяжелом завалиться сне"...).

- Кто же он? Судья? Нет.



Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне...





- Отец? Сын? Муж? Кто способен на такое всепрощение, на такую жертвенную, самозабвенную любовь? Как тут не вспомнить, что русское слово "любовь" имеет три греческих перевода: любовь - "эрос", любовь - "филео" и любовь - "агапе". Именно этой - Божьей любовью - согрето отношение Блока к России. Эта "любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". (1 Кор. 13)

"Русь" (1906). Интонация молитвы:



Твоей одежды не коснусь...





Древняя Русь - "с мутным взором колдуна", где "ведуны с ворожеями", "преданья старины".

Святая Русь, в которой нищета - воплощение обнаженной, распахнутой души. Русь, "все пути и все распутья" которой "живой клюкой измождены" - исхожены странниками-богомольцами. Русь, душа которой "не запятнала /Первоначальной чистоты".

Кольцевая композиция: "Ты и во сне необычайна. /Твоей одежды не коснусь" - "Она и в снах необычайна. /Ее одежды

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

не коснусь", - утверждает отношение поэта к России как духовной ценности.

"Россия" (1908). Излюбленное блоковское "опять" начинает это стихотворение, соединяя прошлое с настоящим. Образ дороги, в которой узнается Россия Гоголя и Некрасова. "Странная любовь" к Отчизне Лермонтова тоже отражена в этом стихотворении. Перекличка эпох, признание в любви, духовное родство с лучшими русскими поэтами выливается в горячую веру в то, что с Россией "и невозможное возможно". В этом стихотворении набирает силу и укрепляется образ России-жены ("блеснет в дали дорожной /Мгновенный взор из-под платка"). Это - взгляд в будущее, за которое поэт осознает свою ответственность.

Заключительное слово учителя. На первый взгляд может показаться ошибочным завершение темы разговором о стихотворении, написанном в 1908 году. Нарушена хронология. Не стоит искать в этом ошибку: впитанная с детства любовь к родной земле, к ее истории, народному ее духу согрела изначально душу поэта, дала ему силы не отречься. Именно эта любовь, изначально ставшая жизненным кредо, дала силы Блоку принять ее "не отвлеченной идеей, а как поэту - с интимной любовью" (Жирмунский).

"Единой лирической трилогией" назвал сам поэт трехтомник стихов, вышедший в 1911 - 1912 годах. Центральный, собирательный образ - идеал всех трех томов как раз и есть образ Родины - той загадочной, что, подобно врубелевской царевне, развернулась из былинного, древнего и смотрит в день сегодняшний синими очами, таинственная и непостижимая.

Домашнее задание. Выучить стихотворение "Россия" наизусть.

Подготовить тезисный план сочинения "Тема Родины в поэзии Блока".


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Александр Блок. Собр. соч.: В 6 т. - Л., 1980.

Русская литература XX века: Учебник в 2-х частях / Под ред. В. В. Агеносова. - М., 1997.

Русова Н., Швецов В. Читаем русскую лирику: Хрестоматия с пояснениями. - Нижний Новгород, 1996.

Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя / Сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. - М., 2001.

Русская литература XX века: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. Лыссого. - М., 2000.

Красота юности / Сост. З. Костюшина. - М., 1985.



стр. 27

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. А. НАЗАРОВА, ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. XI КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321198&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии