Урок-семинар по "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ю. Е. Климкина

Урок-семинар пока еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому в нескольких словах расскажем об особенностях его проведения. "Классический" вариант школьного семинара описывается в учебнике по методике преподавания русского языка: "Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме; во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам; в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного; в- четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем. Такая форма урока наиболее рациональна при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении таких тем, о которых учащимся кое-что известно.

Для проведения таких уроков следует, выбрав тему, наметить частные вопросы, по которым ученики (3-4) подготовят пяти- семиминутные сообщения с использованием дополнительной литературы. Остальные должны повторить изученное по пройденным темам, чтобы на уроке принять участие в обсуждении сообщений товарищей" 1 .

Одна из тем, которая может быть представлена на уроке- семинаре, - "Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля". Мы предлагаем вам материал, который может быть использован на уроке русского языка в старших классах (время проведения семинара - 2 академических часа), но полагаем, что некоторые его фрагменты могут быть интересны и учащимся 5-9 классов.

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

(О словаре В.И. Даля слышал, наверное" любой ученик, но далеко не каждому довелось познакомиться с этим словарем, поработать с ним. Именно такую возможность мы и предоставляем, учащимся на уроке, посвященном "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля.

Отметим, что материал, анализируемый на семинаре, очень объемный, поэтому, чтобы урок прошел интересно и результативно, требуется большая подготовительная работа, в том числе и со стороны учителя. В чем же будет состоять подготовка?

1. На урок непременно нужно принести все четыре книги, составляющие словарь Даля, чтобы дети могли познакомиться с ними, полистать, если ранее у них не было такой возможности.

2. Поскольку вряд ли удастся собрать такое количество словарей, чтобы они были на каждой парте, следует подготовить ксерокопии отдельных, словарных статей (страниц) из словаря Даля либо распечатать по количеству учащихся выборки материалов "Толкового словаря", анализируя которые дети могут принимать активное участие в общей работе. (Возможный вариант представлен ниже.)

3. К этому уроку дети получают следующие домашние задания:

а) подготовить сообщения 2 по темам:

- толковые словари русского языка XVIII-XX веков (индивидуальное задание);

- объем и состав словаря Даля (индивидуальное задание);

- построение словарной статьи (индивидуальное задание);

- история создания словаря Даля 3 (1-2 ученика);

--этнографические сведения в словаре Даля;

б) общее задание: выписать из словаря С.И. Ожегова словарные статьи... (учитель называет те словарные статьи, с аналогами которых будут знакомиться школьники по словарю Даля; в нашем случае это: звезда, зебра, багровый, вначале, говорить, высокий, адвокат, ваза, говядина, держать, голова, брат, добро, год, дым, зима ).

4. Подготовить к уроку словари (дети могут принести их из дома): иностранных слов, синонимов, антонимов, словообразовательный, орфографический (по одному на парту).

5. Непосредственно перед уроком вывешиваются плакаты (можно сделать на доске соответствующие записи) с именем Владимира Ивановича Даля (1801-1872), полным названием словаря, эпиграфом к уроку (слова В.В. Виноградова: "Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком"), а также репродукция портрета В. И. Даля.

Урок начинается с обращения к тексту для комплексного анализа 4 .

Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) Шарль Бодлер пришел к другому поэту, маститому Теофилю Готье. Готье спросил его:

- Читаете ли вы словари?

Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.

Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. (Энциклопедический словарь юного филолога. )

- Давайте ответим на вопрос, заданный после этого текста: "Как вы понимаете словосочетание филологическая культура"?

- С какими же словарями у нас есть возможность работать? (Дети называют известные им словари, также можно попросить их

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

- Поговорить на одном уроке обо всех известных словарях нам вряд ли удастся, поэтому в центре нашего внимания только сегодня будет один из словарей, а какой именно - подскажет эпиграф к уроку. Прочитаем его.

- Что же это за словарь? ("Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля.)

- Чуть ранее мы с вами дали определение понятию филологическая культура, Связано ли выведенное нами определение с эпиграфом к уроку? Каким образом?

- Давайте сегодня, на уроке попробуем установить:

* чем интересен, может быть, даже уникален словарь Даля с филологической точки зрения;

* действительно ли словарь Даля должен быть спутником всякого образованного человека.

- Но прежде чем мы обратимся непосредственно к материалам словаря, давайте послушаем (вспомним) о том, как создавался Владимиром Ивановичем Далем "Толковый словарь живого великорусского языка". (Выступления учащихся.) I

- Важно будет также узнать, каковы объем и состав словаря и как построены его словарные статьи. (Сообщения 5 учащихся.)

Объем и состав словаря

В основу своего словаря В.И. Даль намерен был положить народный язык, но он не закрывал доступа и словам книжно- письменного языка и даже "чужесловам", с распространением и употреблением которых вообще боролся. Должны были найти место в словаре и все слова областные и местные по употреблению. Вводились также слова церковнославянские и устарелые, но количество их ограничивалось оглядкой на употребительность в живом языке. Столь широкий замысел и объем граничили с невыполнимостью задачи, что не ускользало от внимания и самого составителя. Руководящая цель, во всяком случае, определила характер Словаря Даля. Сам он обозначал эту цель в следующих словах:

"Речения письменные, беседные, простонародные; общие, местные и областные; обиходные, научные, промысловые и ремесленные; иноязычные усвоенные и вновь захожие, с переводом; объяснение и описание предметов, толкование понятий общих у частных, подчиненных и сродных, равносильных и противоположных, с одно (тожде) словами и указания на словопроизводство; примеры, с показаниями условных оборотов речи, значения видов глаголов и управления падежами; пословицы, поговорки, присловья, загадки и пр.''.

Построение словаря

Приступая к упорядочению собранных им огромных запасов словг В.И. Даль мучительно искал удобного способа расположения их в своем словаре. Ему были хорошо известны два противоположных способа: алфавитный порядок расположения слов и корневой способ группировки их, при котором группы слов, возводимых к общему корню, объединяются в гнезда, а в главе гнезда ставится или самый корень, как это было принято в "Словаре Академии Российской" 1789- 1894 гг., или более или менее произвольно устанавливаемое исходное слово. В. И. Даль выбрал для себя путь средний: слова того же корня (за исключением приставочных образований, помещаемых под буквами, с которых они начинаются) в его словаре группируются в гнезда, а во главе такой группы "одногнездков" выставляется глагол или имя. Выбранный способ расположения, по мнению В.И. Даля, способствует постижению духа языка и раскрывает законы его словообразования. "Не усвоим ли мы себе легче утраченный нами дух языка, - спрашивает В.И. Даль, - при том гнездовом или семейном порядке составления словаря, какой читатели видят перед собою?" Выгодная сторона гнездового словорасположения несомненна: современная В.И. Далю научная критика не могла отказать составителю в преимуществе того способа, при помощи которого он стремился раскрыть смысловые связи слов и дать семантическую и словообразовательную характеристику слова и языка в целом. Но, обладая некоторыми достоинствами, избранный В.И. Далем способ построения словаря был чреват и трудностями, которые легко приводили к недочетам и промахам. Возможность таких промахов была обусловлена еще и тем обстоятельством, что В.И. Даль не был языковедом-теоретиком. Он произвольно соединял в одном гнезде такие слова, которые явно несоединимы; это касалось в равной мере и слов русских, и слов иноязычных. В одно гнездо попали простой и простор; под словом акт оказались помещенными: актер, акциденция, акциз и акция, вальс и вальц были в одном гнезде. С другой стороны, не объединенными в одно гнездо оказались такие явно тяготеющие друг другу слова, как дикий и дичь, знак и значок, круг и кружить и др. Самый же существенный недостаток гнездового построения словаря заключается в том, что такой Словарь теряет качество удобного справочника: иногда нужное слово так далеко упрятано, что трудными становятся его поиски даже для человека с хорошей филологической подготовкой.

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

- Каково же основное назначение словаря Даля? (Толковый словарь.)

- И вот наконец пора обратиться непосредственно к материалам словаря. Один из важных вопросов, который нам с вами предстоит обсудить, - какие способы используются Далем для толкования слов.

Давайте обратимся к распечаткам, лежащим у вас на партах (лист 1).

Лист 1

1a. Звезда - одно из светящих (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.

Зебра - вид животного из рода лошадей, в Южной Африке; полосатая поперек, тигровая.

1б. Багровый - червленый, пурпуровый, самого яркого и густого красного цвета, но никак не с огненным отливом, а с едва заметною просинью.

Вначале - в начале, при начале, начально, сперва, во- первых, наперед, прежде, до всего, спо-кону, наперво.

Врахиграфия - искусство сокращенного письма, которым следуют, поспевают за речью; краткопись, борзопись, стенография.

1в. Говорить - сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. Повествовать, писать в сочинении, в книге.

1г. Высокий - понятие сравнительное, противоположи, низкий; длинный или пространный в отвесном направлении; большой, великий, рослый, возвышенный; поднятый, удаленный вверх по откосу.

1д. Адвокат - от лат. присяжный поверенный; правовед, берущий на себя ведение тяжб и защиту подсудимого; частный ходатай по тяжбам, стряпчий, ходок, делец.

Ваза - от франц. сосуд древнего или иного изящного образа, кувшин с перехватом, б.ч. кверху раструбистый, для украшения покоев и зданий.

1e (+ рисунок из словаря Даля). Говядо - крупная рогатая скотина, бык, вол или корова. Части говядины, у мясников, называются: 1) голова, 2) шея, зарез, 3) оковалок, 4) челышко, 5) толстый край, 6) середина, 7) тонкая лопатка, рулька, 8) тонкий край, 9) от края покромка, 10) грудина, 11) тонкий филей, 12) подпашек, 13) завиток, 14) толстый филей, 15) бочок, 16) английский филей, 17) огузок, 18) середина бедра, 19) кострец, 20) ссек, подбедерок, окосток, 21) голяшка.

- Какие же способы толкования слов использует Даль? (Описание, (1а), подбор синонимов (1б), сочетание описательной конструкции и синонимического ряда (1в), определение слова Через его антоним (1г), указание на происхождение слова (1д), рисунок (1е).)

- Давайте сравним толкования слов в словаре Даля с теми словарными статьями из словаря С.И. Ожегова, которые вы выписывали дома. Какой вывод можно сделать по результатам этого сравнения? (Некоторые из слов стали многозначными ( звезда, зебра, и др.), значения других слов стали заметно уже, нет рисунков, некоторые слова вообще ушли из языка (например, врахиграфия, закрепился другой вариант этого термина - стенография ), уже нет указаний на происхождение слов.)

- Безусловно, словарь, созданный более 100 лет назад, уже не отражает состояния современного русского языка, но неужели те сведения, которые по крохам собирал Даль, стали безынтересной информацией? (Нет, они легли в основу других словарей: словаря синонимов, антонимов, словаря иностранных слов...)

- Давайте обратимся к словарям, которые есть сегодня на уроке, сопоставляя словарные статьи словаря Даля и современных словарей.

- Обратим внимание на следующую распечатку (лист 2). Какие еще элементы словаря Даля стали основой других, не толковых словарей?

Лист 2

2а. Бичева (неправильно бечева) - тонкая веревочка для связки, привязки чего; веревочка, ссученная из каболки, из распущенных смоленых ветхих снастей.

2б (фрагмент словарной статьи). Бумага:

1) бумажка, бумажечка, бумажонка;

2) бумажный;

3) бумажник;

4) бумагоделание; бумагоделательный;

5) бумагопродавец;

6) бумагомаратель;

7) бумагопрядильный, бумагопрядильня.

- Прообразом каких словарей являются подобные заметки? (Орфографического, словообразовательного.) Срав-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

ним эти фрагменты словарных статей с аналогичными материалами современного орфографического и словообразовательного словарей. Каковы результаты этого сравнения?

- Как вы думаете, почему сегодня в одном словаре мы не встречаем столь разнородных сведений, как это было возможно при составлении словаря Далем?

- Какой же вывод мы можем сделать о том, насколько интересен словарь Даля с филологической точки зрения?

- Но ведь, как мы уже говорили, неоднократно отмечалась ценность словаря Даля не только для филологов. В чем же она состоит? Возможно, ответить на этот вопрос нам помогут материалы еще одной распечатки (лист 3).

Лист 3

3а. Держать

1) держать язык за зубами?

2) держать дело под сукном;

3) держать в тайне;

4) держать в памяти;

5) держать в голове;

6) держать на уме;

7) держать на мысли;

8) держать слово.

Голова

1) сломя голову;

2) очертя голову;

3) сваливать с больной головы на здоровую;

4) жить за чужой головой;

5) взять (забрать) в голову;

6) намылить голову;

7) гладить по головке;

8) ломать голову;

9)потерять голову;

10) в первую голову.

3б. Брат

1) брат он мой, а ум у него свой;

2) от хорошего братца - ума набраться, от худого братца - рад отвязаться;

3) начальство не свой брат - много говорить не станешь.

Добро

1) за добро злом не платят;

2) час в добре побудешь, все горе забудешь;

3) добрый человек в добре проживет век;

4) худо тому, кто добра не делает никому;

5) в ком добра нет, в том и правды мало.

3в. Брат

1) два братца глядятся, а вместе не сойдутся.

(Пол и потолок)

2) два братца купаются, а третий насмехается. (Ведра и коромысло)

3) два братца одним поясом опоясаны. (Два кола в изгороди)

Год

Выросло дерево от земли до неба: на том дереве 12 сучков, на каждом сучке 4 кошеля, в каждом кошеле по семи яиц, а седьмое красное.

3г. Дым

1) дым клубом - к ненастью;

2) дым волоком - к ненастью;

3) дым без ветра (стелется) к земле - к снегу (летом - к дождю);

4) дым столбом - к ведру, к ненастью,

Зима

1) на Исакия (3 августа) вихри - к крутой зиме;

2) на Лаврентия (10 августа) смотрят в полдни в воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг;

3) с Сергия (7 октября) начинается, с Матрены (9 ноября) устанавливается зима;

4) подошел Николин день (6 декабря) - будет и зима;

5) коли на Михайлов день (8 ноября) закует, то на Николу раскует.

- Что представляют собой фрагменты словарных статей, представленные на листе 3? (Материалы, используемые для иллюстрирования значений слова: фразеологизмы (3а), загадки (3б), пословицы (3в), приметы (3г).)

- Давайте вновь обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, каким образом в нем иллюстрируются те же слова. Каковы результаты ваших наблюдений?

- Получается, что словарь Даля также кладезь народной мудрости. Но зачем понадобилось Далю привлекать такой объемней материал (одних только пословиц - свыше 30 тысяч) для иллюстрирования значений тех слов, которые были помещены в словаре?

- Помимо этого, некоторые из словарных статей позволяют нам назвать Даля настоящим энциклопедистом. Давайте обратимся к листу 4, где помещен материал, составленный на основе материала словарной статьи "Гриб". Едва ли какой-либо неспециализированный словарь сегодня может похвастаться столь богатыми сведениями.

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

Лист 4

Гриб

Agaricus campestris
Навозник, печо(у)рка, печерица, шампиньон

Agaricus campanulatus
Печеричная поганка

Agaricus dentatus
Пестрец

Agaricus deliciosis
Рыжик

Agaricus foetens
Волуй, землянушка

Agaricus integer
Сыроежка

Agaricus involutus
Свинуха, свинушка

Agaricus melleus
Осенник, опенок (березовый)

Agaricus rutilans
Красный опенок, поддубовник

Agaricus muscarilis '
Мухомор

Agaricus flabellatus
Сплоень, лиска, лисочка

Aqaricus necator
Красная волнушка, чернуха

Agaricus russula
Сыроега, сыроежка, говорушка

Agaricus fragilis
Опенок

Boletus esculentus
Струень

Boletus edulis
Белый гриб, боровик

Boletus pachypus
Подосинник

Boletus luteus, annulatus
Масляный, масленик, масленок

Boletus scaber
Березовик,подберезовик

Bjletus squamosus i.
Пестрец

Morchella
Сморчок

Tuber
Трюфель


Еще есть: зайчушки, еловики, совики, синявки, бычки, сухари, свинари, солодошки, иванчики, глухари, грачевники, кузовки, кульпики, молокоедки, крапивники, гулянки, овечки, погребы, подъелошники, фетюга, горянка, колчак, желтуха и пр., но все эти названия не разобраны толком учеными, а известны еще только в народе.

- Вместе с тем Даль, создавая свой словарь, выступил и как блестящий знаток народной жизни, настоящий этнограф. (Сообщение 6 ученика.)

Словарь Даля - прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пищи, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и пр.

Так, в словарной статье "Изба" находим следующие сведения: " Изба (истопка, истпка, истба, изба) ... крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жилье для прислуги в барском дворе; внутренний покой в деревянном дворце царском; палата, приказ, присутственное место... Черная, или курная, изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет. копоти.

Красная изба, с красным, т.е. большим и переплетным окном, не с одними волоковыми. Старинная изба делилась на три части: на шолнуш, или кухню и спальню; избу, столовую и жилую; горенку, чистую, без печи или с голландкою; горенка украшалась картинами и ставилась иногда отдельным пристроем. Вообще у нас изба бывает рубленая, бревенчатая; она обычно четырехстенная; если же разгорожена рубленою стеною, то пятистенная, или о шести рубленых углах; шестистенная, если сени посередине и из них вход в обе половины, зимнюю и летнюю..."

При описании многих реалий (предметов) Даль выступает как тонкий знаток народного быта. Так, из словаря мы узнаем не один десяток названий для ручки (за что берут, держат, поднимают вещь): топорище - у топора, дужка, перевясло - у ведра, черен, колодка - у долота, ножа, метловище - у метлы, грабловище - у граблей, скоба - у сундука, молотовище - у молота, удовище - у удочки, цепник, цеповище - у цепа, косье, косовище - у косы, древко - у стяга, пики.

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

Великое множество лексического материала, связанного с промыслами и ремеслами, получило отражение у Даля: рыболовство, звероловство, охота, маслобитье, сыроварение, пивоварение, кожевенное, слесарное, плотницкое, сапожное дело, торговля, ткацкое, портновское ремесло, изготовление лаптей, ложек, шапок, корзин, различные игры... Вот почему называют словарь Даля энциклопедией народной жизни XIX в.

- Теперь, после того как мы рассмотрели самые разнообразные материалы, представленные в словаре Даля, попробуем, аргументируя свое мнение, сделать вывод об их значимости. Согласны ли вы с тем, что подобные знания важны для любого человека, даже не занимающегося серьезно языкознанием?

- И вот мы вновь вспоминаем те вопросы, которые сформулировали в начале урока:

* чем интересен, может быть, даже уникален словарь Даля с филологической точки зрения;

* действительно ли словарь Даля должен быть спутником всякого образованного человека.

* Помогают ли ответить на эти вопросы те знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке? Если да - не забывайте использовать их в своих ответах.

В заключение возвращаемся к тексту, с которого начинали свою работу на уроке, и обращаемся еще к одному заданию (задание 4 в пособии. Т.М. Пахновой): "Напишите изложение. Дополните пересказ своими примерами, наблюдениями, которые подтверждали бы главную мысль текста". Подобное задание, завершая урок, посвященный словарю В.И. Даля, способствует тому, что дети неоднократно повторят те выводы, которые были сделаны на уроке, вновь и вновь убеждаясь в том, что словарь Даля - действительно "сокровищница меткого народного слова" для всех, кому интересен язык русского народа, его культура и история.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова, - М., 2000. - С. 126-127.

2 При подготовке сообщений учащиеся могут воспользоваться в числе других следующими материалами: 1) Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. -/М., 1984; Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. 2-е изд., испр. - М., 2000; 3) Бабкин A.M. Толковый словарь В.И. Даля // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., - 1978. - T. 1. - C. VII-IX.

3 Один из вариантов знакомства школьников с историей создания словаря Даля - пересказ или выразительное чтение отдельных глав из книги В.И. Порудоминского "Жизнь и слово" (любое издание) например, это могут быть главы "Станция ЗимoгopcкийЯм" и "...и eщe пoлвeкa".

114 Текст N51 // Пахнова Т.М. готовимся к экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. - М., 2000. - С. 55.

5 Приведенные ниже варианты сообщений учащихся подготовлeны на основе материалов указанной выше статьи: Бабкин A.M. Толковый словарь В.И. Даля.

6 При подготовке этого сообщеяия использованы материалы книги: Энциклопедический словарь юного филолога.

стр. 39

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ю. Е. Климкина, Урок-семинар по "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320625&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии