Формирование понятия "поэтический мир" при изучении Творчества О. Э. Мандельштама в XI классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Ю. Манышева

В XI классе поэзия Серебряного века рассматривается как целостное историко-литературное явление, как художественный феномен. К этому времени уже накоплены фактические знания о поэтах (имена, творческие биографии, стихи, особенно те, что "на слуху"). Сознание учащихся уже вполне готово к восприятию иного, отличного от классического, модернистского творчества. Соответственно, у выпускников завершается процесс первоначального усвоения основных теоретических понятий, в частности, о художественном мире писателя, поэта, формируется чутье к поэтическому слову, восприятие особенностей мировидения, внутренней направленности творчества И.А. Бунина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и др.

Одним из самых замечательных и сложных феноменов русской литературы является творчество О.Э. Мандельштама, изучение которого может вывести на новый уровень умения одиннадцатиклассников "проникать" в поэтический мир художника слова.

При подготовке к изучению творчества О.Э. Мандельштама заранее продумываем и предлагаем домашнее задание для всех - составить биографический "рисунок" творческой личности поэта, найти нечто такое в дополнительной литературе, что на уроках поможет увидеть "Живого" художника, услышать его голос, вступить с ним в творческий диалог. Помогут ребятам в этом воспоминания жены поэта Надежды Мандельштам, а также Анны Ахматовой и других совре-

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

менникюв. Индивидуальные задания предполагают заучивание наизусть двумя учениками стихотворений О.Э. Мандельштама "Автопортрет", "Есть иволги в лесах и гласных долгота...", они станут помощниками учителю на уроке.

В самом начале занятия целесообразно сообщить ребятам, что к отечественному читателю О.Э. Мандельштам вернулся фактически лишь та рубеже 80 - 90-х годов XX столетия, хотя в начале 70-х гг. впервые после 1934 года решились издать его сборник в серии "Библиотека поэта" с предисловием официозного тогда А.Л. Дымшица. Однако и после выхода книги Мандельштам оставался для властей сомнительным поэтом, а по рукам ходили вместе с другими "диссидентскими" произведениями "самиздатовские" списки его стихов.

Прежде чем приступить к осмыслению лирических стихотворений художника, освежим в памяти знания об особенностях литературного процесса эпохи Серебряного века, когда на фоне уже обозначившегося кризиса символизма происходили поиски новых путей поэзии. Учащиеся вспомнят, что центром консолидации нового художественного течения стал журнал "Аполлон", кратко изложат программу этого течения, порвавшего с ведущим направлением эпохи - символизмом. Учитель зачитает отрывок из вступительной статье И.Ф. Анненского к первому номеру журнала: "Наступает эпоха устремлений... 'новой' 'правде', к глубоко сознательному и стройному творчеству: от разрозненных опытов к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов; - к стилю, только строгое искание красоты, только свободное, стройное и ясное, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лженоваторства 1 .

В журнале "Аполлон" печатались А. Бенуа, Вс. Мейерхольд, М. Волошин, Вяч. Иванов, "Письма о русской поэзии" Н. Гумилева, стихи И. Анненского... Журнал иллюстрировали Бакст и Добужинский. В помещении редакции устраивались выставки нового искусства: женские портреты Бакста, Кустодиева, Л. Пастернака, В. Серова, картины французских импрессионистов П. Гогена, П. Пикассо, О. Ренуара, П. Сезанна и др. Изложение этих сведений целесообразно сопровождать рассматриванием нарисованной на большом листе "обложкой" одного из номеров "Аполлона" и выставкой репродукций картин. Это поможет учащимся более органично приобщиться к особому видению и изображению мира в творчестве художников-импрессионистов, модернистскому мировосприятию, окунуться в ауру начала века, атмосферу, которая оказала влияние на жизненный путь и творчество О.Э. Мандельштама.

Эпиграфом к занятиям, а заодно и темой для совместного размышления может стать стихотворение Мандельштама 1914 года "Автопортрет":

В поднятье головы крылатый

Намек - но мешковат сюртук;

В закрытье глаз, в покое рук -

Тайник движенья непочатый...

В этом стихотворении как бы заложены уже основы поэтического мира Мандельштама: "человек и тайна бытия", "человек и его место в мире". К этому "тайнику движенья непочатому" хотелось бы подобрать ключ.

Осип Мандельштам создал свой неповторимый, оригинальный поэтический мир. Понятие "поэтический мир" - не метафора. Это научный термин, который должен стать для старшеклассников необходимым инструментом анализа как при изучении стихотворений Мандельштама, так и при изучении творчества других писателей и Поэтов. Термин этот характеризует сущностные качества лирического Произведения - это форма выражения авторского сознания в лирике (по Б. Корману). Уточняем: у каждого подлинного поэта есть свой художественный мир, целый Космос (по Н. Лейдерману) и Вселенная (по М. Дунаеву), самодостаточный и самоценный, в нем художник "моделирует" свои мироощущение и мироотношение. Поэт наделяет этот Космос образами, созданными его фантазией, оживляет его своим воображением. Но в сознании художника эти образы приобретают самостоятельность,

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

они начинают существовать: развиваться, взаимопритягиваться и взаимоотталкиваться - по законам того Космоса, который "смоделировал" сам художник. Эти законы и лежат в основе самых, казалось бы, неожиданных сцеплений между образами его стихов. А "темноты" возникают оттого, что связи, которые хорошо видны хозяину дома, отлично знающему, где что лежит и для чего предназначено, не сразу видны гостю. Стало быть, еще раз уточним задачу изучения лирики Мандельштама: Осмыслить законы, по которым "смоделирована" Вселенная художника, или, иными словами, разгадать код поэтики Мандельштама. Художник стремится материализовать свой Космос, сделать его наглядно-зримым, т.е. доступным живому созерцанию и дающим возможность оценить благостность или враждебность самого мироустройства.

Акмеистское восприятие мира определило особое тяготение поэта к чувственной полноте, плоти бытия. Материальность может быть и бесплотной, но и в своей неосязаемости она осязаема и прозрачно-реальна. Наиболее ярко это проиллюстрировано в строках:

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Ткешь, опьяненная собой,

Изнеженная лаской света,

Она испытывает лето,

Как бы не тронута зимой;

И, если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз,

Здесь - трепетание стрекоз

Быстроживущих, синеглазых.

(1910)

Поделимся с учениками общими впечатлениями, обозначим наиболее яркие образы, входящие в поэтический мир художника. Здесь и упоение красотой, и такая нежность, от которой перехватывает горло, и ощущение родства со всей Вселенной, и чувство щемящей хрупкости жизни, и ее мгновенной быстротечности. Все это и есть "вочеловечение" бытия (если использовать образ Александра Блока).

Надо сказать, что свой поэтический мир Мандельштам достаточно густо застроил: "казармы, парки и дворцы" Царского села, "ладья воздушная и мачта-недотрога" Адмиралтейства, "вокзала шар стеклянный", "кривые вавилоны", "большеротые улицы" Эривани.

На наш взгляд, на уроке необходимо подольше остановиться на программном стихотворении Мандельштама "Петербургские строфы" (1913). Особый стих этого стихотворения - спокойный, плавный, неторопливый, как будто порожден особой классицистической архитектурой Петербурга:

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

В этих, каких-то даже тягучих, строках разворачивается широкая панорама города - правительственные здания в кружении метели, видится Простор невской дельты - "зимуют пароходы", Неву "черпали ялики и чайки" 2 протяженность парадных ансамблей - "посольства полумира", Адмиралтейство, "площадь Сената" и т.д.

Достаточно широкая картина Петербурга создается в произведении, но, хотя речь идет о начале века - века XX, язык стихотворения очень современен, насыщен "вещными" деталями мира, создает ощущение свежести классического стиха.

В этом стихотворении изображен реальный пейзаж: Сенатская площадь, Пеньковый буян, Дворцовая набережная. Однако это не просто рисунок с натуры. Пейзаж как бы заряжен историей. Связывая прошлое с настоящим, он несет ясное ощущение конца эпохи. Тема дряхлеющего государства, доживающего век на покое, возникает в "Петербургских строфах" не впервые. Так, в стихотворении "Царское село" Осип Мандельштам писал:

Одноэтажные дома,

Где однодумы-генералы

Свой коротают век усталый,

Читая "Ниву" и Дюма...

И возвращается домой -

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, в царство этикета,

Внушая тайный страх, карета

С мощами фрейлины седой,

Что возвращается домой...

Но в "Петербургских строфах" покой неустойчив; "площадь Сената" и "броненосец в доке" несут предчувствие социальных потрясений и мировой войны.

В целом же стихотворение, оказывается, обладает поразительной смысловой емкостью. "Здесь и историческая роль Петербурга - окна в Европу ("Над Невой - посольства полумира"), и запоздалое промышленное развитие: единственной примете нового времени, "моторам", противостоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и сбитнем, и сонный покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и отзвук восстания на Сенатской площади, неудача которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека ("чудак Евгений")" 3 .

В ходе анализа на уроке выясняется, что перед нами - сц^на, которая медленно вращается вокруг неназванного Медного всадника...

Поэт, как видим, обладает особым зрением. Он по-особому переживает земное бытие, но лирический герой обладает еще и особым слухом. "Внимая тишине", он обнаруживает ее плотность, почти материальную, осязает, ее, погружается в нее. Он ощущает, (как из тишины, из ее материальной плотности рождается музыка. Не из стихии, как у А. Блока, а именно из тишины. Особое, не слухом, но всем существом поэта, через ритм воспринимаемое звучание мира рождает поэзию:

Есть иволги в лесах, и гласных долгота -

В тонических стихах единственная мера.

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике

Гомера. Как бы цезурою сияет этот день:

Уже с утра покой и трудные длинноты;

Из тростника извлечь богатство целой

ноты...

Учащиеся приходят к выводу, что О.Э. Мандельштам в центре своей Вселенной, своею поэтического Космоса помещает себя, только себя самого:

...Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

В центре всего, что бы ни появлялось перед внешним и внутренним миром поэта, - всегда он сам, со своими намерениями, упованиями и страстями. Он может смотреть на величавый храм, восхищаться им и одновременно проговориться, выпуская на волю поэтическое тщеславие:

Но чем внимательней, твердыня

Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра -

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй.

И я когда-нибудь прекрасное создам...

На следующем этапе урока целесообразно поговорить о взаимоотношении со временем. Оно у Мандельштама двойственное: при тяге к Вечности поэт утверждал необходимость теснейшего прикосновения ко времени: прятаться от Времени - недостойно человека, но сознавать Время в его подлинности можно лишь, применяя к нему критерии Вечности, иначе оно делает человека своим рабом:

Время срезает меня, как монету,

И мне уже не хватает меня самого.

(1923)

Поэт пытается в своих стихах превозмочь реальное время (30- е гг. XX столетия, тоталитарный режим и репрессии) обращением к неуничтожимому поэтическому слову.

Упомянем о долгом (шестилетнем) молчании, а также о времени, отмеченном скитаниями, и особое внимание обратим на стихотворения, написанные по возвращении в Москву: "В Москве черемухи и телефоны / И казнями там имениты дни", - стихотворение с ленинградскими впечатлениями: "Я вернулся в мой город" знакомый до слез", - где уже сплошные "тюремные", "арестные" ассоциации:

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек звериных.

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

В стихотворениях 30-х годов герой Мандельштама пытается установить контакт со временем, играет с ним, меняет маски. Попытки вступить в дружеский контакт ни к чему не привели. И набирает силу мотив Смерти-Тени:

Я глубоко ушел в немеющее время.

Я тень. Меня нет...

Он мучительно ищет ответа, как спасти личность от обезличивания. И находит - в ценностях культуры, которые у Мандельштама наполнены огромным философским смыслом.

В осознании человеком себя как частицы Времени, Вечности, средоточия Мирового Разума, "вселенской мысли" находит Осип Мандельштам главную опору личности - то, что позволяет хрупкому, невосполнимому, зажатому между двумя небытиями существу преодолевать гнет века, страх смерти, робости перед мирозданием.

Таким образом, постепенно, шаг за шагом постигая разные пласты поэтической вселенной Мандельштама (а до этого учащиеся побывали уже в поэтическом мире Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, А. Ахматовой), закрепляем в сознании старшеклассников понятие - поэтический мир.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Цитируется по: Школьник Б. Очерк "Мандельштам в Петербурге". - Л., 1991. - С. 28.

2 Там же. - С. 34.

3 Там же. - С. 34-35.

стр. 33

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Ю. Манышева, Формирование понятия "поэтический мир" при изучении Творчества О. Э. Мандельштама в XI классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320587&archive=1205324210 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии