Анна Андреевна Ахматова - великая русская поэтесса, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный, неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги ее бесспорны, а творчество увлекает современных юношей и девушек. К сожалению, учитель- словесник при всем желании не сможет выделить на изучение ахматовской лирики более трех учебных часов, а потому систему уроков можно построить следующим образом:
1-й урок. Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. Ахматова и Пушкин.
2-й урок. Послеоктябрьская лирика Анны Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме "Реквием".
3-й урок. Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. "Поэма без героя".
1-й урок можно начать небольшим литературным монтажом или даже поэтическим концертом, который готовится самими учащимися. Непосредственное художественное впечатление от стихов А. Ахматовой позволит углубить восприятие ее лирики. С этой целью учитель дает опережающее задание к первому уроку: подготовить выразительное чтение понравившихся стихов поэтессы, причем не следует требовать сразу же чтения наизусть, можно читать и по книге. Это позволяет выяснить, какие темы ахматовской лирики привлекают учеников. По окончании чтения следует прокомментировать выбор стихов и оценить выразительность исполнения, отметив наиболее удачно прозвучавшие стихи, но важно при этом не навязывать своего мнения. Поэтому завершит эту часть урока выразительное чтение учителя: прочитав 2-3 стихотворения, надо
стр. 20
--------------------------------------------------------------------------------
сказать, почему и как они стали вашими любимыми, какие обстоятельства жизни повлияли на ваш выбор.
После того, как прозвучали стихи поэтессы, заранее подготовившиеся ученики делают небольшие сообщения о жизни и творчестве Ахматовой дооктябрьского периода: "Детские годы", "Юность и начало поэтического творчества", "Анна Ахматова и Николай Гумилев". Для подготовки ученических сообщений на этом и последующих уроках рекомендуется использовать книгу А. И. Павловского "Анна Ахматова" (М., 1991). Учитель комментирует, дополняет и оценивает сообщения, после чего переходит к основной части урока - рассмотрению ранней лирики А. Ахматовой, подчеркнув, что главная тема ее юношеских стихов - любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: "Сжала руки под темной вуалью...", "Песня последней встречи", "Любовь", "Муж хлестал меня узорчатым...", "Я не любви твоей прошу..." и др. Но наряду с изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный, предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создает особую, неповторимую атмосферу стиха. Предметы каждодневного существования, обыденные человеческие действия выступают как фон, на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь.
Далее выразительно прочитывается и анализируется стихотворение "Сжала руки под темной вуалью...":
- Отчего стихотворение написано в драматургической манере?
- Как в нем чередуются диалог и монолог? Какого художественного эффекта позволяет достигнуть подобное чередование?
- Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?
- Как описана "диалектика страданий" мужчины и женщины?
- В чем, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отраженной в стихотворении?
- Как мужчина "отомстил" лирической героине?
По окончании анализа следует указать, что драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряженность и выразительность звучания, приближая ее к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечет за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придает зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряженности действия. Причем изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются лаконизмом и известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: "я сбежала, перил не касаясь", "задыхаясь, я крикнула", "улыбнулся спокойно и жутко" и т.п.
Затем ученики обращаются к тематически близкому стихотворению "Песня последней встречи":
- Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчеркивает его?
- Чему посвящен диалог лирических героев стихотворения?
- Почему возникают мысли о смерти?
- Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?
В "Песне последней встречи" перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнером придуман героиней, а слова его слышатся "между кленов", и поэтессе хотелось бы ответить на них.
Драматургическая природа стихотворения обозначена четко и ясно, она проявляется в подчеркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: "Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки", "Я взглянула на темный дом", "Так беспомощно грудь холодела". Эти скупые детали раскрывают душев-
стр. 21
--------------------------------------------------------------------------------
ные муки героини, ее попытки скрыть свое несчастье.
Завершается эта часть урока выразительным чтением стихотворений "Муж хлестал меня узорчатым...", "Я не любви твоей прошу...", "Сколько просьб у любимой всегда...", после чего предлагаются задания обобщающего характера:
- Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А. Ахматовой?
- Почему они в подавляющем большинстве несчастны?
- Каким показано любовное чувство в стихах поэтессы?
После выполнения заданий следует обобщение учителя.
Лирические героини Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно - несчастливая женская судьба. В стихотворении "Муж хлестал меня узорчатым..." героиня выступает в простонародном обличье, в произведениях "Я не любви твоей прошу..." "Сколько просьб у любимой всегда..." она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихах она то беззаботна, то прихотлива и привередлива, то выступает в облике труженицы, то она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом, представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь.
В поэзии Анны Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, "остановить" мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий, поэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца, еще не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания противоположностей.
Главное в ранней поэзии Ахматовой - это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Все это определяет глубинную трагичность ее лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни.
Особый разговор должен состояться и о роли А-С.Пушкина в творчестве поэтессы. В классе прочитывается стихотворение, написанное в Царском Селе, "Смуглый отрок бродил по аллеям...", и затем ученики отвечают на вопросы учителя:
- Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
- Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
- Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
Продолжая тему Ахматовой и Пушкина, можно порекомендовать для выразительного чтения на уроке стихотворения поэтессы, по-своему переосмыслившей пушкинские сюжеты, - "Царскосельская статуя" и "Вновь подарен мне дремотой...", в котором Ахматова изобразила свое видение Бахчисарая. Что же касается цикла "В Царском Селе", то он подробно охарактеризован в статье М.М. Гиршмана и Э.М. Свенцицкой ""В Царском Селе" А. Ахматовой" (Русская словесность. - 1998. - N 2), учитель также может использовать этот материал для работы на уроке.
Анна Андреевна Ахматова была не только поэтом, но и исследователем-пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях - "Слово о Пушкине", "Пушкин и дети", "Каменный гость" и др. Особенно сильное впечатление оставляет последняя из упомянутых статей, в которой поэтесса рассуждает об эволюции таланта Пушкина, о движении его к реализму, совершенстве драматургической манеры, сопоставляет пушкинского Дона Гуана с подобными героями Моцарта и Мольера. Можно порекомендовать ученикам познакомиться с этой статьей, которая отличается глубиной ос-
стр. 22
--------------------------------------------------------------------------------
мысления "Каменного гостя" и широтой типологических обобщений.
Заканчивая первый урок, учитель дает домашнее задание:
- Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 20-40-е гг.: "Октябрь в жизни и творчестве поэтессы", "Ахматова и эмиграция", "Поэтическое творчество 30-х гг.", "Личная драма поэтессы" с выразительным чтением отрывков из стихотворений, написанных в соответствующий период творчества, а также прочитать дома поэму "Реквием".
В начале 2-го урока проводится краткое повторение ранее изученного литературного материала по вопросам учителя:
- Каков был круг интересов молодой Анны Ахматовой? Расскажите о происхождении ее литературного псевдонима.
- Когда состоялся поэтический дебют Анны Ахматовой?
- Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями?
- Каково ваше впечатление от стихов Анны Ахматовой?
Второй урок по изучению лирики А.А. Ахматовой охватывает произведения, написанные после Октябрьской революции; рекомендуются для изучения такие стихотворения, как "Вечером", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Рыбак", "Смятение", "Муза", "Творчество", "Мужество", а также поэма "Реквием". Занятие целесообразно провести в форме проблемной беседы.
Сначала звучит сообщение ученика "Октябрь в жизни и творчестве поэтессы", затем следует определить, какие из стихов послеоктябрьского периода тематически близки ранней любовной лирике, которая рассматривалась на первом уроке, после чего учитель предлагает обратиться к стихотворениям "Рыбак" и "Смятение". Работа по их анализу организуется с помощью проблемных вопросов:
- Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в указанных стихотворениях?
- Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении "Рыбак"?
- Каков облик возлюбленного в "Смятении"?
После завершения анализа учитель предлагает обратить внимание на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли ее характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии Ахматовой. Затем делается обобщение по теме.
Завершил раннее творчество поэтессы сборник "Anno Domini", изданный в 1921 г. Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная противоречий и социальных потрясений, - время революции и гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике Анны Ахматовой, в ее стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий ее, рожденный революцией новый мир, пытается определить в нем свое место. Для первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живет контрастами времени, которые отразились в таких ее стихах, как "Все расхищено, предано, продано...", "Мне голос был. Он звал утешно..." и др.
В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев, их поединок, лирическое пространство полнится тяжелыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположным значением: "гранитный город славы и беды", "черная нежная весть", "для безумных и светлых нас", "безмолвна песня, музыка нема" и т.п.
стр. 23
--------------------------------------------------------------------------------
Изменился и масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души.
Особое место в ее творчестве занимают отношения с эмиграцией, поэтому далее по ходу урока слушается сообщение "Ахматова и эмиграция", после чего анализируется стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно...":
- Какие строки подчеркивают стойкость лирической героини, ее решимость остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.
- Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает - жалость или осуждение?
- Как сейчас, в изменившихся политических условиях, мы воспринимаем идею этого стихотворения?
- Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нем поэтессой.
Как известно, поэтесса не приняла Октябрьской революции, но не уехала в эмиграцию, разделив со своей Родиной ее судьбу. Жизнь Ахматовой после революции складывалась нелегко, о чем она написала в одном из своих стихотворений:
Я не искала прибыли,
Я славы не ждала.
Я под крылом у гибели
Все тридцать лет жила.
Стихотворения "Мне голос был. Он звал утешно..." и "Не с теми я, кто бросил землю..." очень характерны для ее послереволюционной лирики. Они являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции, .которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть ее в годину тяжелых испытаний.
В стихотворении "Мне голос был. Он звал утешно..." Анна Ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: "звал утешно", "замкнула слух" и т.п. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в.
Далее ученики слушают сообщение "Поэтическое творчество А. Ахматовой 30-х гг.".
Следующая тема беседы - лирика, посвященная проблемам поэтического творчества, призванию поэта в мире. Перед разбором выразительно прочитываются стихотворения "Муза" и "Творчество", сопоставляются и анализируются с помощью вопросов и заданий:
- Как относится к своей Музе поэтесса? Какие строки говорят о роли творчества в ее жизни? Какова эта роль?
- Какая поэтическая связь, поэтическая перекличка намечена в стихотворении?
- Как описано рождение стиха в "Творчестве"? Из чего оно складывается? Сопоставьте, как о том же самом писал А.С. Пушкин. В чем разность поэтического дара его и Ахматовой?
В 30-е гг. в поэзии Ахматовой изменился облик лирической героини, исчезла ее многоликость, ее образ полностью сливается с образом поэта. Теперь стихи строятся как монологи, диалогичность и драматургичность отходят на второй план. Если дооктябрьская лирика отличалась своеобразной замкнутостью на собственном внутреннем мире, самоуглубленностью и сосредоточенностью, то теперь поэтесса выходит к окружающему миру, пытается разобраться в нем.
В эти же годы начал создаваться цикл "Тайны ремесла" (см. об этом статью Я.О. Глембоцкой, М.Н. Дарвина "Стихи о стихах: цикл А. Ахматовой "Тайны ремес-
стр. 24
--------------------------------------------------------------------------------
ла""(Русская словесность. - 2001. - N 3). В этом цикле, продолжая одну из традиционных тем русской классической литературы, Анна Ахматова говорит о своем поэтическом призвании, своих исканиях и обретениях. Характерны сами названия стихов - "Муза" и "Творчество". Стихи о Музе поэтесса писала давно, еще до революции. Однако ее образ постепенно изменяется: то ода идет по осенней дороге ("Муза ушла по дороге..."), то появляется в дырявом платке, то вступает в разговор с лирической героиней. В рассмотренном стихотворении "Муза" она названа "милой гостьей с дудочкой в руке".
Но в конце 30-х гг. образ Музы в лирике поэтессы больше не персонифицируется. Ахматова начинает описывать и рассматривать сам процесс поэтического творчества. Образ поэта запечатлен в стихотворении "Художнику", в котором отразилась диалектика творчества, совместились его полюсы, сказано о вечности и нетленности истинного создания искусства.
Эту же тему развивает стихотворение "Творчество". Оно буквально наполнено описанием звуков и движений окружающего мира, которые сменяются "одним, все победившим звуком", рождаются аналогии с музыкой, но говорится и о недоступных музыке способах отражения мира: "Так вкруг него непоправимо тихо, / Что слышно, как в лесу растет трава". Чем богаче душа поэта, тем разностороннее его описаний бесконечного богатой "жизни человеческого духа". Но из всего этого поэт извлекает законченную тему - "один, все победивший звук".
Ахматова стремится охватить и запечатлеть тот неуловимый миг, когда стих рождается из бесформенного клубка впечатлений и звуков, поэтому в стихотворении господствуют хаотичность, спутанность, многоликое изобилие образов. Во всем это видится некоторое несоответствие поэтического дара Ахматовой и Пушкина, который в стихотворении "Осень" тоже рассказал о рождении стиха.
После обобщения учителя класс прослушивает сообщение "Личная драма поэтессы", а затем анализируется поэма "Реквием":
- Как вы думаете, почему поэма начинается прозаическим предисловием?
- Какие стихотворные строки из "Посвящения" перекликаются с "Предисловием"?
- Как переосмыслила Ахматова пушкинские строки из послания "В Сибирь"?
- Какими были будни "невольных подруг" поэтессы? В чем двойной смысл этого выражения в поэтическом контексте " Реквиема"?
- Как во "Вступлении" поэтесса назвала Ленинград? Как подобное название увеличивало масштабы происходящего ужаса?
- Какой увиделась Русь поэтессе во "Вступлении"?
- Как меняется масштаб событий во II главке? Чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач?
- Как образно обрисовано в IV, V, VI главках горе матери? Какой видится Ахматовой ее прошлая жизнь?
- На чем сосредоточена поэтесса в своем настоящем?
- Как передана стойкость матери в главке "Приговор"?
- С какими словами обращается поэтесса к смерти? Почему эти обращения лишены того горестного пафоса, который характерен для начала поэмы?
- Какой библейский мотив переосмыслила Ахматова в главке "Распятие"? С кем она сравнила себя? Как эти строки углубляют тему материнского страдания?
- Какие строчки "Эпилога" подчеркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?
- Какие женские образы выведены в "Эпилоге"?
- Какое завещание оставляет поэтесса потомкам?
Обобщая работу класса, надо сказать о том, что "Реквием" дошел до читателей только в конце 80-х гг., как и многие другие произведения русской литературы
стр. 25
--------------------------------------------------------------------------------
XX в. Написана поэма преимущественно в 1935- 1940 гг. Открывается она прозаическим предисловием, которое напоминает газетную заметку и вводит нас в атмосферу той эпохи. Поэтессу не узнают. а "опознают", губы у женщины "голубые" от холода и переживаний, окружающие говорят шепотом и "на ухо". Женщина из тюремной очереди просит Ахматову описать это, надеется на торжество справедливости. И поэтесса выполняет свой долг, пишет о подругах по несчастью и о себе самой.
После "Посвящения" следует довольно значительное по объему и содержанию "Вступление", в котором возникают образы уходящих на каторгу или расстрел. Очень своеобразен Ленинград в "Реквиеме", он совсем не похож на поэтично- загадочный Петербург, воспетый в символической поэзии; это город, для характеристики которого использованы беспощадно выразительная метафора:
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Личная тема "Реквиема" - арест сына и страдание матери - начинает звучать только после "Посвящения" и "Вступления". Свое личное горе Ахматова связывает со страданиями всех женщин России и потому говорит о "стрелецких женках", плачущих о погибших мужьях и сыновьях, о том, что жестокость и казни тянутся из прошлого в современность.
Очень сильным по художественной выразительности мотивом; "Реквиема" является сопоставление собственной судьбы с судьбой Божьей Матери, на глазах которой распяли сына (стихотворение "Распятие"), Подобное сопоставление позволяет придать образу скорбящей матери поистине вселенский трагизм, не случайно большинство ученых- литературоведов считают "Распятие"; "идейно-философским центром всей поэмы.
"Эпилог" по своему смыслу перекликается с началом произведения, снова возникает образ тюремной очереди, а затем Анна Ахматова говорит о том, что хотела бы видеть свой памятник у тюремной стены, где она ждала вестей о сыне'.
Можно считать "Реквием" своеобразным лирическим завещанием поэтессы, отражением великой трагедии, пережитой всем народом в годы сталинизма.
После окончания работы на уроке учитель предлагает домашнее задание:
- Подготовить три индивидуальных сообщения: "Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой", "Творчество поэтессы я первое послевоенное десятилетие" и "Конец творческого пути. Итоги жизни".
- Прочитать "Поэму без героя" и подготовить выразительное чтение второго и третьего "Посвящений"; из части первой - "Девятьсот тринадцатый год" - чтение начала I главы, прозаического вступления к главе II и стихов центральной <ее части, а также заключительных строк глав III и IV; глав XII- XVI второй части "Решка"; стихов центральной части "Эпилога ".
3-й урок начинается, как и предыдущий, с краткого устного опроса по изученному:
- Как отнеслась Ахматова к Октябрьской революции? Почему не уехала в эмиграцию?
- Когда в первый раз поэзия Ахматовой была исключена властями из литературной жизни?
- Как прозвучала тема народного горя в поэме " Реквием"?
Продолжится работа на уроке сообщением "Война в судьбе и поэзии А. Ахматовой" и рассмотрением стихотворение "Мужество". Ничего не говоря о том, когда оно было написано, следует предложить ученикам самим определить время его создания, исходя из содержания, после чего следует провести более детальный анализ:
- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
- Почему стихотворение имеет такое название - "Мужество"?
стр. 26
--------------------------------------------------------------------------------
- Отчего придается такое великое значение слову, родному языку?
После ответов на эти вопросы надо провести сопоставление стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Русский язык" и "Мужества" А. Ахматовой:
- Какое чувство объединяет оба произведения?
- Какие сходные образы и мотивы вы можете отыскать в этих стихотворениях?
Характеризуя военную тематику в поэзии Анны Ахматовой, следует сказать, что в 40-е гг. в творчестве поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход за рамки личных, любовных, камерных мотивов. Это отнюдь не означает умаления лирических ценностей, просто Ахматова почувствовала настоятельную потребность быть со своим народом в часы тяжелейших испытаний.
Первый отклик на начавшуюся Вторую мировую войну прозвучал' в цикле "В сороковом году". В первый месяц после начала Великой Отечественной войны было написано ее известное стихотворение "Клятва", а в феврале 1942 г. в печати появляется "Мужество". Его четкий ритм напоминает удары колокола, зовущего народ на битву с врагами. И рядом- с этим - великая вера в могучую силу русского слова, родного языка; заключительные строки как бы перекликаются с "Русским языком" И.С. Тургенева.
С особенной силой и выразительностью звучит в лирике Анны Ахматовой тема блокадного Ленинграда. В стихотворении "А вы, мои друзья последнего призыва!.." есть такие строки: "И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - живые с мертвыми: для славы мертвых нет".
С чеканными строчками "Клятвы" и "Мужества" соседствуют проникновенные стихи, посвященные ленинградским детям:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит" висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Все тяготы и лишения осажденного Ленинграда разделила Анна Ахматова, как делила все в судьбе своей Родины. (Если учитель пожелает подробнее остановиться на патриотической теме - теме России в лирике поэтессы, он может воспользоваться для этого методическими рекомендациями, данными в работе А.И. Фомичевой "Серебряный" век русской поэзии. Анна Ахматова. XI класс" (Литература в школе. - 1998. - N 1).
После этого звучит сообщение "Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие", а дальше на уроке рассматривается последнее крупное произведение Анны Ахматовой - "Поэма без героя". Это одна из самых сложных ее поэм, построенная на чередовании прошлого и настоящего, на резкой смене событий, впечатлений лирической героини, отражающих бурные конфликты эпохи и социальные потрясения. Вот почему в произведении постоянно сталкиваются "век нынешний и век минувший", поэтесса вглядывается в прошлое и оценивает его сквозь призму настоящего. Все это затрудняет восприятие "Поэмы без героя" юными читателями, поэтому знакомство с ней следует провести в форме литературного монтажа из отдельных эпизодов каждой части произведения. После того, как прозвучит литературный монтаж, следует спросить учеников о том, какое впечатление оставила у них поэма, что было в ней непонятным, какие чувства и мысли поэтессы были им близки, какие поэтические строки поразили их сильнее всего.
Затем необходимо дать комментарий к "Поэме без героя".
Упомянутое произведение печаталось в разных сборниках начиная с 1944 г., а наиболее полная прижизненная редакция представлена в 1962 г. в сборнике "Бег времени". С самого начала "Поэма без героя" задумывалась Анной Ахматовой как триптих, т.е. произведение, состоящее из трех частей. В течение четверти века она работала над нею, не прерывая стихотворчества до самой смерти, и потому окончательный "каноничес-
стр. 27
--------------------------------------------------------------------------------
кий" вариант произведения отсутствует, имеются редакции 1946, 1960 и 1962 гг. Но в 1963 г. поэтесса добавила к поэме новые строки, а ее последние дополнения к тексту относятся к 19 апреля 1965 г., когда Ахматова в последний раз просмотрела ее текст. Следует помнить также, что поэтесса, стремясь опубликовать "Поэму без героя", была вынуждена идти на цензурные уступки, и поэтому в разных редакциях имеются купюры и перед литературоведами и текстологами стоит задача составить комментированный свод всех редакций "Поэмы без героя".
Это произведение - раздумья поэтессы о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Ахматовой осмыслить настоящее. Поэтесса погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэтессы - это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несет в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.
Восприятие окружающего мира у лирической героини поэмы в высшей степени субъективно, поэтому читатели становятся свидетелями пересечения разных пластов бытия и сознания, лирики и прозы, внутренних монологов и повествований, настоящего и вчерашнего, страничек лирического дневника и летописи века.
На первом уроке уже говорилось о сходстве ахматовской лирики с драматургией. Комментируя начало поэмы, следует отметить, что ее первая часть построена как своеобразное сценическое действие, рисующее трагедию персонажей - юноши-корнета и Коломбины. К каждой части поэмы даются своеобразные авторские ремарки, предваряющие развитие лирического сюжета, она, как драма, разделяется на части- акты.
"Поэма без героя" - произведение трагедийное, однако трагизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие стойкость, гуманизм и сострадание. Тяжелое, горестное и страшное время, пережитое Россией и ее народом, преобразилось в "Поэме без героя" в прекрасные поэтические строки. В этом - великая тайна подлинной поэзии, слово Ахматовой необычайно зримо, чеканно и образно, в немногих фразах поэтесса выражает самое заветное и сокровенное.
Заканчивается урок последним ученическим сообщением об итогах жизни и творчества Анны Ахматовой и обобщением учителя о значении ее поэзии для последующего развития русской литературы. Можно также предложить ученикам высказать свои собственные суждения о ее лирике, о том, что нового открыли для себя юноши и девушки, читая стихи поэтессы, какие духовные и нравственные приобретения они сделали. Возможно также предложить и обобщающие вопросы по всей теме:
- Какова главная тема ранней лирики поэтессы? Какой характер носит любовное чувство лирической героини?
- Как образная система стихотворений способствует раскрытию душевного состояния героев? Как поэтесса устанавливает ассоциации между разными предметами и явлениями?
- Что характерно для внутреннего мира лирических героинь Ахматовой? Что придает драматичность их любви? Чем отличается герой-мужчина лирики Ахматовой от героини-женщины?
- Как относилась А. Ахматова к Пушкину? Какие стихи посвятила она поэту?
-?Какова тема поэмы "Реквием"? Что делает ее произведением эпическим и реалистическим? Какие разные лирические стили совмещаются в этом произведении?
Заключительная часть урока может быть проведена и в форме викторины, рекомендации по организации которой содержатся в статье Е.Р. Коточиговой и Г.И. Романовой (Русская словесность. - 1998. - N 2).
стр. 28
--------------------------------------------------------------------------------
К следующему уроку предлагается домашнее задание:
- Подготовить устные рецензии о понравившихся вам стихотворениях Анны Ахматовой, составленные как на основе ваших собственных впечатлений, так и обобщений учителя.
- Какие стихи вы бы включили в сборник избранной лирики поэтессы и почему?
- Подготовиться к выразительному чтению стихов А. Ахматовой (стихи учащиеся выбирают и готовят самостоятельно).
Рекомендуемая литература
1. Гиршман М.М., Свенцицкая Э.М. "В Царском Селе" А.Ахматовой // Русская словесность. - 1998. - N 2. - С. 21-26.
2. Глембоцхоя Я.О., Дарвин М.Н. Стихи о стихах: цикл А. Ахматовой "Тайны ремесла" // Русская словесность. - 2001. - N 3.
3. Добин Е.С. Поэзия Анну. Ахматовой // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. - Л., 1981. - С. 4-162.
4. Коточагова Б.Р.. Романова Г.И. А.А. Ахматова: Биография. Лирика. Викторина // Русская словесность. - 1998. - N 2. - С. 52-58.
5. Лиснянская И.Л. Музыка "Поэмы без героя" Анны Ахматовой. - М., 1991.
6. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - М., 1991.
7. Финкельберг М. О герое "Поэмы без героя" // Русская литература, 1992. - N 3. - С. 207 - 224.
8. Фомичева А.И. Серебряный век русской поэзии. Анна Ахматова. XI класс // Литература в школе. - 1998. - N 1. - С. 125-133.
стр. 29