Примерное планирование на I четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Сальникова

Предлагаемое планирование предназначено для учителей, работающих в классах с углубленным изучением русского языка по новому учебному комплексу В. В. Бабайцевой, состоящему из учебника "Теория. 5-11 класс", "Сборника заданий. 6- 7 класс" и "Рабочей тетради. 7 класс".

В VI-VII классах изучается морфология. В VI классе учащиеся познакомились с основными знаменательными частями речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, имена состояния). В VII классе им предстоит изучить местоимение, причастие, деепричастие, служебные части речи (предлог, союз, частица) и междометие. Такое распределение материала не случайно, оно позволяет иначе организовать повторение пройденного в VI классе: при изучении местоимения повторить

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

сведения о существительном, прилагательном, числительном и наречии, а перед изучением причастия и деепричастия повторить изученное о глаголе.

Планирование составлено из расчета 5 уроков в неделю (всего - 170 часов), включая уроки развития речи. Напомним, что особенностью нового комплекса является иной подход к развитию речи: теоретический и практический речеведческий материал органически включен во все уроки русского языка, обеспечивая тем самым интеграцию языка и речи. Задания, направленные на развитие речи, обозначены значком (Р).

В учебный комплекс входит рабочая тетрадь. Одним из вариантов работы с ней может стать такой: учащиеся получают задание на неделю, 10-12 упражнений по рабочей тетради на тему, изучаемую в данный момент. Раз в неделю учитель собирает тетради, проверяет все упражнения, выставляет ученику общую оценку. В начале одного из уроков целесообразно разобрать типичные ошибки или выполнить наиболее трудное упражнение. Все это развивает навыки самостоятельной работы, учит планировать деятельность, способствует организации систематических занятий по русскому языку. Конечно, учитель может по своему усмотрению включать отдельные упражнения в материал урока или предлагать учащимся в качестве дополнительных или индивидуальных заданий.

I четверть (45 часов)

Вводный урок.

Цель урока - настроить учащихся на работу со словом, активизировать их познавательные потребности.

Начинаем урок с записи высказывания А. И. Герцена о русском языке (сборник заданий, с. 190). Предлагаем учащимся объяснить, как они поняли это высказывание, и проиллюстрировать примерами, подобрав слова разных частей речи. При обсуждении попросим учеников найти в сборнике заданий другие высказывания известных людей о богатстве языка и прокомментировать их. Некоторые высказывания можно записать в тетрадь.

Теперь перейдем к повторению изученного в VI классе. Вопросы: какой раздел науки о языке мы изучали в прошлом году? Что называют частями речи? Какие части речи вы знаете? Приведите примеры. Какие признаки частей речи вы знаете? Охарактеризуйте по этим признакам имя существительное и глагол.

Следующее задание: подписать над всеми словами записанного предложения части речи. Выписать по одному существительному, прилагательному и глаголу и произвести морфологический разбор.

Закончим урок записью высказывания Г. Белля " За каждым словом стоит целый мир " . Разбираем предложение по членам, указываем части речи.

Д/з.: расскажите все, что можете, о слове язык.

Местоимение (36 часов)

Уроки 1-2. Понятие о местоимении.

Цель уроков - познакомить учащихся с местоимением как частью речи, показать зависимость морфологических признаков местоимения от того, какую часть речи они заменяют.

Проверка домашнего задания позволяет повторить морфологические признаки существительного, лексическое значение слова, многозначность слова, лексические омонимы, фонетический разбор.

Знакомимся с порядком морфологического разбора местоимения (с. 189 "Сборника..."), отвечаем на вопросы (упр. 725).

Выполнение упр. 726 направлено на формирование умения заменять слова разных частей речи местоимениями. Если возникнут трудности, можно обратиться к пар. 148.

Следующий этап работы - составление плана пар. 148.

(Р) Комплексный анализ текста (упр. 727).

Задание. Запишите текст под диктовку.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Ты самое большое чудо Божье.

Так не губи меня красой своей.

Родителям я в мире всех дороже -

У нас в семье нет больше сыновей.

Я человек простой и немудрящий.

Подруга - бурка мне, а брат - кинжал.

Но будь со мною ты, в дремучей чаще

Мне бы целый мир с тобой принадлежал.

(Николоз Бараташвили)

* О чем идет речь в стихотворении? К кому обращается автор? Почему адресат не назван? Какова роль местоимений в данном тексте?

* Выпишите местоимения, поставьте их в начальную форму, укажите, какую часть речи они заменяют.

* Произведите морфологический разбор местоимений (у) нас, всех.

Д/з.: пар. 148; повт. пар. 86-101; упр. 727, п. 3.

Уроки 3-4. Местоимения-существительные.

Цель уроков - повторить изученное о существительном в VI классе, познакомить с местоимениями-существительными, научить определять их морфологические признаки и использовать их в речи.

Проверка домашнего задания. Учащиеся читают выписанные из текста местоимения, определяют морфологические признаки местоимений- существительных.

Задание. Запишите текст под диктовку.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх - проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

(К. Паустовский. "Золотая роза")

* Выпишите существительные, соответствующие схеме объясните правописание суффиксов. Каким способом образованы эти слова?

* Найдите разносклоняемое существительное, обозначьте морфемы. Какие еще существительные относятся к разносклоняемым?

* Сделайте пунктуационный разбор предложений последнего абзаца.

* Выпишите существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа. К какому разряду по значению они относятся? Приведите по 2-3 своих примера к каждой группе.

* Произведите морфологический разбор: I вариант - (во) льду, II вариант - (на) буграх.

(Р) Запишите 10-15 слов, обозначающих осенние природные явления. Составьте с ними текст-описание.

Повторяем правописание существительных. Распределите слова по рубрикам таблицы.

- чик-/-щик-
- ец-/-иц-
- ек-/- ик
- онок-/-енок-















Паромщик, ключик, метелица, галчонок, креслице, письмецо, грузчик, перевозчик, ежик, горошек, козленок, гостиница, объездчик, ружьецо, платьице, верблюжонок, крючочек, бельчонок, замочек, звоночек.

Дополните рубрики таблицы 3-4 своими примерами.

(Р) Редактирование. Замена повторяющихся существительных местоимениями. Указать в записанном тексте падеж местоимений (упр. 731).

Д/з.: повт. пар. 121-131, пар. 149, ч. I; выписать из произведений художественной литературы 5-6 предложений с местоимениями- существительными, указать их морфологические признаки.

Уроки 5-6. Местоимения-прилагательные.

Запишем еще один отрывок из книги К. Паустовского "Золотая роза".

...Перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает "сентябрить".

Вянет земля, но еще впереди "бабье лето" с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паути-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

ной ("пряжей богородицы", как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. "Осенняя пора - очей очарованье".

Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер "сиверко", бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

(Р) Комплексный анализ текста.

* Определите тему текста и основную мысль. Подчеркните ключевые слова. Озаглавьте текст.

* Определите тип и стиль речи. Докажите свою точку зрения.

* Найдите примеры метафор, эпитетов, сравнений. Какова их роль в тексте?

* Чьи слова приводит Паустовский? С какой целью? Какие еще виды аргументов вы знаете? Какую неточность допускает автор при цитировании? (Ср. у Пушкина: "Унылая пора! очей очарованье!") Оправдана ли она?

* Укажите род, число, падеж прилагательных из второго предложения. У остальных прилагательных определите разряд по значению.

* Выпишите из текста 2 качественных прилагательных, образуйте от них краткие формы и формы степеней сравнения. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Задание. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, обозначьте суффиксы прилагательных.

Весна, утро, кожа, песок, холст, ландыш, решетка, веснушки, грек, рыбак, извозчик, француз, враг, груша; гореть, преть, терпеть, беречь, уступать.

Задание. Заполните таблицу своими примерами.

- н -
- онн-/-енн-
- ин-
- ан-/-ян-















Задание. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Объясните написание не. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

1) Во время этой поездки я видел много озер, лесов, много нежаркого солнца и неярких далей, но мало людей (Паустовский). 2) Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы... (Л. Андреев). 3) Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз (Л. Андреев).

Д/з.: пар. 149, ч. II; повт. пар. 132-138; выписать из текстов художественной литературы 5-6 предложений с местоимениями- прилагательными, указать их морфологические признаки.

Урок 7. Местоимения-числительные.

Начнем урок с ответов на вопросы: на какие группы по строению и значению делятся числительные? Как склоняются количественные числительные? порядковые? Устно просклоняйте числительные шестьдесят шесть, семьсот восьмидесятый. Какие местоимения-числительные вы знаете? Просклоняйте слово сколько.

Запишите текст под диктовку. Подчеркните числительные как члены предложения.

Морские крокодилы - самые крупные рептилии, дожившие до наших дней. В среднем их длина достигает 4,5 м, однако есть сообщения о значительно более крупных экземплярах. Так, в 1954 г, был убит крокодил длиной 8 м и весом около 2 т; ширина его туловища была 1,5 м.

("Тайны живой природы")

(Р) Составьте диалог, используя местоимения-числительные сколько, столько, несколько и числительные.

Д/з.: пар. 149, ч. III; повт. пар. 139-145; выписать из научно-популярных текстов 5-6 предложений с числительными, указать их разряд.

Уроки 8-9. Местоимения-наречия.

Начинаем урок с выполнения упр. 729, составления предложений (упр. 733) и ответов на шуточные вопросы (упр. 730 - устно).

Задание. Записать текст под диктовку. Подчеркнуть грамматические основы.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная -

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (Л. Андреев. "Кусака")

* Какими языковыми средствами передает писатель состояние собаки? Какую роль играет описание природы?

* Укажите разряды наречий по значению.

* Произведите морфемный разбор наречия бесшумно.

* Выпишите местоимения, укажите, какую часть речи они заменяют, и их морфологические признаки.

(Р) Редактирование. Устранение неясности при использовании местоимений - упр. 732.

Д/з.: пар. 149, упр. 734.

Урок 10. Контрольный диктант

Диктант

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. <...>

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты. Темнело рано. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.

Но потом я перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта. (149 слов)

(К. Паустовский)

Уроки 11-12. Личные местоимения.

Учащиеся уже имеют представление о личных местоимениях, поэтому начнем урок с выполнения упражнений 735, 736, 737.

Читаем пар. 150, составляем простой план, используя вопросительные предложения.

Закрепление умения образовывать формы косвенных падежей местоимений 3-го лица - упр. 738-740.

(Р) Предлагаем учащимся составить на основе этих словосочетаний текст.

Шуточные и игровые задания 743, 744.

Упр. 741 можно использовать для самостоятельной работы.

Д/з.: пар. 150, упр. 742.

Урок 13. Возвратное местоимение.

Проверка домашнего задания. Учащиеся читают выписанные из сказок А. С. Пушкина предложения с обращениями и личными местоимениями 2-го лица, делают вывод об их употреблении. Затем пересказывают пар. 150 по плану, составленному на прошлом уроке. Предварительно можно провести взаимоопрос в парах по вопросам плана.

Знакомимся с возвратным местоимением, читаем пар. 151.

Упр. 745 - составление предложений с фразеологизмами.

(Р) Рассуждение на лингвистическую тему - упр. 747 повышенной сложности.

Д/з.:пар. 151. yпp. 746.

Уроки 14-15. Притяжательные местоимения.

Анализ языкового материала (упр. 748) - первый этап урока.

Языковой эксперимент - упр. 749 (устно).

Синтаксическая функция и морфологические признаки притяжательных местоимений - упр. 750.

(Р) Мини-сочинение-рассуждение по пословице.

Морфологический разбор местоимений (упр. 753) - самостоятельная работа.

Д/з.: пар. 152, упр. 752.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 16. (Р) Подробное изложение.

Готовимся к изложению по упражнению 751.

Уроки 17-18. Вопросительные местоимения.

Повторяем группы местоимений по соотношению с другими частями речи (упр. 754).

"Четвертое лишнее" - упр. 755 (устно).

Повторяем правила постановки знаков препинания при прямой речи - упр. 756.

Морфологический разбор вопросительных местоимений - упр. 757.

(Р) Составление текста (монолога или диалога) с использованием вопросительных местоимений - упр. 758 или 759 на выбор учащихся.

(Р) Выполняем упр. 760 и предлагаем учащимся письменно ответить на любой вопрос.

Д/з.: пар. 153, составить 5-6 вопросов для интервью с интересным человеком.

Уроки 19-20. Относительные местоимения.

(Р) Начало урока посвятим речевому жанру интервью. Учащиеся читают составленные вопросы. Обращаем их внимание на то, что вопросы должны быть интересны собеседнику, корректны, лаконичны, просты по форме, понятны (не иметь двойного толкования). В начале интервью необходимо представить собеседника, коротко рассказать о нем. Текст интервью оформляется как диалог. В репликах собеседника надо стремиться сохранить особенности стиля говорящего.

К следующему уроку ученики скорректируют свои вопросы и возьмут интервью у интересного им человека.

Объяснение нового материала строим на анализе предложений - упр. 761. Составление аналогичных пар предложений - упр. 762.

Использование местоимения который, определение синтаксической функции - упр. 763 (письменно), упр. 764 (устно).

(Р) Использование фразеологизмов в речи - упр. 765.

Д/з.: пар. 154, подготовиться к сочинению в жанре интервью.

Урок 21. (Р) Сочинение в жанре интервью.

Урок 22. (Р) Анализ сочинений.

Урок 23. Неопределенные местоимения.

Заполняем таблицу (упр. 766).

Затем читаем пар. 155.

Упр. 767-769 выполняем устно, упр. 772 - письменно.

(Р) После заполнения таблицы (упр. 771) составляем текст с использованием неопределенных местоимений.

Д/з.: пар. 155, упр. 770.

Уроки 24-25. Отрицательные местоимения.

Упр. 773 позволит не только познакомиться с отрицательными местоимениями, но и повторить спряжение глаголов.

Знакомимся с правилом - пар. 156.

Закрепление правописания отрицательных местоимений - упр. 774, 775.

Словарный диктант с предварительной подготовкой - упр. 776.

Повторяем пунктуацию при однородных членах предложения с обобщающим словом (упр. 778).

Использование фразеологизмов в речи - упр. 779.

(Р) Упр. 781 - написать сказку, используя отрицательные и неопределенные местоимения.

Д/з.: повт. пар. 155, 156, упр. 780.

Урок 26. Правописание отрицательных местоимений.

Устно выполняем упр. 782 и 784. Самостоятельная работа - упр. 786.

(Р) Продолжить диалог - упр. 785.

Д/з.: повт. пар. 155, 156, упр. 777 или 783 (на выбор).

Уроки 27-28. Определительные местоимения.

Анализ языкового материала (упр. 787). Читаем пар. 157, обращаем внимание на синтаксическую функцию определительных местоимений.

Закрепление орфографических умений и определение синтаксических функций местоимений - упр. 788.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

Употребление определительных местоимений в речи - упр. 789 (письменно), 794 (устно).

"Четвертое лишнее" - упр. 790 (устно).

Определительные местоимения в роли обобщающих слов в предложениях с однородными членами предложения и пунктуация при них - упр. 792, в сложных предложениях - упр. 795. Упр. 793 (повышенной сложности) - синтаксическая функция определительных местоимений.

(Р) Анализ слов упражнения 796, составление предложений со словами, употребляемыми в научном и официально-деловом стиле речи.

Д/з.: пар. 157, упр. 797.

Уроки 29-30. Указательные местоимения.

Проверка домашнего задания: комментирование орфограмм, морфологический разбор местоимений и выделенных слов.

Упр. 798 - морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений.

Чтение пар. 158. Выполнение упр. 799.

Задание. Заполнить рубрики таблицы.

Разряд местоимений
Вопросы
Примеры












Упр. 801 - разбор по членам предложения, закрепление умения определять разряд местоимений.

Д/з.: пар. 158, упр. 800.

Урок 31. (Р) Краткое изложение.

Текст и вопросы к нему - упр. 804.

Уроки 32-33. Обобщающий урок по теме "Местоимение".

Заполнение обобщающей таблицы.

Группы местоимений по соотношению с частями речи
Морфологические признаки
Разряды по значению
Примеры















Определение разрядов местоимений - упр. 802.

(Р) Рассуждение на лингвистическую тему - упр. 803 (письменно).

Работа в группах: подготовить аргументированный ответ на вопрос, подобрать примеры (упр. 805). Как правило, самостоятельная работа в группе занимает 10-15 минут, после чего представитель каждой группы (выбираемый учителем либо группой) делает сообщение, а остальные учащиеся задают группе дополнительные вопросы.

Д/з.: повт. пар. 148-158, рассказать о выделенных местоимениях (упр. 804) все, что можете.

Урок 34. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Диктант

Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль.

Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи.

На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев.

Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега.

Балтика зимой пустынна и угрюма. (141 слово)

(К. Паустовский)

Дополнительные задания

1. Подписать над всеми местоимениями разряды.

2. Произвести морфологический разбор:

I вариант - кто-то;

II вариант - все.

3. Произвести синтаксический разбор:

I вариант - 3-го предложения;

II вариант - 8-го предложения.

4. Выписать:

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

I вариант - 2-3 местоимения-прилагательных, указать морфологические признаки;

II вариант - 2-3 местоимения-существительных, указать морфологические признаки.

Урок 35. Анализ контрольного диктанта.

Урок 36. (Р) Сочинение-повествование в форме письма другу.

Возможные темы: "Что я собираюсь делать во время осенних каникул", "Чем я занимаюсь в свободное время", "Мои друзья", "Новости школьной жизни" и т. п.

Урок 37. (Р) Анализ сочинения.

Уроки 38-39. Повторение изученного о глаголе.

Записываем под диктовку текст.

Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.

На третий день прошел небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал в нескольких местах у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.

Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку. Они провинтили ее насквозь, потом прокололи рубашку и среди ночи добрались наконец до моей кожи и начали осторожно покалывать ее.

(К. Паустовский. "Золотая роза")

(Р) * Определите тему текста, подчеркните ключевые слова. Какие это части речи?

* Определите тип речи. Обоснуйте свое мнение. Какую роль играют глаголы в данном тексте?

* Определите вид и время глаголов. Как связаны эти категории?

* Произведите морфемный разбор глаголов почувствовал, покалывать. Какие суффиксы называют формообразовательными?

* Как изменяются глаголы? Определите непостоянные морфологические признаки глаголов спали, прошел, отсырела.

* Обозначьте основу глагола ввинчиваться. Как называется такая основа? У каких глаголов она встречается?

Задание. Заполнить таблицу. Указать вид глагола.

Инфинитив
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время

Прочитать










Перечитывать










Строить










Выстроить








Клеить








Мигать











Задание. Образуйте от инфинитивов формы 2 лица ед. ч., 3 лица мн. ч. наст. или буд. вр. и м. р. ед. ч. прош. вр. Укажите спряжение глаголов. Обозначьте окончания глаголов.

Сеять, колоть, бороться, дышать, ненавидеть, клеить, стелить, терпеть, веять, пилить.

(Р) Вспомните и запишите 3-4 пословицы с глаголами в форме 2 л. ед. ч. наст. или буд. вр. и в форме повелительного Наклонения. По одной из них напишите небольшое сочинение-рассуждение.

Д/з.: повт. пар. 102-120; выписать из произведений художественной литературы 6 предложений с глаголами в форме разных наклонений, указать их морфологические признаки.

Причастие (41 час)

Уроки 40-41. Понятие о причастии.

Начинаем уроки с чтения порядка морфологического разбора причастия и ответов на вопросы - упр. 806.

Читаем пар. 159, составляем конспект.

Выполняем упр. 807 - опознавание причастий - и упр. 808 - различение паронимов.

(Р) Составление предложений с выделенными парами слов - упр. 808.

Задание. Запишите предложения из поэмы А. С. Пушкина "Цыганы", обозначьте морфемы у причастий.

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют. <...>

В шатре одном старик не спит;

Он перед углями сидит,

Согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит

Ночным подернутое паром.

Д/з.: пар. 159, выписать из художественной литературы 5-6 предложений с причастиями, обозначить их морфемный состав.

Уроки 42-43. Признаки прилагательного у причастий.

(Р) Комплексный анализ текста - упр. 809. Различение прилагательных и причастий способом синонимической замены словосочетаний, заполнение таблицы.

Правописание окончаний причастий, морфологические признаки - упр. 810.

(Р) Подбор эпитетов-причастий к существительным (упр. 811). Сочинение-миниатюра "Летний вечер".

Сопоставление предложений с причастными оборотами и придаточными предложениями - упр. 813 (устно).

Согласование причастий с существительными-упр.816.

Вывод: какие признаки частей речи являются общими у причастий и прилагательных? (см. упр. 820). Составление плана ответа, самопроверка по пар. 160.

Д/з.: пар. 160, упр. 814, 812 (устно, подготовка к диктанту).

Уроки 44-45. Правописание окончаний причастий.

Начнем урок со словарного диктанта по упр. 812.

Проверяем домашнее задание (N 814): комментирование орфограмм, суффиксы прилагательных и причастий.

Рассказ об общих признаках прилагательных и причастий по плану, составленному на предыдущем уроке.

(Р) Работа с репродукцией картины И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" - упр. 818.

Восстановление текстов И. С. Тургенева и А. С. Пушкина (упр. 821 и 822).

Самостоятельная работа - упр. 819.

Д/з.: повт. пар. 159, 160.

стр. 69

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Сальникова, Примерное планирование на I четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320311&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии