Между приставкой и корнем

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. М. Бондаренко

Казалось бы, что может оказаться между приставкой и корнем? Уж если они срослись, их ничто не может разделить. Но это не совсем так. В некоторых словах все же встречается что-то, что может разделить приставку и корень. Вспомните, что это такое и в каких словах встречается. Только после того как сделаете все возможное, читайте дальше.

Конечно, вы вспомнили: если приставка оканчивается на согласный звук, а корень начинается на одну из четырех гласных: е, ю, я, е - между ними возникает разделительный твердый знак - ъ.

Задание N 1. Проверьте вашу память.

1) Вспомните и запишите приставки, которые заканчиваются на согласный звук.

2) Вспомните и запишите как можно больше слов, которые начинаются на е, ю, я, е.

3) Соединяя приставки с этими словами, составьте как можно больше слов с ъ.

Для тех, у кого это не получилось, предлагаем задание полегче. Выделите корни в словах проезд, заем, появление, пояснение. Пользуясь различными приставками, образуйте от этих корней как можно больше слов с твердым знаком.

Задание N 2. Запомните и запишите по памяти шуточное стихотворение, а потом проверьте себя по книжке.

Волк ужасно разъярен:

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки -

Объегорил злого волка.

(В. Лунин)

Задание N 3. К словам из первого раздела подберите синонимы из второго раздела и запишите их попарно.

1) Конгресс, недостаток, впрыскивание, справедливость, парадное, взлохмаченный, отбытие.

2) Объективность, съезд, изъян, инъекция, взъерошенный, подъезд, отъезд.

Диктант с предварительной подготовкой

Прочитайте текст, выпишите все трудные для вас слова, запомните их, а потом запишите текст под диктовку.

Вот какая история сохранилась в памяти жителей Сицилии. В восьмидесятые годы прошлого века город Мессина был объят страхом. Один из его горожан пользовался зловещей славой отъявленного убийцы. По необъявленному правилу, ка-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

реты и всадники объезжали улицу, где он жил. Встретив его на улице, люди старались сжаться, съежиться, поскорее свернуть в переулки. Они боялись стать его жертвой. Он обладал необъяснимым свойством: люди, на которых задерживался его взгляд, через некоторое время умирали. Но никто не мог ни привлечь его к ответственности, ни даже предъявить ему обвинение, потому что убивал он сверхъестественным способом - взглядом. И все же он был наказан. Остановившись однажды у витрины магазина, он долго рассматривал свое отражение в зеркале. Именно это стало причиной его скоропостижной смерти. По крайней мере, так объясняли это событие жители города. (Из газет.)

Задание N 4. Замените придаточные определительные предложения одним словом с ъ.

1) Зона, свободная от ядерного оружия; 2) право, которое нельзя отнять; 3) груз, который нельзя поднять.

Ответ: безъядерная, неотъемлемое, неподъемный.

Задание N 5. Найдите в предложениях слова, которые можно заменить синонимами с ъ, и произведите эту замену.

1) После обеда огрызки отнесли в хлев.

2) Я хочу сделать небольшое сообщение.

3) Петя любит зло пошутить. Ответ: 1) объедки, 2) объявление, 3) съязвить, съехидничать.

Зрительный диктант

Запомните и запишите по памяти, а потом проверьте себя.

Никогда не существовавший, но очень известный в России в прошлом веке автор Козьма Прутков утверждал: "Никто не может объять необъятное".

Словарный диктант

Неизъяснимый, неотъемлемый, неподъемный, объединенный, объезженный, объездчик, необъяснимый, разъединение, волеизъявление.

А теперь мы предлагаем вам работу потруднее.

Задание N 6. Вспомните слова иностранного происхождения, в которых пишется ъ после приставок ад, ин, кон, об, суб. Только после того как вы сделаете все возможное, загляните в ответ.

Ответ: адъютант, адъюнкт, инъекция, конъюнктура, конъюнктивит, объект, субъект.

Если среди этих слов есть непонятные для вас, выясните их значение. Подумайте, какие из этих слов вы могли бы свободно употребить в собственной речи.

Какие опасности угрожают вам при встрече с этой орфограммой? Почти у каждой уважающей себя орфограммы есть, условно говоря, "спутник", т.е. то, с чем ее можно спутать. Таким "спутником" твердого знака является, конечно, мягкий знак.

Но вы-то уже не спутаете!

Запишите (под диктовку или прочитав и закрыв книгу) такую смешною фразу: "Без изъяна, без изъяна не родится обезьяна. Понимать же, что с чем связано, обезьяна не обязана".

Вот вам для ориентировки золотое правило: каждый знак - знай свое место! Твердый - только между приставкой и корнем. Мягкий - в остальных частях слова.

Задание N 7. Вставьте по смыслу пропущенные слова.

1) Внутренний вид помещения называется ... 2) Произведение, написанное для постановки в театре, называется ... 3) Беседа с известным человеком, предназначенная для средств массовой информации, называется ... 4) Самое распространенное сегодня слово в мире современной технологии ...

Ответ: 1) интерьер, 2) пьеса, 3) интервью, 4) компьютер.

А теперь проверьте свою память. Запишите в два столбика столько слов, сколько вам удастся вспомнить. В первый столбик - слова с разделительным ъ, во второй - с разделительным ь. Просмотрев все эти слова, подумайте, нельзя ли объединить какие-нибудь из них в небольшой интересный текст.

Операция "ы" Задание N 8. Образуйте все возмож-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

ные слова с приставками от глаголов искать и играть.

Обратите внимание на то, что произошло с и в тех образованных вами словах, в которых приставка заканчивается на согласный звук.

Конечно, такие слова, как обыск или розыгрыш вы написали через ы, даже если не вспомнили соответствующего правила.

Кстати, вспомните его. Оно совсем простое: после приставки, оканчивающейся на согласную, и переходит в ы.

Задание N 9. Теперь образуйте при помощи приставок, заканчивающихся на согласную, прилагательные от слов: искусство, идея, имя, исход, известие, инфаркт, интерес, инициатива.

Ответ: безыскусственный, безыдейный, безымянный, безысходный, небезызвестный, предынфарктный, небезынтересный, безынициативный.

Наверное, вы справились с этими словами: ведь они пишутся по тому же простенькому правилу. Но все-таки это ошибкоопасные слова. Поэтому перечитайте их внимательно. Те из них, которые кажутся вам трудными, проговорите, представьте на "мысленном экране", запишите по памяти и проверьте себя. Со словами, в которых были ошибки, придумайте какой- нибудь веселый пример.

Диктант с предварительной подготовкой

Прочитайте текст, выпишите из него все трудные для вас слова, постарайтесь их запомнить, а потом запишите текст под диктовку.

В одном из журналов мы встретили такое небезыинтересное сообщение.

В Англии существует молодежная организация бойскаутов. Каждый год руководители этой организации вручают премии молодым людям, достигшим выдающихся успехов в какой-либо области. Однажды эти премии были вручены трем безызвестным, ничего замечательного не совершившим юношам, которые находились в больнице с неизлечимыми заболеваниями. Эти ребята мужественно переносили свои страдания и держались бодро и стойко. Их выдержка и сила духа были признаны не менее значительным достижением, чем, например, выдающиеся успехи в спорте.

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. М. Бондаренко, Между приставкой и корнем // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320280&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии