Казалось бы, что может оказаться между приставкой и корнем? Уж если они срослись, их ничто не может разделить. Но это не совсем так. В некоторых словах все же встречается что-то, что может разделить приставку и корень. Вспомните, что это такое и в каких словах встречается. Только после того как сделаете все возможное, читайте дальше.
Конечно, вы вспомнили: если приставка оканчивается на согласный звук, а корень начинается на одну из четырех гласных: е, ю, я, е - между ними возникает разделительный твердый знак - ъ.
Задание N 1. Проверьте вашу память.
1) Вспомните и запишите приставки, которые заканчиваются на согласный звук.
2) Вспомните и запишите как можно больше слов, которые начинаются на е, ю, я, е.
3) Соединяя приставки с этими словами, составьте как можно больше слов с ъ.
Для тех, у кого это не получилось, предлагаем задание полегче. Выделите корни в словах проезд, заем, появление, пояснение. Пользуясь различными приставками, образуйте от этих корней как можно больше слов с твердым знаком.
Задание N 2. Запомните и запишите по памяти шуточное стихотворение, а потом проверьте себя по книжке.
Волк ужасно разъярен:
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)
Задание N 3. К словам из первого раздела подберите синонимы из второго раздела и запишите их попарно.
1) Конгресс, недостаток, впрыскивание, справедливость, парадное, взлохмаченный, отбытие.
2) Объективность, съезд, изъян, инъекция, взъерошенный, подъезд, отъезд.
Диктант с предварительной подготовкой
Прочитайте текст, выпишите все трудные для вас слова, запомните их, а потом запишите текст под диктовку.
Вот какая история сохранилась в памяти жителей Сицилии. В восьмидесятые годы прошлого века город Мессина был объят страхом. Один из его горожан пользовался зловещей славой отъявленного убийцы. По необъявленному правилу, ка-
стр. 59
--------------------------------------------------------------------------------
реты и всадники объезжали улицу, где он жил. Встретив его на улице, люди старались сжаться, съежиться, поскорее свернуть в переулки. Они боялись стать его жертвой. Он обладал необъяснимым свойством: люди, на которых задерживался его взгляд, через некоторое время умирали. Но никто не мог ни привлечь его к ответственности, ни даже предъявить ему обвинение, потому что убивал он сверхъестественным способом - взглядом. И все же он был наказан. Остановившись однажды у витрины магазина, он долго рассматривал свое отражение в зеркале. Именно это стало причиной его скоропостижной смерти. По крайней мере, так объясняли это событие жители города. (Из газет.)
Задание N 4. Замените придаточные определительные предложения одним словом с ъ.
1) Зона, свободная от ядерного оружия; 2) право, которое нельзя отнять; 3) груз, который нельзя поднять.
Ответ: безъядерная, неотъемлемое, неподъемный.
Задание N 5. Найдите в предложениях слова, которые можно заменить синонимами с ъ, и произведите эту замену.
1) После обеда огрызки отнесли в хлев.
2) Я хочу сделать небольшое сообщение.
3) Петя любит зло пошутить. Ответ: 1) объедки, 2) объявление, 3) съязвить, съехидничать.
Зрительный диктант
Запомните и запишите по памяти, а потом проверьте себя.
Никогда не существовавший, но очень известный в России в прошлом веке автор Козьма Прутков утверждал: "Никто не может объять необъятное".
Словарный диктант
Неизъяснимый, неотъемлемый, неподъемный, объединенный, объезженный, объездчик, необъяснимый, разъединение, волеизъявление.
А теперь мы предлагаем вам работу потруднее.
Задание N 6. Вспомните слова иностранного происхождения, в которых пишется ъ после приставок ад, ин, кон, об, суб. Только после того как вы сделаете все возможное, загляните в ответ.
Ответ: адъютант, адъюнкт, инъекция, конъюнктура, конъюнктивит, объект, субъект.
Если среди этих слов есть непонятные для вас, выясните их значение. Подумайте, какие из этих слов вы могли бы свободно употребить в собственной речи.
Какие опасности угрожают вам при встрече с этой орфограммой? Почти у каждой уважающей себя орфограммы есть, условно говоря, "спутник", т.е. то, с чем ее можно спутать. Таким "спутником" твердого знака является, конечно, мягкий знак.
Но вы-то уже не спутаете!
Запишите (под диктовку или прочитав и закрыв книгу) такую смешною фразу: "Без изъяна, без изъяна не родится обезьяна. Понимать же, что с чем связано, обезьяна не обязана".
Вот вам для ориентировки золотое правило: каждый знак - знай свое место! Твердый - только между приставкой и корнем. Мягкий - в остальных частях слова.
Задание N 7. Вставьте по смыслу пропущенные слова.
1) Внутренний вид помещения называется ... 2) Произведение, написанное для постановки в театре, называется ... 3) Беседа с известным человеком, предназначенная для средств массовой информации, называется ... 4) Самое распространенное сегодня слово в мире современной технологии ...
Ответ: 1) интерьер, 2) пьеса, 3) интервью, 4) компьютер.
А теперь проверьте свою память. Запишите в два столбика столько слов, сколько вам удастся вспомнить. В первый столбик - слова с разделительным ъ, во второй - с разделительным ь. Просмотрев все эти слова, подумайте, нельзя ли объединить какие-нибудь из них в небольшой интересный текст.
Операция "ы" Задание N 8. Образуйте все возмож-
стр. 60
--------------------------------------------------------------------------------
ные слова с приставками от глаголов искать и играть.
Обратите внимание на то, что произошло с и в тех образованных вами словах, в которых приставка заканчивается на согласный звук.
Конечно, такие слова, как обыск или розыгрыш вы написали через ы, даже если не вспомнили соответствующего правила.
Кстати, вспомните его. Оно совсем простое: после приставки, оканчивающейся на согласную, и переходит в ы.
Задание N 9. Теперь образуйте при помощи приставок, заканчивающихся на согласную, прилагательные от слов: искусство, идея, имя, исход, известие, инфаркт, интерес, инициатива.
Ответ: безыскусственный, безыдейный, безымянный, безысходный, небезызвестный, предынфарктный, небезынтересный, безынициативный.
Наверное, вы справились с этими словами: ведь они пишутся по тому же простенькому правилу. Но все-таки это ошибкоопасные слова. Поэтому перечитайте их внимательно. Те из них, которые кажутся вам трудными, проговорите, представьте на "мысленном экране", запишите по памяти и проверьте себя. Со словами, в которых были ошибки, придумайте какой- нибудь веселый пример.
Диктант с предварительной подготовкой
Прочитайте текст, выпишите из него все трудные для вас слова, постарайтесь их запомнить, а потом запишите текст под диктовку.
В одном из журналов мы встретили такое небезыинтересное сообщение.
В Англии существует молодежная организация бойскаутов. Каждый год руководители этой организации вручают премии молодым людям, достигшим выдающихся успехов в какой-либо области. Однажды эти премии были вручены трем безызвестным, ничего замечательного не совершившим юношам, которые находились в больнице с неизлечимыми заболеваниями. Эти ребята мужественно переносили свои страдания и держались бодро и стойко. Их выдержка и сила духа были признаны не менее значительным достижением, чем, например, выдающиеся успехи в спорте.
стр. 61