Стихотворение Т. Белозерова "Сохатый" на уроке развития речи. VI класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. В. Орлова

Материалы к уроку

Изучение языка художественного произведения учительница из Омска Ольга Васильевна Орлова считает важнейшим средством приобщения детей к языковой культуре. Она решила поделиться с читателями журнала опытом анализа на уроке в VI классе стихотворения омского поэта Т. М. Белозерова.

О. В. Орлова, (Омск)

Стихотворение Т. Белозерова Сохатый" на уроке развития речи. VI класс

Цель урока - отработка умения анализировать художественный текст по следующей схеме.

1. Тема, идея.

2. Стиль речи.

3. Художественные средства (метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, эпитет).

4. Лексические средства (повтор, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, профессиональные слова).

5. Тип речи.

6. Способ связи предложений (параллельный, цепной).

7. Морфология (какие чаще используются части речи и почему).

8. Синтаксис (какие типы предложений используются и почему).

9. Пунктуация ("говорящие" знаки препинания).

Чтение стихотворения предваряем заданием:

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем это стихотворение?

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Сохатый

Матерый волк отброшен к стогу

Мечом шлифованных рогов,

И лось, перемахнув дорогу,

В леса уходит от врагов.

В густые заросли сохатый

Уходит, цел и невредим...

И вешний снег голубоватый

Бушует радостно под ним!

Задание всему классу - провести анализ текста.

Вопросы для контроля понимания задания:

- Как вы поняли задание? Как будете его выполнять, какое средство используете для его выполнения (что вам поможет провести анализ)?

- Для чего будем анализировать текст, с какой целью? Что будет результатом анализа?

Организуется самостоятельное выполнение задания в группах. На доске записываются результаты работы групп. Сравниваем результаты и выводим общее заключение.

1. Тема, идея - о лосе; как спасся лось и как это радует автора.

2. Стиль речи - художественный (цель - воздействие; создан образ).

3. Художественные средства - эпитеты ( матерый волк, вешний снег, шлифованных рогов); метафора ( отброшен мечом шлифованных рогов ); олицетворение (снег бушует радостно ) .

4. Лексические средства - синонимы ( лось - сохатый ); устаревшие слова ( вешний - поэтическое); повторы (уходит - уходит - выделяется основная мысль); слова разговорного стиля (перемахнув, сохатый).

5. Тип речи - повествование (что делает?).

6. Способ связи предложений - цепная связь.

7. Морфология. В тексте встречаются существительные (11), прилагательные и причастия в полной форме (5) и в краткой форме (3), глаголы (3), деепричастие (1).

Автор больше использует существительные и слова, обладающие значением действия, чтобы создать выразительную картину сражения лося с волком и, самое главное, его спасения.

Существительные называют предметы ( стог, дорога, леса, заросли, снег ), которые обозначают место действия, чтобы мы ярко представили себе эту картину.

Полными прилагательными обозначены постоянные признаки (матерый, густые, вешний, голубоватый ); краткие формы прилагательных и причастий (цел, невредим, отброшен ) позволяют показать изменчивость признака изображаемого предмета.

Автор использует для обозначения действия не только глаголы (их всего три: бушует и повторяющийся уходит), но и слова, которые обозначают признак предмета по действию (каков? - отброшен) или добавочное действие ( перемахнув, ... уходит ).

8. Синтаксис. Используется сложное предложение в самом начале, где рисуется сразу основная картина события. Она рисуется подробно. Связь между частями предложения союзная ( и - замедляет повествование).

Второе и третье предложения - простые.

Третье предложение связано союзом и с простым предложением, которое входит в состав сложного:

...И лось уходит... (2-я часть первого предложения),

И снег бушует... (третье предложение).

Союзом подчеркнуто смысловое единство начальной и заключительной фраз.

Интересно построено последнее предложение. Определения окружают подлежащее: "И вешний снег голубоватый..." Эти два эпитета: поэтическое слово вешний (весенний) и голубоватый (а не красный, не кровавый) - передают чувство радости. Особо выделяется глагол бушует - с него начинается последняя строка.

9. Пунктуация. Многоточие в конце второго предложения составляет паузу для размышления, домысливания.

Восклицательный знак в конце третьего предложения означает интонацию сильного чувства (радости).

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Подводим итог урока.

- Над чем мы работали сегодня? Что значит анализировать текст?

- А для чего мы проводили анализ? Какой результат получили?

- Скажите: почему автор назвал стихотворение "Сохатый", а не "Лось"? (Лось - крупное животное из семейства оленей; сохатый (разговорное) - лось, животное с рогами, от слова соха. В первом предложении автор называет животное лосем - это название мощного, сильного зверя, - а во втором заменяет слово лось синонимом сохатый, показывая, что главное оружие этого зверя в борьбе за выживание - рога. Только благодаря им он остался цел и невредим. Отсюда и название - "Сохатый".)

стр. 62


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. В. Орлова, Стихотворение Т. Белозерова "Сохатый" на уроке развития речи. VI класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319458&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии