Учиться увлекательно

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. И. Гетьманенко

В издательстве "Баласс" вышел новый учебник русского языка для общеобразовательной школы. Этот учебник - только начало реализации образовательной программы "Школа - 2100", разработанной группой талантливых ученых под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Данная программа активно помогает внедрению идеи непрерывного образования и осуществлению серьезной подготовки к переходу на 12-летний курс средней школы. Учебник вызывает заслуженный интерес у преподавателей средней школы и исследователей-методистов. Сам факт появления этого учебника и его главные методические идеи служат реализации главного направления программы "Школа - 2100" - "Развитие и совершенствование содержания образования и обеспечение его программно-методическими и учебными материалами" (Предисловие к "Образовательной программе "Школа - 2100"". - М.: Баласс, 1999. - С. 7). Программу общеобразовательного курса по русскому языку разработали авторы недавно вышедшего учебника для 5 класса. Структура курса русского языка разделяется на три части: 1) 5-7 классы; 2) 8-9 классы; 3) 10- 11 классы. В центр первой части "Слово в языке и речи" поставлено слово. Содержание программы 5 класса представляет собой введение в данный курс, здесь предполагается рассмотреть понятия язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, стилистическая окраска слова, орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм.

Учебник соотносится с программой, создание его можно считать несомненной удачей. Пожалуй, некоторые методические подходы спорны, но интересна главная идея - не только усвоение русского языка как системы знаний, но и обучение учащихся пользованию языком - именно на это направлена удачно организованная система упражнений по развитию письменной и устной речи учащихся, обучение разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному). Серьезное внимание уделяется и формированию навыков устной и письменной научной, а также устной публичной речи.

Авторы учебника отводят значительное место работе над нормами русского литературного языка при изучении различных разделов, знакомству школьников с различными типами словарей (орфоэпическим, толковым, словарями синонимов и антонимов).

Знаменательные (самостоятельные) слова в учебнике - слова со значением "предмет", местоимения-существительные, слова со значением "действие предмета" рассматриваются по следующей схеме:

- общее значение слов данной группы; лексические значения слов данной группы; тематические группы данных слов; способы образования слов данной группы;

- морфологические признаки слов данной группы;

- функции данной группы слов в предложении;

- сочетательные возможности слов данной группы;

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

- слова данной группы в предложении и тексте. Следует обратить внимание на интересную попытку сопоставления фактов родного языка и иностранного.

Учебник русского языка предполагает постоянное обращение к учебнику-хрестоматии по литературе "Шаг за горизонт", поэтому межпредметные связи уже заложены в самой системе, роль учителя - умело их реализовать, и сам учебник подсказывает, как это можно сделать эффективно.

Думается, что этот учебник обязательно будет востребован школьными учителями, обучать по нему удобно, учиться по нему увлекательно. А у авторов этого учебника есть замечательная возможность продолжить свою интересную работу.

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. И. Гетьманенко, Учиться увлекательно // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318976&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии