Формирование практической грамотности на уроках русского языка в условиях современной школы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Г. Сорокина

Изобретение автомобиля не лишило человека возможности и удовольствия ходить пешком. Создание корректорских компьютерных программ не снимает, разумеется, проблем грамотности, и не нужно надеяться на то, что написанная через "А" корова будет превращена в "нормальную" корову хитроумной программой. Наши надежды - на хорошего словесника, грамотного ученика, который без "электронных костылей" будет самостоятельно, не хромая, ходить путаными лингвистическими путями.

Как достичь этого? Убеждена, что это в наших силах даже в сегодняшних условиях. Так каковы же эти условия?

Состояние грамотности школьников, абитуриентов на сегодня, мягко говоря, тревожное. Это подтверждается и результатами проверки медальных работ. А ведь это лучшие! И рубежная аттестация при переводе из класса в класс показывает такие же результаты. Если раньше только оценка "три" была разная: тройка заработанная и "три" пишем, а в уме "один" или "два", - то теперь "липовыми" оказались четверки и пятерки.

Сегодня многие родители ищут для своих чад лучшие, более престижные школы, так как ни для кого не секрет, что разрыв в качестве образования между школами велик. Вот тут-то при поступлении в школу, в разные параллели, и раскрывается истинная цена многих четверок и пятерок. И если по литературе, истории и другим гуманитарным предметам можно несоответствие оценок за год и за экзамены отнести на счет субъективного подхода проверяющего к оценке экзаменующихся, то результаты по русскому языку этим не объяснишь.

В чем же все-таки причины такого состояния дел?

Начнем, как всегда, с объективных:

- общее падение культуры;

- ученики мало, очень мало читают;

- бесконечное появление в печати безграмотных пособий по русскому языку, которыми пользуются и ученики, и мы, учителя. Причем на веру - напечатано, значит, правильно - принимают написанное не только ученики, но и, как показывает практика, учителя. "Некошенная трава" - пишется два н , так написано в пособии, - уверяет меня в беседе учитель;

- реклама с огромным количеством ошибок, или повсюду расклеенная, или в виде бегущей строки по телевидению ("извените", "самоклеющие", "двухъэтажный", "остекленение"...);

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

- развивающие программы начальной школы, занимаясь по которым, второклассники и третьеклассники пишут до четырех сочинений в неделю, конечно, с огромным количеством ошибок, которые учителя обычно не исправляют. Да и исправление ошибок не дало бы положительных результатов, так как дети не знают многих правил. Ребячьи сочинения обычно вывешивают на доску или стенд, ученики читают и запоминают неверные написания;

- бесконечные конспекты и письменные опросы по разным предметам;

- к сожалению, забытый во многих школах единый орфографический режим;

- сокращение количества уроков русского языка в старших классах.

К субъективным же причинам можно отнести:

- частое использование уроков русского языка не по назначению (замена литературой, классными часами);

- нечеткое определение конечной цели всей изучаемой темы и цели каждого урока, работающей на конечный результат;

- не доводим умений до навыков;

- слабо развиваем общеучебные навыки, в том числе умение пользоваться словарями, справочной литературой.

Раньше, когда дети много читали, довольно часто встречались ученики, которые писали без ошибок по интуиции и уверяли, что правила их сбивают, мешают им. Теперь же, к сожалению, практически не осталось таких детей, поэтому сегодня следует применять методику письма по правилам.

Мы должны выстроить курс так, чтобы каждый ученик смог стать практически грамотным человеком. Чтобы каждый урок был нацелен на конкретный результат с выходом на овладение умением, формирование прочного навыка.

В основу обучения орфографии и пунктуации положены два понятия: орфограмма и пунктуационно-смысловой отрезок. Базовыми для овладения правописанием являются следующие понятия:

- орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок - точки применения правил;

- типы орфограмм и пунтуационно-смысловых отрезков, условия их выбора, опознавательные признаки.

Для того чтобы овладеть практической грамотностью, нужно уметь увидеть орфограмму (пунктуационно-смысловой отрезок), узнать их и применить соответствующее правило.

Овладение грамотным письмом начинается с умения видеть точки применения правила - это называется орфографической или пунктуационной зоркостью.

Формирование орфографической зоркости опирается на знание особых примет в словах - опознавательных признаков орфограмм, точек применения правил. Например, у гласных - это безударность или положение гласных после шипящих и ц, у согласных - стечение согласных или согласные на конце слова... То есть все то, что мы называем слабой позицией. Здесь учащимся следует предложить следующее задание: найти орфограммы в словах и объяснить их написание: полет, поля, в поле, пишет.

Вывод: для грамотного письма недостаточно узнать орфограмму по ее опознавательным признакам, необходимо уметь выяснить условия выбора правильного написания, чтобы применить орфографическое правило: определить, в какой морфеме находится данная орфограмма для написания приставок и корня (полет, поля - поле), а для написания окончания нужно определить еще и часть речи (в поле - сущ., 2-е скл., П.п., пишет - глаг., писать, - I спр.).

Итак, видим, как тесно связаны между собой понятия "орфограмма", "морфема" и "часть речи". Взаимосвязь этих понятий способствует установлению внутрипредметных связей.

Пока наши ученики, пятиклассники или учащиеся любой параллели, не поймут, не усвоят, что для грамотного письма необходимо уметь увидеть орфограмму, узнать ее и применить соответствующее правило, что такие понятия как "орфограмма", "морфема", "часть речи" тесно связаны между собой, двигаться дальше нельзя. Это базовые знания для приобретения прочного навыка. Орфографическое правило - это способ дей-

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

ствия, инструкция, алгоритм, содержащий условия выбора той или иной орфограммы. Здесь полезно составить с учениками алгоритм действия для проверки правильного написания слова с безударной гласной.

Алгоритм.



Все перечисленное выше касается и пунктуации. Формирование пунктуационной зоркости также опирается на знание опознавательных признаков, точек применения правила. Например, интонация (конца предложения, перечисления, звательная); наличие двух или более грамматических основ; распространенные и нераспространенные определения и обстоятельства; слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением. Начиная с V класса, ученик должен уметь объяснить постановку знаков препинания не только устно, но и графически:

Из разделов лингвистики, таких, как фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, особо выделяем материал, необходимый для обучения правописанию.

Выделяем три группы орфограмм:

- орфограммы, связанные только с выделением морфем (орфограммы в корне, приставке);

орфограммы, связанные с определением морфем и частей речи (орфограммы в суффиксе, окончании; ь на конце слова);

- орфограммы, связанные с разграничением слова и морфемы (слитное, раздельное, дефисное написание).

Такое деление дает возможность учащимся более системно овладеть орфографией.

Выработать навыки грамотного письма помогает графика: подчеркивание орфограммы одной чертой, двумя чертами - условия выбора орфограмм, выделение морфем, содержащих орфограммы:

Графические обозначения вводятся одновременно с ознакомлением с орфограммой и условиями ее выбора.

Из собственного многолетнего опыта предлагаю дополнительный источник формирования грамотности: работу на внутренних полях. Внутренние поля используются только тогда, когда нужно подобрать проверочное слово, по которому определяется написание. Если же условие выбора орфограммы находится в самом слове, то внутреннее поле не используется. Пример графического объяснения орфограммы, где нужно внутреннее поле:



Обратите внимание: из приведенного примера следует, что, например, безударные гласные корня, проверяемые ударением, безударные личные окончания глаголов проверяются словами, которые пишутся на внутреннем поле.

При проверке же чередующихся гласных в корне слова, гласных после шипящих, мягкого знака на конце слова, разделительных Ъ и Ь внутреннее поле не используется, так как условия выбора орфограмм находятся в самом слове. Расстановка знаков препинания объясняется следующим образом:



Работая по такой схеме, ученик напо-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

минает водителя, который, не зная детально устройства автомобиля, понимает, что, если нет "искры", надо заменить или проверить свечи и т.д. Также и ученик четко знает, какой нужно применить алгоритм при написании той или иной орфограммы.

Итак, каким же должен быть урок русского языка по формированию практической грамотности? Он должен быть похож на урок физики или математики, где, решая задачи или примеры, ученик применяет определенные формулы, рисует графики. На уроке русского языка ученик при написании использует определенные алгоритмы и, возможно, графически доказывает правильность написания. При этом необходимо помнить, что при изучении грамматики необходимы сквозное сопутствующее повторение, реализация внутрипредметных связей. Таким образом, главными особенностями уроков будут: работа на конкретный конечный результат; четко определенные задачи (цели) каждой темы, каждого урока, каждого этапа. Нельзя забывать, что учащиеся должны не просто знать правило, а использовать его как способ действия, инструкцию, алгоритм правильного написания. При отработке орфографии лучше использовать словосочетания, пунктуации - предложения, закрепляя навыки на правописном анализе текста. Структура урока должна содержать такие элементы, как орфографическая работа в начале урока (на примере словосочетаний), а в конце урока как обязательный элемент - правописный анализ текста.

Опыт работы по такой системе сегодня дает возможность говорить о том, что наши ученики все же не будут даже по окончании IX класса пресловутую "корову" писать через "А", что грамотный ученик - это не мечта, а реальность.

стр. 42

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Г. Сорокина, Формирование практической грамотности на уроках русского языка в условиях современной школы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318769&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии