На пути к эссе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Л. Карнаух

После публикаций в 2000 г. об эссе как жанре словесной культуры и виде школьного сочинения в старших классах автор и редакция получили отклики специалистов и читателей, в которых прозвучал вопрос, можно ли обучать этому виду творческой работы начиная со среднего школьного возраста. Этой теме посвящена новая статья.

С жанром эссе можно знакомить учащихся начиная с VII-VIII класса, это могут быть специальные уроки, на которых учащиеся узнают определение жанра, его признаки, анализируют образцы эссеистических текстов.

Такие уроки предусмотрены новой программой (2000) под ред. Т.Ф. Курдюмовой в VII классе на примере текста К.Г. Паустовского "Радость творчества" 1 .

Мы также проводим подобные занятия, используя публицистические произведения Д.С. Лихачева, эссе С. Цвейга, К.Г. Паустовского, в том числе и за счет уроков развития речи по русскому языку в VIII классе.

Предлагаем вопросы к эссе К.Г. Паустовского "Радость творчества" 2 , которые помогут раскрыть специфику этого жанра, выявить особенности языка и стиля писателя (предполагается, что к этому времени учащиеся уже познакомились с определением жанра и перед обращением к анализируемому тексту повторили его признаки) 3 .

Автор назвал свое эссе "Радость творчества". Какими другими чувствами, переживаниями, сомнениями сопровождается труд писателя? Почему Паустовский именно слово "радость" выносит в заголовок работы? Обоснуйте свою точку зрения.

Излюбленным приемом эссе является сравнение, сопоставление. Найдите примеры сопоставлений в тексте. В чем их смысл?

Какие типы речи сочетаются в данном тексте? Можно ли, опираясь только на первую часть эссе, предположить, о чем пойдет речь дальше?

Какие средства художественной выразительности, используемые автором, усиливают эстетическое впечатление глубины высказывания и делают стиль писателя незабываемым?

Сделайте вывод о достоинствах жанра эссе.

Подобную работу можно строить, используя и эссе К.Г. Паустовского "Предательская осень" 4 .

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

В поиске текстов для уроков, анализирующих признаки эссеистического стиля, помогут литературно-художественные и публицистические странички и специальные рубрики периодических изданий. Так, публикации "Новой газеты" за 2000 г. содержат интересные примеры эссе и зарисовок адвоката Семена Арии "Осенний лист" и "В лесу теряются те, кто не может там себя найти" и отрывки из эссе, очерков и литературных путешествий Дмитрия Шеварова 5 . Приведем пример такой миниатюры.

Чем же все-таки пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: "Чем грозит эта осень?" Они наворачивают на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, о выборах, конфликтах.

Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллионы придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя - тип самолета. Есть даже люди, которые гордятся тем, что у них политическое чутье.

Но все эти люди не знают, чем пахнет осень... ("Зеленый чай").

Работу по обучению эссе и близким формам можно продолжать на уроках развития речи, которые предусмотрены в курсе литературы для среднего подросткового возраста.

Так, после изучения фрагмента "Мальчики" из романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (программа РАО под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого и учебник "Литература: Начальный курс. 7 класс" авторского коллектива под ред. Г.И. Беленького) предлагаются темы для творческой работы, которые можно раскрыть в любом жанре: поведать историю из своей жизни в форме дневниковой записи или письма к близкому человеку, сочинить рассказ на вымышленный или взятый из жизни сюжет; написать сочинение по прочитанным страницам романа Ф.М. Достоевского: "Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!" (Размышление об одном поступке); "Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства"; "Вовремя человека пожалеть хорошо бывает" и др. 6 .

Как показывает наш опыт, выполняя данные задания, школьники охотно пробовали свои силы в эпистолярном жанре (избирали форму дневниковой записи или письма). Это обусловлено тем, что в этом возрасте у учащихся отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. И, выбирая эти виды творческих работ, мы должны учитывать "сосредоточенность подростка на себе" (вот почему программа по литературе под ред. В.Г. Маранцмана также активно предлагает в VII и VIII классах практиковать сочинения в жанре письма, страниц из дневника) 7 .

Учащиеся передавали восприятие только что прочитанного и осмысленного литературного произведения, погружались в личный мир литературного героя. Подобные сочинения учат умению стилизации, бережному отношению к оригиналу, сохранению его лексических особенностей, авторского ритма и интонации.

Приведем пример такого сочинения.

"Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства" (из дневника Коли Красоткина)

День сегодня прошел удивительно прекрасно и ужасно одновременно. Хоронили Илюшечку. До сих пор стоит у меня в глазах это худенькое тельце, и ручки, сложенные на груди, и личико, да, главное - личико, бледненькое и ... мне почему-то показалось - счастливое. Даже самому странно становится, когда вспомню эту мысль.

А может, оно действительно было счастливым? Хотя бы потому, что перед смертью он твердо знал: отца его не бросят, поддержат, возможно, спасут от сумасшествия. А еще потому, что смерть сблизила нас, всех мальчиков.

Странно и даже страшно, но так сойтись, так сдружиться мы смогли только у постели умирающего Илюши. Эта недолгая, но такая святая, такая прекрасная дружба длилась всего несколько дней, но это чудное, пережитое нами чувство останется в памяти навсегда. Мы разлетимся, словно птицы, в разные стороны, расстанемся и не встретимся больше никогда. Но не сможем забыть ни Илюшечки, ни Алеши Карамазова, ни этих малышей - Смурова и Карташова, которые, один Бог знает зачем, пережили с нами и эту святую дружбу, и эту страшную трагедию.

Я шел с кладбища, не видя ничего вокруг. Только позже у Илюшечкиного камня понял, что светило солнце и вокруг было хорошо. Все радовались

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

замечательной погоде, и никто не знал о нашем горе. А я шел и плакал, плакал испепеляющими слезами, которые бы не могли остановить ни я, ни сам Бог. И мне казалось, что все вокруг, узнай они нашу историю, плакали бы так же, как и я.

Но ни разу за сегодняшний день мне не стало стыдно за мои слезы, хотя мне уже практически четырнадцать лет, и я не должен плакать, как эти мальчики Караташов и Смуров. И, несмотря на это, мне не только сегодня не было стыдно, но и никогда не будет, потому что за святое стыдиться нельзя. Когда я произнес об этом Алеше, он улыбнулся и заметил, что я вырос. Может, это правда...

А потом, когда мы стояли у камушка и Алеша говорил слова, которых нет прекрасней на свете и которые я запомню на всю жизнь: "...ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома", - я понял эти слова, я был восхищен ими, и мне показалось, будто с неба на меня полилось что-то прекрасное, исцеляющее мое горе.

Святая дружба, святое горе, святые слезы... хотя, что же мы за люди, если за настоящую дружбу надо платить смертью?!

Аня Т.

Однако некоторые ученики, оттолкнувшись от произведения, создавали творческую работу, передавая свои впечатления, переживания, ощущения детства, а избранный жанр письма позволял пробовать силы, в том числе и в эссеистической форме. Приведем пример такого сочинения.

Счастье, имя твое - молодость.

Лафонтен

Дорогая Олеся!

Я пишу, так как очень соскучилась, потому что ты одна из немногих девочек, которым я доверяю и к кому отношусь как к сестре.

Мы с тобой давно не виделись, но я до сих пор помню, как в детстве мы играли в прятки в деревне в осеннем сказочно пестром лесу. Немного потускневшие солнечные лучи пробивались сквозь золотые и зеленые листья, наполняя светом густые заросли малины. Голубое озеро, отражавшее пушистые облака, мягкая трава, еще не успевшая пожухнуть, теплое солнышко и птицы, которые радовали слух и поднимали настроение, - все это запомнилось мне навсегда.

Помнишь, как мы пили чай на веранде? Помнишь того большого кузнечика, который пел серенады каждый вечер? Помнишь, как мы смотрели на закат и представляли себя облаками, потерявшимися в бездонной красоте вечернего неба? А те цвета; фиолетовый, багровый, красный, оранжевый? Мы мечтали взлететь и отправиться в страну наших желаний, заблудиться в нежном свете садящегося солнца, лепить снеговика из мягких добрых облаков. Мы хотели погнаться за ветром, оседлав тучку. А когда наступала ночь, можно было забраться на какую-нибудь красивую звезду и слушать мелодию восходящей луны.

Ах, это время прошло, и теперь ты переехала в другой город, и все это осталось в наших воспоминаниях. Но как хочется иногда вернуться туда, в тот лес, в тот домик у озера, в то незабываемое детство.

Аня Щ.

После изучения "Ревизора" Н.В. Гоголя в VII или VIII классе (следуя разным программам литературного образования школьников) учащиеся также могли создать письмо от лица литературного героя: "Что мог рассказать Хлестаков своим друзьям о пребывании в уездном городе Н.?"

Таким образом, изучение ряда литературных произведений и работа на уроках литературного творчества в среднем звене позволяют школьникам пробовать свои силы в эссе или жанрах, близких к эссе.

Уроки по русскому языку (развитие речи) в VIII классе также включают темы для сочинений, воплощение которых возможно в разных жанровых формах (сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, очерк или эссе).

Например, программа по русскому языку для V-IX классов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) предполагает обучение умению создавать описание памятника культуры или истории. Методика, предлагаемая Г.А. Богдановой (на основе программы), также включает сочинение об одной из архитектурных достопримечательностей 8 .

Во время подготовки к такому сочинению мы разъясняем, что школьники могут выбрать жанр сочинения-описания, подробно остановившись на особенностях и признаках описываемого архитектурного объекта. Акцентировали внимание на том, что если в центре подобной работы окажется личное восприятие памятника культуры и обращение к памятнику будет в большей степени сопряжено с личным опытом учащихся, то возможны жанры очерка или эссе. Приведем примеры таких работ.

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

Русский витязь

Проходя по затененной деревьями деревенской улице, мы рассматриваем диковинные домики и цветущие палисадники. Со стороны поля пахнет свежевспаханной землей и непередаваемыми степными ароматами.

Мы идем дальше, как вдруг неожиданно оказываемся на широкой площади. Палящее солнце выжгло траву, кажется, ничто не способно противостоять его силе, но посредине площади мы видим великого русского витязя в луковичном шлеме и белой броне. Это древний русский белокаменный храм. Сюда приходят люди со всех деревень, городов, обычные православные люди.

Мы обходим храм кругом. Он не блещет ни мозаикой, ни фресками, но что-то очень великое, могучее, неземное исходит от него. Хочется прислониться, напитаться этой духовной чистотой, которую храм пронес через века, войны, революции, судьбы людей.

В войну в храм попало три артиллерийских снаряда, две бомбы, но он уцелел. Будто какая-то неземная сила берегла его. В те далекие для нас времена подземелья под святыней послужили убежищем для многих людей, в том числе во время бомбежек там пряталась моя бабушка, будучи тогда совсем ребенком.

Мы входим в храм. Перед нами прекрасный иконостас. Здесь есть иконы как современных мастеров, так и древние (одна икона - архангела Гавриила - даже шестнадцатого века). Древние, нетускнеющие краски этого, несомненно, великого произведения неизвестного автора подчеркивают ее божественное начало.

Прохаживаясь между четырех центральных столпов, мы любуемся в полумраке деталями золотого декора, красотою икон, которые в отблеске множества свечей завораживающе блестят. Но вот время к обедне.

В отдельно построенной колоколенке мерно зазвонил сначала большой колокол, затем маленькие колокола мелодично начали свой перезвон. Прохладное помещение храма медленно наполняется молящимися. Выходит батюшка, строгий, худощавый человек. Весь в черном, с черной бородой, он медленно раскрывает толстую книгу в кожаном переплете - Библию.

"...Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя..." - начинает священник. "Отче наш..." - повторяют молящиеся. И губы, не повинуясь мозгу, начинают шептать: "Отче наш..." И все человеческое нутро твое уносится куда-то высоко, душа очищается. Вспоминаются строки М.Ю. Лермонтова:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них...

Только воистину верующий человек мог написать такое, но, даже если ты не поэт, душа поет, когда молишься в таком святом месте.

Молитва кончается, люди почувствовали ее суть и уходят растроганные.

И кто бы мог подумать, что это не самый центр Москвы, а деревушка за много тысяч километров от нее, в которой расположен удивительный храм.

Саша К.

Успенский собор, что на Городке

У каждого человека есть любимые слова, слова почти абстрактные, но связанные с чем-то реальным. Для меня эти слова - "русская природа". И когда кто-то произносит их, в памяти возникают зеленые холмы, среди которых стоит, утопая по пояс в траве, белая церковь - Успенский собор, что на Городке.

Добраться до собора непросто: подъехать к нему на машине нельзя, а идти по лесу "русской Швейцарии" трудно. Да и найти церковь в первый раз не каждому удастся, Но в конце пути вы будете вознаграждены удивительно прекрасным, светлым, святым пейзажем, в который так просто и органично вписалась церковь. Я люблю этот белый храм, устремленный ввысь, люблю скромную, едва заметную нарядность, симметрию и простоту.

Зайдем внутрь. Убранство храма богато, но не противоречит внешнему облику, не контрастирует с ним, не отвлекает внимания. Удивительная стройность трехцветия икон Андрея Рублева со временем совсем не меняется, оставаясь в гармонии со всем храмом в целом. А времени прошло немало - 600 лет, в течение которых собор не закрывался ни на один день! Патриарх Всея Руси Алексий II назвал храм "намеленным". Действительно, судьбы молящихся, доверенные Богу, словно витают в воздухе.

В этой церкви крестили моего отца и брата. Наверное, поэтому эту церквушку я считаю совсем домашней, "своей", не съездить туда летом и не набрать святой воды из родника неподалеку - я не могу. И для меня, если есть на земле райское место, то оно там.

Анна Т.

Разнообразное жанровое воплощение предполагает и сочинение в VIII классе о пользе чтения и книг: "Чтение - вот лучшее учение", "Зачем нужно читать?", "Книга - помощник и друг", "Моя любимая книга", "Книга, о которой хочется рассказать" 10 .

Предлагаем учащимся обращение к сочинению-рассуждению, к сочинению-повествованию с элементами рассуждения (если будет преобладать рассказ о любимой книге), к сочинению- описанию

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

(если избранная книга будет рассмотрена как произведение библиографического искусства).

Показываем и возможности жанра эссе: опираясь на определение жанра, анализируем образцы эссе и близких жанров, воспевающих роль книг в жизни человека (на примере текстов Д.С. Лихачева из "Писем о добром и прекрасном" "Письмо к молодым читателям", "Любите читать!", "О личных библиотеках" 11 и эссе Стефана Цвейга "Благодарность книгам" или "Книга, как врата мира").

Приведем материалы для проведения подобных уроков.

К уроку N 1.

Вступительное слово учителя. Автор "Писем" - Д.С. Лихачев - был выдающимся ученым современности. Его обращения адресованы всем читателям, но прежде всего молодым. Советы, которые получают в этой книге школьники и студенты, касаются разных сторон жизни человека. Мы с вами узнаем мнение выдающегося знатока отечественной и мировой культуры о книгах и их роли в обществе.

Вопросы для работы с учащимися

К какому стилю и типу речи вы бы отнесли "Письма" Д.С. Лихачева "Любите читать", "О личных библиотеках"?

Какие аргументы в пользу чтения выдвигает автор?

Какие советы автора вам кажутся наиболее важными?

Что такое, с точки зрения специалиста, классическое произведение?

Как понимает автор выражение "книжный бум"? Какова ваша точка зрения на эту проблему? Можно ли говорить о "книжном буме" применительно к современному обществу?

О какой угрозе для чтения со стороны средств массовой информации говорил автор? Разделяете ли вы тревогу Д.С. Лихачева? Охарактеризуйте затронутую проблему с точки зрения сегодняшнего дня.

Какой должна быть личная библиотека?

Д.С. Лихачев вспоминает о том времени, когда полюбил чтение. Кто помог ему в этом? Что вы можете рассказать о становлении своего читательского опыта?

Творческие задания для учащихся

Подготовьте свои советы начинающим читателям.

Расскажите о своей домашней библиотеке.

(Спрогнозируйте возможные речевые жанры творческой работы. В каком стиле будет создана ваша работа? Обоснуйте свою точку зрения.)

К уроку N 2.

Перед чтением нового текста учащиеся получают задание вспомнить определение эссе как жанра литературного произведения и назвать его признаки.

Далее следует работа с текстом Стефана Цвейга.

Прочитайте "Благодарность книгам" Стефана Цвейга, писателя XIX в., классика австрийской литературы.

Объясните, используя словарь, значение непонятных для вас слов и выражений.

Можно ли отнести этот текст к одному из известных вам типов речи: повествованию, описанию, рассуждению?

Подберите в данном контексте синоним к слову "благодарность". (Варианты ответов: похвала книге, ода книге, памятник книге, воспевание книги...)

Каковы особенности стиля и манеры изложения автора? Какие чувства он выражает?

Какие средства художественной выразительности использует автор?

Как бы вы определили жанр этого произведения?

Стефан Цвейг. Благодарность книгам (перевод Н. Бунина).

Они здесь - ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя, подобно отверстому оку. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открыва-

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

ются тебе. Сначала тишина: вокруг нас, внутри нас. И наконец ты готов принять их - вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. Предвкушая блаженство, подходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищущий взгляд, как рабыни в серале взор своего повелителя - покорно, но втайне надеясь, что выбор падет на нее, что наслаждаться будут только ею. И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе - это немое, белое создание, волшебная скрипка, таящая в себе все голоса неба. И вот ты раскрыл ее, читаешь строчку, стих... и разочарованно кладешь обратно: она не созвучна настроению. Движешься дальше, пока не приблизишься к нужной, желанной, и внезапно замираешь: твое дыхание сливается с чужим, будто рядом с тобой любимая женщина. И когда ты подносишь к лампе эту счастливую избранницу, она словно озаряется внутренним светом. Колдовство свершилось, из нежного облака грез возникает фантасмагория, и твои чувства поглощает беспредельная даль.

Где-то слышится тиканье часов. Но не часами измеряется это ускользнувшее от самого себя время, здесь ему иная мера; вот книги, которые странствовали многие века, прежде чем наши губы произнесли их имя, вот - совсем юные, лишь вчера увидевшие свет, лишь вчера порожденные смятением и нуждой безусого отрока, но все они говорят на магическом языке, все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь. Они волнуют, но они и успокаивают, они обольщают, но они и унимают боль доверившегося сердца. И незаметно для себя ты погружаешься в них, наступает покой и созерцание, тихое парение в их мелодии, мир по ту сторону мира.

О вы, чистые мгновения, уносящие нас из дневной суеты, о вы, книги, самые верные, самые молчаливые спутники, как благодарить вас за постоянную готовность, за неизменно ободряющее и окрыляющее участие!

В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений - повсюду вы, всегда на посту, дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для их утомленных суетой и страданиями сердец! Кроткие магниты небес, вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона.

Крупицы бесконечности, молча выстроившиеся вдоль стены, скромно стоите вы в нашем доме. Но едва лишь рука освободит вас, сердце прикоснется к вам, как вы отворяете нашу земную обитель, и ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности.

Таким образом, начиная с VII класса, мы можем погружать учащихся в различные жанры и формы речи, в том числе показывая возможности жанра эссе. Это могут быть специальные уроки по литературе, уроки по развитию речи в рамках как русского языка, так и литературы, уроки словесности (если школьный учебный план включает данный предмет).

Эссе рассматривается в кругу близких литературных и речевых жанров и прежде всего очерка, эпистолярных форм, таких, как страничка из дневника, письмо, исповедь. Такой интегрированный подход в обучении позволит учащимся осуществлять поиски собственного стиля и манеры изложения, а тексты, принадлежащие перу писателей и талантливых журналистов, послужат образцом, которому возможно следовать.

Эссе и близкие к нему личностно ориентированные жанры раскрывают прекрасные возможности для творческой самореализации учащихся, для поисков самих себя в этом огромном взрослом мире.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. - М., 2000. - С. 88,

2 Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 9 т. - Т. 8.- М., 1984. - С. 218-220.

3 См.: Русская словесность. - 2000. - N 5. - С. 52 - 59. Или: Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: рабочая тетрадь для 9- 11 классов. - М., 2001. - С. 5-9.

4 См.: публикацию автора в "Русском языке в школе". - 2001. - N 2.

5 См.: Новая газета. - 2000. - N 12, N 65, N 67.

6 Литература: Начальный курс: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: В 2-х частях. Ч. 2 / Под ред. Г.И. Беленького. - М., 1999. - С.106.

Этот фрагмент также изучается в VII классе согласно программе литературного образования школьников авторского коллектива под ред. А. И. Княжицкого. - М., 2000. - С. 52.

7 Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под ред. чл. - корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана. - СПб., 1998. - С. 5-6.

8 Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. - М., 2000. - С. 47.

9 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. - М., 1998. - С. 110-111.

10 Богданова Г. А. Указ. соч. - С. 122.

11 Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989. - Изд. 3-е. - С. 95-99.

стр. 30

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Л. Карнаух, На пути к эссе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318649&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии