Работа над синонимами - одно из средств обогащения словарного запаса

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Б. И. Матвеев

Продолжаем публикацию дидактических материалов Б.И. Матвеева для преподавания русского языка нерусским учащимся, начатую в N 6, 2000 г. (См.: Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов).

В отборе материала автор ориентируется на лексический минимум для национальной школы.

* * *

Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу: надо - нужно, автор - писатель, смелый - храбрый, аплодировать - хлопать и т.д. Принято обычно различать две основные группы синонимов: понятийные, или идеографические, связанные с дифференциацией оттенков одного и того же значения (враг - противник, влажный - сырой - мокрый), и стилистические, связанные прежде всего с экспрессивно-оценочной характеристикой того или иного понятия (лицо - рожа, рука - длань - лапа). В данной статье рассматриваются за редким исключением синонимы только первой группы. Именно с них, как показывает практика, целесообразно начинать знакомство с функциями синонимов, обогащать словарный запас нерусских учащихся.

Начинаем работу по обогащению словаря учащихся, развитию у них навыков связной речи с упражнений, содержащих синонимы, которые практически не различаются по значению, например везде - всюду, довольно - достаточно, друг - товарищ, затем - потом, здесь - тут, зря - напрасно, лишь - только, надо - нужно, накануне - перед, немедленно - сразу и т.д.

Учащимся предлагаются упражнения следующего типа.

1. Назовите синонимы к данным словам.

Близко, вдруг, весь, дорога, между, настойчиво, неужели, после, раньше.

Ключи: недалеко, внезапно, целый, путь, среди, упорно, разве, потом, прежде.

Составьте словосочетания с этими синонимами.

2. Подберите синонимы к выделенным существительным.

Книга известного автора, внезапное наступление, большая беда, беседа друзей, жестокая битва, смелый боец, секретная бумага, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.

Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ, бой, воин, документ, шофер, проблема, неприятель, заключение.

3. Замените выделенные слова существительными иноязычного происхождения.

Совершить нападение, результаты исследования, красивый вид, сложный вопрос, опытный врач, за это время, рисунки в книге, получать сведения, интересная картина.

Ключи: агрессия, анализ, пейзаж, проблема, доктор, период, иллюстрация, информация, фильм.

4. Выделенные слова замените синонимами.

1) Вчера я целый день готовился к экзаменам. 2) Книга лежала тут. 3) Я живу близко от школы. 4) Внезапно начался дождь. 5) Позади нашего дома находится гараж. 6) Сначала надо выучить уроки, а затем уже гулять. 7) Вы напрасно так говорите. 8) Жаль, что ты не пришел. 9) Ладно, пусть будет по-твоему. 10) Задача решается легко.

Ключи: весь, здесь, недалеко, вдруг, за, потом, зря, жалко, хорошо, просто.

Упражнения с отдельными словами нужны как для обогащения словарного запаса учащихся, так и для усвоения ими грамматических особенностей слов-синонимов. Выполняя упражнения с отдельными словами, учащиеся усваивают,

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

что синонимами являются слова, относящиеся к одной и той же части речи.

При работе над синонимами следует учитывать явление полисемии. Полисемия (многозначность) лучше всего раскрывается в работе над словосочетаниями, так как каждому из значений слова соответствует свой синоним.

Учащимся могут быть даны следующие задания:

1. К каждому из данных синонимов подберите определяемые существительные.

а) Большой, крупный, огромный; б) героический, мужественный; в) горячий, жаркий; г) знакомый, известный; д) крепкий, прочный; е) ласковый, нежный; ж) ледяной, холодный; з) личный, собственный; и) могучий, сильный; к) мягкий, приятный.

Ключи: а) семья, песок, дом; б) труд, лицо; в) чай, климат; г) мотив, артист; д) сон, союз; е) ребенок, мелодия; ж) взгляд, день; з) дело, дом; и) дуб, удар; к) вагон, запах.

С полученными словосочетаниями составьте предложения.

2. Подберите синонимы к прилагательным-определениям в разных значениях.

а) Большие дети, большой успех, большой вопрос; б) влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат.

Ключи: а) взрослый, крупный, важный, б) мокрый, сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д) простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий, умеренный.

Работа над синонимами развивает у учащихся умение разнообразить речь, избегать назойливого повторения одних и тех же слов. Однако, используя синонимы, мы не только разнообразим нашу речь. Синонимы помогают уточнить, более четко передать мысль. Например, в рассказе И.С. Тургенева "Живые мощи" читаем:

- И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?

- А что делать будешь? Лгать не хочу - сперва очень тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...

Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя - можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.

Точность словоупотребления - одно из основных требований правильной речи. Поэтому важно не только расширить словарный запас учащихся, но и выработать у них навыки правильного употребления синонимов в зависимости от их семантических оттенков, принадлежности к определенным стилям речи и т.д.

Понимание семантических оттенков синонимов при введении новой лексики достигается помимо комментирования специальными упражнениями: путем расположения синонимов по степени возрастания признака, выделения в данном синонимическом ряду стилистически нейтральных синонимов, слов более широкого значения, вставки соответствующих слов в текст с пропусками и т.д. Например:

1. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

Спешить - торопиться - лететь; находиться - присутствовать; разговаривать - беседовать; оканчивать - переставать; следить - наблюдать; подходить - подъезжать; приезжать - приходить; справляться - спрашивать.

Ключи: бежать, быть, говорить, кончать, смотреть, приближаться, прибывать, узнавать.

2. К каждому из синонимических рядов добавьте по одному синониму.

Солдат - воин; картина - пейзаж; момент - период - пора; выступление - доклад; героизм - отвага; занятие - работа; дом - изба; корабль - пароход; учащийся - ученик.

Ключи: боец, вид, время, речь, мужество, дело, здание, судно, школьник.

3. К следующим словам подберите синонимы, в которых признак выражен сильнее.

Влажный, большой, известный, нехороший, темный, небольшой, полный, пожилой, неинтересный.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой, черный, маленький, толстый, старый скучный.

4. В каждой паре синонимов назовите слово более широкого значения.

Автор - писатель, автомобиль - машина, актер - артист, мебель - обстановка, спектакль - представление, преподаватель - учитель, ученик - школьник.

5. В каждой группе расположите данные синонимы в порядке возрастания признака.

Мороз - холод, внимание - интерес, враг - противник, клятва - обещание, праздник - торжество, сочинение - труд.

Не менее важна работа со словосочетаниями, помогающими понять различия в значении слов-синонимов. Как уже указывалось, синонимы могут различаться своей сочетаемостью. Покажем это с помощью специальных упражнений.

1. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

2. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное полный?

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена, ребенок, школьница.

3. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой?

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель, мальчик.

Предложение - основная коммуникативная единица языка. Поэтому усилия преподавателя должны быть направлены на развитие у учащихся умения составлять стилистически правильные предложения, для чего могут быть рекомендованы следующие задания.

1. Исправьте предложения, заменив выделенные слова синонимами.

1) Я расскажу вам случай, который случился со мной на днях. 2) Школьники собрались у школы. 3) Он не мог сидеть без дела и всегда что-нибудь делал. 4) Петя долго думал над значением прочитанной пословицы, стараясь понять ее значение в тексте. 5) Люба с успехом играла в любительских спектаклях, в которых играла часто главные роли. 6) Туристы, пройдя около пяти километров, сделали привал около реки.

Ключи: произойти, ученик, работа, роль, исполнять, у.

2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) ... под Сталинградом окончилась полным разгромом фашистских войск. Тяжелые... под Сталинградом шли дни и ночи (бой, битва). 5) Из окна открывался красивый ... на море.... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

3. Составьте предложения, используя синонимы.

Беседа - разговор, встреча - свидание, выступление - речь, граница - рубеж, достижение - успех, задача - цель, значение - смысл, кровать - постель, наступление - начало, представление - спектакль.

4. Составьте предложения, употребив синонимы.

Аплодировать - хлопать, включать - зажигать, возникать - появляться, отмечать - праздновать, делать - позволять, изображать - рисовать, переписывать - списывать, показывать - указывать.

5. Составьте предложения, используя прилагательные- синонимы.

Большой, крупный, знаменитый, известный; легкий, простой; мягкий, нежный, приятный; прекрасный, удивительный, чудесный.

6. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы.

Крупный - большой; замечательный - известный; изображать - показывать - описывать - воспроизводить - переда-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

вать - рисовать; автор - художник слова - писатель; жизнь - действительность; разный - различный; герой - персонаж - образ - тип - характер; правдиво - реалистически; сюжет - фабула; значение - роль.

7. Вставьте вместо точек наречие быстро или скоро. Помните, что наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия, а скоро - на то, что действие осуществляется, завершается через короткое время.

1) Он ... шел по направлению к метро. 2)... начнутся экзамены. 3) Время летит очень .... 4) Уходя, отец сказал, что ... вернется. 5) Наступает весна, ... прилетят птицы в наши северные края.

8. Вместо точек вставьте существительное долг или обязанность. Обратите внимание, что слово долг употребляется в тех случаях, когда речь идет о выполнении действий, отвечающих требованиям совести, велениям сердца. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннему побуждению.

1) Ты хорошо знаешь свои права, но не следует забывать и про ... . 2) В ... студента входит посещение всех лекций и практических занятий. 3) Летчик погиб, выполнив ... перед Родной. 4) Воинская служба в армии является почетной ... граждан России. 5) Многие врачи погибли от заразных болезней, полученных у постели больного. Нет ни одной инфекционной болезни, которой не заражались бы врачи, выполняя свой ... в поисках средств борьбы с этими болезнями.

9. Спишите предложения. Вместо точек вставьте существительные дорога или путь.

1) Вдоль ... росли фруктовые деревья. 2) Ребята перебежали ... и спрятались в кустах. 3) В книге рассказывалось о первопроходцах, которые прокладывали новые ... через пустыни, горы, океаны. 4) Ребенок устал с ..., и на другое утро его долго не могли разбудить. 5) Грузовик мчался по проселочной ....

Для справок. Существительное дорога имеет значение "полоса земли, служащая для езды и ходьбы". Слово путь, также обозначая полосу земли, предназначенную для передвижения, указывает на линию движения в пространстве, обозначает маршрут, направление развития чего-либо, чьей- либо деятельности. Кроме того, слова путь и дорога могут обозначать процесс езды, передвижения (т.е. поездку, путешествие), а также время поездки, путешествия.

Существительное путь может обозначать способ, средство достижения чего-либо, образ действия, а существительное дорога такого значения не имеет.

10. Составьте предложения, используя приведенные ниже словосочетания.

Устать с дороги, не знать дороги, написать с дороги, взять в дорогу, отправиться в путь, проделать путь, продолжать путь, избрать путь, жизненный путь.

11. Вместо точек вставьте глаголы достичь (достигать) или добиться в соответствующей форме.

1) Космический аппарат ... поверхности Луны. 2) Только к вечеру туристы ... места, где должны были сделать привал. 3) Температура атмосферы на Венере ... 400 градусов. 4) Мороз ... 30 градусов, 5) Многие африканские страны ... независимости. 6) Он умеет ... своего. 7) Трава ... человеческого роста.

Для справок: Глаголы достигать - достичь (чего?) имеют значения: а) доходить, дойти до какого-либо места; б) доходить по своим размерам, весу, температуре, развитию до какого-либо уровня, предела; в) приходить к положительному результату (достигать славы, успеха, цели, результата). Глаголы добиваться - добиться (чего?) имеют значение "настойчиво стремиться к чему-то, получить то, к чему настойчиво стремился". Существительное или местоимение при глаголе добиваться всегда лицо или коллектив. Глаголы достичь и добиться могут быть синонимами: Спортсмен достиг (добился) блестящих результатов.

12. Вместо точек вставьте глаголы использовать - употреблять - употребить в соответствующей форме.

1) Ты неправильно ... это выражение. 2) Помещение бывшего Манежа в Москве теперь ... как выставочный зал. 3) В своей речи моя бабушка ... много пословиц. 4) Учитель русского языка... в своей речи на уроке только те слова, которые хорошо знают ученики. 5) Необходимо правильно ... специалистов.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

6) Если не знаете точного значения слова, посмотрите его в словаре, прежде чем ... . 7) На этом предприятии разумно ... отходы производства. 8) Я ... пребывание в Москве для работы в библиотеке.

Для справок. Глагол использовать имеет значения: а) извлекать, извлечь пользу, выгоду; б) находить, найти применение кому-либо, чему-либо; в) израсходовать что-либо до конца. Глаголы употреблять - употребить имеют значение "воспользоваться, применить для чего- нибудь (каких-л. слов, выражений)" и "использовать как пищу" (прост.).

13. Вместо точек вставьте слова нельзя, невозможно. В каких предложениях можно употребить оба слова? Изменится ли при этом смысл предложения?

1) В темноте читать ... . 2) Забыть это ... . 3) Эту книгу купить ... . 4) К вам совершенно ... дозвониться. 5) Здесь ... пройти. 6) Сюда ... входить. 7) ... переходить улицу на красный свет. 8) ... нарушать режим дня. 9) В эту лабораторию ... входить без специальной одежды. 10) На уроках ... разговаривать.

Для справок. Слова нельзя и невозможно являются синонимами в значении "неосуществимо". (Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится. - Цицерон.) Эти слова синонимичны и в значении "неприятно, невыносимо". В комнате холодно и сыро, в ней нельзя (невозможно) жить. Кроме того, слово нельзя имеет значение "не разрешается, не рекомендуется". В этом значении оно не является синонимом слова невозможно и употребляется в сочетании с неопределенной формой глагола несовершенного вида.

14. Вставьте вместо точек глагол хотеть или желать в соответствующей форме.

1) Все ... юбиляру здоровья и творческих успехов. 2) Я очень ... чаю, но отказался, потому что у меня оставалось мало времени. 3) Наташа ... его окликнуть, но потом раздумала. 4) Кто ... высказаться? - спросил профессор. 5) Иван Петрович... встать, но вдруг почувствовал сильную боль в сердце. 6) Я ... сказать Саше, что Лена не придет, но он куда-то внезапно исчез. 7) Гости шумно поздравляли друг друга, ... счастья, успехов, здоровья в Новом году. 8) Я не ... идти с вами в кино!

Для справок. Глагол хотеть имеет значение "ощущать потребность, необходимость в чем-либо, иметь намерение сделать что-либо". Глагол желать употребляется для обозначения стремления к осуществлению каких-либо идеалов, значительной цели, а также когда речь идет о желании, высказанном в категорической форме, чаще - с отрицанием. Только глагол желать у потребляется для выражения пожелания кому-нибудь чего-либо.

15. Определите отличия в значении прилагательных знакомый и известный.

1) В новом фильме снимался один мой знакомый актер. 2) Фильм, поставленный известным японским режиссером, получил приз на Московском фестивале. 3) Когда я слышу знакомую мелодию, мне всегда хочется петь. 4) Всегда приятно побывать в местах, знакомых тебе с детства. 5) На конгрессе выступал известный у себя в стране и далеко за ее пределами ученый-биолог. 6) Она знала фамилии всех известных художников и не пропускала ни одной выставки.

Для справок. Прилагательное знакомый имеет значение "встречавшийся прежде, ранее виденный, слышанный", оно указывает на личное знакомство конкретного лица (лиц) с предметом или явлением. Прилагательное известный обычно употребляется при характеристике предмета или явления, о котором знают все (многие); оно необязательно указывает на личное знакомство с предметом. Различия между прилагательными знакомый и известный стираются, если они имеют дополнения в дательном падеже (кому?).

16. Вставьте вместо точек слова весь или целый в нужной форме.

1) Была ночь, ... город спал. 2) ... волосы этой женщины стали седыми за одну ночь. 3) Нашу будущую поездку мы обсуждали ... дорогу. 4) Я очень спешил и все-таки опоздал на ... час. 5) Директор молчал ... минуту. 6) В воскресенье собралась ... семья. 7) ... контрольная работа была выполнена. 8) В ящике стола лежала ... пачка сахара.

Для справок. Местоимение весь указывает на полный охват однородных предметов. Прилагательное целый, выступая в роли местоимения, обозначает до краев наполненный, такой, от которого ничего не убавлено, неначатый, нетронутый. Со словами весь и целый сочетаются: а) существительные, обозначающие меры (пачка, коробка, мешок, стакан, тарелка); б) существитель-

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

ные, обозначающие отрезки времени (день, сутки, ночь, неделя, месяц, год),

Со словом весь сочетаются: а) существительные, имеющие собирательное значение и обозначающие твердые или жидкие вещества ( весь сахар, все молоко, весь уголь, вся вода и т.д.); б) существительные, обозначающие части тела ( весь нос, вся грудь, все лицо и т.д.); в) существительные, обозначающие какую-либо поверхность ( весь потолок, вся крыша, вся дорога и т.д.); г) абстрактные существительные ( вся власть, весь ум, вся энергия и т.д.).

Со словом целый сочетаются существительные, обозначающие единицы измерения длины, объема, веса (целый килограмм, целый литр, целый метр).

17. Вставьте вместо точек местоимение всякий, любой, каждый в нужной форме.

1) Вы можете прийти ко мне в ... время. 2) Поезд останавливается на ... станции. 3) У него еще осталось в городе много ... дел. 4) Брат уходил на охоту в ... погоду. 5) Он преодолеет ... трудности на пути к цели. 6) Мой спутник рассказывал мне ... интересные истории. 7) В ... погоду с утра до утра по городу ходят к больным доктора. (С. Маршак.)

Для справок. Определительные местоимения всякий, любой, каждый обозначают отдельную единицу из числа многих однородных. Например: Это знает каждый (всякий, любой) школьник. Местоимение каждый имеет, кроме того, значение, близкое к значению местоимения все. В этом значении местоимение каждый нельзя заменить местоимением любой или всякий (На совещании высказался каждый присутствующий).

Местоимение любой иногда употребляется для выделения из числа однородных такого предмета, который предпочитается другим - более других удобен, больше других нравится (Ты можешь взять любую книгу). В этом значении местоимение любой нельзя заменить местоимением каждый, всякий.

Местоимение всякий употребляется также в значении "разный, разнообразный" (Он рассказал всякие интересные истории). В этом значении местоимение всякий нельзя заменить местоимением каждый, любой.

Со стилистической функцией синонимов знакомить учащихся целесообразно только на продвинутом этапе обучения. Они должны усвоить, что синонимы употребляются для разнообразия речи и как средство уточнения высказанных мыслей. Точность в выражении мысли достигается путем сопоставления или противопоставления синонимов. В первом случае каждый из синонимов вносит нечто новое в высказываемое положение ( Это уж, друг мой, глумление, издевательство. - А.П. Чехов),, во втором - точность мысли достигается в результате отрицания одного положения другим ( Тут , на берегу, овладевают не мысли, а именно думы... - А.П.Чехов).

Вниманию учащихся предлагаются упражнения главным образом аналитического характера.

1. Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию.

1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует. (Л.Н. Толстой.) 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф.М. Достоевский.) 3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. (И.С. Тургенев.) 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными, в то время как сотни интеллигентов пошли "в народ" и многие попали уже в тюрьму, в ссылку. (М. Горький.)

2. Выпишите синонимы к глаголу говорить; объясните их значение.

Подошел Василий Гусев, заявляя:

- А я опять у тебя обедать буду, вкусно! - И, понизив голос, прищурив глаза, тихонько добавил: - Попали метко... Эх, мамаша, очень хорошо!

Недалеко остановилось несколько чернорабочих, и один негромко, с сожалением сказал: - Нигде не нашел...

- А послушать надо бы! Я неграмотный, но вижу, что попало- таки им под ребро! - заметил другой.

Третий оглянулся и предложил:

- Идемте в котельную...

- Действует! - шепнул Гусев, подмигивая (М. Горький).

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

3. Как с помощью синонимов достигается яркость выражения мысли и ее точность?

1) Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять. (А. Чехов.). 2) У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет. (А. Фадеев.) 3) Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Л. Леонов.) 4) Я стал не большим, а огромным. (Я. Смеляков.)

4. Выпишите из данных предложений синонимы и объясните их стилистические функции.

1) Им она не прекословит.

Не перечат ей они.

Так идут за днями дни. (А. Пушкин.)

2. Он отправился в буфет покупать себе билет, а потом помчался в кассу покупать бутылку квасу. Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон. (С. Маршак.)

3. Князь печально отвечает:

Грусть-тоска меня съедает. (А. Пушкин.)

4. Да, скучно. Мямлишь, канитель разводишь, слюнями давишься. (М. Салтыков-Щедрин.)

5. За двугривенный человек рисковал, что его в бараний рог согнут, и в табак сотрут, и туда зашвырнут, куда ворон костей не заносил. (М. Салтыков-Щедрин.)

Ключи: в предложениях 1, 2 синонимы разнообразят речь, позволяют избежать повторения одних и тех же глаголов. В предложении 3 усиливают экспрессивность высказывания, как и в предложениях 4, 5, где использован прием нагромождения синонимических выражений.

стр. 69

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Б. И. Матвеев, Работа над синонимами - одно из средств обогащения словарного запаса // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318338&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии