Книга Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка" (М., 2000) открывает дополнительные возможности для эстетического и нравственного воспитания на уроках русского языка.
Автор решает наиважнейшую для нашего времени проблему формирования интеллигентной личности средствами языка искусства как в обычной средней школе, так и в гимназиях, лицеях, колледжах.
Новаторское по существу решаемых проблем и оригинальное по методическим подходам к организации мыслительной и речетворческой деятельности учащихся, пособие показывает специфику использования живописи, связанную с необходимостью научить школьников выражать свое понимание произведений искусства на родном языке - находить соответствующие языковые средства при построении высказываний различных типов: описаний, повествований, рассуждений. Рекомендуемая Л.А. Ходяковой методика направлена на овладение учащимися грамматически правильной и коммуникативно целесообразной речью, а также искусствоведческими знаниями и умениями с учетом особенностей их формирования на уроках русского языка.
К числу достоинства книги отнесем филигранную методику и высокий художественный вкус автора. Предлагаемая методическая система ориентирована на взаимосвязь коммуникативных и искусствоведческих знаний и умений учащихся, использование картины не только для развития речи школьников, но и для формирования их культуроведческой компетенции. Чтобы полнее реализовать возможности картины как источника высказывания, автор рекомендует использовать искусствоведческий текст.
Реализуется принцип взаимосвязи уроков русского языка и изобразительного искусства.
Новый подход потребовал уточнения принципов отбора картин. С учетом этих принципов составлен перечень репродукций произведений живописи различных жанров для каждой ступени обучения. Считаю, что эта часть работы имеет большое теоретическое и практическое значение.
В книге обоснованы требования к привлекаемым искусствоведческим текстам. Отобранные автором фрагменты представляют несомненный методический интерес, тем более что предусмотрены разные варианты комментария к одной и той же картине (например, "Золотая осень" И. Левитана, "Московский дворик" В. Поленова, "На дерновой скамье" И. Репина - см.: приложение 2).
Заслуживает внимания предложенная автором система коммуникативных упражнений.
Вычленены коммуникативные умения, связанные со всеми видами речевой деятельности, в том числе и чтением.
Удачно реализована взаимосвязь с уроками изобразительного искусства. Опора на имеющийся у школьников зрительский опыт, внимание к специфическим средствам живописи предопределяют эстетически грамотный анализ картины, обоснованную последовательность в организации беседы о ней - от первого эмоционального толчка, вызванного зрительными впечатлениями, к углублению первоначального восприятия.
Разработанная Л.А. Ходяковой программа работы по картине основана на жанровом принципе отбора произведений. Тот или иной жанр живописи условно соотносится с определенным функционально-смысловым типом речи и используется на всех этапах обучения русскому языку по нарастающей сложности.
Картина соотнесена с другими источниками высказывания, определена последовательность этих источников: сначала сочинение по картине, затем на основе жизненных впечатлений, наблюдений.
Органично и целесообразно включены в программу пушкинские уроки. Они отражают комплексный подход к изучению произведений искусства (на материале литературы, живописи и скульптуры), дают бесценный культурно- исторический материал.
Методические разработки уроков показывают специфику работы над отдельными жанрами живописи (натюрморт, портрет, жанровая картина, пейзаж) и искусствоведческим текстом, раскрывают приемы формирования коммуникативных умений и речеведческих понятий (текст, его признаки; структура, тип и стиль речи), дают материал для словарно- стилистической работы с учетом межпредметных связей для проведения комплексного комментария (рассказ о художнике и его картине), а также рекомендуют варианты домашнего задания.
Особо следует отметить удачный выбор репродукций, представляющий все жанры живописи как выдающихся мастеров прошлого (И. Крамской, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов), так и известных современных художников (А. Шилов, Б. Щербаков).
Книга рассчитана как на обучающего, так и на обучаемого, она полезна и студентам-филологам, для которых изучение методики связано с приобретением специальности, и учителям-словесникам, повышающим свою профессиональную компетенцию.
стр. 52