Формирование понятия о стиле писателя (на материале рассказов М. М. Зощенко)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. Пранцова

Формирование компетентного читателя - важнейшая задача литературного образования в школе. "Чтобы диалоги-встречи, обогащающие читателя, состоялись, ему нужны и эстетический вкус, и живой интерес к писателю и его произведениям, и способность непосредственно ощущать их художественные достоинства" 1 . Такое восприятие художественных произведений предполагает определенный уровень сформированности у учащихся понятия о стиле писателя.

Понятие "стиль" имеет несколько определений. В "Кратком словаре литературоведческих терминов" (М., 1986), более адаптированном для восприятия школьников, отмечается: "В основе понятия "стиль" лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка. Оно обусловлено прежде всего биографией, жизненным опытом, культурой, талантом, той социальной обстановкой, в которой развивается его творчество и по отношению к которой он, естественно, занимает определенную позицию в зависимости от своих эстетических идеалов. Особенности биографии, исторические условия и эстетические позиции писателя и определяют его творческое своеобразие, его стиль, с наибольшей отчетливостью проявляющийся в языке..." Как явствует из определения, стиль - это одна из важнейших категорий в постижении художественного произведения в единстве его формы и содержания. "Под стилем в литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность" 2 .

Разумеется, формирование у школьников понятия о стиле - процесс трудный и длительный, включающий в себя несколько этапов. Сначала учащиеся должны осознать свое первое идейно-эстетическое впечатление от стиля писателя, попытаться сформулировать его на понятийном уровне. Далее учитель должен помочь им определить закон данного стиля, его доминанты (две-три самые яркие). Затем школьникам необходимо сопоставить стиль данного писателя со стилем другого (других) писателя для уяснения индивидуального своеобразия.

Проследим процесс формирования у школьников понятия о стиле на примере изучения темы "М. М. Зощенко. Рассказы" в XI классе. На работу по данной теме следует, на наш взгляд, отвести не менее трех часов. Материал на каждое занятие планируется как с учетом особенностей понятия о стиле, этапов его формирования, так и исходя из интеллектуального фона класса, уровня читательских умений учащихся. Примерное планирование может выглядеть так:

1-й урок. Мини-лекция о Михаиле Зощенко. Выявление первичных идейно-эстетических впечатлений от стиля писателя и формулирование их учащимися на понятийном уровне.

2-й урок. Урок-практикум по анализу произведений М.М. Зощенко, выявлению их стилевых доминант.

3-й урок. Синтетический урок, включающий самостоятельную работу учащихся по сопоставительному анализу произведений М. Зощенко и А. Аверченко с целью формирования более полного представления об индивидуальном своеобразии стиля первого.

Для нас принципиально важно, чтобы каждый из уроков включал в себя различные виды речевой деятельности учащихся, так как усиление речевой направленности при усвоении теоретико-лите-

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

ратурных понятий способствует более глубокому восприятию художественного произведения. "Освоение школьниками знаний по теории литературы лишь в том случае будет содействовать прогрессу в их интеллектуальном, эстетическом и речевом развитии, если оно сочетается с формированием умений использовать теоретико- литературную и искусствоведческую терминологию в контексте речи, в высказываниях, связанных с анализом художественного произведения" 3 . Знакомство старшеклассников с особенностями писательской манеры М. Зощенко дает им возможность овладеть приемами художественной интерпретации "чужой речи", т.е. выводит на новый этап речевого развития.

Первый урок следует начать со вступительной беседы, назначение которой - репродуцировать знания- представления учащихся о творчестве писателя. Конечно, недостаточно выявить только названия знакомых произведений, их пафос. Вопросы и задания должны побудить школьников-читателей высказаться о прочитанном, о том, что, по их мнению, отличает Зощенко от других художников слова: назовите известные вам произведения М. Зощенко. Одинаков ли их пафос? О чем рассказы писателя? Каков их герой? Попытайтесь сформулировать для себя те "показатели", по которым вы сможете отличить произведения М. Зощенко от произведений других писателей. Подготовьте рассуждение- утверждение на тему "Да, я читаю рассказ Михаила Зощенко!". Представьте себе, что ваше высказывание - это одно из мнений по поводу "рассыпанных" страниц, автора которых вы и ваши товарищи пытаетесь определить (для большей убедительности рассуждение может опираться на одно из произведений, известных школьникам, например рассказ "Галоша").

Далее необходимо обратиться к понятию "стиль писателя", напомнив учащимся его определение (см. выше). И только после этого следует мини-лекция учителя, которая предваряется следующим заданием: вычленить из лекции (и кратко записать) материал, необходимый для понимания особенностей стиля Зощенко.

Слово учителя может быть по содержанию примерно таким.

Имя М. Зощенко - одно из немногих писательских имен, раскрывающихся для самых различных по своим умениям и пристрастиям читателей. И каждый читатель "получает от него то, что может получить". Одни берут книгу писателя в предвкушении погружения в стихию смеха; другие ждут встречи с гневным сатириком, бытописателем негативного "послеоктябрьского Зазеркалья", а третьи тянутся к мастеру слова, создавшему свой стиль для изобличения "гримас" "нового мира"... И все это ищут в книгах одного писателя - М.М. Зощенко.

Биография писателя чрезмерно насыщена событиями, радостными и драматичными. Он испытал небывалый писательский успех. Его читали всюду. И даже, по воспоминаниям В. Шкловского, "рассказывали на верхних полках жестких вагонов", выдавали "его рассказы за истинное происшествие". Но Зощенко познал и писательскую смерть - следствие "позорного ждановского похода" против него и А. Ахматовой...

Родился М.М. Зощенко в Петербурге в семье художника. Закончил гимназию. Поступил в университет на юридический факультет. Но после первого курса был отчислен за неуплату.

Таким, в какой-то мере банальным, было только начало жизни. А затем... Была мировая война. В 1914 г. Зощенко ушел добровольцем на фронт. Командовал взводом, батальоном. Был награжден четырьмя боевыми орденами за личную храбрость. Но был и ранен, подвергся страшной газовой атаке, получил серьезное заболевание.

После февральской революции 1917 г. М. Зощенко вернулся с фронта в Петроград, где, по его словам, занимал "самую пышную в своей жизни должность: был начальником почт и телеграфа и комендантом главного почтамта".

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

Затем революция октября 1917 г. Надежды на обновление общества, человеческой души... Вступил добровольцем в Красную Армию. Снова фронт... Но вскоре был освобожден из армии по болезни.

Переменил несколько десятков профессий. Этот факт биографии Зощенко не раз впоследствии интерпретировал в своем творчестве. Так, в рассказе "Какие у меня были профессии" (прикрываясь маской повествователя Коленкорова) он иронизирует по поводу "профессионального разброса": "Я делаюсь милиционером. После слесарем, сапожником, кузнецом... Играю на сценах... Занимаю должность инструктора по кролиководству и куроводству... Становлюсь агентом уголовного розыска. Делаюсь шофером... И вот перед вами человек, который имел в своей жизни пятьдесят, а может, даже и больше профессий". Разумеется, такой "разброс" в практической деятельности не столько дал будущему писателю возможность "расцветить" судьбу созданного его фантазией персонажа, сколько открыл жизнь, людей.

Михаил Зощенко начал писать в 20-х гг. О писательстве он мечтал всегда. Очень любил поэзию. Боготворил А. Блока. Восхищался словотворчеством В. Маяковского. Знал много наизусть не только из Шекспира и Байрона, но и из Вл. Соловьева и Инбер... Пытался сам рифмовать. Но поэтического дара у него не было. Попробовав едва ли не все литературные жанры, Зощенко нашел свой - рассказ.

В 1922 г. вышла его первая книга - "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова". Писатель устраняет себя из рассказов, дает возможность говорить герою, создает условия для его самораскрытия, и Синебрюхов - "военный мужичок", прошедший "через фронт и революцию в качестве преданного княжеского денщика" - раскрывается... Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни, так как выходит ему время от времени "перетык и прискорбный случай", он философствует ("Жизнь - штука не простая, а сложная"), имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь ("блекота и слабое развитие техники"), и на культуру иностранную, которую он знает... через задушевного приятеля", и на революцию ("произойдет отсюда людям немалая... выгода"). Мечты Синебрюхова вполне определенны: "где бы мне пожить в полное свое удовольствие".

Почему Зощенко ввел в литературу такого "мизерного" героя? Разве он, окопный офицер, прошедший через две войны, не мечтал о положительном типе? Мечтал... Хотел написать "бодрую книгу с духовно здоровым героем". Даже название книге придумал - "Записки бывшего офицера" - и "умопомрачительный сюжет" сочинил.

Но, по мнению писателя, препятствием к осуществлению задуманного стал его "грешный недуг" - умение видеть жизнь в иронически-грустном свете: "...меня самого никогда не удовлетворяла моя сатирическая позиция в литературе. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. Но это было нелегко сделать - так же трудно, как комическому актеру играть героические образы".

Значительное влияние на Зощенко-писателя оказало и то, что он входил в литературную группу "Серапионовы братья" (Вс.Иванов, В.Каверин и др.), которые проповедовали свободу искусства от политики, изображали действительность, исходя из фактов жизни, быта.

Главным фактом в то время была революция, которую писатель воспринял как рождение новой жизни, новых людей. Но ожидаемого Зощенко не увидел. Все было иначе: вместо нового быта - отталкивающий мещанский мир... А вместо нового человека, способного на большие дела, - Синебрюхов и "прочие граждане с ихними житейскими поступками и беспокойством", за кучей мусора города не видящие. Отсюда полное тоски и отчаяния (сродни гоголевскому) восклицание: "Жизнь такая смешная. Скучно как-то существовать на земле!"

Объект сатиры Зощенко вполне определенный, и очерчен он социально точно: "малый мир" мещан-обывателей, идеология этого мира. Герои "не гораздо какие значительные... персонажи... невысокого полета". Невежество, пошлость, ничтожность интересов

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

и помыслов - вот отличительные черты нового" человека, характера, порожденного эпохой. Чего только стоит представление о счастье одного из зощенковских персонажей, которое в полной мере раскрывает мещанское сознание!

Герой рассказа "Счастье" Иван Фомич Тестов по профессии стекольщик. "Человек он немудреный. И с бородой". Счастье у него в жизни было. И такое, что навсегда запомнилось. Заключалось оно, по твердому убеждению героя, не в красоте и молодости, не в женитьбе и не в рождении ребенка. Принесло счастье... зеркальное стекло, разбитое пьяным солдатом. Хозяин трактира, опасаясь обиды посетителей, вынужден был прибегнуть к услугам Тестова. И тут уж Тестов не оплошал: за новое зеркальное стекло "три на четыре", за работу заломил цену "вне конкуренции и без запроса" - семьдесят пять целковых... Потратил на стекло, переноску сорок пять. "А в руке чистых тридцать рублей. Хочешь - на них пей, хочешь - на что хочешь".

Как распорядился деньгами Тестов, чтобы "счастьишко" испытать? "Эх, и пил же я тогда. Два месяц пил. И покупки, кроме того, сделал: серебряное кольцо и теплые стельки. Еще хотел купить брюки с блузой, но не хватило денег". И уверен герой, что в его жизни "было счастьишко", и к тому же "только раз". Что же до "остальной" его жизни, то текла она ровно и "большого (как в случае со стеклом. - Г.Л.) счастья не было". О своем счастье Тестов поведал приятелю Курочкину, и тот "с завистью посмотрел" на него: ведь в жизни приятеля "такого счастья не было".

М. Зощенко, рисуя "мурло мещанина", боролся за человеческое в человеке, надеялся "при помощи смеха перестроить читателя, заставить... отказаться от тех или иных мещанских пошлых навыков". Его же обвинили в клевете на "нового советского человека". Цензурная судьба писателя постоянно ужесточалась. В августе 1946 г. в докладе Жданова "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" был подписан приговор жизни Зощенко в литературе...

Судьба писателя была трагичной, как была трагичной его эпоха. Чтобы выжить в "новом мире", человеку нужно было приспосабливаться, менять мировоззрение... Зощенко остался самим собой...

И вот, как сказал Дм. Молдавский, "один из самых ярких, своеобразных и глубоких писателей вернулся к нам"...

Поскольку лекция содержала не только биографические сведения, но и образец интерпретации одного их зощенковских рассказов ("Счастье"), то вполне логичным будет повторное обращение к нему. Это преследует двоякую цель. Во-первых, позволяет провести избирательный анализ рассказа и дать первоначальное понятие о наиболее яркой особенности стиля (в области формы) - художественной речи писателя; во-вторых, углубляет представление учащихся о различии между анализом и интерпретацией художественного произведения.

В процессе анализа выясняется тема рассказа. Вопрос - что можно сказать о человеке, довольствующемся "таким счастьем"? - позволяет подойти к характеристике героя. Кто рассказывает о счастье героя? На основе чего можно составить достаточно полное представление о "счастливчике"? - вот вопросы, побуждающие учащихся обратить внимание на речевую стихию рассказа (манеру повествования, лексические и синтаксические особенности, интонацию).

Домашнее задание логично продолжает работу, начатую на уроке. Школьникам предлагается: 1) прочитать рассказы Зощенко "Гримаса нэпа", "Телефон", "Актер", "Аристократка" (обязательно) и еще 2 - 3 по выбору; 2) проанализировать лексику и синтаксис одного из рассказов и на основе речи персонажа составить его характеристику (социальный и культурный уровни героя, доминирующие черты характера, эмоциональное состояние).

Второй урок - урок-практикум. Он предполагает углубленную работу над текстом, цель которой - совершенствование у школьников навыков анализа художественного произведения в единстве

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

его формы и содержания, выявление основных доминант стиля М. Зощенко.

Проверка результатов домашней работы может быть проведена в начале урока. Выступления учащихся позволят перейти к разговору об особенностях стиля Зощенко. Самая яркая из них уже будет обозначена - речевая организация произведения. Школьники в состоянии самостоятельно выделить это на уровнях лексическом и синтаксическом (на конкретных примерах - по результатам домашнего задания). Далее работа углубляется: с целью выяснения приемов создания комического эффекта обращается внимание на языковую игру писателя, на "поэтику безобразия", т.е. на комплекс изобразительных средств, связанных с "неумелой речью", например, соединение двух фразеологических оборотов: "посылают воздушные взгляды" ("Мелкий случай из личной жизни"), неуместные приговорки: "А я, Серега, друг ситный, сел в трамвай, гляжу - что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь- восемь!.. Ну, я же рад..." ("Не надо иметь родственников"), разные масштабы посылки и вывода: театр - лучшее средство излечения... от алкоголя - Петр Коленкоров увлекся театром и в результате "пить бросил... по воскресеньям, по субботам стал пить" ("Сильное средство"). Отмечается также, что комическая идиотизация речи достигается часто и за счет плеоназмов ("Нам одна бездетная девица понравилась"; "родной дядя", "нюхать цветы и настурции") и т.д.

Затем внимание школьников следует обратить на форму повествования: от чьего лица может передаваться такая "неумелая" речь? Какую манеру повествования чаще всего использует Зощенко? Почему? Какой эффект дает персонификация речи?

Итак, основная стилевая доминанта писателя-сатирика (в области художественной речи) - монологизм (повествование- стилизация - сказ).

Что такое сказ? Это понятие для школьников не является новым. Некоторые представления об особенностях сказовой манеры повествования они получили при изучении творчества Н.В. Гоголя ("Ночь перед Рождеством") и Н.С. Лескова ("Левша"). Однако в XI классе необходимо расширить представление о сказе. Для этого прежде всего следует дать определение сказа. В литературоведении таких определений несколько. Считаем возможным остановиться на толковании сказа Е. Мущенко, В. Скобелевым и Л. Кройчиком: "Сказ - это двуголосное повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется под устно произносимый, театрально импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию, непосредственно связанного с демократической средой или ориентированного на эту среду" 4 .

В чем необычность, новизна зощенковского героя? Что доказывает его демократическое "происхождение"? Каковы психология, миропонимание персонажа? На примере одного из произведений Зощенко докажите справедливость утверждения, что повествование в сказе "стилизуется под театрально импровизированный монолог". Выделите приемы театрализации. Какова речь рассказчика? За счет чего возможна стилизация под устную речь? Обратите внимание на интонацию, синтаксис, лексику сказа.

При ответе на эти и подобные им вопросы старшеклассники отмечают, что в сказах М. Зощенко на первый план выходит совершенно новый герой, с мизерными, ничтожными интересами, ограниченным мировосприятием, но абсолютно уверенный в своей правоте. Монолог героя-рассказчика театрально импровизирован (насыщен риторическими восклицаниями и вопросами, содержит обращение): он рассчитан на выступление перед аудиторией, близкой герою по своему мировосприятию, на сочувствие этой аудитории. Речь рассказчика отли-

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

чается от средней литературной нормы: разговорная интонация, разговорный синтаксис, сниженная лексика (вульгаризмы, просторечия).

Но персонаж, его мировосприятие раскрываются не только через речевую стихию. Что еще делает зощенковского героя узнаваемым? Портретные описания, внешние детали (чаще - из мира вещей), т.е. описательность, жизнеподобие изображаемого мира. Как правило, выделение данных особенностей в рассказах писателя для учащихся не составляет труда. Учителю же следует только дать определение этим доминантам, обратить внимание учащихся на рассказы, в которых они проявляются наиболее ярко.

Почему сказ - "это двуголосное повествование"? Как соотносятся в нем автор и рассказчик? Как выявляется в сказах М. Зощенко авторская позиция? Эти вопросы направляют внимание учащихся на внесубъектные формы выражения авторского сознания: сюжет, композицию произведения, выбор языковых средств, приемы создания комического (главный из которых - прием саморазоблачения персонажа). Говоря о композиции, следует подчеркнуть, что текст в сказе принадлежит персонажу, буквально авторским может быть (да и то не всегда) только название произведения (например, "Гримаса нэпа" - это авторский текст, содержащий оценку происходящего; "Счастье", "Аристократка" - эти слова, вынесенные в заглавие, позаимствованы у персонажей, но они в авторском варианте наполнены смыслом, совершенно противоположным тому, что вкладывает в них каждый из рассказчиков).

Анализ произведений М. Зощенко начался с рассмотрения особенностей их формы (такой подход вполне возможен, а в данном случае, на наш взгляд, и более разумен). Перейти к "содержательным доминантам" (А. Есин) учащимся помогут такие, например, задания: на основе сложившегося у вас представления о характере зощенковского героя определите пафос одного из произведений М. Зощенко.

Социальная проблематика, идея, выражаемая всей структурой произведения ("Так жить нельзя!"; "Таким человеку быть нельзя!"), сатирический (реже - юмористический) пафос произведений - вот основные содержательные доминанты рассказов Зощенко. Именно они в единстве с доминантами формы делают самобытным его писательский стиль.

После подобной работы над особенностями сказовой манеры повествования вполне возможен выход на новый этап речевого развития учащихся, суть которого заключается в овладении "чужим словом". Старшеклассникам предлагается (в качестве домашнего задания) Создать речевое произведение, представляющее собой стилизацию, т.е. написанное "в стиле Зощенко". В этом случае предметом изображения школьников становится "чужая речь". Задание довольно сложное для учащихся. Результат его будет зависеть от того, насколько верно смогут старшеклассники определить последовательность подготовительной работы, которая должна включать в себя выбор ситуации, в которой действует (выступает) персонаж, выбор "демократического" героя, определение основных черт его характера, эмоционального состояния, внешних примет, определение темы монолога, отбор средств создания "неумелой речи" (при условии обязательного соблюдения чувства меры), определение приемов создания комического.

На последнем уроке с целью более глубокого уяснения индивидуального своеобразия стиля писателя учащимися выполняется самостоятельная исследовательская работа. Каждому из старшеклассников (или группе) предлагаются два рассказа (тексты небольшие по объему; возможна работа с фрагментами произведений), фамилии авторов и названия

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

произведений не указываются. Исследовательская задача - определить, который из предложенных текстов принадлежит перу Зощенко (другим автором может быть уже знакомый школьникам А. Аверченко). Свой выбор учащиеся должны мотивировать в речевом высказывании (предпочтительнее письменном), включающем рассуждение-доказательство. Можно задать стиль и жанр высказывания - научно- популярная статья.

Таким образом, формирование у школьников понятия о писательском стиле - неотъемлемая часть работы по изучению монографической темы в старших классах. Методические решения данной проблемы могут быть самыми разнообразными, но при выборе любого из них необходима опора на речевую деятельность старшеклассников, что позволит формировать их читательские умения на более высоком уровне.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.-С. 115.

2 Есин А. Б. Приемы и принципы анализа литературного произведения: Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей- словесников. - М., 1998. - С.177.

З Лeoнoв С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. - М., 1999. - С. 175.

4 Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. - Воронеж, 1978. - С. 34.

стр. 34

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. В. Пранцова, Формирование понятия о стиле писателя (на материале рассказов М. М. Зощенко) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318021&archive=1205324210 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии