Примерное планирование уроков русского языка по пособию А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой. Х класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. В. Потемкина

Урок 25. Оценка текста. Рецензия. (упр. 340-347).

Проверяется домашняя работа (упр. 338): учащиеся читают составленные аннотации, особое внимание уделяется тем, в которых присутствует элементы оценки.

Затем выясняется, была ли у учащихся практика составления текстов, содержащих оценку художественного произведения. Как правило, к Х классу школьники владеют навыками составления отзыва, следует закрепить умение давать письменную оценку текста.

Далее проводится работа над планом рецензии (с. 187), оставляется план текста рецензии по упр. 341. Работа над содержанием рецензии продолжается по упр. 344. В учебнике представлены стихотворения Е. Ростопчиной (с. 190- 193) и задания к анализу этих текстов, на уроке можно провести подготовительную работу к написанию рецензии (упр. 346).

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

Учащимся с повышенным уровнем мотивации целесообразно дать задание написать дома рецензию, самостоятельно выбрав произведение для оценки (упр. 340, 343, 344, по выбору). Для всех - упр. 346 (задание 3).

Урок 26. Лабораторная работа. "Композиция и язык драматического произведения".

Учащиеся обращаются к текстам произведений Н.В. Гоголя ("Ревизор") и А.П. Чехова ("Радость", "Хирургия", "Канитель", "Лошадиная фамилия", "Злоумышленник" и другие рассказы по выбору учителя). Ознакомившись с особенностями построения пьесы Н.В.Гоголя, они учатся составлять сценарий небольшого произведения, выделяя сюжетную линию и основной конфликт, уясняя особенности речи героев, осмысляя позицию автора.

1. Лексическая работа.

Задания: 1) объясните лексическое значение паронимов: драматический (относящийся к драме) - драматичный (содержащий элементы драматизма, напряженности, выражающий сильные, глубокие чувства); сценический (относящийся к сцене, связанный с театром, театральной деятельностью) - сценичный (пригодный для сцены, для театрального представления, обладающий свойствами, нужными для сцены); артистический (относящийся к артисту, свойственный артисту) - артистичный (отличающийся артистизмом, художественным вкусом). См.: Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984. - С. 83, 268, 30.

2) Определите значение понятий "реплика", "ремарка", "декорация", "сценическая деталь", "действующие лица".

2. Наблюдение над особенностями построения пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор". Обращается внимание на подготовку указаний для "господ актеров"; строение текста; особенности использования языковых средств (пунктуация, обороты речи и др.). Для этой работы учитель выбирает фрагмент (сцену) пьесы.

3. Составление сценариев рассказов А.П. Чехова (по выбору учащихся). Работа проводится по группам.

В заключение лабораторной работы десятиклассники составляют черновой вариант сценария. Сценарии можно использовать при подготовке "литературной гостиной". При проверке работ учитывается соответствие сценария содержанию рассказа.

Домашнее задание - письменно ответить на вопрос: "Речевые характеристики в драматическом и эпическом произведении (особенности пунктуации, речевые обороты)".

Целесообразность подобной работы продиктована необходимостью овладения элементарными умениями анализа драматического произведения при подготовке к выпускному сочинению.

Урок 27. Стили речи (упр. 348-351).

Цель урока - обобщить знания по теме "Стили речи". Учащиеся закрепляют умения определять стилистическую принадлежность отдельных лексем, словосочетаний и текстов, а также составлять тексты с заданной стилистической характеристикой.

В начале урока проводится пунктуационный анализ текста.

Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели: не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.

(И.А. Гончаров.)

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.

- Какие еще стили речи вам известны?

Используя материалы учебника (с. 195- 196), составляем следующую схему.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------



Работа по различению стилевых особенностей текстов, принадлежащих к разным стилям (упр. 348, 350), распределению словосочетаний по группам в зависимости от стилевой принадлежности (упр. 394).

В заключение - самостоятельная работа. Задание: составьте два текста: описание в художественном и научном стиле (описание пейзажа - ландшафта).

Домашнее задание: упр. 351.

Урок 28. Научный стиль (упр. 352-360).

Десятиклассники расширяют знания по стилистике (научный стиль): знакомятся с основными признаками научного стиля, особенностями научно-популярного подстиля. Закрепляют навыки определения характерных признаков научного стиля, учатся проводить сопоставительный речеведческий анализ текстов из учебников различных школьных дисциплин, толковать значение терминов.

Орфографическая разминка. В центре внимания общественно-политическая лексика (школьные дисциплины - история, обществоведение, политология): Диссидент, оккупация, президент, коллективизация, иммиграция, эмиграционный, репатриация, толерантность, эмиссар, атташе, консолидация, федеративный, тоталитарный, прогрессивный, коммюнике, социал-демократ.

Толкование некоторых терминов (см.: Словарь иностранных слов. - М., 1996):

толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям; репатриация - возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев; эмиграция - переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными); иммиграция - въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства; коммюнике - правительственное сообщение о международных переговорах; о соглашениях, достигнутых между государствами и т.д.

- К какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

- К какой области знаний можно отнести эти слова?

Школьники обращаются к учебнику, выделяют основные черты научного стиля (с. 201-203) и записывают в тетрадь: Основные признаки научного стиля - логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность.

Анализ текста, записанного на доске. Задания: 1) спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки;

2) определите стилевую принадлежность текста, обоснуйте свой ответ.

Тундрой называют бе(з, с)лесные пространства (суб) арктического пояса покрытые (мохово)л...шайниковой и кустарничковой р...стительностью на скудных (тундрово) болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового клим...та и (многолетней м...рзлоты.

(География материков и океанов. 7 класс. - М.. 2000. - С. 217.)

Далее проводится работа по определению основных признаков научно-популярного подстиля (с. 206-207, упр. 360).

Домашнее задание: упр. 353, 358, 359 (сопоставительный речеведческий анализ текстов из учебников различных дисциплин).

Урок 29. Научный стиль. Лексические особенности научного стиля (упр. 361-374).

После проверки домашней работы учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие лексические особенности научного стиля вам известны?

- Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю.

Затем определяются общие особенности лексики научного стиля (с. 209), разъясняются понятия "общеупотребительная лексика", "общенаучная лексика", "узкоспеци-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

альная лексика", "термины" (с. 209-210).

Работа по материалам упражнений учебника (упр. 362. 363).

Пунктуационный и стилистический анализ текста (текст записывается под диктовку):

Лирические отступления - композиционно-стилистический прием в художественной прозе и главным образом в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. (Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998. - С. 170.)

Задания: 1) объясните знаки препинания; 2) определите стилевую принадлежность текста, обоснуйте свой ответ; 3) приведите примеры слов, относящихся к "общеупотребительной" и к "узкоспециальной" лексике.

Упр. 372, 375. При затруднении выполнения упр. 375 уместно обращение к этимологическому словарю.

Задание: чем можно объяснить этимологическую родственность данных ниже слов? Например, квартал - квартет.

Квартал - от лат. "quartale" ("четверть"); 1) три месяца, четвертая часть года, 2) часть города, ограниченная улицами с четырех сторон (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. - М., 1993. - С. 390); квартет - от итал. "quarto" ("четыре"), инструментальный или вокальный ансамбль, состоящий из четырех исполнителей (там же, с. 390-391).

На заключительном этапе разграничиваются понятия "термин" и "профессионализм" (с. 215).

Домашняя работа: упр. 373, 366, 376.

Подготовить доклад (например: "О происхождении жизни на земле: разные точки зрения". Тему доклада учащиеся также могут выбрать самостоятельно или с помощью учителя).

Урок 30. Научный стиль. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля (упр. 377- 378).

В начале урока проводится выборочно-распределительный диктант (удвоенные согласные в корне).

Задание: распределите слова по группам ("пишется удвоенная согласная в корне" и "не пишется удвоенная согласная в корне"). Группа, количество, ассоциация, перила, колоссальный, грамматика, оппозиция, атавизм, хлорофилл, апелляция, галерея.

- Какие из записанных слов относятся к терминам?

- В каком стиле речи используются термины?

Анализ текста (текст записывается под диктовку)

В северных лесах можно встретить стройные деревья, похожие на кипарис. Но это не кипарис, а его близкий родственник - можжевельник обыкновенный. Можжевельник ниже ростом, чем его южный собрат, - до 10 - 12 м. Хотя на севере Норвегии ученые находили экземпляры высотой до 17 метров, а диаметр ствола на высоте человеческого роста у них достигал 20 и более сантиметров. Доживает он до 600 лет, но растет очень медленно. Всего известно около 60 видов можжевельников. (71 слово.) (Энциклопедия для детей. Биология. - М.. 1994. - С. 222-223.)

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Назовите слово с удвоенной согласной в корне.

Далее проводится анализ текста по заданиям упр. 377.

Выводы, к которым приходят десятиклассники, сверяются с теоретическими сведениями на с. 216. На этом тексте проводятся наблюдения над употреблением синтаксических средств, характерных для научного стиля.

Вторая часть урока отведена диспуту по теме доклада (домашнее задание). Один из учащихся читает доклад. Остальные выступают в роли диспутантов. Коммуникативная задача - использовать в собственной речи лексические, морфологические и синтаксические речевые средства научного стиля.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Домашнее задание: упр. 378; для проведения практической работы подобрать два небольших фрагмента (50-60 слов), принадлежащих к разным стилям речи - научному и художественному.

Урок 31. Практическая работа. Языковые особенности научного стиля.

Работа состоит из двух этапов: 1) анализ текстов, подготовленных учащимися дома, по заданиям упражнения 379; 2) упр. 380.

Домашнее задание: упр. 381 (письменно), 382 (устно).

Последние уроки русского языка отводятся на защиту рефератов. Учащиеся, которые по каким-либо причинам не подготовили реферат, выполняют контрольную работу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Составьте синонимический ряд со словом "крошечный".

3. Найдите фразеологизм; дайте его толкование.

4. Расскажите о каком-либо необычном явлении природы. Оформите ваш рассказ в виде текста-повествования с элементами описания.

Липа особенно для пчеловодства одно из интереснейших деревьев.

В сер...дине лета когда липа зацв...тает она делается очень пышной нарядной и (не) уступа...т по красоте даже цв...тущей яблоне. По всему лесу разнос...тся тогда тонкий пр...ятный ар...мат меда на который слетается много пчел. И такой они там подн...мают шум что кажется и (не) пчелы это а сама липа чудит целыми днями. Так чудит она недели две пока не осыпл...тся все цв...ты. Сколько меда соб...рут за это время пчелы!..

Цветы липы мелкие невзрач...ные а столько выделяют душистого сока-н...ктара что он (не) уме-ща...тся в чашечке цв...тка и вытекает наружу. В отдельные "медовые" годы (не) только все листья липы но даже и трава поддеревом бывает закапан...а этим н...ктаром и бл...стит словно лак...рован...ая. Каждый крошеч...ный цв...ток липы похож на роднич...к из которого бе....прерывно сочится прозрач...ная сладкая влага. Вот если в такое время стукнуть по дереву так что (бы) оно вздрогнуло можно увидеть настоящий "медовый дождь". Вот сколько выльется на землю этого н...ктара. Такие "медовые дожди" (не) редко наблюдают лесорубы. Бывают они и при сильном (не)ожидан.-.ом порыве ветра. Наши липовые леса испокон веков славились и сейчас славятся лучшим в мире медом.

(В. Подгорнов.)

стр. 58

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. В. Потемкина, Примерное планирование уроков русского языка по пособию А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой. Х класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317752&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии