IV ЧЕТВЕРТЬ
Уроки 54-55. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным (пар. 21)
Цель уроков: познакомить учащихся со структурно- семантическими особенностями сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным. Учить конструировать подобные синтаксические конструкции, находить их в текстах разных стилей речи, использовать в своей речи. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов.
Первый урок посвящен изучению новой темы. Большое внимание уделяется структурно-семантической характеристике изучаемых конструкций. Упражнение 183 поможет установить лексическое значение слов уступка, уступительный. А выполнение упражнения 184 позволит вернуться к обобщающей таблице (упр. 81) и составить графическую модель предложения изучаемого типа. Теоретический материал учебника (с. 113) подкрепляется богатым практическим материалом. В центре внимания оказывается функциональный аспект языковых единиц, связанный прежде всего с особенностями употребления сложноподчиненных предложений с придаточным уступительным в различных стилях речи. На уроке широко применяется прием конструирования.
Второй урок посвящен повторению и обобщению изученного материала по теме "Сложноподчиненное предложение".
стр. 51
--------------------------------------------------------------------------------
ЗСП-7.
Урок 56. Развитие речи. Деловая речь (пар. 35).
Цель урока: повторить изученное об официально-деловом стиле. Познакомить учащихся с образцами деловых бумаг. Учить анализировать и совершенствовать сочинение- рецензию.
Деловая речь занимает особое место в системе развития речи. Главное в подаче материала на уроке - показать ученикам, что документы, с которыми они знакомятся на уроке, представляют собой жестко формализованные тексты с устойчивой структурой. Ученики должны запомнить обязательные структурные части изучаемых деловых бумаг и научиться воспроизводить их.
Этот урок первый по данной теме. Он посвящен в основном теории вопроса. Второй урок можно будет посвятить практике написания деловых бумаг.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Уроки 57 - 58. Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными (пар. 22).
Цель: дать представление о разных видах подчинительной связи: соподчинении и последовательном подчинении; учить опознавать эти виды связи в предложениях. Продолжать учить составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам. Учить проводить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с разными видами связи. Учить находить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными в художественных текстах и уместно употреблять в речи подобные синтаксические конструкции.
Теоретический материал учебника (с. 119-122) подкреплен широким практическим материалом.
ЗСП-8.
Урок 59. Контрольный диктант.
После выздоровления
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожию, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.
Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий, но потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли на рудники.
К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, а тут вскоре нашелся ей и попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную, распоротую по швам английскую шинель.
"Ты что же это, добрый человек, "здравствуйте" не сказал, а на жительство располагаешься?" - спросил хозяин, с изумлением разглядывая незваного гостя.
А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся.
(М. Шолохов.) (170 слов.) 1
Задания:
1. Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
2. Проведите морфемный разбор причастий, деепричастий и наречий из последнего предложения.
Урок 60. Развитие речи. Деловая речь (продолжение) (пар. 35).
Цель: практически отработать навыки написания деловых бумаг.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Здесь и далее материалы диктантов и контрольных работ печатаются по книге: Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос / Под ред. М.М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2000.
стр. 52
--------------------------------------------------------------------------------
Учащиеся повторяют теоретический материал и учатся писать заявление, доверенность, расписку, автобиографию по образцу. На уроке выполняются упр. 302, 303, 306, 307.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Урок 61. Понятие бессоюзного сложного предложения (пар. 23).
Цель урока: сформировать понятие бессоюзного сложного предложения как такого единства предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью).
Урок посвящен формированию общего представления о бессоюзном сложном предложении. Десятиклассники, знакомясь с образцом предложения, убеждаются, что между его частями нет союзов, цельность высказывания держится на интонации, а в письменной форме речи - на знаках препинания, которые очень разнообразны: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.
ЗСП-9.
Домашнее задание: пар. 61, упр. 216.
Урок 62. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (пар. 24).
Цель: познакомить учеников с важнейшими значениями, которые присущи бессоюзным сложным предложениям со значением перечисления. Учить составлять схемы подобных синтаксических конструкций и правильно интонировать эти предложения. Девятиклассники анализируют предложения; объясняют, исходя из значений, расстановку знаков препинания; читают, отрабатывая верную интонацию.
В параграфе дается интонационная схема предложений, их структурно-пунктуационная модель, что облегчит усвоение материала Значительное внимание уделяется речевому аспекту темы: отрабатываются интонационные навыки (упр. 217, 219, 221). Вид предложения соотносится с типом речи, учащимся предлагаются работы творческого характера, рассчитанные на употребление в собственной речи изучаемых структур (упр. 218, 220). ЗСП-10.
Урок 63. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (пар. 25).
Цель урока: раскрыть важнейшие значения, которые присущи бессоюзным сложным предложениям данной группы.
Учить конструировать подобные конструкции, находить их в тексте и успешно использовать в своей речи.
Учебник предлагает разнообразный практический материал.
ЗСП-11.
Урок 64. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия.
Цель урока: раскрыть важнейшие значения, которые присущи этой группе бессоюзных сложных предложений. Учить конструировать подобные синтаксические конструкции, находить их в тексте, правильно выделять на письме и использовать в своей речи.
Пониманию смыслового содержания предложений этой группы поможет теоретическое обобщение в начале параграфа и, главным образом, таблица на с. 143.
Кроме этого, следует вспомнить с учащимися и обобщить правила постановки тире, определенные другими видами пунктограмм (упр. 234).
Обязательными при проведении урока по этой теме являются приемы, которые использовались при проведении подобных уроков: работа над интонационной схемой предложения; работа над структурно-пунктуационной моделью; соотнесение предложения с определенным типом речи; упражнения на употребление подобных синтаксических конструкций в речи.
ЗСП-12.
Урок 65. Работа по картине В.В. Верещагина "Смертельно раненный" (упр. 230).
Цель урока: проверить способность учащихся грамотно использовать в собст-
стр. 53
--------------------------------------------------------------------------------
венной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в них знаки препинания.
Работа строится на основе упражнения 230.
Учитель может предложить в качестве контрольной работы сочинение по другой картине. Важно при этом проверить не только правописные навыки, но и речевое развитие подростков.
Урок 66. Диктант.
Цель урока: проверить уровень усвоения темы.
Когда восходит солнце
Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца - ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окропленной росой, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: "Не бойтесь - это солнце!"
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: "Приветствуем вас, владыка мира!"
Доброе солнце смеется: это волны всю ночь, играя, кружились, кружились и теперь они такие растрепанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
"Добрый день! - говорит солнце, поднимаясь над морем. - Добрый день, красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?"
(М. Горький.) (127 слов.)
Урок 67. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (пар. 27).
Цель урока: дать учащимся представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научить опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уместно употреблять в речи подобные синтаксические конструкции. Сформировать понятие о периоде. Учить опознавать период в художественной речи.
Особое место на уроке займет работа над схемой разбора сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (с. 150).
Материал параграфа представляет разнообразный практический материал для работы в классе и дома.
ЗСП-13, ЗСП-14, ЗСП-15.
Урок 68. Повторение.
стр. 54