Дефисное и слитное написание сложных прилагательных VI класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. Ларионова

А 1

1. Прочитайте народные приметы. Выпишите сложные прилагательные. Объясните графически их правописание. Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.

1) К холодам небо все в высыпках звезд, к теплу же оно тускло-слепое. 2) Если в ночном небе звезды золотисто-яркие - к морозу. 3) От нечисти окна на зиму украшали изжелта- красными рябиновыми кистями. 4) Южный ветер на Луку (16 июня) сулит урожай яровых, северо-западный - к сырому лету. 5) Селяне более всего опасаются северо-восточного ветра, который будто бы приносит с собою беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи. 6) В начале апреля появляются стайки светло-розовых пуночек, они оживляют спавшую природу.

2. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните правописание сложных прилагательных.

Двенадцатый век - время сложное в русской истории. В поисках лучшей жизни массы людей устремились из Киевской Руси на северо (восток), в края непроходимых лесов и (полно) водных рек. Центром (северо) восточной Руси стало (Владимиро) Суздальское княжество. (Г. Фомичев.)


--------------------------------------------------------------------------------

1 Под буквой "А" сгруппированы упражнения для всех учащихся, под буквой "Б" - только для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету "русский язык", это упражнения повышенной сложности.

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

3. Прочитайте. Что обозначают выделенные прилагательные и как они пишутся. Спишите один из текстов (по своему выбору).

1. Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

(Темно) голубые?

(А. Толстой)

2 . Золотой пожар за тканями ветвей

Изменяется в нарядности своей.

Он горит, как пламя новых пышных чар,

(Лиловато) (желто) розовый пожар.

(К. Бальмонт)

3. И далеко меж курганов

(Темно) серою змеей

До бледнеющих туманов

Пролегает путь родной.

(А. Фет)

4. Теперь смотри, цветы какие

Здесь у дорог в садах цветут,

Какие (нежно) голубые

И (светло) розовые тут.

(А. Софронов)

4. Прочитайте. Сложные прилагательные запишите в две колонки. В I - прилагательные, которые пишутся слитно, во II - прилагательные, которые пишутся с дефисом. Какие средства выразительности речи вы встретили в данных текстах?

1. По оврагам, по обрывам

Через пальцы ивняка

Льется тихо и пугливо

(Желто) листая река.

(М. Высоковский)

2. Когда весна (зелено) крылая

Вам треплет клейкие вихры,

Ветвей держитесь, листья милые,

Не отлетайте до поры.

(С. Высоковский)

3. Замолкли в рощах соловьи,

Затихла русская земля,

И передвинулись бои

В (орловско) курские края.

(А. Софронов)

4. В походном порядке вошел в городок

Саперный батальон.

Красавцы боевые,

Солдаты молодые,

Отдельный (инженерно) саперный батальон.

(Е. Долматовский)

5. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, страшных очертаний и красок, тут мягкие, как клубы дыма, сизые и (пепельно) голубые, там резкие, как обломки скал, (матово) черные или коричневые, (М. Горький.) 6. Вот и грачи прилетели. Разгуливают по оттаявшей дороге, хлопочут во дворах, отыскивают разные остатки еды. Как они хороши: все (иссиня) черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут (бело)носыми. (Г. Скребицкий.) 7. Май - месяц солнца, цветов и птичьих песен. На (ярко) зеленой траве выделяется желтый первоцвет. А пушистая (бледно) лиловая сон-трава и (ярко) желтый горицвет уже отцветают. (М. Пришвин.)

5. Замените выделенные слова сложными прилагательными. Запишите по образцу.

Образец: Турниры шахматные и шашечные - шахматно-шашечные турниры; фабрика, на которой ткут шелк - шелкоткацкая фабрика.

1) Словарь английский и русский; 2) Собрание отчетное и выборное; 3) Река, по которой ходят суда; 4) Трубка, которая отводит газ; 5) Завод, на котором льют чугун; 6) Завод, на котором варят мыло ;

7) Мастерские, где ремонтируют вагоны;

8) Хозяйство плодовое и овощное.

6. Выпишите из предложений словосочетания, соответствующие схеме "сложное прилагательное + существительное". Определите способ образования прилагательных в данных словосочетаниях.

1. Без клятв и клеветы (ребячески)невинной сказала жизнь за нас последний приговор. (А. Фет.) 2. Так путники идут на богомолье сквозь (огненно) песчаный океан. (А. Одоевский.) 3. Лишь жить в себе самой умей - есть целый мир в душе твоей (таинственно)волшебных дум. (Ф. Тютчев.) 4. Одни зарницы огневые, воспламеняясь чередой, как демоны (глухо) немые ведут беседу меж собой. (Ф. Тютчев.) 5. Взгляд один (черно)бровой дикарки, полный чар, зажигающий кровь, старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

любовь. (Н. Некрасов.). 6. Ласточки быстрее, легче пены зыбкой, руки их мелькают (бело)бокой рыбкой. (Л. Мей.) 7. И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд в дурмане голубом дымящего навоза, в серебряной пыли (туманно)ярких звезд. (И. Бунин.) 8. Я любовью озарен на твоих широких улицах, (Юго) Западный район. (Е. Долматовский.) 9. И плющ меж стекол (разно) цветных, уж вьется на столбах заветных. (И. Козлов).

7. К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого столбика, согласуйте их в роде, числе и падеже. Запишите получившиеся словосочетания. Устно объясните правописание сложных прилагательных.

Красновато-бурый, бледно- изумрудный, глубоководный, остролистый, головокружительный, широкоизвестный, бледно-лиловый, золотисто-серый, северо-восточный, горько-соленый.
Кустики, высота, писатель, цвет, небо, река, небосклон, облака, ветер, привкус.


8. С данными словами составьте и запишите предложения. Графически объясните правописание сложных прилагательных. 1) Пепельно-лилово-черные, с, потянулись, тучи, реки. 2) В, черноземного, усадебных, края, садах, так, соловьев, много. 3) В, лета, начале, из, вывелись, голубых, птенцы, желторотые, яичек. 4) Долго, к, ехали, мы, базе, разведывательно-геологической. 5) Алма-атинские, были, кинофестивали, на, весь, известны, мир.

9. С данными прилагательными придумайте и запишите словосочетания.

(Древне) русский, (хлопчато) бумажный, (мутно)серый, (мало)грамотный, (много)уважаемый, (северо) западный, (светло)сиреневый, (зеленовато) коричневый, (сельско)хозяйственный, (бело)снежный, (бледно)желтый, (узко)горлый, (темно)красный, (русско)испанский, (кисло)молочный, (изжелта) серый, (желтогрудый, (весенне)летний.

10. Запишите данные прилагательные в столбик, разберите их по составу. В скобках укажите слова, от основ которых образованы эти прилагательные. Составьте и запишите с каждым прилагательным простое предложение.

Белоснежный, низкорослый, светлоокий.

11. Найдите в тексте сложные прилагательные. Объясните их правописание. Озаглавьте текст. Что вы вложили в свое название: тему или идею (основную мысль) текста? Напишите сжатое изложение.

Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда в небе вспыхивают и постепенно меркнут (багрово) пепельные краски заката. Всмотритесь в ясный день в (нежно) розовые облака, в дождливый - в (черно) свинцовые тучи. Вы восхищаетесь щедрым разнотравьем цветущего луга. В морозные дни вглядитесь в (сказочно) причудливые узоры на окне, сверкающие в лучах зимнего солнца. А как величествен безбрежный простор моря! Как чудесны тона морской глади - от (светло)лазурного до (темно) синего.

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручья, пение соловья. Воспитывайте в себе чувство прекрасного! (По А. Куприну.)

12. Прослушайте небольшие тексты. На слух определите сложные прилагательные, которые пишутся через дефис. Запишите их.

1. И все вокруг, как по приказу,

Как будто в бой вступило сразу.

Блеснуло солнце сквозь туман

На трубы светло-золотые,

Шорокогорлые, витые

И круглый, белый барабан.

(С. Маршак)

2. Возраст один у меня и у лета.

День ото дня понемногу мы стынем.

Небо могучего синего цвета

Стало за несколько дней бледно-синим.

(С. Маршак)

3. Опять вокзал. Перрон и суета.

Шипенье пара, крики паровозов,

И где-то за пролетами моста

Закат вечерний золотисто-розов.

(А. Софронов)

13. Материалы для словарных диктантов.

I . Русско-английский словарь, серо-зеленый костюм, бледно-зеленый стебель, темно-синий василек, юго- восточный ве-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

тер, бело-синий флаг, вагоноремонтный завод, доброжелательный человек, сложносочиненное предложение, затейливо-зубчатые листья дуба, золотисто-черные облака, разноцветные стекла, желторотые птенцы, длинноухий заяц.

II. Феодально-крепостнический строй, светло-голубые глаза, красно-рубиновая ягода, алма-атинский фестиваль, глухонемой ребенок, древнерусский язык, нежно-розовый цветок, фабрично-заводской клуб, сельскохозяйственные товары, пароходный гудок, газопроводная труба, шахматно- шашечный турнир, чугунолитейный цех, садово-огородное общество, юго-западное направление.

III. Научно-фантастический фильм, ярко-красное платье, изжелта-красная рябина, северо-западная сторона, железнодорожный билет, светло-русые волосы, паровозные бригады, белобокие сороки, остроконечные утесы, сероглазая девочка, горько-соленый вкус, темно-зеленая ель, серебристо- синяя Волга, выпукло-вогнутые стекла, великодушный поступок, разведывательно-геологическая база.

14. Комментированное письмо. Объясните дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

I . Растет брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода. (М. Пришвин.)

II. Ночью ахнул мороз. С вечера слышно было, как лопалась на проулке земля, с осени щедро набухшая влагой. По небу, запорошенному хлопьями туч, засуетился в ночном походе кособокий месяц. Из темно-синих круговин зазывно подмаргивали звезды. Сквозь дырявую крышу ярко-лунная ночь глядела в катух. (М. Шолохов.)

III. Была ранняя весна. Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьями уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах: стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рябиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зернами. (Г. Троепольский.)

15. Контрольное списывание.

I . Северо-восточный ветерок несет тонкую пряжу горьковато-нежных запахов сухой белоствольной березки, полыни, васильков, сурепки, куколя. Временами гул стихает, пыль медленно оседает на тока, на обмолоченные копны, на риги, на крапиву, на людей, на кур. (М. Алексеев.)

II. На одном ароматном ярко-зеленом, смолисто- блестящем листике припал и замер маленький переливчато- сине-зеленый жук. Я согнал его щелчком, и всю ветку притянул к себе, и припал к ней лицом своим, и вдыхал в себя аромат. (М. Пришвин.)

III. В Бразилии и Уругвае водятся красновато- коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной лампочкой на голове.

Во время испано-американской войны делались операции при свете таких светлячков, собранных в бутылки. (Из журнала "Юный натуралист".)

16. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка N 1. Выпишите из орфографического словаря 5-7 сложных прилагательных. Устно объясните их правописание. С одним из выписанных прилагательных придумайте и запишите сложное предложение.

Карточка N 2. Составьте и запишите по одному словосочетанию на каждую данную схему. Прилагательные разберите по составу.

1) "сложное прилагательное с соединительной гласной о + существительное";

2) "сложное прилагательное с соединительной гласной е + существительное";

3) "сложное прилагательное с первой частью на -а (-я), обозначающее оттенок цвета, + существительное".

Карточка N 3. От данных существительных образуйте прилагательные и запишите с одним из них предложение.

Юго-запад, северо-восток, бурят-монгол, член-корреспондент, оптик-механик, социал-демократ, дизель-мотор, афро- американец.

Карточка N 4. Спишите, раскрывая скобки. Устно определите, каким способом образованы выделенные прилагательные.

Сколько в стране Нахимовских училищ? Нахимовское училище одно - в Пе-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

тербурге. Учебных заведений, в том числе и (профессионально технических училищ, которые готовят (разно)образных специалистов флота, много, но (военно)морское училище единственное. (Б. Алмазов.)

17. Контрольные диктанты.

I . Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко- серебристый свет луны с трудом проникает сквозь черно- изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело- синие сугробы тайги.

Под сугробом, в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно- бурый медведь. Его не беспокоит холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, клюквы, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле. (110 сл.)

II. Весеннее утро

В распахнутое старенькое оконце врывается росистая свежесть весеннего утра. Нежно-зеленые листья деревьев и кустарников пахнут свежей смолой. Молодой сад проснулся от сумрачно-зимнего сна, в нем опять бурно закипела жизнь. Весь сад в бело-розовом цветении. Изумительный аромат исходит от бледно-лилового кустарника сирени, белоснежного жасмина, от деревьев яблони, вишни, черешни. Над ними уже жужжат золотисто-яркие пчелы, щебечут разноголосые птицы.

Мы выбегаем на улицу и спускаемся к реке. В зеленовато- прозрачной воде быстро проплывают стайки темно- серебристой рыбешки. Лупоглазая изумрудная лягушка следит за ними с искренним интересом. Изжелта-красные лучи солнца поднимаются над рекой с юго-восточной стороны. Природа просыпается. Как легко дышится прохладно-свежим весенним утром! (110 сл.)

Б

18. Заполните данную таблицу своими примерами (по 5-7 примеров). Подготовьте ответ-рассуждение на тему "Правописание сложных прилагательных".

Прилагательные

образованные путем сложения основ слов, одно из которых зависит от другого
образованные путем сложения основ, независимых друг от друга (можно вставить союз и)
образованные от существительных, которые пишутся через дефис
обозначающие цвет (или оттенки цветов)















19. Запишите 5-7 примеров сложных прилагательных, которые пишутся через дефис и относятся: 1) к общественно- политической лексике; 2) к терминологической лексике. Составьте и запишите с каждым из этих прилагательных простое предложение.

20. Сопоставьте по написанию данные пары слов:

Желтокрылый - желто-лимонный.

Белобокий - бело-розовый.

Молочнопромышленный - молочно-восковой.

Почему написание этих слов неодинаковое? Дайте аргументированное обоснование своему ответу.

21. Скажите, от каждого ли сложного существительного, которое пишется через дефис, можно образовать сложное прилагательное? Приведите примеры.

22. Определите, что обозначает сложное прилагательное "фольклорно-этнографический"? Придумайте и запишите с этим прилагательным предложение с прямой речью.

23. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: "Разноцветная радуга полевых цветов", "Экскурсия в теплично-оранжерейное хозяйство", "Мой любимый научно- фантастический фильм". Используйте в своем сочинении сложные прилагательные.

стр. 44

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Г. Ларионова, Дефисное и слитное написание сложных прилагательных VI класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317603&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии