Урок по эпилогу романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. Н. Соловьев

При изучении в Х классе романа "Отцы и дети" один из заключительных уроков можно целиком посвятить анализу последней, 28-й главы произведения. Целями урока являются завершение целостного анализа художественного произведения, изучение языковых и стилистических особенностей романа, продолжение изучения литературоведческих понятий "сюжетные линии", "эпилог", "авторская позиция". Предполагается также дальнейшее развитие межпредметной связи "литература-музыка".

К данному уроку учащимся предлагаются следующие вопросы домашнего задания:

1. Почему Тургенев не заканчивает роман смертью Евгения Базарова?

2. Каковы особенности композиции 28-й главы?

3. Где в эпилоге сильнее звучат лирические мотивы, а где иронические?

4. Как изменяется авторская интонация в последнем абзаце романа?

В начале урока уместно будет вспомнить, как на предыдущем занятии довольно подробно обсуждалась сцена болезни и смерти Базарова. В классе высказывались различные мнения, некоторые ученики соглашались, а некоторые не соглашались с Писаревым, считавшим, что умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг. И вместе с тем многие признали эту сцену одной из самых сильных в романе.

Задумаемся над вопросом: почему же писатель не закончил роман смертью Базарова? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все? Для чего же Тургеневу нужно было создавать своеобразный эпилог - 28-ю главу?

Предлагаем классу вспомнить, что обозначает литературоведческий термин "эпилог". В древнегреческой драме так называли заключительный монолог-обращение к зрителю, чаще всего с поучениями или с просьбой о снисхождении. Запишем в тетради небольшой отрывок из статьи "Словаря литературоведческих терминов": "В современной литературе эпилог - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героя после изображенных в нем событий". Отметим далее, что эпилог может быть открытым, то есть таким, в котором дальнейшая судьба героев не ясна, и закрытым, когда о героях сказано уже все до конца.

Выясним, кто из десятиклассников уже успел прочитать эпилог в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Предложим этим ребятам ответить на вопрос: какой эпилог создал в своем романе Достоевский? Явно открытый, потому что ни дальнейшая судьба Раскольникова, ни дальнейшая судьба Сонечки не ясны. А в романе "Отцы и дети"? Здесь типично закрытый тип эпилога.

Вернемся вновь к вопросу домашнего задания. Итак, почему же роман не заканчивается смертью Базарова? Десятиклассники высказывают различные суждения:

- Не до конца ясна судьба некоторых героев.

- Сам писатель не до конца высказал свое отношение к героям, в частности к Базарову, к его жизненным принципам.

Любопытно и интересно, но это еще не все. Предложим классу внимательнее приглядеться к композиции последней главы. Вспомним, как на первом уроке по роману мы анализировали композицию романа в целом. А на сегодняшнем уроке попросим учеников самостоятельно рассказать о композиции отдельной главы.

Главу обрамляют два пейзажа, а в центральной части рассказывается о судьбах героев. Открывает главу чисто русский зимний пейзаж. Прочитаем выразительно отрывок: "Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день

стр. 7


--------------------------------------------------------------------------------

уже приближался к концу, вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни". Отметим, что этот отрывок звучит, как музыка, как бы предвещая знаменитые тургеневские стихотворения в прозе с их ритмическим строем и мелодичностью. Второй пейзаж, завершающий роман, насквозь пронизан лиризмом, мыслью о вечности, о бессмертной силе любви и о "жизни бесконечной". Впрочем, об этом отрывке речь еще впереди.

Итак, почти треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или же оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в том нравственно- психологическом конфликте, к которому приходят герои в эпилоге.

Следующая, очень важная особенность эпилога - через весь роман, включая и последнюю главу, проходят два мотива - иронический и лирический. Начнем разговор с особенностей лирических интонаций. И для выполнения следующего задания попросим учеников на минутку закрыть книги. Задаем вопрос классу: "О ком из героев романа, изображая их жизнь в эпилоге, автор пишет: "...немножко грустно и в сущности очень хорошо"?" Десятиклассники перечисляют этих героев: Николай Петрович, Аркадий, Федосья Николаевна, Катя, Павел Кирсанов. Их дальнейшая судьба предельно ясна, им и на прощальном обеде, и в дальнейшей жизни будет "немножко грустно и в сущности очень хорошо".

Но вот о Павле Петровиче, которому искренно симпатизируют некоторые ученики, поговорим поподробнее. И обратимся к такому важному приему, как художественная деталь. Найдем в тексте романа сцену прощания героя с родными перед отъездом за границу: "...у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует". Спросим учеников: "О чем, по вашему мнению, говорит эта деталь? "

Далее Тургенев повествует о жизни Павла Петровича за границей. Предложим классу подумать и над другим вопросом: чего больше при описании заграничной жизни героя - грусти или иронии?

В сильном классе ученики могут без труда найти самостоятельно самую яркую ироническую деталь: "Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя". Сложнее найти те строки, где автор показывает трагическое одиночество героя: "...но жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув зубы, потом вдруг опомнится и начнет незаметно креститься..."

Обратим внимание на изменения авторской интонации в эпилоге. Записываем в тетради следующий вопрос: "О ком из героев писатель рассказывает с явной иронией, то усиливая ее, то уменьшая?" Доказывая свое мнение, ученики находят строки, посвященные Петру, княжне X., а также Одинцовой. Особенно внимательно нужно перечитать предложение, посвященное Анне Сергеевне и ее мужу: "Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви". Тонкая тургеневская ирония улавливается не сразу, а только лишь при внимательном перечитывании этих страниц. Более того, можно обратить внимание класса и на еще одну особенность этой части эпилога: о дальнейшей судьбе Одинцовой рассказывается в том же абзаце, где повествуется о Петре и его выгодной женитьбе.

Продолжая беседу, спросим учеников: "В каких предложениях эпилога мягкий юмор сменяется едкой сатирой и даже сарказмом?" Попросим привести примеры из абзаца, посвященного мнимым ученикам Евгения.

Далее по ходу урока необходим плавный логический переход к последним строкам романа. Спросим учеников, заметили ли они изменение интонации при описании могилы Базарова. И с какой интонацией нужно читать последний абзац романа? Торжественно, грустно и величаво. Попросим заранее подготовленного ученика прочитать этот отрывок именно так.

Иногда финал романа сравнивают с музыкой - с мощной и страстной музыкой Бетховена. Прослушаем на уроке фрагмент из симфонии N 3 ("Героическая") Бетховена для фортепиано с оркест-

стр. 8


--------------------------------------------------------------------------------

ром. (Компакт-диск "20 шедевров классической музыки", продолжительность звучания отрывка 4 минуты.) Подготовленному классу можно предложить вопрос: ощущается ли созвучие между отрывком из романа и музыкой Бетховена? Как правило, в классе находятся ученики, которые отмечают в романе ту же взволнованность, тот же страстный пафос, что и в симфонии Бетховена.

И еще на одну особенность последнего абзаца необходимо обратить внимание класса: на цитаты из Пушкина и из церковного песнопения "Со святыми упокой". Начнем с пушкинской реминисценции. Попросим заранее подготовленного ученика прочитать выразительно уже знакомое по IX классу стихотворение Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных..."

Обратим внимание попутно на жанровое своеобразие стихотворения (стансы) и перечитаем еще раз последнюю строфу:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Предложим ученикам еще один вопрос: "Как вы думаете, с какой целью автор романа цитирует здесь Пушкина?"

Вторую цитату на уроке можно подробно не комментировать, а лишь прочитать в более полном виде отрывок из песнопения "Со святыми упокой", которое исполняется при отпеваниях и панихидах и в котором есть следующие слова: "...идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная".

Отметим и еще некоторые художественные приемы, использованные автором в самом конце романа. Предложим ученикам найти самостоятельно в тексте повторы, восклицания, вопросы. Все эти приемы передают драматизм раздумий автора, искренность его чувств. Более сложным может оказаться задание, связанное со своеобразием авторского стиля. Попросим найти в эпилоге двойные и даже тройные эпитеты ("святая, преданная любовь", "страстное, грешное, бунтующее сердце") и подумать, какова их роль в тексте.

Ученики приходят к выводу о том, что так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. И хотя возможны различные объяснения последних строк романа, несомненно одно - автор, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение. В заключение зачитываем отрывок из статьи Н.Н. Страхова ""Отцы и дети" И. Тургенева": "Тургенев ... имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный, не ретроградный, а, так сказать, всегдашний... Гоголь о своем "Ревизоре" говорил, что в нем есть одно честное лицо - смех, точно так об "Отцах и детях" можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова, - жизнь".

стр. 9

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Н. Соловьев, Урок по эпилогу романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317266&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии