Материалы к уроку
Победитель конкурса "Учитель года России-2000", учитель гимназии N 1 г. Калининграда (Калининградской обл.) Владимир Алексеевич Морар предлагает читателям одну из своих разработок - урок-игру по пьесе А.Н. Островского "Гроза". Впервые такой урок был проведен несколько лет назад в юридическом классе. Потом этот же урок Владимир Алексеевич провел в обычном классе, и оба раза урок вызвал интерес у учащихся. Автор надеется, что его опыт может оказаться полезным коллегам - учителям- словесникам.
Вместо предисловия
Идею этого урока подсказала жизнь.
Несколько лет назад в гимназии был класс с юридической специализацией. Интегрированные уроки уже прочно вошли в практику педагогической деятельности. К тому же проблема поддержания интереса учащихся к учебному процессу является одной из самых важных. В старших классах она, может быть, еще и обостряется. А игра всегда была формой проведения урока, позволяющей делать образовательный процесс увлекательным.
Важным является и такой аспект. Когда заканчивается монографическое изучение творчества какого-либо писателя, а работа над текстом нового произведения еще не начинается, наблюдается явление, которое Е.Н. Ильин назвал "потеря высоты". Суть его в том, что уроки по тексту художественных произведений всегда требуют и от учителя, и от учащихся повышенной эмоциональной настроенности. И вот текст изучен. Впереди знакомство с творчеством другого автора. Надо будет входить в новый художественный мир, а психологически все участники образовательного процесса еще не расстались с художественным миром только что изученного писателя. Для перестройки сознания необходимо какое-то время. Игра позволяет сократить время для "набора высоты". А потому проводится этот урок сразу после урока, посвященного биографии А.Н. Островского, и выполняет он роль вступления к последующему разговору о драме "Гроза".
Ход урока
Название урока до его начала от учащихся должно быть скрыто. Если сделать это трудно, надпись "igra v detektiv" должна быть выполнена уже после звонка и слов преподавателя:
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в детектив. А потому запишите, пожалуйста, тему.
Остальные надписи должны быть выполнены на доске заранее.
Уже название урока не может не заинтриговать, поскольку оно абсурдно. Особенно если учесть увлеченность нынешних школьников английским языком. А тут: латинский шрифт и русские слова. Сам собой возникает вопрос: "Почему?".
Выслушиваю версии учащихся. Для тех, кто усомнился, знаю ли, как надо написать тему урока по-английски, произношу ее на этом языке. Конечно, большинство понимает, что эта надпись - шутка пародия. И все-таки еще раз спрашиваю: "Почему именно так я написал на доске?". Ведь я-то преподаватель языка русского.
Спасибо тебе, ученица-умница! Она абсолютно права: мы не в меру увлечены всем иностранным. Я действительно хотел высмеять эту страсть.
Прошу учащихся подумать над этим явлением:
- A так ли оно безобидно?
Пусть спорят. Напоминаю ребятам, что замечательный историк Л. Гумилев писал: "Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт".
стр. 4
--------------------------------------------------------------------------------
А поэт Е. Евтушенко выразил это так:
Дай Бог, поменьше рваных ран,
Когда идет большая драка.
Дай Бог, побольше разных стран,
Не потеряв своей однако.
А еще признаюсь, что название урока подсказала мне некогда существовавшая телепередача, которая была пародией на детективы и подтрунивала над любителями этого литературного жанра.
- А какую литературу считают детективной?
Высказывания учащихся "венчает" запись определения из литературоведческого словаря: "Детективная литература - вид художественной литературы, в которой усложненный сюжет обычно построен на логическом раскрытии загадочного преступления или на детальном выяснении таинственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев".
Вот теперь и пришла пора заполнить таблицу, которая заранее начерчена на доске и до сей поры от взглядов учащихся была скрыта:
Писатель
Сыщик
Прошу учащихся вспомнить имена известных мастеров детективного жанра и великих сыщиков, действующих на страницах их произведений. Начали с Эдгара По, предварительно выяснив, что именно его считают основателем этого жанра. Потом появились имена А. Конан- Дойля, А. Кристи, Г. Честертона, Ж. Сименона, Дж. Чейза. А рядом вслед за Дюпеном - имена Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл, отца Брауна, комиссара Мегрэ. Вспомним и отечественных писателей. Некоторых из тех, кого называют ребята, я и не знал. Но зато и они ничего не слышали о Льве Шейнине и о его майоре Пронине.
Конечно, заполняя таблицу, мы не ставили задачу создать исчерпывающий перечень мастеров детективного жанра. Но произошел обмен библиографическими сведениями, выявились читательские пристрастия ребят. Когда мы прервали заполнение таблицы, я предупредил, что желающие могут продолжить ее заполнение в любое время, по мере того как будут читать детективы.
- А можно ли драму Островского отнести к произведениям этого жанра?
"Грозу" не принято относить к детективной литературе, и ученики это хорошо знают. Драму я попросил прочитать заранее, и сейчас ребята демонстрируют знание текста. Конечно, они правы: то, что Катерина закончила жизнь самоубийством, ни у кого не вызывает сомнения, хорошо известны и обстоятельства ее гибели.
- И все-таки: так ли уж все ясно в этом деле? Вспомните финал пьесы и слова Тихона, обращенные к матери.
Конечно, они помнят, как до того "безгласный" Тихон бросает в лицо всесильной Марфе Игнатьевне, да еще при всем честном народе, слова обвинения: "Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы".
- А как могут быть квалифицированы эти слова с точки зрения Уголовного кодекса?
Не зря они учатся в "юридическом" классе! Многие помнят, что есть ст. 110. Доведение до самоубийства.
- Так почему же я решил именно сегодня поиграть с вами в детектив?
Теперь всем понятно, что скрупулезное выяснение причин гибели Катерины просто необходимо. "В чем причина гибели Катерины?" - это и будет тот основной вопрос, ответ на который мы и будем искать вместе на всех последующих уроках.
- С чего же мы начнем наше расследование?
Как много версий, но чувствуется, что юристы они еще только начинающие. Когда желающих высказаться больше не оказалось, предлагаю:
- Начинать надо с тщательного изучения Уголовно- процессуального кодекса. И есть там гл. V "Доказательства", а в ней ст. 68, "Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу". Так вот, если мы обратимся к этой статье, то станет ясно, что прежде всего мы должны выяснить время совершившегося преступления и место, где оно было совершено.
Предыдущий урок был посвящен личности А.Н. Островского, поэтому учащиеся хорошо знают творческую историю "Грозы". 1859 г. - об этой дате мы вспомним еще не раз: ведь и в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенев упоминает этот год не случайно.
стр. 5
--------------------------------------------------------------------------------
Предреформенное время. Время окончательного размежевания в стране сил, борющихся за освобождение крестьян.
- А где происходит действие пьесы?
"В городе Калинове на берегу Волги", - так указывает сам драматург.
Поэтому в качестве домашнего задания к следующему уроку я прошу подготовить рассказ о городе Калинове, о его быте и нравах.
Обычно домашнее задание дается в конце урока, и в этом есть своя логика. Но на уроке частенько не хватает времени, и нередко домашнее задание дается в спешке. Теперь же не только есть возможность прокомментировать его, но и выяснить лексическое значение слов "быт" - повседневная жизнь и "нравы" - взаимоотношения между людьми.
- А что надо выяснить дальше?
Ребята правы: надо проверить всех подозреваемых, выслушать свидетелей.
- А где их взять?
Смешной вопрос: пьеса начинается с раздела "Лица". Прошу прочитать их перечень. Попутно выясняем, что и эта пьеса Островского посвящена купечеству. Прошу объяснить значение слова "мещанин". Слово многозначное, и учащиеся еще не забыли, что в прошлом году изучали комедию Мольера "Мещанин во дворянстве". "Мещанам без различия классов и сословий" дарил свое славословие в своем знаменитом сатирическом стихотворении "О дряни" В.В. Маяковский. У Островского же это слово обозначает городского жителя.
Не всем понятно, чем занимается Кудряш. А ведь будучи конторщиком Дикого, это он ведет его финансовые дела, и мужикам недоплачивает по копейке, чтобы у Дикого тысячи составлялись, вероятно, тоже он.
Феклуша - странница, то есть человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. Теперь понятно, почему такова речь ее: "Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! В обетованной земле живете!"
Глаша - девка в доме Кабановых. Вспоминаем, что так называли не только всех лиц женского пола, но и молодых служанок.
Дома, к следующему уроку, прошу подготовить два досье: на Дикого и Кабанову. А когда выяснили значение слова "досье" - собрание документов, сведений о ком-либо - спрашиваю:
- А почему именно с них я решил начать?
"Подсказку" Островского ребята не могли не заметить: Савел Прокофьевич - "значительное лицо в городе", Марфа Игнатьева - богатая купчиха. Многое в городе зависит от них.
- А каков будет наш следующий шаг?
Конечно, необходимо исследовать характер самой потерпевшей. И придет время, когда мы будем с ребятами выяснять вопрос: "Чем похожа Катерина на всех других обитателей города, а чем отличается от них?"
Напоминаю ребятам, что в процессе расследования уголовных дел (впрочем, и гражданских тоже) нередко приходится обращаться к авторитетному мнению экспертов.
- Кого вы порекомендовали бы пригласить?
Вопрос вызвал недоумение. Все попытки выйти из затруднения оказались тщетными. А оказалось все просто, когда выяснилось, что экспертами в данном деле могут выступать любые критики и литературоведы. Но особое внимание я попросил уделить Н.А. Добролюбову и его статье "Луч света в темном царстве", Д.И. Писареву и его работе "Мотивы русской драмы", а также письмам А.А. Григорьева к И.С. Тургеневу "После "Грозы" Островского".
Договорились, что не будем пренебрегать учебником. Я знаю, что у моих учеников учебник Ю.В. Лебедева - литературоведа, который неоднократно выступал со статьями по творчеству А.Н. Островского. Специальный урок по критическим статьям о драме "Гроза" будет проведен в заключение всей темы, но уже сейчас ребятам представилась возможность использовать размышления "экспертов" на каждом уроке.
Хорошо и то, что учащиеся получили понятие о перспективах своей деятельности. У каждого человека своя скорость чтения, свой режим, свой уровень загруженности и т.д., и теперь, зная перспективы, каждый может сам, по своему усмотрению, варьировать темп освоения произведения.
Звенит звонок. Мы прощаемся, а мне остается только пожелать удачи юным детективам.
Послесловие
Уже после того, как "юридический" класс покинул школу, этот урок я провел в обычном классе. Оказалось, что и там расследование прошло не менее интересно.
стр. 6