Функции пейзажа в русской классике

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. А. Петишева

В литературе XIX в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "<...> та общая, бесконечная гармония, в которой <...> все жизни сливаются в одну мировую жизнь"1. Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральные темы писателей от А. Пушкина и М. Лермонтова до А. Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой, избирая путь нравственного самоусовершенствования и очищения. Тяжело раненный Андрей Болконский в романе "Война и мир", глядя на небо под Аустерлицем, с сожалением констатировал: "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его"2.

Философская концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно-композиционной и стилевой системами. Необходимость усвоения учащимися средней школы поэтических образов природы, пейзажных описаний и их функциональной роли очевидна: в них скрыты большие возможности не только общекультурного образования, но и нравственного воспитания школьников, привития им чувства любви к Родине и ее истории.

Литературный пейзаж (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - это "<...> картина местности, описанная писателем"3. В произведении он может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.

Анализируя разнородовые произведения, учащиеся средней школы регулярно обращаются к теории пейзажа и его функциональной роли. Наиболее продуктивно, на наш взгляд, можно закрепить и углубить знания школьников по этой проблеме при изучении романа "Война и мир", в образах природы которого то величаво-эпических, то лирико-философских сосредоточены вечные ценности человека, соразмерные разве что с любовью и самой жизнью. Противопоставляя красоту и совершенство естества общественным устоям или изображая жизнь человека и природы в строгой гармонии, автор с полной силой выражал свое отношение к истории, к пониманию основных нравственных и социально-политических проблем переломной эпохи.

Часто пейзажи в книге выступают в качестве фона повествования. Например, отрывок "Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности <...>" (5, 112); лаконичная пейзажная зарисов-

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

ка в сцене парламентерской миссии генерала Балашова "Солнце только начинало подниматься из-за туч <...>" (6, 20); описание осени перед вступлением французов в Москву "Начиная с 26-го августа и по 2-е сентября <...>" (6, 330); картина осеннего дня, воспринимаемая партизаном Денисовым, "Был осенний, теплый, дождливый день" (7, 133); природная зарисовка в последний день Красненских сражений "Весь день был тихий <...>" (7, 196).

Л. Толстой описывал самые разнообразные природные явления. Его поэтические образы просты и естественны, сильна их эмоциональная окраска, они насыщены колоритными полутонами, очеловечены. К примеру, воспроизводя ночь перед нападением народных мстителей на французский обоз, автор отметил: "На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его" (7, 153 - 154).

Одна ночь отделяла Петю Ростова от того часа, когда он на коне бросится в атаку на французов. В полудремотном состоянии юному герою чудились неузнаваемыми предметы и люди, неясными шорохи и звуки, таинственно-туманным небо. Усиливают расплывчатость и инфернальность бытия повторы словосочетаний "иногда казалось", существительного "небо", прилагательного "черное", союза "что", а также прием антитезы: то плывут облака над вершинами деревьев, то открывается бездонное черное небо, то оно вновь высоко поднимается над головой, то опускается так, что его рукой можно достать. У писателя почти каждый герой сопричастен вечному и великому непринужденно, не через связи и отношения с историческими лицами - царями или полководцами, а через добро и зло, страдания и любовь, окружающую природу.

Любить природу, понимать и чувствовать ее красоту дано не каждому из персонажей Л. Толстого. Близкие автору герои - духовно богатые натуры - постоянно "общаются" с ней, "отрицательные" персонажи почти повсеместно исключены из мира природы. При рассмотрении романа в школе следует обращать внимание на эту важную художественную деталь, постоянно подчеркивая в сознании учащихся необходимость соотнесения характера с жизнью природы с целью определения авторской оценки.

В качестве примера можно обратиться к описанию Лысых Гор в августе 1812 г. Не только люди испытывали тяжелые последствия и ужасы нашествия врага, с природой в последнее время тоже творилось что-то невероятное. "Жара и засуха стояли более трех недель <...> Оставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли <...> Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере" (6, 126). В один из таких дней, оставив на время полк, Андрей Болконский решил заехать в свое имение. Повсюду он увидел запустение: на ранее оживленном пруду не было ни одного человека, оторванный плот плавал посредине пруда, дорожки сада заросли, стекла в оранжерее были разбиты, резной забор изломан, телята и лошади ходили по английскому парку. А солнце, словно красный шар в пыли, нещадно пекло и жгло все живое.

Кроме этого, природа в романе способствует глубокой передаче внутреннего мира персонажей. В кризисные ситуации жизни героев она рядом с ними, подобные картины природы очеловечены, насыщены философским смыслом. Например, после излечения в минуту разочарования и отчаяния Андрей Болконский обратил взор на старый дуб ("На краю дороги стоял дуб" - 5, 159), неуклюже растопыривший свои уродливые обломанные и ободранные ветви, скучно и безразлично взиравший на весну и солнце. На душе героя было мрачно, казались тщетными его усилия противостоять депрессии, бесполезной прожитая жизнь. Но затем произошла новая встреча с природой - прекрасной картиной ночи и возродившимся, полным

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

живительных соков земли дубом ("Старый дуб весь преображенный <...>" - 5, 163), и неузнаваемо изменился герой, словно исцелился: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это <...>" (5, 163). Отметим, что характер Болконского раскрывается ассоциативно: через отношения с отцом и сестрой, через любовь к Наташе Ростовой и дружбу с Пьером Безуховым, через небо Аустерлица, через множество других персонажей и сюжетных столкновений.

Волнующие моменты на фоне небезучастной к человеку жизни природы переживают и другие герои Л. Толстого: Николай Ростов во время встречи с Соней ("На дворе был тот же неподвижный холод <...>" - 5, 29); Пьер Безухов после расставания с Наташей ("Было морозно и ясно" - 5, 380). Душевная красота героев раскрывается в их восторженном, поэтическом отношении к окружающему миру. Например, Безухов, преодолевая страдания и страх смерти в плену, делает радостное открытие своей непосредственной связи с бесконечным миром: "Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер"" (7, 112).

Важной функцией природы в романе является изображение пейзажа в качестве фона батальных сцен. Нередко психологизированные красочные описания противостоят хаосу и разложению в обществе. Высокохудожественно показана природа в тесном единстве с жизнью людей во время Бородинского сражения. Описание состоит из нескольких картин: 1. "Ночь была темная и сырая <...>" (6, 231). 2. "Начинало светать, небо расчистило <...> (6, 231). 3. "Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами <...>" (6, 232). Завершает зарисовку широкая панорама Бородинского поля, которой любуется Пьер Безухов и которая залита чистым утренним воздухом, пронизана золотыми и розовыми оттенками света. Подобные психологизированные пейзажи встречаются при изображении героической батареи Тушина (4, 238), во время Аустерлицкого сражения (4, 330), в показе боя русских кавалеристов с французскими драгунами (6, 65).

Природа в "Войне и мире" способствует выражению миропонимания писателя, уяснению толстовского взгляда на жизнь. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.

Природа Л. Толстого, словно живое существо, она, как и романист, отрицает войну с немым ужасом, с признанием своего бессилия предотвратить смерть; с надеждой и верой в благоразумие человека нередко "вмешивается" в ход повествования, "оценивает" конфликтные ситуации и поступки героев. Например, к исходу Бородинской битвы солдаты, измученные и голодные, стали искренне сомневаться в том, следует ли им продолжать безжалостно истреблять друг друга. Тысячи и тысячи раненых, десятки тысяч убитых усугубляли жестокую картину уничтожения людей. "Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" (6, 268).

Итак, сакрализованные пейзажи в "Войне и мире" выражают глубинную, органическую связь всех явлений природы и человеческого бытия как единого

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

целого. Толстовские пейзажи многофункциональные, одухотворенные и жизнеутверждающие.

Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в XX в. в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. Автор "Русского леса" в этом ряду занял особое место4.

"Русский лес" - этапное произведение в культурной жизни России второй половины XX в., ставшее "<...> предвестником того явления, которое спустя десять лет, в шестидесятые годы, определилось как почвенничество в литературе"5. Исходный онтологический базис романа - противостояние добра и зла, противопоставление абстрактных доктрин революционного переустройства мира объективным законам мироздания, нравственным основам жизни человека в его гармоническом единении с природой. Особый поэтический мир произведения - жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц и конфликтных ситуаций. Он определил жизненную судьбу, научные удачи Вихрова и последователей идеи постоянного лесопользования. Об этом не раз говорил Иван Матвеич: "Лес для меня не профессия, а призванье: от души никуда не сбежишь. Дали бы мне вторую жизнь, я повторил бы ее в том же духе"6. "Зеленый друг" сформировал и питает пантеистическую натуру Лисагонова, бережет лесника от напастей и хвори и за надобностью держит при себе почти целое столетие. "<...> Не отпускает его кормилец-то: держит, ласковый! <...> сказала древняя бабка, имея в виду лес и бывшего обходчика. <...> Он меня дёржит... - с достоинством повторил Миней <...> Лес, чай, хозяин <...>" (708).

Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли пасынка. Вихров горько констатировал, глядя на небрежное и безжалостное отношение к природе: "<...> Мы режем лес, усиленно сокращая срок оборота, и все, что тоньше трех вершков в отрубе или иной породы, остается на месте <...>Зря, значит, растили их солнышко да мать сыра-земля" (685). В унисон мотивам бесхозяйственности и неразумного отношения человека к "зеленой одежде" земли прозвучали призывы ученого в лекции для студентов-первокурсников: "Пришло время оплатить должок этому молчаливому товарищу <...> вы вполне своевременно приходите на помощь лесу; с веками все меньше становится даровых благ на земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы" (309 - 310).

Важную идейно-художественную и композиционную функцию в романе выполняет финальный монолог лесника Минея, в котором четко обозначена позиция автора книги: "...Вот, сколько живу, испокон веков все в жизни мы наспех делали <...> У нас, в России, лес за все в ответе, так-то!" (709). Наверное, не случайно в то время Вихрову, сравнивавшему себя с Еленой Ивановной, подумалось, что пашутинская докторша в жизни "<...> добилась большего признанья, чем сам он со своими толстыми книжками о русском лесе" (716).

На наш взгляд, наиболее интересным для учителя является осмысление чувства природы Л. Леонова. Помимо обобщений автора о судьбах человека и природы, в романе большую композиционную роль играют символические сцены и образы. Например, одухотворенная картина рубки сосны. В унисон медленной "смерти" лесной красавицы звучит монолог Калины Глухова: "К тому я и веду, что прозябнет землица без своей зеленой шубейки и здоровьишко станет у ей шибко колебательное. Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалася. И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов <...> и поклянут люди свое солнышко! <...> И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку!<...>" (92). Речитатив старца прозвучал

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

подобно гласу вопиющего в пустыне, - на него не отреагировали ни толпа лесорубов, ни Золотухин, ни Кнышев, "<...> который, по слухам, вырубил полмиллиона десятин и снял зеленую одежку с трех великих русских рек" (92).

Отметим, что на жанровую специфику "Русского леса" сильное влияние оказывает философский подтекст романа. Производными составляющими философской мысли, сориентированной на художественное раскрытие проблемы человека и природы, нравственных основ народного бытия, выступила знаковая система романа, истоки которой художник видел в культурном наследии цивилизации, в мифологических мотивах и сценах, в библейских сказаниях и апокрифах, в разножанровых произведениях устного народного творчества.

После "Русского леса" тема человека и природы в литературе второй половины XX в., как правило, раскрывалась с учетом морально-этических ориентиров общества и характера национальной духовной культуры.

В повествовании ВАстафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-гуманиста, пробуждающего "человеческое в человеке", не принимающего людей с ограниченными жизненными идеалами - эгоистов и приспособленцев, иждивенцев и хапуг, остро осознающего себя ответственным за все происходящее на земле и отрицающего радикальное антропоцентристское отношение к природным кладовым.

Рассказ "Царь-рыба", давший название всей книге, содержательно острый, он наполнен лирическими отступлениями о прошлой и современной жизни и является кульминационной точкой в развитии ведущей сюжетной линии произведения. Главный герой рассказа - Игнатьич. В рабочем поселке Чуш его называли вежливо и чуть заискивающе, он был не только умелым механиком, неплохим рыбаком, но и ладным браконьером, почитающим "опчество". Многие "уважали" его за умение приспособиться к жизни и урвать у нее лакомый кусочек.

В. Астафьев, как правило, душевные свойства героев испытывает на прочность общением с матерью-природой. Каким предстанет человек в необычных условиях? "Какой его облик вылупится? Лучше Дамки, недобитого бандеровца Грохотало иль младшего братца?" - спрашивает автор. Ответ на риторические вопросы категоричен: "Все хапуги схожи нутром и мордой"7.

Экстремальной ситуацией в размеренной жизни Игнатьича стала нежданная встреча с Царь-рыбой, попавшей на искусно изготовленный самолов. "Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих под ровно состругнутой внизу головой, до перепончатого, крылатого хвоста - на доисторического ящера походила рыбина <...>" (166). Браконьер чувствовал, что ему одному эту громадину не взять, но звать на помощь "товарищей по ремеслу" он не хотел: "Делить осетра? Рубить на две, а то и три части <...> Икру тоже на троих?!" (167) - этого он не мог допустить, продолжая отчаянно бороться с речным чудом, пока то, противясь случайности, не сбросило его в воду. Пойманный на свой же самолов, Игнатьич осознал, что "пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи" (174). В смертельную минуту он вспомнил всю прожитую жизнь и свои нечестивые поступки - безнаказанное браконьерство, надругательство над Глашкой Куклиной, пренебрежение к родным и близким и др.; вспомнил наказ деда: "А ешли у вас, робята, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с Царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье" (174). Чувствуя гибель, рыбак, словно очнувшись от духовного беспамятства, обратился к Богу: "Господи! Да разве ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" - слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, - отметил далее повествователь, - в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря" (169).

Символическая сцена противостояния Игнатьича и осетра не что иное, как борьба Царь-рыбы с Царем природы -

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

человеком. "Так зачем же, зачем перекрестились их пути? - спрашивает автор. - Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть" (170). Осетр оказался сильнее, он выдержал схватку. "Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду, и отодрала бы она человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. Еще и еще била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав свое тело в клочья, унося в нем десятки смертельных уд. Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу" (177). Что ждет ее завтра? - таким вопросом задается автор. Не случайно в повести много раздумий о прожитом, об истории и человеке.

Апофеозом философских рассуждений прозаика о сущем стали диалектические пары из "Екклесиаста": "Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родиться и время умирать; Время насажать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться <...>" (382). В. Астафьев, опираясь на изречения ветхозаветной книги премудрости, размышляет о вечном борении, сомнениях и колебаниях маленького и беспокойного, бесконечно дерзающего человека большой планеты Земля. "Так что же я ищу? - снова и снова спрашивает автор. - Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа" (382). Возможно, среди эфемерных и скоротечных, больших и малых, старых и древних как мир дум художника есть мысль о том, что в недалеком будущем вновь непременно скрестятся пути Царь-рыбы и человека. Кто одержит победу в новой схватке? Если победителем окажется человек, то это будет его последняя, пиррова победа. Отметим, что лирические отступления прозаика, его взволнованные переживания, окрашенные в экзистенциальные тона, соотносятся с объективными законами бытия; писатель, "<...> возвышается над мирским и мелким, растворяя временное в вечном <...>"8.

Изучая природные картины "Царь-рыбы" в школе, важно обратить внимание учащихся на лироэпические описания, в которых выражено отношение повествователя к первозданной сибирской земле. К сожалению, человек "ранил" тайгу, тундру и реки, но они еще продолжают жить величаво и невозмутимо, в изобилии растят рыб, птиц и зверей. Буйствует всеми цветами радуги тайга ("Тайга качалась, шипели ветви кедрачей <...>" - 59); таинственно и спокойно живет тундра: ("Тундра погрузилась в глубокую тишину" - 25, "Залегла зима <...> по всему Таймыру <...>" - 28); плавно несутся воды с тучной рыбой ("Криушастая лента реки иззубрена остриями торосов <...>" - 351). В книге много развернутых пейзажных отрывков, играющих существенную роль в оценке взаимоотношений героев, их поступков и взглядов. Такие описания в большинстве случаев противостоят несовершенству и дисгармонии в обществе людей.

В ряду прозаиков, испытавших влияние толстовских традиций, стоит имя В. Распутина. В основе конфликта его повести "Прощание с Матерой" положено заурядное событие: на могучей Ангаре завершается строительство крупной гидроэлектростанции, и совсем скоро прибывшая вода безвозвратно поглотит семьдесят деревень. Они станут ложем водохранилища, исчезнут с лица земли, превратившись в тлен. Под воду уйдут сотни и сотни крестьянских дворов с некогда уютно обжитыми домами, тысячи гектаров земли, обихоженной и выхоленной мужицким трудом да потом, дававшей с незапамятных времен хлеб и картошку, мясо и молоко, - все необходимое для жизни. Под водой окажутся кладбища, где похоронены предки, близкие и любимые люди; со временем, с горечью сознают герои, исчезнет память о доме и прожитом, пропадет прошлое.

Судьба деревеньки Матёра, расположенной на одноименном острове, особенно волнует писателя. Она более трехсот лет стоит на красивом и плодородном месте, но теперь тоже оказалась в русле

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

грядущего рукотворного моря и сразу же после уборки урожая будет затоплена. Сюжетный стержень повести составили наблюдения писателя над матёринцами, доживавшими свой безрадостный срок, отпущенный равнодушным временем; над их нехитрой жизнью, заботами и тревогами; размышления прозаика о духовных корнях селян и извечной власти земли над крестьянами.

В книге довлеют трагические тона: противоречия между прошлым, представленным Дарьей и старожилами Матёры, и новым, в лице неведомой стройки, остались неразрешенными. Герои преодолели жизненные парадоксы лишь в инфернальной ситуации, где ничего не было: "<...> ни берега, ни знака какого, ни просветления, одна вязкая и бесконечная <...> загустевшая, как студень, масса тумана <...> Все сгинуло в кромешной тьме тумана"9. Словно из небытия слышался "<...> тоскливый вой - то был прощальный голос Хозяина" (354).

В процессе школьного анализа повести нужно помнить, что ее герои, в зависимости от жизненных позиций и взглядов на естественное окружение человека, делятся на несколько групп: к первой относятся непримиримые и безутешно скорбящие (Дарья, Катерина, Настя, Богодул), вторую составляют лица, сожалеющие о предстоящей потере, но смирившиеся с судьбой (Павел и другие односельчане среднего возраста), третья представлена молодым поколением в лице внука Дарьи - Андрея, тяготеющего к старому укладу множеством связей, наконец четвертая - персонажами черствыми и равнодушными (Петруха и Клавка).

Авторский идеал - восьмидесятилетняя Дарья Пинигина - "<...> самая старая из старух, главный "резонер" повести"10. Она с болью в сердце принимает новые жизненные обстоятельства, безжалостно уничтожающие патриархальное прошлое, не смирилась и не смирится с переездом в совхозный поселок. Характер героини воинствующий, она сочувствует старикам, которых насильно увозят "на чужбину", нанося им необратимые душевные и физические страдания, сожалеет о смерти деда Егора. "Всем теперь туды дорога, - говорит героиня, имея в виду могилы. - Только успевай, прибирай" (179). Поступки Дарьи, от "кладбищенского сражения" до ночевки в бараке в канун затопления острова густо окрашены в религиозные тона, соотнесены с духовными запросами женщины. Дарья уверена, что строители совершают преступление, затопляя Матёру. "Думаешь, люди не понимают, что не надо Матёру топить? Понимают оне. А все ж таки топют" (278). Она готова пойти на компромисс, предлагая проект спасения малой родины: "Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь, когда землю спускал, он ни одной сажени никому лишной не дал. А вам она лишняя стала. Отведите, и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут" (278). В понимании русской женщины - хранительницы обычаев, духовных заветов старины и прошлой культуры - иной альтернативы социальному прогрессу нет и быть не может.

Нравственное отношение героев и писателя к жизни выражено разветвленной системой природных символов: Матёра - земля, люди; царский листвень - пастух; фантастический зверек - Хозяин. Символы в книге выступают средством эстетической выразительности и способом раскрытия содержания произведения и направлены на создание целостной картины художественного мира в мифопоэтической традиции. Хозяин острова впервые появляется в шестой главе - здесь он обходит свои владения и наблюдает за их сохранностью, затем в восьмой - на фоне пожара: горело жилище Петрухи. Прощальная встреча с лесным зверьком происходит в последней главе. Как почти всякое неведомое и сказочное существо, Хозяин обладал способностью предугадывать ход событий. Он заранее видел, как исчезли в пламени избы матёринцев и кладбище, которое женщины не дали разорить; как неистово горели леса, а их дымы долго носило прощальными кругами по острову, как полыхала Подмога и все, что было на ней. Мифопоэтический образ-символ дает ключ к пониманию заключительного эпизода книги.

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников - Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно-художественное значение, выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Т. 4. - М., 1988. - С. 516 - 517.

2 Толстой Л. Н. Война и мир. Собр. соч.: В 12 т. - Т. 4. - М., 1973. - С. 344. В дальнейшем ссылка на это издание в статье. В скобках арабскими цифрами указаны том и страница.

3 Бореев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. - М., 2003. - С. 291.

4 Из числа работ о Л. Леонове, вышедших в начале нового столетия, следует назвать монографии: Дырдин А. А. Духовное и эстетическое в русской философской прозе XX века: А. Платонов, М. Пришвин, Л. Леонов. - Ульяновск, 2004; Семенова С. Г. Русская поэзия и проза 1920 - 1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. - М., 2001; Хрулева В. И. Художественное мышление Леонида Леонова. - Уфа, 2005; Петишева В. А. Романы Л. М. Леонова 1920 - 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. - М., 2006; Сорокина Н. В. Типология романистики Л. М. Леонова. - Тамбов, 2006 и др.

5 Лобанов М. П. На передовой. (Опыт духовной автобиографии) // Наш современник. - 2002. - N2. - С. 193.

6 Леонов Л. М. Русский лес. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 9. - М., 1984. - С. 684. В дальнейшем ссылка на это издание в статье, в скобках арабскими цифрами указаны страницы.

7 Астафьев В. П. Царь-рыба. - Красноярск, 1993. - С. 167. В дальнейшем ссылка на это издание в статье. В скобках арабскими цифрами указаны страницы.

8 Азадовский К. Переписка из двух углов империи // Вопросы литературы. - 2003. - N 5. - С. 30.

9 Распутин В. Г. Прощание с Матёрой. Собр. соч.: В 3-х т. - Т. 2. - М., 1994. - С. 351 - 352. В дальнейшем ссылка на это издание в статье. В скобках арабскими цифрами указаны страницы.

10 Райкова И. Н. В. Г. Распутин // Русская литература XX века: В 2-х т. - Т. 2: 1940 - 1990-е годы / Под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2003. - С. 320.



стр. 22


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. А. Петишева, Функции пейзажа в русской классике // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204720027&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии