КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. ЭНЕЕВА

Конечно, нет возможности бесконечно расширять материал, список изучаемых произведений. Но искать формы, которые бы позволили познакомить школьников с татарской, башкирской, чукотской, кабардинской, балкарской, чеченской литературой, необходимо. Знакомить читателей, в том числе и в первую очередь юных читателей, с тем, чем живут люди другой, нежели они сами общности, наша с вами актуальнейшая задача. И, поверьте, ее нельзя откладывать на завтра.

Единая Россия никогда не станет единой только благодаря вертикалям власти, единая Россия - это единство, культурное единство ее граждан.

Единство, которое начинает осознаваться с раннего детства.

Предлагаемая вашему вниманию статья Лидии Энеевой привлекла наше внимание тем, что в ней автор на материале кабардинской и балкарской литератур показывает взаимосвязь коренных, сформированных веками этических убеждений горцев с историей литературы. Мы привыкли к взгляду на Кавказ извне.

Путешественнику Пушкину пришел на смену офицер Лермонтов, а за ним вольноопределяющийся Лев Толстой. Здесь нам представляется возможность взглянуть на Кавказ глазами кавказцев, взглянуть и понять самобытность этого взгляда. Нам кажется, что исследователь касается интересной для всех читателей нашего журнала проблемы: литература только тогда обладает серьезным воспитательным потенциалом, когда основывается на нравственных устоях людей.

Сегодня эта проблема особенно актуальна.

Нальчик

Формирование убеждений на уроках родной - кабардинской и балкарской - литературы

В педагогическом процессе культуротворческой национальной школы Северного Кавказа1 учитывается социокультурная ситуация горских народов, связь этнических культур с культурой русского народа и мировой культурой. Особенностью социокультурной ситуации горцев Северного Кавказа является то, что на протяжении веков их жизнедеятельность была связана с реализацией нравственных принципов адыгэ хабзэ (горской этики), способствующих созданию честной и справедливой социальной реальности.

Изучение родной литературы в культуротворческой национальной школе2 органически сочетается с изучением русской литературы и таким образом формирует у учащихся сопричастность к другим национальным литературам (культурам), развивает национальное самосознание, общероссийское гражданское сознание и общечеловеческую нравственность.

В опытно-экспериментальной работе по воспитанию старшеклассников культуротворческой школы в процессе изучения родной литературы, которая проводилась под нашим руководством в 2001 - 2006 гг., учителя опирались на тезис М. М. Бахтина о том, что литература - "неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры", а также на сформулированное им положение, согласно которому "один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются"3.

Изучение курса родной литературы начинается в 9-м классе. Первая тема в этом курсе посвящается ознакомлению учащихся с художественным творчеством Шоры Ногмова (1794- 1844) - первого просветителя народов Кабарды, Балкарии, Карачая, Адыгеи, служившего в русской армии в Петербурге. В последние годы жизни он учительствовал на родине, занимался научной работой, составил "Кабардино-русский словарь".

Знакомство учащихся с литературными произведениями Султана Казы-Гирея (1807- 1863) явилось одним из источников формирования дружбы народов Кабарды, Балкарии и России, средством развития у юношей и девушек стремления быть достойными преемниками прогрессивных обычаев и традиций своего народа. Учащиеся с интересом знакомились со сведениями из биографии Султана Казы-Гирея: он учился в атаманской школе на Северном Кавказе, служил в Кабардинском полку Кавказской армии в конвоенном эскадроне при царском дворе в Санкт-Петербурге. Во время службы в Российской столице подружился со многими видными деятелями русской литературы, был представлен А. С. Пушкину.

Первое произведение писателя - очерк "Долина Джигутай", с интересом прочитанное А. С. Пушкиным, было опубликовано в журнале "Современник". (1836). Публикация сопровождалась заметкой самого А. С. Пушкина: "Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке, любопытно видеть, как Султан Казы-Гирей, видевший вблизи роскошную образованность, остался верен народным привычкам и преданиям наследственным".

Произведение С. Казы-Гирея было высоко оценено и В. Г. Белинским, отметившим в рецензии, что "Долина Джигутай" примечательна как произведение черкеса, который владеет языком лучше многих почетных наших литераторов". Учащиеся узнают, что "Долина Джигутай" написана в жанре путевого очерка. Это - исповедь офицера-горца, посетившего родные края после долгих лет службы в России. Объектом описания являются природа, чувства и мысли, вызванные видом близких сердцу мест. За картинами горского пейзажа открывается образ Родины, народа, личность самого автора. Это типично романтическое произведение. Оно пронизано идеями гуманизма, дружбы и сегодня помогает читателю быть верным своему народу, отвечать на добро благодарностью, поступать благородно, как требуют заповеди адыгэ хабзэ.

Учащиеся проявляют большой интерес к творчеству Кязима Мечиева. (1859 - 1845) - основателя балкарской литературы. Его произведения посвящены религиозно-нравственной тематике. Поэмы "Иман - Ислам", "Пророки" написаны живым, ярким языком, поражают образностью и богатством мыслей. В них автор показал себя истинным патриотом, отстаивая необходимость религиозно-нравственного воспитания, а также воспитания патриотизма. В его поэмах осуждается любое проявление социальной несправедливости. В поэме "Раненый тур" К. Мечиев зовет к борьбе со злом, насилием и жестокостью. В стихотворении "Завещание сыну" он призывает быть честным и неподкупным, не соблазняться ложной славой, оставаться всегда с народом. Учителя подводили своих питомцев к выводу, что К. Мечиев отражает философию своего народа, стремление горцев жить в соответствии с принципами и нормами адыгэ хабзэ. В самые тяжелые дни для балкарского народа К. Мечиев не терял веры в силу Истины и Добра.

Кязим Мечиев любил жизнь, любил свой народ и ненавидел тех, кто угнетал людей, чинил над ними насилие, обретал на нищету и рабство. В борьбе с врагами народа он прибегал к силе слова. Его поэзия воспитывала в человеке чувство собственного достоинств, призывала к борьбе с угнетателями народа.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

Воспитанию нравственных ценностей, изложенных в адыгской этике, способствует изучение в 11 -м классе произведений Аскарби Шортанова "Мурат", "Горцы"; Бетала Куашева "Без тебя я орел бескрылый", "Чего я боюсь", "Индыл", "Песня рождается не из похмелья", "Нох"; Ахмедхана Налоева "Водяная бабка", "Помятое платье", "Дорога, идущая в госпиталь" и др. В произведениях названных авторов утверждается мысль о том, что кабардинцы и балкарцы - трудолюбивый, честный народ. Они пахали землю, собирали урожай, тесали камень, слагали песни, любили родную землю, верили в ее бессмертие, как и в вечность солнца, неба, звезд. Эта вера, этот образ жизни помогали людям переносить нужду и тяготы, формировали традиции, нравственные заповеди, прославлявшие самоотверженный труд, убеждавшие в необходимости защиты родной земли.

В курсе родной литературы одно из видных мест отводится изучению творчества Адама Шогенцукова (1916- 1995) народного поэта КБР, классика адыгской литературы. Разнообразны жанры и тематика его творчества. В нем представлены эпос, драма, лирика. Большую известность получили циклы любовной лирики. В поэзии Шогенцукова воспевается красота родной природы: звездные ночи в горах, чарующие своими красотами альпийские луга, горные вершины. Ярко выражен в его творчестве национальный колорит, народная мудрость. Поэт прославляет любовь к родной земле, своему народу. Изучая такие произведения Шогенцукова, как "Эльбрус", "Береза", "Чувства", "Огонь энергии", "Вершина деяний", "Память жизни" и др., учащиеся размышляют о смысле жизни, дискутируют о том, каким должен быть человек.

Велик вклад А. Шогенцукова в развитие повести как жанра в адыгской литературе. В школе изучается его повесть "Весна Софият" - первое в национальной литературе произведение этого жанра. При ее изучении внимание учащихся акцентировалось на том, что девушка-горянка выбирает необычный путь: становится трактористкой. Героиню повести характеризуют целеустремленность, трудолюбие, честность и преданность народу, душевная чистота. В образе Софият воплощен нравственный облик горянки в духе идеалов адыгэ хабзэ.

Духовные ценности горских народов Кавказа, их культурные традиции, менталитет нашли отражение в романе в стихах А. Шогенцукова "Камбот и Ляца". Этот роман - лучшее, что создано литературой Кабардино-Балкарии. Он является национальной гордостью кабардинцев и балкарцев. Перед читателем проходит вереница цельных народных характеров, воплощающих идеалы и нормы адыгэ хабзэ. При этом каждый характер своеобразен и отражает определенный социальный слой общества.

Героини произведений А. Шогенцукова привлекают цельностью характеров, высоким моральным обликом. По своему идейно-художественному значению эти образы по праву занимают достойное место в галерее женских образов, созданных певцами женской судьбы: К. Хе-тагуровым ("Фатима"), Т,Шевченко (" Марьяна-черница"), А. Островским ("Гроза"), М. Горьким ("Мать") и др. Внимание учащихся обращается на то, что женщина в кабардинском обществе занимала довольно высокое положение. Детей с ранних лет воспитывали в рыцарском, уважительном отношении к женщине. И женщины воспитывались так, чтобы быть достойными высокого уважения в семье и обществе.

Большую роль в воспитании у учащихся духовно-нравственных ценностей играют произведения современного поэта КБР З. Тхагазитова. На уроках учителя акцентировали внимание на том, что поэт остро чувствует время и свою ответственность за будущее народа, за нравственность подрастающего поколения. Отсюда направленность его творчества на утверждение преемственности национальных традиций, единства духовной культуры кабардинцев, балкарцев, русских. О чем бы ни писал поэт; о родной земле, подвигах при защите Родины, о любви к людям, о родной природе - главным для него является утверждение добра и справедливости.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

Учителя подводили учащихся к выводу, что герои лирических произведений З. Тхагазитова - носители славных боевых и трудовых традиций своего народа, люди - глубоко нравственные. Мир поэтических образов, созданный З. Тхагазитовым, неисчерпаем. Его произведения "Песнь Отчизны", "Земля и небо" и многие другие полны оптимизма, учат гуманности, трудолюбию, толерантности, почтительности, уважительному отношению к женщине. Лирика поэта очень самобытна, например, его стихотворение "Эхо весны" отличается особым изяществом, искренностью, откровенностью. В этом стихотворении, как и в других стихотворениях поэта, утверждается большая, светлая любовь к жизни, к Родине, к женщине.

При изучении повести М. Керефова "Наследство отца - не состояние" в 10-м классе особое внимание уделяется воспитанию трудолюбия. Эпиграфом к уроку, на котором изучалось это произведение, стали слова: "Хорошему сыну не ищи богатство. Дурной и то, что есть, не сбережет" (народная пословица).

После знакомства с биографией писателя и его творчеством ученики читают его повесть, в которой раскрыты взаимоотношения отцов и детей в условиях, когда последние забывают о своих обязанностях, не проявляют заботу о родителях.

На вопрос учителя: какой главный вывод можно сделать из того, что они узнали из повести М. Керефова, ученики отвечали, что тема повести встревожила их, заставила задуматься о том, что, оказывается, и в хороших семьях, где строго соблюдаются традиции и обычаи, вырастают плохие дети. Развернувшаяся дискуссия позволила учащимся высказать свое мнение по поводу того, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры). Особое внимание было уделено материнству как высшей ценности. Учащиеся с увлечением рассуждали о великом предназначении женщины, о мудрости и благородстве материнства; говорили об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью. В заключение урока ребята пришли к выводу, что, забота о ребенке - важная обязанность и отца и матери.

Особый интерес у старшеклассников вызывают уроки, на которых изучается поэзия народного поэта Кайсына Кулиева. Каждое стихотворение поэта раскрывает его отношение к жизни, к людям, их делам, поступкам, т. е. затрагивает вопросы морали. Благодаря своей красочности и выразительности стихотворения Кулиева близки и понятны юным читателям-горцам. При этом учащиеся не пассивно воспринимают написанное поэтом, а внутренне, душевно реагируют на поэзию Кулиева как на что-то близкое, родное.

Одно из центральных мест в поэзии К. Кулиева занимает тема женщины.

Произведения К. Кулиева несут в себе энергию созидания, веру в возможность утверждения в людях духовности, высокой нравственности, совершенства по законам гармонии и красоты. Идеал совершенной личности в стихотворениях поэта выражен в яркой, образной форме. Его поэтическое слово пронизано народной мудростью. Поэт широко использует пословицы и поговорки своего народа, творчески переосмысливает их и в таком виде передает современному читателю.

В выпускном классе на уроках родной литературы юноши и девушки знакомятся с такой особенностью адыгской поэтической мысли, как взаимосвязь поэзии и мудрости: "Поэзия и мудрость идут рядом: поэзия всегда мудра, а мудрость - поэтична". Разъясняя данную мысль, учителя отмечают, что эта особенность поэзии кабардинцев и балкарцев раскрывает основные нормы и правила адыгской этики. Один из уроков на эту тему посвящается изучению книги Руслана Семенова "Кабардинские изречения"4, изданной на русском языке. Автор этой книги, как никто другой в литературе Кабарды и Балкарии, смог передать самобытность адыгских изречений и тем самым способствовал приобщению ребят к традиционному культурному наследию адыгов, к уяснению сущности адыгэ хабзэ.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Учителя обращали внимание на то, что в кабардинских и балкарских народных изречениях, мастерски переданных Р. Семеновым, не просто воспроизведены народные мысли, но дано их творческое переосмысление. Как мастер-ювелир, поэт вставляет в свои четверостишия мысли мудрецов и заставляет эти мысли сверкать новыми гранями. Автор писал: "Если все адыгские изречения собрать под одной обложкой, люди, знающие цену мудрому слову, удивятся не на шутку, они в один голос без сомнения скажут: это все писано одной рукой, да, именно одной. Это в высочайшей степени мастерская рука - рука моего адыгского народа!"5.

Раскрывая учащимся проблему взаимосвязи поэзии и мудрости на уроках родной литературы, учителя обращают их внимание на то, что мудрость есть обобщение философских, социально-политических, мировоззренческих и духовно-нравственных взглядов народа начиная с глубокой древности.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Культуротворческая школа - это общеобразовательное учебное заведение, в котором педагогический процесс осуществляется на основе синтеза культурологического и философско-этического подходов к образованию и воспитанию.

2 Положительный опыт такого духовно-нравственного воспитания накоплен в культуротворческой национальной школе - Кабардино-Балкарской республиканской гимназии-интернате N 1 (г. Нальчик) в 1997 - 2005 гг.

3 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, - М,: Мысль, 1979. С. 344.

4 Кабардинские изречения. Перевод Р. Семенова. - Нальчик: Эльбрус, 1999.

5 Сабанчиева Р., Белгорокова Е. Негаснущий очаг //Горянка. - 2004. - 14 марта. С. 5.



стр. 69


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. А. ЭНЕЕВА, КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719832&archive=1205324210 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии