ВВОДНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В IX КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. А. КЛОЧКОВА

Язык есть исповедь народа...

П. Вяземский

Исповедь народа! Почему... исповедь? В древнерусском языке было слово "вЪдати" - "знать, иметь". От него возникло слово "поведать" - "сообщить, рассказать". И вот исповедь - "откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и самом тайном". В таком значении и употребил это слово в сочетании "исповедь народа" Петр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт XIX века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, отражает то, что было в жизни народа, его создавшего.

И это глубоко верно. "Народ отражает себя всего полнее в языке своем. Народ и язык один без другого представлен быть не может", - так сказал крупнейший ученый и филолог XIX века Измаил Иванович Срезневский.

Мы сегодня поговорим о самом великом чуде, которое нам дано, - слове.

Ученик читает стихотворение Я. Козловского.


Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.




Слова как звезды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Именно с помощью слов мысли и чувства другого человека становятся достоянием другого или других. "...Человек, лишенный с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

чувством родственным... Изучением языка родного <...> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека", - писал И. И. Срезневский.

Слова светят нам не только холодным, отчужденным светом, но и жаром полуденного солнца: они способны выразить все многообразие наших эмоций, настроений, нашего отношения к людям, вещам, событиям.

Ученик читает стихотворение Н. Веселовской.


Люблю твердить названия народные!
Душе светлей становится от слов:
Дурман-трава, калужница болотная,
Гусиный лук, речной болиголов.

Иван-да-марья - брачные соцветия,
Чистяк весенний, чина, череда.
Татарник - красный памятник столетия,
Когда деревни грабила орда...

Бессмертник - вечный символ упования,
Фиалка-любка - стройная свеча.
Живой водой от каждого названия
Напьемся, как от чистого ключа.

Поля, леса, трясины непроходные -
Все обошла родимая молва...
Пока звучат названия народные,
Жив наш язык. И Родина жива.




Слова, как и звезды, не терпят одиночества, они тоже соединяются в своеобразные "созвездия": тематические, синонимические, антонимические.

Да всех и не назовешь сразу. И в любой такой группе слово, будто звезда в созвездии, занимает строго определенное место, предназначенное ему его значением и стилистической характеристикой. И здесь нельзя не увидеть одной яркой особенности таких словесных "созвездий": исчезновение какого-то слова никогда не оставляет неизменными отношения между оставшимися словесными группами. Ведь если слово из языка ушло, значит, остается без наименования какой-то предмет, процесс, действие или признак. А как же вы спросите или сообщите о предмете своей мысли, если у вас не будет для него названия?

Вот отчего вместо исчезнувшего слова язык непременно или создаст новое слово, или (что, надо сказать, случается чаще) какое-то уже существующее слово языка берет на себя дополнительную смысловую нагрузку, то значение, в котором высыпало вышедшее из употребления слово.

Сообщение ученика.

Значение слова не есть раз и навсегда закрепленное, оно может изменяться, и иногда очень сильно. Об этом напоминает стихотворение В. Солоухина.

Очаг


Безнадежно испорчено слово очаг,
Эти плоские камни в убогом жилище,
Где огонь в непогожие ночи не чах,
Чтоб согрелась семья и поджарилась пища.
Добрый, теплый огонь.
Он в гнезде из камней
Прожил тысячи лет - огнеперая птица.
Был округлым очаг,
Чтобы людям тесней
Вкруг огня в непогожую ночь разместиться.

Но не только огонь и не камни - очаг.
Есть на свете семья, и в теченье столетий
Тосковал мореходец о добрых очах,
Об объятьях жены и о маленьких детях.
Тосковал мореходец,
Рыбак,
Зверолов,
Все мечтал поскорее домой воротиться.

Он вернется домой, и устал, и суров,
И забьется в камнях огнеперая птица.
"Очаги ТБЦ", - говорят доктора,
Над больным распрямляя усталые спины.
Захворал у соседей ребенок вчера,

И назвали его очагом скарлатины...
На таком очаге не сготовишь еды,
На ночлеге степном он тебе не приснится.
Там расправила черные крылья беды
И готова взлететь смертоносная птица.

Летуны разлетались в ненастных ночах.
Спит дочурка моя, одеяльцем укрыта...
Как жестоко испорчено слово очаг,
Теплота,
Доброта очага позабыта.




В. Солоухин вспоминает исконное основное значение слова. Очаг был очень важен в жизни человека. Большой знаток русских народных обычаев, ученый XIX века А. Н. Афанасьев писал: "В отдаленное время язычества огонь, разведенный в домашнем очаге, почитался божеством, охраняющим обилие дома, спокойствие и счастье всех членов семьи или рода. От огня, возжигаемого на очаге, обожание должно перейти на самый очаг; оба эти понятия действительно слились в одно представление родового пе-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

ната... Очаг домашний был самое священное место; от него религиозный характер перешел на все жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествленный огонь Изба была первым языческим храмом".

Интересно отметить в стихотворении и слово летун. В начале развития авиации еще не было твердо установившегося наименования летчика. Называли по-разному: летун, летак, летчик. Победило слово летчик, а летунами стали называть тех, кто часто меняет место работы.

Слово рассеянный мы воспринимаем сегодня как невнимательный. Между тем рассеянный во времена А. С. Пушкина означало совсем иное: наполненный развлечениями, удовольствиями; ведущий жизнь, полную развлечений, удовольствий.

Еще в середине XIX века это значение было весьма распространено.

"Рассеянная жизнь и общество, где он старался сыграть роль светского человека, все это уносило его далеко от труда и мыслей" (Н. В. Гоголь. "Портрет").

В это же время существовали и слова рассеяние и рассеянность - приятное времяпровождение, развлечение.

"В Оренбурге делать тебе нечего; рассеяние вредно молодому человеку" (А. С. Пушкин. "Капитанская дочка").

Итак, мы можем убедиться в справедливости мысли И. И. Срезневского, который писал: "Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, язык хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, - ни умножиться, ни растратиться" ("Мысли об истории русского языка").

Вот уже кажется, мы или наши предки совсем перестали его употреблять в речи, запамятовали его значение, забыли, что оно и вообще-то существовало. Что ж, умерло слово? Нет, наши далекие пращуры не торопились справлять тризну над словами, думая, что есть в них особая, живительная сила.

Что же это за сила, способная продлевать словам жизнь на многие сотни и тысячи лет? "Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ, вымер язык в устах народа - вымер и народ", - утверждал К. Ушинский.

Недаром А. А. Ахматова создала удивительное стихотворение.


Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль.
И долговечней царственное слово.




Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления. Доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, - ведь для того, чтобы облечь мысль в форму слова, нужно как минимум осознать, понять то, что хочешь сказать.

Речь человека (его произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, - это и та одежда, по которой встречают, и тот ум, по которому обычно провожают.

Заметьте - и то и другое вместе! Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: "Заговори, чтобы я тебя увидел".

Характеризует человека его словарь, т. е. сколько слов он знает - мало или много. Так, писатели И. Ильф и Е. Петров, решив создать образ примитивной мещаночки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о ее словаре: "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью".

Вот слова и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1. Хамите.

2. Хо-хо (выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный (по отношению ко всему. Например: "Мрачный Петя пришел";

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

"мрачная погода"; "мрачный случай"; "мрачный кот").

5. Мрак.

6. Жуть.

7. Парниша и т. д.

Ее подруга мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее словаре было около ста восьмидесяти слов.

Образ Эллочки стал символом крайне примитивного человека, и способствовал этому один признак - ее язык. Конечно, это сатира писателей на человеческую глупость и невежество. Человек не может знать только 30 или 180 слов. Так сколько же слов все же нужно человеку для повседневного общения?

Предположим, иностранец приехал к нам в страну на 1 - 2 недели. Для того чтобы спросить, как проехать, где находится театр или как купить билет на самолет и т. д., достаточно знать всего 500 - 600 слов.

В качестве примера приведу типичный диалог.

- Вы говорите по-русски?

- Я немного понимаю по-русски.

- Скажите, пожалуйста, где здесь остановка автобуса?

- Вот она.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

Как видим, здесь очень простое построение предложений и не очень большое количество слов.

А вот для того, чтобы понимать следующий текст, потребуется знание 20000 слов.


К полудню
Или же поздней еще,
Ни в коем случае
Не ранее,
Набрякнут над землей
подснежники.
Их выбирают
С замиранием.
Их собирают непоспевшими
В нагорной рощице
дубовой,
На пальцы дуя
Покрасневшие,
На солнцепеке,
Где сильней еще
Снег пахнет




Молодой любовью... (А. Вознесенский. Уже подснежники).

Ученые считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10000 -12000 слов. А в книжной речи человек использует 20000 - 24000 слов. Пассивный же запас человека, т. е. те слова, которые он знает, но практически не употребляет в своей речи, составляет 30000 слов.

Владея пассивно 30000 слов и активно примерно 10000, человек имеет в своем распоряжении всю лексическую систему языка в свернутом виде, готовую в любой момент, если в этом возникнет необходимость, расширить словарный запас человека.

Так сколько же слов в русском языке? Далее если мы ограничимся общелитературной лексикой, то все равно не сможем ответить на этот вопрос. Словарное богатство неисчерпаемо. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

Французский просветитель XVIII века, выдающийся деятель культуры Вольтер заметил, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же - нужно изучать всю жизнь. Хочу добавить: и не всегда успеешь познать все богатство этого безбрежного океана. "Трудно представить себе человека, - писал И. И. Срезневский, - который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря для объяснения слов, не часто употребительных, устаревших, простонародных, технических".

Речь каждого из нас и всех нас вместе, как и все в природе, не существует сама по себе. Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка. Стало быть, заботясь о точности, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполняет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.

Родное слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других. Не жалейте времени на изучение языка, ваши усилия не пропадут даром - они окупятся сторицей.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Ученик читает стихотворение И. А. Бунина.


Молчат гробницы, мумии и кости -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь.




Так пусть же будет успешным ваш путь познания Слова, потому что "В начале было Слово...".

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "Я русский бы выучил только за то...".

Я русский бы выучила только за то..., что это мой родной язык. Как можно не знать языка, на котором разговаривали твои предки?

Я горжусь тем, что мой язык очень богат. Фраза, на других языках звучащая сухо, невыразительно, на русском языке звучит ярко и изысканно.

Русская грамматика не укладывается в жесткие рамки: свободный порядок слов в предложении, подвижное ударение в словах. "Могучий простор для мечты и для жизни". Свободный и великий язык! Вряд ли можно его просто выучить. Сначала надо его понять и полюбить...

Приходько Виолетта, 9А класс

В языке нашего народа отражается необъятная природа России: он словно соткан из одинокого ветра, желтой молнии, ясного морозного утра, пленительного восхода горящего солнца, горьковато-сладкого привкуса лугового тысячелистника.

"Великий и могучий" русский язык будто создан для истории своего народа. Только этот язык может ярко рассказать о подвигах славян, их оглушительных победах и горьких поражениях. Он повествует нам о храбрости и доблести русских воинов.

Ни на одном языке мира ни одна книга не звучит так, как на русском языке. Этот язык под пером мудрого художника слова делает живыми героев, которые являются лишь выдумкой автора, а мы переживаем за их вымышленные судьбы, грустим и радуемся вместе с ними. Мы наслаждаемся благоуханной прозой И. Бунина, А. Куприна, А. Н. Толстого, изящной поэзией А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой.

Я русский бы выучила только за то, что он является ключом к познанию природы, истории и культуры нашей Отчизны.

Мойсеюк Полина, 9А класс

Я не могу представить своей жизни без знания русского языка, потому что это язык великой страны с многовековой историей, неповторимой культурой, бытом, традициями. Я учу мой родной язык, чтобы получать удовольствие от раскрытия его тайн. И хотя изучение русского языка - огромный труд, умение говорить на нем - радость, а знание его в совершенстве - счастье.

Новикова Анастасия, 9А класс

Сейчас модно учить другие языки, вставлять в свою речь иностранные слова. Это, конечно, нужно. Но прежде всего необходимо знать свой родной язык, потому что это язык Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, моего любимого поэта А. С. Пушкина, который называл его "гибким и мощным, богатым и прекрасным".

Безуглова Анастасия, 9А класс

Я часто сравниваю русский язык с бездонным морем, поверхность которого известна каждому, но опуститься до самых его глубин дано очень немногим. И все же я хочу набраться терпения и погрузиться в океан родного языка.

Песков Максим, 9 А класс

И пусть несут нам дар гонцы Ученья мудрости и слога! Язык наш - светлая дорога, И пусть завидуют глупцы!

Штыкарь Алиса, 9А класс

Литература

1. Абрамов В. П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов сред, шк. - М.: Просвещение, 1989.

2. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993.

3. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988.

4. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. для учащихся 8 - 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1993.

5. Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5 - 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1995.

6. Срезневский И. И. Русское слово. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1986.

стр. 48


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. А. КЛОЧКОВА, ВВОДНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В IX КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719664&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии