ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. С. ТИМОФЕЕВ

Творчество Ф. М. Достоевского вот уже на протяжении полутора веков считается одним из самых сложных в восприятии даже вполне образованных читателей. Что же говорить про старшеклассника, который только становится взрослым, постигая в школе азы научного знания и эстетическое, духовное, нравственное совершенство выдающихся творений высокого искусства словесности. К таким произведениям по праву относятся романы писателя. Однако понять их глубину, подтекст очень сложно, и школьники, не проникнув в смысл, вынуждены идти проторенным путем - повторять штампы, печальным ореолом сложившиеся вокруг имени замечательного русского классика1. В этой ситуации учителям литературы и учащимся могут прийти на помощь современные исследования, в которых отражены различные аспекты творчества Ф. М. Достоевского: философские, медицинские, юридические, социологические, религиозные, педагогические и многие другие. В научной среде - это один из самых популярных авторов, изучение произведений которого востребовано и почетно. Не случайны научно-практические конференции, симпозиумы и конгрессы на государственном и международном уровнях, где разговор об исканиях Достоевского - сближающий людей повод объясниться, обсудить многие важнейшие вопросы дня сегодняшнего. Попытка все так же "мысль разрешить". При этом в процессе разговора о наследии писателя-философа приходит наслаждение красотой замысла, трезвостью этой мысли, понимание глубины аргументации.

В современной отечественной школе немало делается для актуализации нравственного, воспитательного потенциала сложных для восприятия произведений этого художника слова. Однако традиционные методы, приемы, подходы к творчеству Ф. М. Достоевского в школе направлены в целом на уяснение гуманистической составляющей таланта классика. Нужно понять определенно изученные сюжеты в свете онтологических ценностей. Контекст философии и религии, вне которых писатель не может быть понят, на наш взгляд, при этом оказывается востребован не в полной мере. В свою очередь, это не дает возможности полноценно воспринимать произведения классика, затрудняет процесс проникновения в суть произведения. Современная доступность самых разных источников, в том числе философско-религиозных, дает возможность дополнить сложившуюся систему изучения творчества Ф. М. Достоевского, вывести на новый уровень анализ сложных произведений, обеспечить процесс сотрудничества, соразмышления писателя и школьников.

К проблеме философско-религиозной интерпретации взглядов Федора Михайловича подошли еще мыслители начала XX в., когда художественное творчество часто осмысливалось с позиций высочайшей православной культуры. Е. В. Попова в этой связи отмечает: "Почти все крупнейшие русские философы обращались к творчеству Ф. М. Достоевского, и, надо признать, гений писателя был по достоинству оценен именно религиозными философами"2.

Незнание и возможное неприятие философско-религиозной мысли часто приводит к читательскому отторжению шедевров классика. Для сближения изучающих русскую литературу старшеклассников с произведениями Ф. М. Достоевского преподавателю необходимо учитывать эту специфику и соответствующим образом планировать обучение.

Эффективное изучение произведений классика возможно, если прислушаться к мнениям знаменитых ученых, философов прошлого и настоящего и попытаться понять мировоззренческую систему писателя. "Разобраться в мировоззрении такого сложного художника, как Достоевский, можно, только разобравшись в многомерной художественной структуре его романов, только поняв соотнесенность и сцепление между собой нарисованных им характеров и обстоятельств, то есть постаравшись подойти к философской проблематике писателя, исходя из поэтической (и потому весьма сложной) системы его образов", - отмечает В. К. Кантор3.

Исследователь истории отечественного литературного процесса в непосредственной связи с историей идей В. Я. Линков пишет: "Достоевский... исследует <курсив - В. Я. Линкова> проблему и обосновывает свою концепцию. Его роман не догматический, а философский. В нем есть, если так можно выразиться, интеллектуальный остов, на котором держится все грандиозное строение романа. Этот прочный каркас составляют основные положения, тесно связанные между собой. Проще говоря, у Достоевского в романе выражена система идей"4.

Отвлеченность, академичность изложения не были свойственны стилю творений Ф. М. Достоевского, он прежде всего художник, истинный литератор второй половины XIX в., поэтому назвать его философом с профессиональной точки зрения все-таки нельзя. Серьезным мыслителем и большим писателем сделала "его гениальная интуиция человечес-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

кой и мировой судьбы", по меткому наблюдению Н. А. Бердяева5. Философичность пришла от осознания глубины понимания человеческого сердца, стремления разобраться в противоречивости натуры человека.

Большинство исследователей отмечают, что талант Ф. М. Достоевского сформировался в годы каторги, где он испытывал сложный комплекс чувств по отношению к революционной деятельности в России и одновременно напитывался идеями Евангелия - единственной разрешенной в заключении книгой. Видимо, инсценированная казнь, острожные испытания, новозаветное слово привели Достоевского к мыслям о ложном и истинном Спасении, о котором думает неравнодушный к жизни человек. Иначе не прийти к гармонии, которой он зачастую лишен.

Выбор истинного и ложного пути в обретении гармонии с собой и окружающим миром становится в перспективе основной проблемой творчества писателя. Его чаще волнует, собственно, подмена истины ложью вследствие неразумения человека, что неизбежно культивируется в отсутствии настоящих дел, оторванности от почвы. Об этом повествует первый большой роман "Преступление и наказание". Все становится на свои места только в свете абсолютных ценностей. Крупнейший православный мыслитель начала XX в. Н. О. Лосский в этой связи писал: "Высшая и всеобъемлющая ценность есть Бог и жизнь личности в Боге... и для Достоевского высшая тема его творчества есть борьба дьявола с Богом в сердце человека. Напряженнейшие моменты этой борьбы легко могут привести человека к душевной болезни. О Достоевском нередко и говорят, что многие его герои - душевнобольные и что все его творчество - болезненное, а потому вредное"6.

Мотив борьбы Бога с дьяволом в человеческом сердце, муки выбора разных предложений - основополагающий в творчестве Федора Михайловича. Ярче всего он отразился в грандиозном итоговом романе писателя "Братья Карамазовы". Вокруг этой оси вращаются и другие значительные произведения Достоевского. Нужно повернуть школьный анализ более ранних вещей навстречу замыслу автора о христианской оценке путей развития цивилизации, когда из лучших побуждений человек оказывается способен на зло.

Философско-религиозная концепция "Братьев Карамазовых" о спасительной роли покаяния в грехах и искупительной веры в Христа получила воплощение еще в романах "Преступление и наказание" и "Идиот", представляющих развитие двух магистральных линий - спасения от дьявола и Спасения от Бога.

Ни один из больших романов Ф. М. Достоевского "не может быть понят сам по себе, но только в перекличке, в диалоге", - отмечает Г. С. Померанц7. Сопоставительное изучение в современной школе этих произведений может дать полную картину исканий Ф. М. Достоевского, способствовать адекватному пониманию замысла автора, привлечь читательское внимание старшеклассников к самостоятельному освоению творческого наследия писателя.

В романе "Преступление и наказание" героем руководит "сильное желание добра" всем обездоленным. Однако этот персонаж с символической фамилией Раскольников живет с надрывом в сознании, душевным смятением. Он вынашивает некий план спасения человечества. Его целью становится восстановление справедливости, однако средства достижения избираются им дьявольские с точки зрения христианской аксиологии. Автор показывает борьбу героя с самим собой, ему приходится совершать мучительный нравственный выбор между любовью и ненавистью, между Богом и дьяволом. Так Родион, жалея пьяную девочку, пытается помочь: привлекает городового, дает деньги. Но через минуту озлобляется, становится черствым и даже агрессивным, когда осознает свое положение, понимает безвыходность положения всех участников инцидента. Происходит внутренняя борьба выбора определяющих ценностей.

Раскольников хочет спасти, находя в этом смысл и цель своей жизни, однако

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

выбирает отрицательный путь, спасение от дьявола: помочь многим, рационально пожертвовав наименее ценным - убив "никому не нужную, вредную старушонку". Как иронично заметил тонкий исследователь творчества Ф. М. Достоевского К. Мочульский, "убийство ее будет ему очень полезно <курсив - К. Мочульского>: он спасет мать и сестру, докончит курс, поедет за границу", совершит массу хороших и полезных обществу дел8. Проверив сверхчеловеческие возможности и удостоверившись в их нормальном функционировании, Раскольников должен был совершить ряд великих свершений, направленных на благо мира. Однако самого его пришлось спасать. И сделала это Соня - так же никчемная, согласно философии сверхчеловечества, душа.

В основе теории Раскольникова лежат популярные в XIX в. идеи прогресса, цивилизационного технократического развития общества. Поставив перед своим героем дилемму нравственного выбора и наделив его аналитическим талантом, Ф. М. Достоевский интуитивно прогнозирует скорое появление идеологии сверхчеловечества. Писатель таким образом критически осмысливает не столько позитивизм (О. Конт - П. Лужин) или социалистические и коммунистические воззрения (Дж. Льюис, Ш. Фурье - Лебезятников) сколько их пасынка - философию сверхчеловечества (Ф. Ницше), на законных основаниях допускающей право сильного решать судьбы масс.

В ситуации безвременья и неопределенных ценностей Ф. М. Достоевский обращается к христианским решениям вечных русских вопросов. Надо полагать, в этих исканиях автору "Преступления и наказания" помог французский ученый и философ XVII столетия Б. Паскаль, также рассуждающий о достоинствах и духовных болезнях человека - гордыне, отчаянии и предпочтительном лекарстве - покаянии9. Эти глубокие мысли в романе высказывает Соня Мармеладова. Именно она убеждает убийцу в раскаянии и возвращает его к жизни. В ее христианской системе координат Раскольников не только богоотступник, разрешивший себе "кровь по совести", человекобог, но и истинный страдалец, заплутавший богоборец в поисках своей веры и истины, которого нужно пожалеть. "Всю историю преступления Раскольникова Достоевский рассказал так, как изображают зло христианские подвижники, тонкие наблюдатели душевной жизни", - отмечает в этой связи Н. О. Лосский10.

По иному пути - спасения от Бога - идут лучшие герои Ф. М. Достоевского. Философия человекобожества опровергается концепцией богочеловечества - любимая мысль писателя. Христианская идея спасения получает развитие в следующем произведении Ф. М. Достоевского - "Идиот". Известный литературовед Т. А. Касаткина признается, что этот роман "до сих пор истолковывается, мягко говоря, не совсем адекватно авторскому замыслу", не в полной мере учитывая роль спасительности мессианско-христианской идеи11.

По мнению исследователя К. Степаняна, "здесь христоподобная фигура - князь Христос - помещена в центр романа", что и должно быть объяснено в первую очередь. Главный герой действует и должен восприниматься "по прямой ассоциации с Богочеловеком"12. К мысли о положительно-прекрасном герое писатель пришел не случайно. XIX век ознаменовался болезненными поисками выхода из духовного, политического, экономического кризиса. Важно показать учащимся, что автору близки религиозные идеи, и на этой основе он создает свою философию христианской личности. Среди множества идей, нашедших отражение в романах писателя, классик настойчиво проводит свою смысловую линию, а именно рисует богоотступников и богоподобных людей. От концепции человекобога Достоевский приходит к идеалу Богочеловека, чей идеал закреплен в культуре традицией православного христианства, где наиболее свято чтится память предков и чувствуется жажда воскрешения, освящения святостью Христа. Не случайно в этой связи Ф. М. Достоевский считал очень своевре-

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

менной и глубокой "Философию общего дела" отечественного мыслителя Николая Федорова.

Зрелый Достоевский, работая над "Идиотом", говорил: "Они все нападают на Христа (Ж. Ренан, Н. Н. Ге и др.), считают его учение как несостоятельное для нашего времени. А там и учения-то нет, там только случайные слова, а главное, образ Христа, из которого исходит всякое учение". Таков и князь Мышкин. Его преображающая любовь-жалость, любовь-страдание и сострадание творят чудеса - вдохновляют людей на лучшее, приносят иногда боль, но всегда несут подлинную очистительную силу.

В романных скитаниях, поведении, разговорах князя прослеживается желание автора сформулировать душу русского человека. Загадки стихийного, неустойчивого национального характера занимали Ф. М. Достоевского всегда, разрешением их одержимы многие его герои. Наверное, в "Идиоте" впервые с такой силой писатель обнажает художественно-философскую квинтэссенцию замысла о спасении.

Переживающий за Парфена князь разыскивает и находит его в Петербурге. Они говорят о нескладывающихся отношениях, вере в Бога. На этот высокий предмет оба этих человека смотрят совершенно по-разному, поэтому их так волнует тема полотна Г. Гольбейна "Мертвый Христос" (ч. II, гл. IV). Задержавшись у него, Рогожин признался, что любит смотреть на это изображение. На что князь воскликнул: "Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!". Человек с преступными намерениями, утративший веру, обрекает себя на ужасную участь, губит свою душу. В этом узловом моменте романа вспоминается евангельская сцена, когда распятому, но еще живому Христу, на Голгофе верит и молит Иисуса о спасении души один так же умирающий преступник и не верит другой. Функция Мышкина здесь заключается в том, чтобы повернуть оскорбленного и гордого купеческого сына к Богу, убедить в спасительной роли покаяния в грехах, поэтому он так обрадовался, когда увидел это в его желании поменяться крестами. И поэтому князь под ножом вскрикнул: "Парфен, не верю!.."

Чтобы отвлечь Рогожина от его темных помыслов, гордыни, порассуждать вместе с ним, сообщить ему сердечные свои мысли, князь рассказывает "насчет веры" о четырех разных встречах, что случились накануне. Первое знакомство показалось Мышкину случайным и ничем вроде бы не знаменательным: в вагоне часа четыре проговорили с "настоящим ученым" об атеизме как о научном предмете. "Одно только меня поразило, что он вовсе как будто не про то говорил, во все время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я не встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, все мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то", - вспоминает князь.

Жуткую историю он услышал на постоялом дворе, как из-за серебряных часов крестьянин зарезал своего приятеля. Больше всего поразило то, что преступник перед убийством "возвел глаза к небу, перекрестился" и произнес "с горькой молитвой": "Господи, прости ради Христа!"

Потом пьяный солдат обманул князя, продав ему свой нательный оловянный крестик как серебряный. Желая понять происходящее, Мышкин не стал осуждать "этого христопродавца... Бог ведь знает, что в этих пьяных и слабых сердцах заключается". Через час возвращающийся в гостиницу путешественник встретил женщину с младенцем из простых: "Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно-набожно вдруг перекрестилась. "Что ты, говорю, молодка"... "А вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно и у Бога радость, когда он с неба завидит, что грешник перед Ним от всего своего сердца на молитву становится".

Эти истории в целом представляют действительно картину отечественных нравов, борьбы в сердце русского человека дьявола и Бога. С каждым эпизодом

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

в рассказе Мышкина возрастает значение истинной веры. Возможно спасение при условии подлинного покаяния в грехах. В отличие от раскаяния Раскольникова, ощутившего всю тяжесть личного падения, Мышкин по аналогии с Христом жалеет людей как страдальцев, призывает их к раскаянию в чужих грехах. Это требует от человека больших нравственных усилий, но только так, по Достоевскому, можно достичь гармонии. Без духовной работы, только полагаясь на достоинства ума, нельзя прийти к здоровому обществу. Поэтому так часто в различных произведениях писателя звучит парадоксальная мысль Родиона Раскольникова, внимательно выслушавшего рассудительного и неглупого П. Лужина: "Доведите до последствий" то, что считаете полезным, правильным, получится, "что людей можно резать"...

Обобщая, т. е. тематически сравнивая два произведения, можно сказать, что в "Преступлении и наказании" выразился сложный русский путь обретения себя через покаяние, в "Идиоте" - общечеловеческий. Не случайно в финале князь доказывает истинность русского Христа, Которого знает в своем сердце народ.

Имеющий крепкую христианскую основу ценностей князь Мышкин, к сожалению, практически не был услышан в романном обществе, оказавшись "идиотом". С большой долей иронии поначалу в петербургских гостиных его называют "философом", который наверняка приехал из-за границы соотечественников поучать. В России, так повелось, само слово философ "есть слово бранное и означает: дурак", с горечью констатировал писатель13.

В четырех встречах князя классик пророчески указал на возможные варианты развития страны. Вышел на перекресток исторических судеб России, который, видимо, вспомнился и стал актуален как никогда сейчас.

Автор устами Мышкина пересказывает вечную притчу о блудном сыне - человеке Нового времени, - когда тот вызывает радость у Бога, что улыбка младенца, "всякий раз, когда... грешник перед Ним от всего сердца на молитву становится". Эту "истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, т. е. все понятие о Боге как о нашем родном отце и о радости Бога на человека как отца на свое родное дитя - главнейшая мысль Христова!" сообщает герою всего лишь "простая баба"!

Как заметил К. Мочульский, писатель "никогда так не верил в грядущее обновление погибающего мира, в спасение человечества образом русского Христа"14, так как важнейшая мысль христианства, и скорее всего, это мысль Достоевского-философа - поскольку только "на русском сердце это заметишь", - говорит Мышкин. Таким образом, русский путь содержит философско-религиозную концепцию Спасения исключительно через покаяние в своих грехах и чужих.

Итак, в романе "Преступление и наказание" один из лучших представителей молодого поколения решается исправить ситуацию в пользу многих обездоленных неправедным путем. Этот путь оказался путем греха, т. е. ведущим к гибели, краху, душевному опустошению через боль, жестокое наказание в том числе муками собственной совести. Таким в своей основе, по мысли Достоевского, является путь спасения через материальное обогащение. По мысли К. Мочульского, "путь "демона" ведет к гибели, путь согрешившего и покаявшегося гуманиста - к спасению"15.

Роман "Идиот" развивает проблему спасения, но предлагает его другой вариант: спасти можно, только приняв незыблемость другой жизни. По Ф. М. Достоевскому, самое высокое отношение к человеку - любовь-сострадание, в которой зиждется основа "прекрасно-положительной" личности и будущее воскресение.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Загидуллина М. В. Достоевский глазами соотечественников // Роман Ф. М. Достоевского "Идиот": современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т. А. Касаткиной. - М., 2001. - С. 508 - 539.



стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------


--------------------------------------------------------------------------------

2 Попова Е. В. Ценностный подход в изучении русской литературы // Литература в школе. - 1996. - N 5. - С. 91.

3 Кантор В. К. "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского. - М, 1983. - С. 12.

4 Линков В. Я. История русской литературы ХГХ века в идеях: Учебное пособие. - М., 2002. - С. 113.

5 Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. - М.: Захаров. - 2001. - С. 8.

6 Лосский Н. О. Бог и мировое зло / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. - М., 1994. - С. 201 - 202.

7 Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М, 2003. - С. 201.

8 Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М, 1995. - С. 354.

9 Паскаль Б. Мысли: Афоризмы. - М., 2003. - С. 147, 173 - 174.

10 Лосский Н. О. Указ. соч. - С. 141.

11 Касаткина Т. А. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" // Роман Ф. М. Достоевского "Идиот". - М., 2001. - С. 64.

12 Степанян К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе "Идиот" // Роман Ф. М. Достоевского "Идиот". - М., 2001. -С. 147.

13 Цит. по: Сканлан Дж. Достоевский как мыслитель. - СПб., 2006. - С. 9.

14 Мочульский К. В. Указ. соч. - С. 393.

15 Мочульский К. В. Указ. соч. - С. 359.



стр. 24


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. С. ТИМОФЕЕВ, ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719399&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии