Учебное исследование как условие эффективного обучения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. С. Шульгина

Новым в собственной педагогической системе считаю работу по современному учебному комплексу (научный редактор - доктор филологических наук, профессор В. В. Бабайцева).

В практику своей работы активно внедряю технологию развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,

поэтому управление развитием каждого ученика стало непременным условием моей работы.

Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.

Цели учебного исследования:

- развивать умение доказательства или опровержения;

- стимулировать творчество, исследовательскую деятельность;

- развивать творческое мышление, наблюдательность, память, ассоциативное мышление, языковую догадку;

- стимулировать развитие внутренней речи учащихся.

Анализ передового педагогического опыта показывает, что одним из условий эффективности ученических исследований является организация проблемного обучения. В Сборниках задач и упражнений "Русский язык. Практика" (V класс, VI -VII классы, VIII - IX классы) по сравнению с традиционной системой упражнений, увеличен удельный вес задач, ставящих учащихся перед необходимостью найти ответы на вопросы, как применить полученные знания, зачем надо знать такое-то понятие, такой-то признак. При этом предусматривается работа над такими умениями умственного труда, как сравнение, вычленение, классификация.

Особенностью своих уроков считаю:

- ход познания - "от учеников",

- коллективный поиск,

- исследовательский характер деятельности учащегося: наблюдать, сравнивать, группировать,

- интенсивная самостоятельная деятельность учащихся.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема "учитель - ученик". Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа.

На уроках русского языка и стилистики предлагаю такие, например, виды работы:

- Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

- Исследуйте текст и докажите, что наиболее продуктивный способ словообразования существительных - суффиксальный, а менее продуктивный - приставочно-суффиксальный.

- Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не менее трех) в каждом.

- Исследуйте тексты А. С. Пушкина и найдите примеры изобразительно-выразительных средств языка (тропы и стилистические фигуры).

Большинство учащихся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).

Действие на уроках лингвистического анализа текста принципов изобразительности, научной углубленности, прак-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

тической направленности, органичного сочетания коллективной, групповой и индивидуальной деятельности позволяет отобрать нечасто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование текстов, сопоставительный анализ словарных статей и др.).

Учащиеся X класса составили систему измерителей для проверки результатов обучения (тестовые задания по каждому стилю речи). В последние годы использую всевозможные схемы тестовых заданий. Мое сообщение из опыта работы "Поэлементный анализ работ - неотъемлемая часть предметного мониторинга" см. в региональном научно-методическом журнале "Сибирский учитель" (2002, N 2(19).

С функциональной точки зрения главной целью учебного исследования является приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.

Приведу пример исследовательской работы.

Тема "Древнее значение "цвет" - "свет" в названиях птиц, растений, зверей и рыб".

"Проблема, которую предстоит изучить в данной исследовательской работе, - пишет Чурикова Виктория, ученица X класса, - состоит в том, что люди пишут, читают в книгах или журналах, произносят сами огромное количество слов, совсем не задумываясь о том, как и откуда эти слова произошли, что они означают или скрывают в себе.

Изучить заявленную проблему поможет этимология (от греч. etymon - истина) - наука о происхождении слова. Объектом моего исследования является "Школьный этимологический словарь русского языка" Шанского Н. М. и Бобровой Т. А., в котором я выделила предметы исследования: слова - названия птиц, растений, зверей и рыб, заключающие в себе древнее значение "цвет" или "свет".

Цель моего исследования состоит в том, чтобы выявить, какие названия означают тот или иной цвет. Необходимость проведенной работы очевидна. Каждый человек должен как можно больше знать о своем родном языке. Например, мое исследование поможет расширить знания о происхождении слов. Примененные методы:

- метод гнездования (составление этимологических гнезд на основе древнего корня);

- метод компонентного анализа (выявление древних значений слов);

- метод статистического анализа (тематические группы по цвету и свету).

Кроме того, все те же 48 слов я разделила на тематические группы по цвету и свету. Их получилось 8. Семь цветовых и одна световая.

1. Желтый цвет - голубь, блоха, злак, куница, лань, ласка, лиса, лось, олень, ольха, охра, саранча, сарыч, соловей.

2. Белый цвет - белка, белуга, береза, болото, лебедь, лук, плесень, сокол.

3. Красный цвет - бобр, брусника, жар-птица, кизил, малиновка, рысь, рябина.

4. Серый цвет - барсук, лосось, мышь, сосна.

5. Черный цвет - жучка, ил, калина, ласточка, малина.

6. Синий цвет - голубика, синица, слива.

7. Пестрая окраска - ирис, маргаритка, рябчик, селезень.

8. Свет - абрикос, снегирь, сойка. Однако не все эти слова скрывают в себе один цвет - есть такие, в которых цветов несколько, таких слов 9:

1. Бобр - красный и коричневый цвета.

2. Голубь - серый и желтый.

3. Злак - зеленый и желтый.

4. Ласка - серый и желтый.

5. Малина - красный, синий, черный.

6. Олень - желтый и бурый.

7. Плесень - белый и серый.

8. Соловей - серый и желтый.

9. Сосна - серый цвет и блеск".

Общий вывод, который сделала ученица:

"1. Проанализировав все слова, описываемые в данной исследовательской работе, я определила, что большая их часть относится к общеславянской группе по происхождению.

2. Доминантным цветом, содержащимся в древних корнях, является желтый. Это, безусловно, связано с особым отношением древних людей к солнцу, без которого невозможна жизнь. Поэтому в языке теперь существует так много слов, отражающих значение "солнечный свет".

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Результаты этой исследовательской работы могут быть использованы в научных статьях и на уроках русского языка в школе, поскольку привносят новые сведения по истории и этимологии слов.

Изучение этимологических гнезд предполагает рассмотрение русского языка как развивающегося явления, а также знакомство с культурой древних народов, с их обычаями и обрядами. Например, исследование цветовых значений в названиях растений и животных открывает особенности номинации у древних людей, связанные с "солярным культом" и в то же время полезно для различения родственных слов и этимологически родственных слов в современном русском языке.

Еще один пример. С целью определить реальную долю тех или иных заимствований в сленге, Кондратьева Ирина, ученица X класса, провела исследование жаргонной лексики с точки зрения происхождения.

Анкетирование 20 человек мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет позволило выявить 107 единиц молодежного жаргона (в анкете был один вопрос: "Перечислите 10 наиболее употребляемых слов молодежного жаргона"). Статистика этих жаргонизмов с точки зрения происхождения такова:

- общеславянские слова и слова с общеславянскими корнями (бухло, бузить, вывеска, грузиться, дубак, дух, загонять) - 41 единица;

- англицизмы (апгрейд, забанить, кекс, кент, коник и производные от них слова - лавэ, литрбол и т.п.) - 19 единиц;

- исконные и собственно русские слова (бабки, булкотряс, вафлисос, жу-жу, зашибись и др.) - 14 единиц;

- тюркизмы и производные от них слова (базар, бакланить, колбаситься, лапша) - 8 единиц;

- галлицизмы и производные от французских корней (беспонтово, офигеть, табло, тусоваться, фишка) - 8 единиц;

- старославянизмы (воздух, лобзаться, предел) - 3 единицы;

- немецкие заимствования (крендель, рамсовать, шкаф) - 3 единицы;

- польские заимствования (лох, шнурки, штука) - 3 единицы;

- грецизмы (корефан, тема) - 2 единицы;

- латинизмы (гамадрил, капуста) - 2 единицы;

- цыганские заимствования (чувак, чувиха) - 2 единицы;

- древнерусское слово (борода) - 1 единица.

Таким образом, в молодежном сленге преобладают лексемы, традиционно включающиеся в пласты русской лексики: общеславянские слова, старославянизмы, древнерусские, исконно русские, тюркизмы. Общее количество этих единиц - 67 (53 %).

Доминирование этих слов в разных стилях русского языка оправдано не только количественно и качественно, например, в сленге молодежи слова с общеславянскими словами обладают богатой коннотацией, обширной семантикой, внутренней формой, в отличие от англицизмов и галлицизмов с узким значением и пренебрежительно-негативной коннотацией. Сравним, например, "бабки" и "лавэ", "клево" и "ништяк".

Изучение этимологии заимствованных слов, их семантических оттенков в разных стилях языка и речи свидетельствует о наличии определенной иерархии между пластами лексики разного происхождения.

Изучение педагогического опыта показывает, что ученические исследования в большой мере являются чисто исследовательскими работами.

Ученическое исследование как условие эффективного обучения дает положительные результаты:

- мои ученики, девяти- и десятиклассники, были участниками и победителями городских конкурсов творческих исследовательских работ, IX научной студенческой конференции КФНГПУ (2003, 2004 гг.), областных олимпиад по русскому языку (2003, 2004 гг.);

- ежегодно мои ученики принимают активное участие во Всероссийской игре "Русский медвежонок". По результатам 2004 г. Тривоженко Анна (XI класс) вошла в сотню лучших учеников региона;

- учащиеся, занимавшиеся по учебному комплексу В. В. Бабайцевой с V по XI класс, закончили школу в 2003 г. 14 человек из 19 сдавали единый государственный экзамен по русскому языку, оценку "5" получили 4 человека, оцен-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

ку "4" - 10 человек. Все 19 выпускников поступили в высшие учебные заведения.

Литература

Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум, 2001.

Материалы IX научной студенческой конференции, г. Куйбышев, 2004 / Сост. С. А. Аржанова, Н. Д. Жидкова.

Научно-исследовательская работа "Древнее значение "цвет" - "свет" в названиях птиц, растений, животных и рыб", Чурикова Виктория, ученица X класса.

стр. 46


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. С. Шульгина, Учебное исследование как условие эффективного обучения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718805&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии