Метод проекта на современном уроке литературы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Н. Ковина

найти другие работы автора

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" сегодня, бесспорно, самый любимый роман юных читателей. Раскрыть тайну и причину этой любви пытаются ученые и учителя, в том числе и на страницах нашего журнала.

Значительно меньше внимания уделяется организации работы по "закатному роману" писателя на уроках, когда тайны "Мастера и Маргариты" могут открыть сами юные читатели. Статья принципиально интересна, прежде всего, тем, что в ней автор сосредотачивает внимание на новых интересных методических подходах к интерпретации одного из самых сложных произведений в курсе школьной литературы.

Статья представляет, на наш взгляд, безусловный интерес как модель проектной деятельности, которую можно адаптировать к любому литературному материалу.

Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности". Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемыми к образованию, или нет, безоговорочно принимать "Концепцию инновационного развития образования" или критиковать некоторые ее положения, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.

Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная технология. В проектной работе целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате ее применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работе в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

Для работы на уроках и во внеурочное время можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто направлять работу учащихся или выступать как полноправный участник проекта. Метод проекта используем как в 5-х, так ив 11-х классах. Конечно, старшеклассники уже знакомы с программами Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Word, а с пятиклассниками нужно еще постигать азы компьютерной грамоты, но затраченные усилия окупятся стократ. Ребята спешат на такие уроки, ждут их с нетерпением, предлагают новые идеи. После проведенной работы учащиеся смогут самостоятельно создавать информационные и ознакомительные проекты и окажут большую помощь в подготовке и проведении уроков.

"Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы? Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, ис-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

пугался действительности.

Далее слово истины, которое заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения, несет Иван Николаевич Понырев".

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.

После представления проводим небольшую дискуссию, затем назначенные оппоненты выступают с рецензией. Оцениваем работу по заранее разработан-

1.
Содержание
27
18
9

Постановка цели работы
3
2
1

Определение стратегии решения основополагающего вопроса по теме
3
2
1

Оригинальность поставленной проблемы или выдвинутой гипотезы
3
2
1

Наличие логически обоснованного ответа на поставленный проблемный вопрос
3
2
1

Использование в работе первоисточников и другой литературы по теме
3
2
1

Достоверность представленной информации
3
2
1

Четкость и доступность излагаемого материала
3
2
1

Наличие итогов исследования и выводов
3
2
1

Самостоятельность исследования
3
2
1

2.
Корректность текста
4
2
0

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок
2
1
0

Соответствие общепринятым нормам оформления
2
1
0

3.
Дизайн
10
5
0

Эстетическое оформление
2
1
0

Воспринимаемость слайдов
2
1
0

Соответствие оформления и содержания презентации
2
1
0

Целесообразность эффектов применения анимации
2
1
0

Соблюдение авторских прав
2
1
0






ным критериям.

Оценка "5" - 35 - 41 балл

"4" - 25 - 34 балла

"3" - 15 - 24 балла

"2" - 0 - 14 баллов

В конце конференции подводим общие итоги проекта:

"Все будет правильно, на этом построен мир", - заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости. Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия. ГАРМОНИЯ МИРА заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и бесконечном милосердии Иешуа.

стр. 28


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Н. Ковина, Метод проекта на современном уроке литературы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718644&archive=1205324254 (дата обращения: 27.05.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии