Эссе как один из видов школьного сочинения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н.Л. Карнаух

найти другие работы автора

Один из следующих этапов обучения написанию эссе - анализ ученических сочинений.

Приведем пример сочинения Дарии С. "Грамматика любви в произведениях И.А. Бунина" и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению:

Доказательно и убедительно ли автор раскрывает тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание биографических и критических работ о Бунине?

...Что такое любовь?

- Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье

И... поединок роковой.

(Ф.И.Тютчев)

Любовь многолика. Она нежна и жестока, эгоистична и самоотверженна, возвышенна и чувственна одновременно. Любовь, как мир, стара и молода, как каждая новая весна. Она ничуть не изменилась за тысячи лет человеческой истории. Какой она была во времена Древней Греции, во времена Ромео и Джульетты, такой остается и сейчас. Вечно юная, прекрасная и трагичная она и в произведениях последнего русского классика, любимого моего писателя - И.А. Бунина, в особенности в сборнике рассказов "Темные аллеи".

Они чудесны, эти "Темные аллеи", ароматные, яркие, свежие, Они словно оставляют после себя чуть уловимый запах цветущих лип, полевого дождевого ветра, свежего сена, сосновой хвои...

Чудные, обворожительные и вместе с тем близкие и понятные женщины живут в этих рассказах. Галя Ганская, Таня, Руся, "Антигона", Натали - какое великолепие красок, какая точность линий! Настоящая портретная галерея. На фоне этих пленительных женщин статичными и невыразительными выглядят мужчины, которые все кажутся на одно лицо. Но и в них есть скрытая нравственная сила, есть мощь духа и высокая мораль. Бунинские герои умеют быть чуткими и благородными, нежными и поэтичными, поэтому любовь не проходит для них бесследно, а оставляет глубокие шрамы в их душах. Влюбленные в женщину, они готовы "встать перед ней на колени и поцеловать ее ноги за все, что она дала им на земле". Похожи ли они на своего создателя? Наверное, да. И даже если у самого Бунина ничего в жизни подобного не было (а это, конечно, маловероятно), он, должно быть, много личного дал своим героям...

Любовь поражает действующих лиц внезапно, как "солнечный удар", "мелькает и с бешеной быстротой несется", так что "голова сразу оледеневает и стягивается, сердце рвется и замирает". Полное тоски и невыразимой муки, оно становится похоже на "тяжкую чашу", и этот груз несет в себе вместе с героем и автор...

Бунин так же чувствен, как и его герои, и в прозу свою, наверное, первым из русских писателей он вносит эротику. Он не уклоняется от подробных натуралистических описаний, но целомудрие поэта не дает его книгам превратиться в пособие по любовной науке. Они поют и бурную любовь, и ласковую тишину ее, и огонь страсти, и братскую нежность. Но он знает, что любовь в самом счастье своем страшна, жутка и требовательна. И "в жизни каждого из нас


--------------------------------------------------------------------------------

* Окончание. Начало см.: Русская словесность. - 2000. - N 5.

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

найдется... какой-нибудь особенно тяжкий грех", когда "с едкой гримасой" герой стреляет в возлюбленную или становится причиной ее самоубийства. Большая любовь - это всегда большая трагедия:

"- А зачем он себя застрелил?

- Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя..."

Но "в синем небе стоят кое-где белые прекрасные облака", и только воспоминания тревожат старого поэта.

Какая сладость все, что прежде

Ценил так мало, вспоминать!

К сожалению, "Ту звезду, что качалася в темной воде,... Я теперь в небесах никогда не найду" и "Молодого, былого Нет давно и меня!"

Заново прожив в своих историях жизнь, воскресив цвета и запахи, поэт вернулся в современную ему действительность, в изгнание, в абсурдную и жестокую войну, и прорвавшиеся боль и тоска выразились в трагедиях, к которым писатель мстительно приводит своих героев. Как просто: "Он искал ее в Гаграх, Геленджике, в Сочи... позавтракал в гостинице... пил кофе... лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов". Или: "Понесся под уклон, навстречу... грохочущему и слепящему огнями паровозу". Или: "... в декабре она умерла на Женевском озере".

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! -

повторяю я слова Ф.И. Тютчева. Как же больно и тяжело приходится всем влюбленным в этом мире! Почему трагедия сопровождает всякое большое чувство, а смерть, как в насмешку, уносит у нас самое дорогое, бесценное? Наверное, петь радостную песню со счастливым концом было пожилому и больному писателю не под силу, не в радость, да и не ко времени. А может быть, такое уж у любви свойство - оставлять шрамы в сердцах и незаживающие раны в душах...

Учащиеся делают вывод, что это сочинение требует нетрадиционного подхода в рассмотрении, и размышляют над следующими вопросами: каким представляется взгляд автора сочинения, несмотря на традиционность темы? Сформулируйте "решающую мысль" этой работы. Какие сопоставления показались неожиданными? Интересен ли тот поток лирических ассоциаций, к которым прибегает ученица? Как бы вы оценили язык и стиль сочинения, его интонацию? В какой степени раскрывается личность пишущего?

Итак, мы подошли к вопросу об оценке этого вида творческих работ учащихся. Подготовка к сочинению в жанре эссе не противоречит общим дидактическим и методическим принципам обучения традиционной форме сочинения: анализируя сочинение-эссе, мы также обратим внимание на тему и основную мысль сочинения, его структуру, на то, как выражена авторская позиция, на стилевое и языковое оформление - работы, однако следует учитывать специфику этого жанра.

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать соотношение части и целого и даже (в отдельных случаях) приблизительно отражать содержание работы.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль (решающую идею эссе) следует искать в "пестром кружеве" размышлений автора. В этом случае объект речи или затронутая проблема будут рассмотрены с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выраженная авторская позиция. Иногда эссеист ведет себя таким образом, словно находится в параллельной к мыслительной традиции плоскости, выдвигая только свои аргументы, демонстрируя диктат собственной точки зрения.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинения, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование жанра.

Нужно быть готовыми к речевому построению эссе - динамичному чередованию полемичных высказываний, вопросов, установке на разговорную интонацию и лексику.

Как видим, особенности эссе как жанра обязательно должны быть учтены при оценке такого вида творческой работы учащихся, в противном случае ученик получит незаслуженные упреки в том, что не раскрыта тема сочинения, нет знания критических работ, не выдержана композиция, наблюдается панибратство с читателем, используется разговорная или просторечная лексика.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

Однако это совсем не значит, что писать эссе легко. Поиск оригинальной идеи даже на довольно традиционном материале накладывает огромную ответственность на пишущего. Это хорошо понимают сами учащиеся. Анкетируя старшеклассников, мы не раз получали их трезвые оценки: "Эссе - сложный вид работы, для того чтобы писать эссе, нужно быть начитанным, образованным человеком".

И все же этот жанр привлекает учащихся, вот их комментарии: эссе "побуждает нас мыслить", "творить самому", "обеспечивает свободу мысли", "нравится плести "кружево мысли"", "можно высказать собственные мысли", "предлагать свои идеи", "нравится размышлять", "привлекает свободная композиция", "данный вид работы учит мыслить", "дает свободу мысли", "можно свободно выражать свои мысли и убеждения", "обсуждать любые вопросы непринужденно", "могу выразить свое душевное состояние", "мысли, чувства и переживания о прочитанном", "в этом жанре легче реализовать себя", "этот жанр помогает открыть художественные способности".

Вот почему, когда школьники уже хорошо представляют особенности жанра и неоднократно анализировали примеры эссе, в том числе и пробы пера своих сверстников, можно предложить написать эссе, обратившись, например, к одной из современных проблем: "Пушкин для меня...", "О чем задумывается мой сверстник сегодня?", "Мир виртуальной реальности. По лабиринтам компьютерного мира", "Телевидение сегодня", "Наш современный мир", "Книги в твоей жизни", "Мир рекламы. Каков он?", "О времени и о себе" и др.

Предупреждаем учащихся, что заявленная проблема может стать или темой сочинения, или поводом для размышлений - в этом случае тему следует уточнить. Спрашиваем: предполагает ли заданная проблематика, на ваш взгляд, жанр сочинения-эссе?

Целесообразно выполнить и такое задание.

Из тем сочинений, встречающихся в учебниках по литературе и предлагаемых на экзаменах, выберите те, которые могут быть написаны в жанре эссе. Аргументируйте свой выбор.

Сочинение о человеке интересной судьбы.

Устарел ли Горький?

Романтические произведения М. Горького.

Все может статься с человеком.

Спасительна или гибельна ложь? (Тема предлагается после обращения к творчеству М. Горького.)

Мое любимое стихотворение.

"...Гений и злодейство - две вещи несовместные" (А.С. Пушкин).

Мое понимание демократии.

Милосердие и жестокость в современном мире.

Теория Родиона Раскольникова.

Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве?

Тема будущего в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад".

Что сильнее: обстоятельства или чувства? (Тема предлагается после изучения произведений А.П. Чехова.)

Слова, в которых бьется пульс нашего времени.

Человек в тоталитарном государстве.

"Золото убило больше душ, чем железо - тел" (В. Скотт).

Смертная казнь или право на жизнь?

Злободневное и вечное в повести И.С. Тургенева "Ася".

Слово о любимом писателе.

Мои любимые стихи о Москве.

Волшебный мир театра (отзыв о спектакле).

Обобщим суждения учащихся. Тема сочинения предполагает жанр эссе, если она полемически заострена (например, "Спасительна или гибельна любовь у Данте?", "В чем задача искусства: в сладких грезах или горьких истинах?"), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности ("Мои любимые поэтические строки", ключевые слова здесь "мои" и "любимые"), является свободной ("Человек есть украшение мира" - М. Горький), либо реализует принцип сравнения и сопоставления ("Уроки Радищева и современность", "История и личность"), что также естественно для этого жанра. (Примеры тем сочинений взяты из программы литературного образования под ред. В.Г. Маранцмана и современных учебных пособий для учащихся.)

Для развития ассоциативного мышления предлагаем учащимся упражнения следующего типа, предварительно пояснив, что люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным мышлением:

Прочитайте несколько донов (главок) из "Записок у изголовья" японской писательницы XI в. Сэй Сенагон 1 , чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока.

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.

То, что прилетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день нового года.

То, что человек обычно не замечает

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.

Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.

Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя прием ассоциации. Возможные темы: "То, что близко, хотя и далеко", "То, что прекрасно", "То, что вызывает уверенность". Придумайте свои темы для аналогий.

В следующем задании для учащихся приведем пример эссеистической миниатюры, которая целиком построена на необычной авторской ассоциации, и попросим ребят написать свой вариант подобной зарисовки.

Владимир Янушевский. "Струя" 2

Питье из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе - не напьешься, а только измочишь лицо, забьешь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.

Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.

Итак, предложенный материал может стать основой для проведения уроков словесности в старших классах гуманитарной направленности, факультативных занятий по теме "Эссе как литературный жанр и вид школьного сочинения". Но и уроки литературы готовят учащихся к созданию подобного жанра.

Исследователи и методисты отмечают, что авторы эссе - люди с особым ассоциативным мышлением. Формирует ли учебный процесс эссеистическое мышление?

Задача урока литературы - развитие личности учащихся. Решая ее, мы стремимся развивать творческую активность ребят и среди разнообразных вопросов и заданий выбираем те, которые носят сравнительно-сопоставительный характер, тем самым активизируя учебный процесс, образуя в сознании школьников многочисленные внутрипредметные ассоциации, расширяя ассоциативные ряды, которые в первую очередь участвуют в развитии интеллекта 3 . А рассмотрение произведений художественной литературы в сопоставлении с другими видами искусства: музыкой, живописью, кинодраматургией, театром - обеспечит развитие межпредметных ассоциаций.

Важен в этом случае и выбор учебных пособий, широко предлагаемых школе. Мы отдаем предпочтение тем из них, которые написаны в жанре учебника-практикума, рабочей книги (см. пособия под ред. Г.И. Беленького, Б.А. Ланина, Ю.И. Лыссого), так как в них учащимся предлагаются фрагменты из литературно-критических материалов, выдержки из дневников писателей, воспоминаний и другой мемуарной литературы 4 . Работа с подобными книгами позволит учащимся погрузиться в атмосферу читательского диалога, прислушаться к разным суждениям и определить свою точку зрения. А эссе - самый удачный жанр для ее выражения. Не случайно в России в начале XX века к нему обратились философы и писатели для сближения позиций различных писательских кругов.

Конечно, мы должны быть готовы к тому, что не всегда работа над эссе приведет к созданию собственно жанра эссе, но, обучая этому виду сочинения, мы погружаем учащихся в жанровое многообразие мемуарной и эпистолярной литературы. Рассматривая особенности стиля и манеры изложения автора, обогащаем и развиваем их речь. И если не возобладает эссе, то в качестве творческой работы мы можем получить один из уже упоминавшихся жанров - страничку из дневника, воспоминание, фрагмент духов-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

ной биографии, возможно, этюд, эскиз, зарисовку, заметку, быть может, очерк или путевые заметки, в любом случае речь идет о творческом поиске учащихся в присущей каждому форме самовыражения. А школа, на наш взгляд, должна предоставлять учащимся свободу выбора, что отвечает главной цели литературного образования школьников - становлению их читательской и творческой самостоятельности.

Эссе - жанр, свободный от иных пристрастий, кроме личных, и устоявшихся критических оценок, - прежде всего позволит ребятам выражать свое личное восприятие литературы (если речь пойдет о литературно-критическом эссе). В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения и вступить в литературную полемику. Но каждый раз разговор о художественном произведении не будет самоцелью, это скорее повод для того, чтобы определить свое место в жизни и по-своему открыть окружающий мир. А книги тогда станут советчиками и друзьями, литературоведческие и критические работы - чьим-то интересным опытом, а не только суммой обязательных знаний, и мы наконец перестанем спрашивать себя: "Почему дети не читают? И еще неохотнее пишут, в то время как книжные прилавки заполонили штампы двухсот и четырехсот "лучших" и "золотых" сочинений для абитуриентов и школьников".


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Сэй Сенагон. Записки у изголовья / Пер. М. Коровина, В. Марковой. - СПб., 1999.

2 Очень короткие тексты. В сторону антологии. - М., 2000. - С. 247.

3 См. подробнее: Селевко К.Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.-С. 20-21.

4 См.: Литература. Русская классика (избранные страницы). 9 кл.: Учебник-практикум для образовательных учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. - М., 1997; Ланин Б.А. Русская литература 20 века; Учебная книга. - М., 1997; Русская литература 20 века. 11 кл.: Практикум / Авторы- сост.: Г.И. Беленький, Г.М. Воловникова, Л.Б. Воронин и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. - М., 1998.

стр. 27


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н.Л. Карнаух, Эссе как один из видов школьного сочинения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717925&archive=1205324254 (дата обращения: 26.07.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии