Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т.В. Потемкина

найти другие работы автора

На уроке обобщаются и углубляются знания по теме "Фразеология" (свободные и несвободные словосочетания, исконно русские и заимствованные фразеологизмы). Закрепляется умение определять грамматическую функцию фразеологизмов в предложении, формируется представление о стилистической роли фразеологизмов в тексте.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Упр. 86, 87, 95 у доски, упр. 88 и вопросы 12- 13 на с. 20 устно.

Проводим орфографическую разминку, построенную на фразеологизмах, повторяем правописание не и ни с различными частями речи.

Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Ни кола ни двора. Кол - это полоса пахотной земли шириною в две сажени. "Следовательно, не иметь кола - значит не иметь пашни; не иметь двора - значит жить у других. Итак, "ни кола ни двора" употребляется в крестьянском быту для означения человека, не имеющего недвижимого имущества и живущего личным трудом" (Максимов С.В. Крылатые слова. М., 1995. С. 315).

Ученики вспоминают, как называются словосочетания, из которых состоит разминка, объясняют значения фразеологизмов, выясняют, что значит свободное и несвободное словосочетание, одинаково ли значение терминов "фразеологический оборот" и "фразеологизм", "устойчивое словосочетание" и "фразеологическое выражение". Отвечая на эти вопросы, десятиклассники обращаются к теоретическим материалам учебника на с. 54, 55, 56.

Анализируя источники происхождения фразеологизмов (упр. 99), школьники делятся на группы. Каждая группа выписы-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

вает фразеологизмы, учитывая источник (старославянского происхождения, цитаты из литературных произведений, из Библии, из греческой мифологии, исконно русские).

Следует обратить внимание на то, что можно разделить фразеологизмы на группы не только по происхождению, но и по значению. Выполняются упр. 102,101,105-по вариантам.

На следующем этапе урока учащиеся определяют грамматическую функцию фразеологизмов в тексте (упр. 98). Целесообразно разделить упражнение на 3 - 4 части. Например, 1-я группа анализирует 1-5-е предложения, 2-я группа - 6-11, 3-я группа- 12-17.

Упр. 107 учащиеся выполняют самостоятельно, закрепляя навык определения грамматической функции фразеологизмов в тексте.

Далее десятиклассники переходят к упражнениям 106, 111, 112 (по выбору учащихся), учатся подбирать синонимы и антонимы к фразеологическим оборотам. Предварительно проводится работа у доски: под руководством учителя ученики подбирают антонимы и синонимы к фразеологизму. Например, "подрезать крылья" - "дать волю" (антонимы), "подрезать крылья" - "связать по рукам и ногам" (синонимы).

В заключение урока ученики выполняют задание по стилистике, учатся определять речевые ситуации, в которых уместно употребление того или иного фразеологизма (упр. 114 устно).

Домашнее задание дается по вариантам:

1-й вариант - упр. 103(I), 109(1-19), 115 (1-6); 2-й вариант - упр. 103(II), 109(20-40), 115(7-13).

Устное задание для всех: вопросы на с. 54, упр. 108.

Творческое задание по материалам упр. 113 выполняет весь класс (сочинение-миниатюра).

Урок 9. Лабораторная работа. "Некоторые особенности изменения лексики современного русского языка".

Вступительное слово учителя.

Язык - явление социальное, любое изменение, происходящее в обществе, естественно, отражается и на языковых процессах.

Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, исчезают реалии - исчезают и слова (названия реалий).

В лабораторной работе вы должны определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса, и распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновения. На партах разложены листы с напечатанными словами: файл (1, с. 120), шоу (3, с. 258), пользователь (1, с. 93), клип (3, с. 113), модем (1, с. 78), мэр (2, с. 467), дискета (1, с. 46), импичмент (3, с. 75), андеграунд (3, с. 24), джойстик (1, с. 46), бартер (3, с. 33), принтер (1, с. 95), электорат (2, с. 802), брифинг (3, с. 33), ваучер (3, с. 39), лоббист (2, с. 406), профи (3, с. 193), имидж (3, с. 74), инаугурация (3, с. 77), префектура (2, с. 559), продюсер (2, с. 564), презентация (2, с. 557), девальвация (2, с. 199), дансинг (2, с. 197), граффити (2, с. 191), муниципалитет (2, с. 465), спикер (2, с. 654), бизнесмен (2, с. 104), картридж (3, с. 103), менеджмент (3, с. 159), хит-парад (3, с. 249), приватизация (3, с. 191), рейтинг (3, с. 199), триллер (3, с. 231), брокер (3, с. 36).

По желанию учителя список слов может быть значительно расширен.

Учащимся может быть предложена справочная литература с целью уточнения лексического значения слов:

1. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А.П. Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско; Под ред. А.П. Ершова, Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

2. Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1996.832 с.

3. Эрудит: Толково-этимологический словарь иностранных слов / Н.Н.Андреева и др. М.: Школа-Пресс, 1995.272 с.

Учащиеся под руководством учителя выделяют основные сферы жизни общества, в которых произошли значительные изменения и в связи с этим стали появляться новые слова. Все сведения заносятся в таблицу.

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

Пополнение лексики современного русского языка

Сферы жизни общества
Новая лексика

1. Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и областного управления
Мэр, префектура, ...

2. Открытое экономическое и культурное сотрудничество со странами Запада:




а) совершенствование средств коммуникации
Пейджер, ...

б) изменение банковской системы
Брокер, ...

в) интеграция массовой культуры
Шоумен, ...


В сильном классе десятиклассники дополняют раздел "Новая лексика" своими примерами.

В заключение урока школьники делают выводы:

каковы причины возникновения новых слов;

какие сферы жизни общества активно пополняются новыми словами.

Домашнее задание: провести самостоятельно наблюдения за изменением лексики и найти слова, которые получили "новую жизнь" в постперестроечное время.

Урок 10. Состав слова и словообразование (упр. 117-156).

Основная задача урока - обобщить сведения по теме "Словообразование и состав слова" и закрепить орфографические навыки. На уроке также формируются умения выявлять авторскую позицию в тексте и анализировать выразительные возможности лексических средств языка.

На уроке проверяются только устные задания домашней работы. Письменные задания учитель проверяет дома (творческое задание - у всех, упражнения - выборочно).

Работа по теме урока начинается с повторения (что такое морфемика? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?). Ответить на эти вопросы ученикам поможет теоретический материал на с. 63, 64.

После повторения сведений о значимых частях слова внимание учащихся обращается на особенности правописания каждой морфемы (корня, приставки, суффикса, окончания). Обобщающая работа отражается в схемах, которые составляются под руководством учителя и записываются на доске.



На уроке повторяются только те орфограммы, которые представлены в схемах.

Параллельно с составлением обобщающих схем проводится блицопрос по рассматриваемым орфограммам, например: "Какие вам известны корни с чередованием гласных?" или "Что вы знаете о правописании приставок, оканчивающихся на з/с?" и т.п.

Следует отметить, что основная работа по закреплению правописных навыков проводится учащимися дома. На уроке определяются только направления и последовательность выполнения работы по орфографии. Десятиклассники закрепляют алгоритм рас-

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

суждения: что надо знать (делать), чтобы правильно написать слово с орфограммой? Надо: а) определить часть слова, в которой есть орфограмма; б) вспомнить правило написания данной орфограммы.

Вторая часть урока отводится повторению способов словообразования (с. 72 - 73).

У доски два ученика выполняют упр. 149 (составляют слова по словообразовательным схемам), весь класс вспоминает, какие есть в русском языке способы словообразования, устно выполняет упр. 134. Затем анализируются результаты работы учащихся у доски и самостоятельно выполняются учащимися упр. 142, 151 (на определение способов словообразования).

Для домашней работы предлагаются на выбор два варианта заданий. Они равнозначны по уровню трудности и по объему.

1-й вариант - упр. 128, 129, 136, 144, 148, 155;

2-й вариант - упр. 130, 131, 139, 145, 152, 156.

Общим для обоих вариантов является творческое задание - написать предисловие к прочитанной книге.

Уроки-практикумы 11-12. Морфология. Орфография (упр. 157-239).

Класс разбивается на три группы. На первом уроке в центре внимания каждой группы определенная часть речи.

Задания и номера упражнений записываются на доске:

1. Определите морфологические и синтаксические особенности рассматриваемой вами части речи.

2. Выделите особенности правописания данной части речи.

1 -я группа
2-я группа
3-я группа

Имя Существительное (с. 75- 82).
Имя прилагательное (с. 84- 90).
Числительное. Местоимение (с. 91-95).

Упр . 158, 159, 164, 165, 166
Упр. 174, 177, 180, 185, 187
Упр. 188, 189, 193, 195, 197


После выполнения работы учащиеся сообщают одноклассникам результаты, отвечая на поставленные вопросы.

В домашнем задании упражнения тоже распределены по группам таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно провели аналогичную работу по повторению других частей речи: 1-я группа - упр. 176, 191; 2-я группа - 163, 192; 3-я группа - упр. 173, 183.

Всему классу подготовиться к словарному диктанту по теме " Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий" (с. 89); творческое задание - написать сочинение по драматическим произведениям А.Н. Островского (тему выбирает учащийся).

Второй урок-практикум по теме "Морфология" начинается с проведения словарного диктанта по теме " Н , нн. в суффиксах прилагательных и причастий" по упр. 228.

Работа продолжается по группам.

1 -я группа
2-я группа
3-я группа

Глагол. Причастие (с.95- 102).
Деепричастие. Наречие (с. 102- 106).
Предлог. Частица (с. 107- 112).

Упр. 199 (II, III), 202, 210, 213
Упр. 215, 220, 224
Упр. 229, 230, 237


В заключение урока учащиеся отвечают на вопросы о грамматических особенностях и правописании частей речи.

Домашнее задание: 1-я группа - упр. 230, 233, 235; 2-я группа - упр. 200, 229, 234; 3-я группа - упр. 205, 212, 216. Творческое задание для всего класса: написать сочинение-миниатюру - описание хорошо знакомого пейзажа с выражением чувств (в связи с изучением произведений И.С. Тургенева).

Урок 13. Синтаксис и пунктуация (упр. 240-263).

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Синтаксис" (словосочетание, грамматическая основа, односоставные предложения, неполные предложения, простое осложненное предложение), закрепляются навыки постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Десятиклассники учатся выявлять особенности интонационно выразительной речи, определять стилистическую роль причастий и деепричастий.

В начале урока проводится подготовка к словарному диктанту.

Аллегория, баррикада, диссертация, жужжание, идиллия, иллюзион, эпиграмма, интеллигентный, баллада, агрессия, колледж, коллизия, коммерсант, стресс, алогично, перила, эффект, раса, филиал, сумма, километр, миссия, новелла.

Учащиеся записывают слова под диктовку, затем сверяют с записью на доске (во время диктовки та часть доски, на которой

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

написаны слова, закрыта). Чтобы запомнить правописание некоторых слов, обращаем внимание на их этимологию.

Из истории слов

Количество - из старославянского колико - "сколько" - "мера", "число", "величина" (Черных П.Я. Историко- этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. М., 1993. С. 412).

Перила - как объяснено еще Далем, перила - произв. от др.-рус. "перети", т.е. "напирать". Слово образовано с помощью суффикса -ил-. Ср.: белила, чернила (там же. Т. 2. С. 22).

Далее учитель сообщает тему и цель урока.

Задания:

устно составьте 2-3 словосочетания, используя слова из словарного диктанта (рассчитывать на эффект, интеллигентный человек, думать алогично и т.п.).

Что вы знаете о строении словосочетаний? (Если учащиеся затрудняются, обращаем внимание на теоретический материал учебника на с. 117).

Чем предложение отличается от словосочетания? (Упр. 246 устно.)

Выполните упр. 242, докажите, являются ли предложенные в упражнении выражения предложениями.

Далее десятиклассники устно выполняют упр. 243, выясняя, что значит "интонационно выразительно оформить предложение".

Какие предложения называются, односоставными? Приведите примеры односоставных предложений. (Упр. 249; составление односоставных предложений.)

Работа с осложненным простым предложением продолжается на материале упр. 256. Школьники выписывают из текста только осложненные простые предложения. Вспоминают, чем могут быть осложнены предложения. Упражнение 258 учащиеся выполняют устно, определяя вид и структуру предложения. Основное внимание уделяется обособленным оборотам, словам, грамматически не связанным с членами предложения, однородным членам предложения.

Затем переходим к анализу синонимичных синтаксических структур (упр. 262): простого предложения, осложненного причастным оборотом, - и сложноподчиненного предложения с придаточным определительным; простого предложения с деепричастным оборотом - и сложноподчиненного с придаточным обстоятельственным. Учащиеся определяют, какие предложения более выразительны, ярче передают смысл.

В заключение проводится самостоятельная работа по упр. 263.

Домашнее задание: вопросы 1 - 14 нас. 115, устно упр. 245, 247, 261, письменно упр. 251, 257.

Урок 14. Синтаксис и пунктуация (упр. 264-287).

Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы 1-14 (с. 115), затем учитель диктует текст упр. 245, который школьники готовили как устное задание. В тексте диктовки определяется вид предложения (простое или сложное). Выясняется, в чем разница между простым и сложным предложениями. Выполняя упр. 269, учащиеся преобразуют простые предложения в сложные. Затем обращается внимание на виды связи в сложном предложении и закрепляется умение составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными (упр. 272 - 278 - по выбору учащихся или учителя).

Вторая часть урока посвящена теме "Прямая и косвенная речь". С целью закрепления навыков постановки знаков препинания при прямой речи выполняются упр. 284, 285 (письменно), 287 (устно).

Домашнее задание: упр. 283, 270, 282 (1-й вариант -1-5, 2-й вариант 6- 10) письменно, упр. 265, 266, 267 устно, вопросы 15-20 на с. 115.

Дополнительное задание: сделать перевод текста с иностранного языка (отрывок по выбору учащихся) - 40-50 слов. Данное задание проверяется вместе с учителями иностранного языка.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предлагаем два варианта контрольной работы по итогам первого полугодия.

1. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Есть два мира, где живут люди, называющие себя глубинниками. Глубинники редко бывают в привычных нам городах, а приехав, тоскуют по своей странной сфере глубин, где все изогнуто-красивое, легко- невесомое, необычайно тихое.

Первый мир - Космос. Второй - Океан.

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

Космическая и подводная эры и история человечества начались почти одновременно: после полета вокруг Земли Юрия Гагарина и спуска в океан Жака Пикара и Дена Уолша. Разведка Мирового океана и планет Солнечной системы привлекла людей особой силы воли и прочности духа - специалистов, умевших работать в непривычной и враждебной для человека среде. Чудовищная тяжесть воды и бездонная пустота космоса - такие разные на первый взгляд условия - роднили жителей двух миров. Космические станции и ракеты, подводные дома и корабли во многом были похожи; глубинники одинаково нуждались в кислороде и пресной воде, чувствовали себя оторванными от привычной, твердой земли. Два мира исследовали неизвестное, соревновались, шутили друг над другом и вместе посмеивались над теми чудаками-землянами, которые из года в год живут под одной крышей, ходят привычной дорогой на работу и не помышляют нырнуть в океанскую впадину или пробежать по пескам Марса. (169 слов.) (Е.С. Велтистов.)

Грамматическое задание

1-й вариант
2-й вариант

1. Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте схемы.

Глубинниками редко бывают...
Космическая и подводная эры...

2 . Сделайте морфемный и словообразовательный анализ.

подводные
глубинниками


2. Анализ текста.

Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как(бы) какой(то) подавлен.ый гул пронесся в зале. Это был длин.ый сухой человек с длин.ыми тонкими ногами с чре.вычайно длин.ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр. чесан, ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк. кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было(бы) и пр.ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли.ко один от другого поставлен.ые так что их ра.деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что(то) резко птичье что поражало. (Ф.М. Достоевский.)

Задания:

1) перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания;

2) письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий;

3) подберите однокоренные слова к слову физиономия;

4) подберите синонимы к слову невыразительный;

5) слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кроны, что значило ткацкий станок, которое связано с древненемецким рама - "рама, станина". Дайте толкование слова "скромно" ("скромный") и логически свяжите значение, бытовавшее ранее и современное.

Анализ текста рекомендуется проводить в сильных классах, поскольку 2, 3, 5-е задания являются заданиями повышенного уровня сложности.

Ключи

Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

3. физиономия, физиономика, физиогномика, физиономист, физиономический.

4. Невыразительный - маловыразительный, бесцветный, серый, тусклый, бледный, неяркий, безжизненный (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989. С. 206).

5. Скромный - "не выходящий за рамки" - "тот, кто держит себя в рамках, не выходит за рамки дозволенного" (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 658-659).

стр. 31


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Т.В. Потемкина, Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717374&archive=1205324254 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии