Остановимся вообще на отношениях между стопными размерами и тактовиком. Принято считать, что стихотворение написано или ямбом-хореем-дактилем-амфибрахием-анапестом (стопными размерами), или тактовиком. Отношения именно такие: или - или. Но остается незамеченным, что тактовик и стопные размеры организуются с помощью разных единиц.
В стопных размерах наименьшая единица - слог. Слоги объединяются в стопу. Стопа - это как раз та единица, которая своим повторением создает размер. Минимальная единица, которая позволяет опознать размер, - это строка (стих). Строка дает достаточный простор, чтобы определился, стал ясным стихотворный размер. Могут быть случаи, которые допускают двоякую ритмическую интерпретацию. Например: Выбежавшая лисица... В одном ритмическом контексте эта строка - хорей:
Быстро скрылась в чаще леса
Выбежавшая лисица.
В другом контексте это дактиль:
Быстро неслась по поляне
Выбежавшая лисица.
Редкий случай. И произносится такая строка в разных ритмических контекстах по-разному.
Как правило, одной строки достаточно, чтобы оценить стопную ритмичность. В русской поэзии осталось одностишие Н.М.Карамзина, эпитафия ребенку:
Покойся, милый прах, до радостного утра...
Среди нескольких одностиший В.Я.Брюсова есть полноценные произведения поэзии:
И никого, и ничего в ответ...
Здесь мощно выражено трагическое одиночество поэта(1).
Строка - достаточный текст, чтобы выявил себя стопный размер.
У тактовика совсем иные единицы, и они совсем по-другому объединяются. Наименьшая из них - такт. В частном случае он может быть в то же время и слогом (есть такты в один слог), но обычно не равен слогу. Такты объединяются в стих (в строку). Ритмическая закономерность тактовика, которая состоит в том, что соседние строки имеют одинаковое число тактов, в одной строке проявиться не может. Только несколько строк могут заявить, что они являют тактовик. И.Л.Сельвинский написал стихотворение-тактовик в одну строку:
Лучше недо-, чем пере-.
Это шутка. В книге стихотворений, написанных тактовиком, читатель поймет, что его призывают принять эту строку как тактовый однострочный законченный опус. Но если не считать таких шуточных стихотворений, то тактовик в одну строку реализован быть не может.
Итак, у тактовика и у стопных размеров разный состав единиц:
Единицы
Стопные размеры
Тактовик
1
слог
Такт
2
стопа
стих
3
стих
сочетание стихов
Примечание. 1 - наименьшая, элементарная единица; 2 - сочетание элементарных единиц, которое своим повтором создает ритм; 3 - минимальная единица, в которой обнаруживается ритм.
Одна ритмоорганизация не мешает существовать другой. Так и есть: стопные размеры и тактовик не исключают друг друга, они не или - или. Они могут быть u - и. Один и тот же поэтический текст часто обнаруживает и стопную, и тактовую организацию, это обычное явление:
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село,
Горе-горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело...
(Н.А.Некрасов)
--------------------------------------------------------------------------------
* Окончание. Начало см. в N 3 за 2000 г.
стр. 74
--------------------------------------------------------------------------------
Это трехстопный анапест и вместе с тем трехтактовый стих.
Были и лето и осень дождливы, Были потоплены пажити, нивы;
Хлеб на полях не созрел и пропал;
Сделался голод, народ умирал.
(В.А.Жуковский)
Это четырехстопный дактиль и вместе с тем четырехударный тактовик.
Обычно N-стопный дактиль, амфибрахий, анапест бывают одновременно и N-так-товым стихом. Русское фонетическое слово (слово звучащее) имеет в среднем длину в три слога, т.е. равно размеру стопы у этих размеров. Ритмическая инерция выравнивает строки, усиливает их подобие.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
(Н.А. Некрасов)
Страшная ритмическая сила некрасовского стиха заставляет читать в один такт сочетания: выдь -на -Волгу, чей-стон, этот-стон, у-нас-песней, то-бурлаки. Каждое из этих сочетаний объединено одним ударением. В обычной речи слово выдь (выйди) у нас, возможно, и было бы ударным, но напор ритма, сила стиховой инерции спаивают слоги в единства, и они образуют один такт. Две чаши ритмических весов - стопная и тактовая - стоят вровень. Здесь, в размерах с трехсложной стопой, достигнуто равенство этих двух стиховых организаций. Ведь они создаются разными единицами, поэтому и не мешают друг другу строить стих.
Но чаши весов не всегда стоят вровень, они могут склоняться то в сторону стопника (в одних произведениях), то в сторону тактовика (в других).
Вспомним, например, стихотворение Пушкина "Не мысля гордый свет забавить..." (вступление к роману "Евгений Онегин"). В нем:
строк в 4 такта, без пиррихиев ("Не мысля гордый свет забавить...") - четыре;
строк в три такта ("Вниманье дружбы возлюбя...", "Но так и быть: рукой пристрастной...") - одиннадцать;
строк в два такта ("Полусмешных, полупечальных, / Простонародных, идеальных...") -две.
Это отвечает пристрастиям тактовика: его закон, как уже сказано, - в каждой строке N ? 1 тактов. Четырехстопный ямб этому закону верен: он и ямб, он одновременно и трехударный тактовик. Тактовик, пользующийся положенными ему льготами: он может то прибавлять в строке один такт, то уменьшать число тактов на один. Чаши весов не вровень: ямбическая организация текста сильнее, очевиднее тактовой, но две чаши есть. Эта двойная организация ямба придает ему исключительную живость, динамику, выразительность: он поспевает за мгновенными изменениями чувства, впечатления, переживания.
Четырехстопный хорей представляет собой часто и даже обычно двухударный тактовик. В строке могут быть и четыре, и три, и два ударения, но только два из них усилены, являются тактообразующими; это помогает четырехстопному хорею быть "плясовым" размером:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся.
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с новою заставой -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Два сильных ударения в каждой строке. Они подчиняют себе другие ударения, лишают их самостоятельной тактообразующей силы. Этот хореический пляс подчиняет себе логические ударения:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. <...>
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
В обычной, прозаической речи логические ударения ложились бы так: "В синем небе звезды блещут, / В синем море волны хлещут", "И растет ребенок там / Не по дням, а по часам". Но стих - особая держава, в ней свои законы. Законы ритма.
стр. 75
--------------------------------------------------------------------------------
Такая двухтактовая организация обычна для четырехстопного хорея.
Обычна, но не обязательна. Максим Горький, вспоминая начало XX в., пишет, что пользовались известностью стихи Д.С.Мережковского:
Все наскучило давно
Трем богиням, вечным пряхам,
Было прахом - будет прахом!..
М.Горький сетовал, что серьезному стихотворению придан плясовой размер. Три богини - это три парки, богини судьбы, они ткут миру судьбы. Трагическая мысль, а ритм плясовой! Предполагается, видимо, такое чтение: Трем богиням, вечным пряхам, / Было прахом - будет прахом!.. Действительно, захватывающий, подмывающий ритм, зовущий к пляске. Получается "Туча по небу идет"...
Но возможна и другая интерпретация ритма: Трем богиням, вечным пряхам, / Было прахом - будет прахом!.. Не двухтактовый стих. По четыре равных ударения в каждом стихе. Или же во второй строке могут быть выделены первое и третье слова: Было прахом - будет прахом!.. Первый и пятый слог, не третий и седьмой; нет плясовой инерции. На такое произношение и рассчитано стихотворение Мережковского. Вспомним стихотворение Пушкина "Утопленник" ("Прибежали в избу дети..."), оно тоже рассчитано на такое именно произношение - не двухтактовое, не плясовое.
Оказывается, есть хорей и хорей: один сочетается с двухтактовой организацией каждого стиха, а другой имеет разное количество тактов в каждом стихе, поэтому и звучание этих двух хореев различно.
Чем же обусловлена эта способность четырехстопного хорея - "пускаться в пляску" на два тракта? Первый слог у хорея, по метрическому заданию, может быть ударным. Но ударность - качество относительное: она оценивается по отношению к фону, к окружению - безударному. В начале стиха, у первого слога (после паузы) еще нет фона, строка его еще не приготовила. Поэтому ударность первого слога в стихе функционально слаба, может и не признаваться ударностью. Тогда особое значение приобретает ударность третьего слога - и седьмого, рифмонесущего! Вот и получается: два сильных ударения. Каждое из них собирает
вокруг себя свой такт. Выходит, что четырехстопный хорей одновременно и двухударный тактовик. Но требование не категоричное: строчка может быть и трехтактовой {"Кораблю пристать велят": на лри-стать - логическое ударение).
Таким образом, стопные размеры идут навстречу тактовику, если захотят. Но и тактовик делает шаг навстречу стопным размерам. Помните: И еще есть разные случаи, когда тактовик неравнодушен к стопной организации стиха.
Слог - единица стопных размеров. Тактовику она ни к чему. Но еще Б.В.Томашевский заметил, что длинная цепочка безударных слогов (между двумя ударениями) может быть равнозначна такту. Он приводил пример - стихи С.П.Боброва о первой мировой войне:
А бледные люди на Генте,
Потирая холодные руки,
Посылали на горы плотин
Беленький пироксилин.
Это трехударный тактовик; в последней строке пробег в пять безударных слогов заменяет такт. Безударные слоги, когда их много, могут замещать такт.
"Песни о Стеньке Разине" А.С.Пушкина: поэт рисует жестокую ссору воеводы с Разиным. Кульминация - в строке:
Не отдает шубы...
Обычно в тактовике ударение окружает себя безударными слогами; здесь ударения столкнулись: в яростной схватке Разин не уступает воеводе. Слоговой строй помогает тактовику: становится выразительным средством.
Вспомним сказание о Якшичах-братьях, строку:
Не дает ему, не уступает...
Ритмически выразительная строка: во-первых, цепочка в пять безударных слогов оказывается равновеликой такту: в трехударном тактовике положено три ударения, а здесь одно заменяется пробегом через пять безударных. Во-вторых, здесь ударения отбежали к краям строчки, этим образовали контраст с соседними стихами.
Тактовик предполагает высокую активность читателя, его сотворчество с автором: читая стихотворение, нужно находить верные ритмические решения, делать произносительный
стр. 76
--------------------------------------------------------------------------------
(и эстетический) выбор. Покажем это на стихотворении Э.Г.Багрицкого "Суворов":
В серой треуголке, юркий и маленький,
В синей шинели с продранными локтями, -
Он надевал зимой теплые валенки
И укутывал горло шарфами и платками.
В те времена по дорогам скрипели еще дилижансы,
И кучера сидели на козлах в камзолах и фетровых шляпах;
По вечерам, в гостиницах, веселые девушки пели романсы,
И в низких залах струился мятный запах.
Когда вдалеке звучал рожок почтовой кареты,
На грязных окнах подымались зеленые шторы,
В темных залах смолкали нежные дуэты,
И раздавался шепот: "Едет Суворов!"
На узких лестницах шуршали тонкие юбки,
Растворялись ворота услужливыми казачками,
Краснолицые путники почтительно прятали трубки,
Обжигая руки горячими угольками.
По вечерам он сидел у погаснувшего камина,
На котором стояли саксонские часы и уродцы
из фарфора,
Читал французский роман, раскрыв его с середины, -
"О мученьях бедной Жульетты, полюбившей знатного синьора".
Утром, когда пастушьи рожки поют напевней
И толстая служанка стучит по коридору башмаками,
Он собирался в свои холодные деревни,
Натягивая сапоги со сбитыми каблуками.
В сморщенных ушах желтели грязные ватки,
Старчески кряхтя, он сходил во двор, держась за перила;
Кучер в синем кафтане стегал рыжую лошадку -
И мчались гостиница, роща, так что в глазах рябило.
Когда же перед ним выплывали из тумана
Маленькие домики и церковь с облупленной
крышей,
Он дергал высокого кучера за полу кафтана
И кричал ему старческим голосом: "Поезжай
потише!"
Но иногда по первому выпавшему снегу,
Стоя в пролетке и держась за плечо возницы,
К нему в деревню приезжал фельдъегерь
И привозил письмо от матушки-императрицы.
"Государь мой, - читал он, - Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш смирный покой
тревожить,
Вы, как древний Цинциннат, в деревню свою
удалились,
Чтоб мудрым трудом и науками свои владения множить..."
Он долго смотрел на надушенную бумагу -
Казалось, слова на тонкую нитку нижет;
Затем подходил к шкалу, вынимал ордена и шпагу -
И становился Суворовым учебников и книжек.
Это четырехударный тактовик (разумеется, имеющий право меняться по формуле N ? I):
Но иногда | по первому | выпавшему | снегу,
Стоя в пролетке | и держась | за плечо | возницы,
К нему | в деревню | приезжал | фельдъегерь
И привозил | письмо | от матушки-| императрицы.
Показано разделение на такты. Оно в произношении может выражаться паузой (сравнительно редко), изменением интонации, а чаще всего - просто наличием разных соседних ударений, как обычно разделяют слова в речи(2).
В некоторых случаях читатель должен решить, что ему избрать в произношении:
N тактов, или N + 1, или N - 1. То есть отдельные строки допускают произносительное варьирование: два слова произносятся в два такта, с двумя ударениями или, более разговорно, сливаются в один такт, с одним ударением, как обычно в беглой бытовой речи. Например:
Он | собирался | в-свои | холодные | деревни...
В-те- времена | по-дорогам | скрипели-еще | дилижансы...
- с риторически значительным выделением местоимений, торжественно, раздельно и веско; или тоном обыденной речи:
Он-собирался | в-свои-холодные | деревни...
В-те-времена | по-дорогам | скрипели-еще | дилижансы...
Так же, в двух стилистических регистрах:
...Утром, | когда-пастушьи | рожки | поют | напевней...
или:
Утром, | когда-пастушьи | рожки | поют-напевней...
...Когда | вдалеке | звучал-рожок | почтовой | кареты...
стр. 77
--------------------------------------------------------------------------------
или:
Когда-вдалеке | звучал-рожок | почтовой-кареты...
...На-котором-стояли | саксонские-часы | и-уродцы | из-фарфора... или:
На-котором-стояли | саксонские-часы | и-уродцы-из-фарфора...
"Суворов" Багрицкого - это по жанру ода, но написана она не в XVIII, а в XX в. и поэтому не чуждается прозаических деталей, обыденности, прозаизмов. Они не дискредитируют героя, а приближают его к нам, делают понятнее и яснее. Эта обыденность - пьедестал, на котором величественно возвышается Суворов последних строф, Суворов "учебников и книжек". И само исполнение стихотворения склоняется то к прозаичности, обыденности, то к торжественной державности...
Тактовик в этом стихотворении цезурованный; цезура следует после второго такта. Она свободная: не прикреплена к определенному слогу. Вот она:
В серой треуголке, || юркий и маленький,
В синей шинели || с продранными локтями, -
Он надевал зимой || теплые валенки
И-укутывал горло || шарфами и-платками...
...Когда-же | перед-ним || выплывали-из-тумана
Маленькие-домики и-церковь || с-облупленной
крышей,
Он-дергал высокого-кучера || за-полу кафтана
И-кричал-ему старческим-голосом: || "Поезжай потише!"
Но есть строки, в которых цезура резко сдвинута влево:
Но-иногда || по-первому выпавшему снегу,
Стоя-в-пролетке || и-держась за-плечо возницы...
Может быть, с такой же сдвинутой цезурой надо читать и две следующие строки:
К-нему || в-деревню приезжал фельдъегерь
И-привозил || письмо от-матушки-императрицы...
Легко заметить, что эти строки (или даже вся строфа) составляют центр стихотворения, его смысловое ядро. Поэтому надо выполнить волю автора и выделить эти строки в произношении сдвигом цезуры.
Русское слово в среднем имеет длину в три слога. Поэтому расстояние между соседними ударениями в среднем два слога. В этом стихотворении во многих случаях на вторую (рифменную) часть строки падают безударные цепочки в три, четыре и даже пять слогов. Вот строки с пробегами между ударениями в четыре-пять слогов:
В синей шинели с продранными локтями... (4)(3).
И укутывал горло шарфами и платками... (4).
В те времена по дорогам скрипели еще дилижансы... (5).
Растворялись ворота услужливыми казачками... (5).
Обжигая руки горячими угольками... (4).
По вечерам он сидел у погаснувшего камина... (4).
Натягивая сапоги со сбитыми каблуками...(4).
И мчались гостиница, роща, так что в глазах рябило... (4).
И привозил письмо от матушки-императрицы... (5).
"Вы, как древний Цинциннат, в деревню свою удалились..." (5).
Он долго смотрел на надушенную бумагу... (4).
В послецезурной части, во второй половине строки, перед рифмой, у Багрицкого - цепочки безударных слогов (в 3, 4, 5 слогов). В левой части строки, перед цезурой, нет такого скопления безударностей. Очевидно, это контраст к рифме, всегда включающей ударный слог. Безударный разбег нужен, чтобы сделать рифменный прыжок. Рифма контрастно выделена. Поэтому прав будет тот читатель, который усилит голос на рифме - умеренно, не назойливо; в какой мере - это зависит от такта читателя(4).
Рифма у Багрицкого как будто занимает скромное место - у него нет таких блистательных рифменных изобретений, как у Хлебникова и Маяковского, но она играет тем не менее важную роль. Без нее длинные четырехтактовые строки оказались бы вяло-бесформенными, утомительно-однообразными. Поэтому она заслуживает поддержки. И поддержка есть: длинные безударные цепочки во второй части строк - это разбег, чтобы взять высоту рифмы, чтобы она по контрасту (на фоне длительной безударности) сыграла свою роль: ярко завершила строку.
Еще раз следует сказать: слог - это слуга силлаботоники. Но мы видим, что слог иногда спешит на помощь тактовику. Между этими двумя мирами русского стиха - взаимное согласие, содружество, помощь. Стопники и тактовики живут в неразрывной дружбе.
стр. 78
--------------------------------------------------------------------------------
1 В наше время этот жанр сильно дискредитирован, потому что подвергся неистовому набегу бездарностей, без единой удачи! Трудный жанр!
2 Это довольно сложный процесс, но, поскольку он имеет общеречевой характер и не является специфически стиховым, мы здесь на нем останавливаться не будем.
3 В скобках - количество безударных слогов между ударениями.
4 Слышу читательский голос: "А я вообще привык читать стихи про себя, не вслух". Это не имеет значения. Если стих читается как стих, не жуется как проза, то и при чтении про себя, молчаливом (язык и губы не шевелятся) - все равно воспринимается, оценивается звуковая сторона стиха. Как сказал один молодой ценитель поэзии: "Читаю букву, а думаю звук". Именно так!
стр. 79