Сложная судьба человека в русской литературе XX века (по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго")

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е.Корнеева, 11 класс, школа N1050, г. Зеленоград.

найти другие работы автора

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. Б.А.Пастернак

В русской литературе много произведений, которые изображают исторические эпохи, изменение вековых устоев. На фоне великих катаклизмов описывается судьба народов, ее преломление в судьбах семей, отдельных героев.

В романе Пастернака "Доктор Живаго" нет имен реальных исторических деятелей, описания реальных исторических событий, как, например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Название романа Пастернака говорит о том, что не эпоха, а отдельный человек, его судьба, его мысли становятся в эпицентре действия. Писатель возрождает идею самоценности человеческой личности. По его мнению, нельзя пренебрегать судьбой отдельного человека на фоне исторических процессов.

Главный герой романа Юрий Живаго проходит через время, которое можно считать самым страшным в истории России XX века. Ему суждено пережить Революцию, гражданскую войну. Живаго представлен жертвой обстоятельств, которые вмешиваются в его жизнь, ломают и разрушают ее.

Безоговорочно принимая свершившиеся события, Живаго не растворяется в них, оставаясь цельной и неповторимой личностью. Но стремление подчиниться воле обстоятельств и послушно следовать за ней противоречит желанию сохранить индивидуальность. Это придает судьбе доктора Живаго трагическую окраску.

История Живаго и его близких - история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией Революции.

Основной критерий, определяющий взгляды доктора и его действия, - отношение к Революции. Меньше всего Живаго хочет быть ее противником: он искренне верит, что она принесет облегчение России. В то же время он "видел жизнь неприкрашенной. От него не могла укрыться ее приговоренность. Он считал себя и свою среду обреченными"(1). Пытаясь разрешить этот конфликт, Живаго стремится занять позицию невмешательства. Для него главное - семья и дом, и доктор хочет сосредоточиться на житейских делах, наблюдая за происходящим глазами стороннего зрителя. Но время вынуждает Живаго быть активным участником событий, отрывая его от близких и разрушая личную жизнь.

Для Пастернака и его героя "мысль семейная" выше "мысли общественной". Даже на бытовом уровне жизнь доктора изображена в романе ярче и полнее любых исторических переворотов. Стремление к теплу и уюту домашнего очага, к любви и покою - это средство преодоления эпохи, времени. Показывая несовместимость интересов отдельного человека с интересами всей страны, Пастернак противопоставляет семью времени. Время в романе несет с собой разрушение: оно вынуждает Живаго покинуть дом в Москве, оно разлучает доктора с семьей, оно отбирает у него Лару. Наконец, время приводит Живаго сначала к духовной, а затем и к физической гибели.

Юрий Живаго стремится к идиллии: уютному семейному кругу, обособленному от внешнего враждебного мира. На протяжении жизни он несколько раз пытался создать семью с Таней, Ларой и Мариной. Но не зависящие от него обстоятельства постоянно разрушают надежды доктора.

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

Противоречие выражено также между внутренним определением героя изменить жизнь к лучшему и сознанием своего бессилия перед лицом исторических событий. Он "был готов принести себя в жертву, чтобы стало лучше, и ничего не мог"(2).

Время влияет и на отношение Живаго к близким. На его внутренний мир налагает отпечаток восприятие внешних обстоятельств, и каждый человек в сознании Живаго олицетворяет какое- либо общественное явление. Например, Лара ассоциируется у доктора с Революцией: "...новым была война... новым была революция... Таким новым была сестра Антипова..."(3) Проводя подобную параллель, Пастернак показывает, как эпоха вторгается в личную жизнь человека, подчиняя ее велению времени.

Трагичность судьбы Живаго и в том, что он, как творческая личность, обостренно воспринимает социальные конфликты и несправедливость окружающего мира. Герой проходит свой жизненный путь не вместе с историческим процессом, а отдельно от него, вразрез с ходом времени. Это дает Живаго возможность оценить события с позиций, отличающихся от общепринятых, понять истинную суть происходящего. Увидев сначала в Революции начало светлого, справедливого будущего, доктор впоследствии понимает невозможность мгновенной перемены к лучшему: "Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, души ее"(4).

Через весь роман проходит мотив предопределенности. Многочисленные символы, используемые Пастернаком, служат подтверждением его мысли о случайной, непостижимой природе окружающего мира. По мнению писателя, не зависящие от человека стечения обстоятельств управляют жизнью каждого, превращая ее в бесконечное страдание. Недобровольное принятие страданий, по Евангелию, ведет к обретению бессмертия. Такое же мировосприятие Пастернак передает своему герою, поэтому на судьбу Живаго накладывается отпечаток жертвенности.

По мере развития и закрепления идей Революции происходит опустошение жизни Юрия Живаго. Его угнетают не только личные потери, но и ощущение несправедливости, лицемерия окружающего общества. С уходом творческих и жизненных сил Живаго все вокруг него беднеет, разрываются связи с людьми, исчезают друзья и близкие. Происходит духовное оскудение героя. Некогда яркая и неповторимая личность начинает растворяться в людской массе.

В этом нет вины Живаго. Доктор оказался жертвой обстоятельств. Трагизм его судьбы - в неумении приспособиться к миру лжи и лицемерия, к миру, где человек не может существовать как личность. Сцена смерти героя символизирует гибель незаурядной творческой личности, попавшей в "вагон, на который все время сыпались несчастия"(5) и задохнувшейся в толпе.

В процессе развития сюжета автор и его герой переходят от восторженного отношения к Революции к восприятию ее как насилия над жизнью, над личностью, над судьбой человека. Революция и гражданская война представляются стихиями, пытающимися соединить невозможное: мечты о справедливости, о светлой жизни и отрицание общечеловеческих ценностей.

По словам Пастернака, в образе его героя отразились судьбы реальных людей: Блока, Маяковского, Есенина и самого автора "Доктора Живаго". Судьба Живаго - это судьба русской интеллигенции в послереволюционной России, стремящейся понять происходящее с позиций нравственности.

Впервые в русской литературе судьба человека показана не на фоне исторических событий, а как историческое событие. Пастернак утверждает величие всякой человеческой личности.

1 Новый мир. 1988. N 2. С. 102.

2 Там же.

3 Новый мир. 1988. N 1. С. 104.

4 Новый мир. 1988. N 3. С. 127.

5 Новый мир. 1988. N 4. С. 90.

стр. 73


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Е.Корнеева, 11 класс, школа N1050, г. Зеленоград., Сложная судьба человека в русской литературе XX века (по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго") // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716923&archive=1205324254 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии