Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В.Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.А.Сальникова

I ЧЕТВЕРТЬ (54 ч)

Предлагаемое планирование предназначено для учителей, работающих в классах с углубленным изучением русского языка по новому учебному комплексу В.В.Бабайцевой, состоящему из учебника "Теория. 5-11 классы", "Сборника заданий. 6- 7 классы" и "Рабочей тетради. 6 класс"(1).

В VI-VII классах изучается морфология. В VI классе - основные знаменательные части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, слова состояния, а в VII классе - местоимение, причастие, деепричастие, служебные части речи (предлог, союз, частица) и междометие. Такое распределение материала позволяет при изучении местоимения повторить основные части речи.

Планирование составлено из расчета 6 уроков в неделю (всего - 204 ч), включая уроки развития речи. Особенностью нового комплекса является подход к развитию речи: теоретический и практический речеведческий материал органически включен во все уроки русского языка, обеспечивая тем самым интеграцию языка и речи. Задания, направленные на развитие речи, обозначены значком Р.

Цель данной публикации - помочь учителю освоить новое учебное пособие, максимально эффективно его использовать на уроках, наиболее рационально распределить изучаемый материал. Предполагается, что учитель будет использовать в своей практике все имеющиеся пособия для учителя, дидактические материалы, ТСО.

Урок 1. Вводный.

Цель - задать эмоциональный тон занятий на весь учебный год, активизировать познавательные потребности учащихся.

Учеников нужно познакомить с новым сборником упражнений для VI -VII классов и рабочей тетрадью. Желательно просмотреть оглавление, вспомнить, какие условные знаки используют авторы; полистать книгу, прочитать понравившиеся мудрые изречения (они, как обычно, помещены внизу страницы) .

Вспомнить, что было изучено в V классе, поможет упр. 1. Интересно задать и другие вопросы: что больше всего запомнилось из курса V класса? Чему каждый научился?

Завершить урок можно лингвистической игрой (составление слов из букв, входящих в слово, разгадывание кроссвордов, игра в ассоциации, придумывание слов на одну тему (игра "Кто больше? "), "Лесенка" и другие). Наверняка у каждого класса есть своя любимая игра.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ (16ч)

Уроки 2, 3. Повторим фонетику.

При выполнении упражнений 2, 3, 4, 6 ученики вспомнят о различиях звукового и буквенного состава языка. Затем можно провести беседу по вопросам:

- Что изучает фонетика?

- Чем различаются звуки и буквы?

- Сколько звуков в русском языке? На какие группы они делятся?

- А сколько букв? Почему не совпадает количество звуков и букв?

Вспомнив классификацию звуков, можно перейти к фонетическому разбору (упр. 5).


--------------------------------------------------------------------------------

1 О программе курса см.: Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для V-XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка // Русская словесность. 1999. N 1. С. 32-37.

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

Упр. 7 позволит повторить основные группы орфограмм и русский алфавит.

Упр. 10 содержит омофоны и требует составления с ними словосочетаний или предложений. А упр. 11 обращает к наиболее трудным с точки зрения орфоэпических норм словам, изученным в V классе.

Р Особенности звукосочетаний широко используются в стихосложении. Ученики знакомы с понятиями "рифма" и "звукопись". Проанализировать образцы лирических произведений можно на примере текстов из упр. 12,13,14.

Закончить урок можно объяснительным диктантом (упр. 15).

Д/з: упр. 17, 19.

Уроки 4, 5. Повторим орфографию.

Цель урока - повторить орфографические правила: правописание согласных в корне слова, правописание ь для обозначения грамматических форм.

В начале урока проведем диктант (по домашнему упр. 17) и послушаем, какие загадки вспомнили ученики (упр. 19).

Правописание согласных в корне слова можно вспомнить при выполнении упр. 16 и 18. Повторим морфемный состав слов на материале этих же упражнений.

При работе над упр. 20 потребуется составление таблицы (при затруднении можно обратиться к ? 49 учебника).

Ь после шипящих

Грамматическая форма
Примеры

Ь пишется

Существительные ж.р., ед. ч., им. п
Ночь, вещь, мышь.


Ь не пишется

Существительные м.р., ед. ч., им. п.
Грач, камыш, врач.



Самостоятельно ученики выполняют упр. 21 (фонетический разбор). Д/з:упр.22, повт. ? 37.

Уроки 6, 7. Повторим морфемику и словообразование.

Учащиеся дома повторяли нормы литературного языка, подбирали примеры их нарушения. Беседа на эту тему и станет началом урока.

Переход к новому разделу лингвистики поможет сделать упр. 23 (игра "Кто больше?").

Выделение морфем в слове - важный этап в формировании орфографической зоркости. В "Сборнике заданий" много упражнений, позволяющих уделить внимание разным морфемам: основам и окончаниям (упр. 25), корням (упр. 28), приставкам (упр. 26, 27, 29, 30), суффиксам (упр. 31). Обратим внимание на упр. 30, которое учит различать паронимы.

Вспомним с учащимися основные способы словообразования (см. ? 56), после чего определим способы образования слов из упр.34, 35.

Р Для развития речи используем упр. 37. После образования существительных со значением "житель города" (ряд слов можно продолжить) предложим ученикам написать мини-сочинение на тему "Мои земляки".

Д/з: упр. 44 (записать слова на ли сточках).

Уроки 8, 9. Повторим орфографию.

Цель урока - повторить правописание чередующихся гласных в корне слова, приставок, сложных прилагательных, е - о после шипящих, гласных после ц.

Чтобы рационально использовать время урока, желательно организовать индивидуальную работу и работу в группах (парах, по вариантам).

Материал домашнего упр. 44 можно использовать для словарного диктанта (для этого надо попросить учащихся сдать листочки перед уроком, а в начале урока продиктовать выборочно несколько слов из детских работ).

Упр. 39-41 имеют одинаковое задание, но содержат слова на разные группы правил:

упр. 39 - на правописание приставок, упр. 40-41 - правописание сложных прилагательных.

Упр. 42 - 43 (правописание ь после шипящих) можно выполнить по вариантам, а упр. 45, 46, 48 - в группах.

Повторение правила правописания чередующихся гласных в корнях слов можно организовать по упр. 49.

Наконец, упр. 50 и 51 ученики выполнят самостоятельно.

Р На этом уроке часто будут звучать рассуждения учащихся на лингвистические темы (обоснования выбора букв). Прислушаемся к ответам учеников, напомним

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

им структуру рассуждения, поможем выбрать соответствующие научному стилю речи языковые средства (образцы рассуждений есть в сборнике заданий для V класса).

Д/з: упр. 52, 47 (устно).

Уроки 10, 11. Повторим лексикологию, фразеологию.

Необходимым оборудованием этого урока станут лингвистические словари.

Начнем урок со словарного диктанта (по упр. 47).

Теперь предложим учащимся вспомнить пословицы, в которых есть слово слово (упр. 54), а от них перейдем к беседе о лексикологии (упр. 53, 55, 56).

Очень полезно упр. 57 на лексическую сочетаемость слов.

Дальнейшую работу со сборником организуем исходя из особенностей класса и оборудования кабинета (упр. 58-73).

Р В конце урока напишем сочинение-миниатюру о дереве (см. упр. 62).

Д/з: вспомнить и записать пословицы о дружбе.

Урок 12. Р Сочинение на тему "Ты настоящий друг?".

Уроки 13, 14. Повторим лексикологию, фразеологию.

После анализа сочинений продолжаем работу со сборником (упр. 74-84, 86, 88). Д/з: упр. 87 или 90 (на выбор).

Урок 15. Р Сочинение на тему "Русский язык - один из богатейших языков мира".

Вопросы для беседы:

1. Как вы понимаете словосочетание "богатство языка" ?

2. Считаете ли вы русский язык богатым? Почему?

3. Приведите примеры использования разных слов для обозначения одного понятия, явления. Объясните стилистические отличия синонимов.

4. А можно разными синтаксическими или морфемными способами выразить одно и то же? Приведите примеры.

5. Знаете ли вы какие-нибудь высказывания русских писателей о богатстве русского языка? Как их можно использовать в сочинении? (в качестве аргументов, эпиграфа).

6. Как строится рассуждение? (тезис - доказательства - вывод). Какие можно использовать доказательства? (примеры, цитаты, умозаключения).

Урок 16. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Диктант

Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку, положил в карман и обещал быть молчаливым и скромным. Король после того встал с кресел и тем же порядком вышел из залы. Но прежде приказал министру угостить Алешу как можно лучше.

Лишь только король удалился, как окружили Алешу все придворные. Начали его всячески ласкать и изъявлять признательность свою за то, что он избавил министра. Они все предлагали ему свои услуги. Одни спрашивали, не хочет ли он погулять в саду или посмотреть королевский зверинец. Другие приглашали его на охоту. Алеша не знал, на что решиться. Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю. (По А. Погорельскому.) (102 слова.)

Дополнительные задания

1. Фонетический разбор:

I вариант - объявил;

II вариант - своему.

2. Морфемный разбор:

I вариант - удалился;

II вариант - окружили.

3. Подобрать синонимы к словам:

I вариант - угостить;

II вариант - смешно.

4. Выписать слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Урок 17. Анализ контрольного диктанта.

МОРФОЛОГИЯ

Уроки 18, 19. Понятие о частях речи.

Вспоминаем разделы науки о языке, которые уже изучали школьники, какие еще предстоит, предметом какой науки является грамматика. Определения грамматики и морфологии можно прочитать в учебнике (см. ? 84), а для беседы используем упражнения 91,92.

Объяснение нового материала целесообразно построить на разборе упр. 93, содержащего искусственное предложение Л.В.Щербы. Можно дать дополнительное

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

задание: проиллюстрировать пример или придумать подобный.

Обратим внимание учителей, что в учебнике указано 4 признака частей речи: 1. Общее грамматическое значение. 2. Морфологические признаки. 3. Морфемный состав. 4. Синтаксическая функция.

Определение частей речи по этим признакам можно провести по упр. 94.

С классификацией частей речи знакомимся по учебнику (? 84), вопросы к тексту параграфа см. в упр. 95.

Первичное закрепление можно провести в игровой форме (упр. 96, 100), а также выполняя упр. 97.

Р Комплексный анализ текста (упр. 101) позволяет повторить типы речи (какие части речи чаще встречаются в тех или иных типах речи? Почему?), углубить понятие о ключевых словах (какими частями речи чаще бывают ключевые слова?), закрепить умение различать части речи (задание: определить все части речи в тексте).

Д/з: ? 83,84, упр.98, 99 (устно).

Уроки 20, 21. Слово и его формы.

Дома учащиеся повторяют правописание непроизносимых согласных и безударных гласных в корне слова.

В начале урока можно провести словарный диктант по домашнему упр. 99 (методика проведения описана выше).

Дать понятие "словоформа" целесообразно при выполнении упр. 102 (учащиеся могут просклонять любое словосочетание самостоятельно).

Упр. 103 лучше выполнить после чтения ?85.

Различение формо- и словообразовательных суффиксов (упр. 104), определение форм слов (упр. 105) продолжит закрепление нового материала.

Р В тексте упр. 107 использованы омоформы. Повторив с учащимися основные сведения об омоформах, дадим задание: составить предложение с омоформами (типа подушки - под ушки), обозначить части речи и морфемы.

Д/з: ? 85,упр.106.

Уроки 22, 23. Понятие об имени существительном.

План морфологического разбора, помещенный в начале каждого раздела, позволяет вспомнить уже изученные морфологические признаки части речи и определить пути ее дальнейшего изучения.

Первый урок, посвященный имени существительному, начинаем с анализа таблицы (с. 31), вопросы см. в упр. 108.

Р Анализ стихотворения И.А.Бунина (упр. 109) сопровождаем разбором существительных.

Морфемный состав существительных повторяем при выполнении упр. 110, с этим же аспектом связаны упр. 111, 112.

Д/з: ?86, упр. 113, 114.

Урок 24. Р Роль существительных в речи.

Упр. 115, 116 помогают сделать первые выводы о роли существительных в речи, после чего читаем ? 87.

С интересом учащиеся составляют тексты только из существительных (упр. 117). Упр. 118 содержит два задания: анализ текста и задание для мини-сочинения (осенний пейзаж).

Для развития речи важны упр. 120, 121 - на исключение избыточных слов.

Стилистическая окраска существительных очень богата. На уроке по выбору учителя можно выполнить упр. 123- 125.

Д/з: ? 87, упр. 119 или 122 (на выбор).

Урок 25. Р Сочинение по картине.

Подбираем картину так, чтобы на ней было изображено как можно больше предметов. Это могут быть картина В.М.Васнецова "Богатыри", или И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", или любая другая.

Уроки 26,27. Нарицательные и собственные имена существительные.

Посвятим этот урок теме "малой родины" и семьи.

Начнем урок с беседы:

1. Как называется город (село), в котором вы живете? Знаете ли вы, что обозначает название и как оно произошло?

2. Как появилась ваша фамилия? Какие слова можно считать родственными? Почему вы так думаете ?

3. А что означает ваше имя? Знаете ли вы, из какого языка оно заимствовано?

4. Можете ли вы рассказать об именах ваших родственников? Есть ли в вашей семье какие- нибудь традиции, связанные с именами?

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

5. Какие еще группы слов имеют индивидуальный характер? Как пишутся такие слова?

Дальше можно перейти либо к упр. 127 - 130, либо к чтению ? 88, либо к написанию мини- сочинения о семье или о родном городе (селе).

Д/з:?88, упр. 131.

Уроки 28,29. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Порядок работы: упр. 134, склонение существительных сережка, мир во мн. ч., определение одинаковых падежных форм, вывод; упр. 135 (орфоэпическая работа и заполнение таблицы), упр. 136, 137 (устно).

Р Составить предложения или текст с омографами (см. упр. 136).

Д/з:?89,упр. 138.

Уроки 30, 31. Разряды существительных по значению.

Начнем урок с анализа языкового материала. Чем похожи слова в группах?

стол сахар храбрость листва

ручка молоко любовь учительство

комната чернила радость молодежь

Чтение ? 90.

Упр.139,140, 141, 143, 145.

Р Обратим внимание на орфоэпические задания к указанным упражнениям.

Р Рассуждение на лингвистическую тему (упр. 142).

Д/з: ? 90, упр. 144.

Уроки 32, 33. Число имен существительных.

Р Проведем комплексный анализ текста (упр. 146).

Далее рассматриваем группы слов, имеющих форму только ед. и только мн. ч., а также знакомимся с двойственным числом в древнерусском языке (?91).

Р Закрепление образования форм числа существительных тесно связано с орфоэпией, поэтому обращаем внимание учащихся на постановку ударений в словах (упр. 147, 148).

Упр. 149 связано со стилистической окраской слов.

Р Упр. 150 - рассуждение на лингвистическую тему.

Упр. 151, 152, 153, 154 (на выбор учителя) - закрепление.

Морфологический разбор (упр. 156) позволит закрепить уже изученное о существительном.

Д/з: ?91, упр. 155, 157.

Урок 34. Р Подробное изложение-описание.

Рекомендуем провести не сжатое, а подробное изложение текста упр. 158.

Уроки 35,36. Род имен существительных.

Анализ изложений позволит еще раз обратиться к тексту упр. 158 и выполнить задание после него: выписать существительные, распределив их по родам, составить словосочетания с указанными словами.

Беседа о способах определения рода существительных может быть заменена чтением ? 92.

Р Обратим особое внимание на колебание рода у некоторых существительных, употребление существительных общего рода и существительных, обозначающих лицо по профессии. Выполняем соответственно упр. 164 (устно), 165 (письменно), 166 (устно), 167 (письменно), 168 (устно), 159 (письменно), 160 (устно), 161 (письменно), 162 (устно).

Р Предложите ученикам придумать окказионализм и составить с ним небольшой текст так, чтобы стало понятно значение придуманного слова.

Д/з: ? 92, упр. 169.

Урок 37. Падеж имен существительных.

Цель этого урока - закрепить умение определять падеж, а правописание падежных окончаний будет закрепляться на следующих уроках.

В зависимости от подготовленности класса можно полностью прочитать ? 93 или только ознакомиться с таблицей на с. 148 и перейти к тренировочным упражнениям.

Отработать все этапы определения падежа существительных можно на материале упр. 170.

Р Составление текста по опорным словам (упр. 172).

Закончим урок составлением словосочетаний и предложений (упр. 173, 175).

Д/з: ?93, упр. 174.

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 38-39. Склонение существительных в ед.ч.

Р Начинаем урок с комплексного анализа текста (упр. 176) и выполнения грамматического задания.

Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний существительных в ед. ч. (упр. 178, 180, 181) учитель может дополнить заданиями из рабочей тетради.

На следующем этапе урока проводим словарный диктант с самоподготовкой (упр. 179).

На этом уроке можно повторить категорию рода (упр. 182, 185), правописание гласных после шипящих в окончаниях существительных (упр. 186).

Закончим урок обобщающей беседой по вопросам упр. 184.

Д/з:?94, упр. 183.

Урок 40. Склонение существительных во мн.ч.

Начинаем урок с чтения ? 95. Затем работаем над упр. 187, 188 и готовимся к словарному диктанту (упр. 189).

Обратим внимание на упр. 191, 192, связанные с выбором грамматически верных окончаний существительных во мн. ч.

Далее выполним упр. 190, 194, 195, 196.

Р После выполнения упр. 193 предложим учащимся составить мини-текст-рассуждение по любой из пословиц.

Д/з: ? 95, упр. 197.

Урок 41. Разносклоняемые существительные.

Объяснение нового материала может быть построено на упр. 198-204. (Рекомендуем упр. 200, 201, 203 выполнить устно.)

Для закрепления предлагаются упр. 205,206.

Р Завершим урок комплексным анализом текста (упр. 208).

Д/з: ? 96, упр. 208 (2 последних задания).

Уроки 42-43. Неизменяемые существительные.

Начать урок можно с занимательных упр. 209, 210, 211.

Определение рода неизменяемых слов требуется в упр. 212-214, 216.

Р Повторим тип речи "рассуждение на лингвистическую тему" (упр. 217 устно).

Р На этом же уроке вспоминаем паронимы (упр. 218), составляем с ними предложения.

Д/з: ? 97, упр. 215, повторить ? 56.

Урок 44. Словообразование существительных.

В начале урока необходимо повторить основные способы словообразования (см. ? 56).

Образование существительных от глаголов суффиксальным способом рассматривается в упр. 219, 220, 221. Параллельно повторяем правописание чередующихся гласных в корне слова.

Р Сочинение-миниатюра "Весна идет" (упр. 219).

Дальнейшая работа связана с определением способа образования существительных от прилагательных, существительных и глаголов (упр. 223, 226).

В конце урока повторим правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных (упр. 224, 225).

Д/з: ? 98, упр. 222.

Уроки 45-46. Правописание суффиксов существительных -чик-/-щик; -ек-/-ик:

В сборнике достаточно разнообразных упражнений, формирующих навыки правописания суффиксов (упр. 228-233).

На уроке проводим словарный диктант с самоподготовкой (упр. 234).

Р Мини-сочинение о жизни животных (упр. 227).

Закончим урок интересным юмористическим заданием (упр. 235).

Д/з: ? 99, упр. 237 или 238 (на выбор).

Уроки 47-48. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Цель урока - повторить суффиксальный способ образования существительных, правописание суффиксов, научить определять стилистическую окраску слов с разными суффиксами и использовать их в речи.

Отметим, что заданий в сборнике много, поэтому целесообразно организовать работу в группах или по вариантам.

I вариант. Упр. 239, 240, 241, 245, 252.

II вариант. Упр. 242, 243, 244, 249, 254.

III вариант. Упр. 246, 247, 248, 255, 256. После самостоятельной работы со сборником готовимся к словарному диктанту (упр. 250, 251).

В конце урока необходимо проверить выполнение упражнений.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

Р Повторяем паронимы (упр. 253), составляем предложения с ними.

Р Составить мини-тексты по опорным словам: ленточка, косичка, бантик или усищи, лапища, кулачище.

Д/з: повторить ? 99, упр. 257.

Урок 49. Образование сложных существительных.

Начинаем урок с повторения основных способов сложения и правил правописания сложных слов.

Р Выполняя упражнения 258 - 260, повторяем правописание соединительных гласных, 261 -262 - сложносокращенные слова и определение их рода, упр. 265 связано с правилами произношения сложных слов.

Р Рассуждение на лингвистическую тему (упр. 264, 265).

Урок 50. Переход прилагательных в существительные.

Читаем ? 101, выполняем упр. 267 (синтаксическая роль существительных), 268 (лексические группы существительных), 272 (использование существительных в речи).

Особое внимание - упр. 269: различение функциональных омонимов.

Р Рассуждение на лингвистическую тему (упр. 270).

Д/з:? 101, упр. 271.

Урок 51. Правописание не с существительными.

Начинаем урок с анализа языкового материала.

1) Ученье - свет, а неученье - тьма. 2) Сей в ненастье, а убирай в ведро. 3) Не работа сушит, а забота.

Задания для закрепления.

1. Подобрать синонимы (существительные с не) к словам: враг, болезнь, ложь, составить с ними словосочетания.

2. Подобрать антонимы (существительные с не) к словам: вера, любовь, свобода, счастье, составить с ними предложения.

Р Составить текст по опорным словам из задания 2.

Далее используем упражнения из рабочей тетради.

Д/з: ? 100, упр. 273.

Урок 52. Обобщающий урок по теме "Имя существительное".

Упражнения, носящие обобщающий характер, также тесно связаны с развитием речи.

Р Стилистические особенности используемых существительных (упр. 275), рассуждение на лингвистическую тему (упр. 277), комплексный анализ текста (упр. 278). (На уроке можно выполнить 1 - 2 из предлагаемых упражнений.)

Основным приемом обобщения являются морфологический разбор существительных (упр. 277, 278), а также закрепление навыков различения функциональных омонимов (упр. 276).

Д/з: упр.274.

Урок 53. Диктант с дополнительным заданием.

Диктант

У певчих птиц птенчики родятся совсем беспомощными: слепыми, голенькими. Если бы родители не грели и не кормили их, они погибли бы.

Но скоро у птенцов на тельце вырастает пух. Потом у них под кожицей темнеет: там начинают расти синеватые трубочки - стволья перьев... Птенцы еще слепые, только и умеют что рот разевать да пищать. Но вот их глазки открываются, трубочки на концах лопаются, из них выходят мягкие кисточки. Кисточки растут, и птенцы оперяются. У них еще коротенькие крылышки и хвостик, но они уже выходят из гнезда. Силенок у них только-только чтобы перепорхнуть с ветки на ветку.

Другое дело - утки и куры. Птенцы у них родятся зрячими и хорошо одетыми. Маленький рябчонок только обсохнет после выхода из яйца - и уже вскакивает на ножки, бежит за матерью. Утенок сразу после рожденья лезет в воду, плавает... (По В.Бианки. 133 слова.)

Дополнительные задания

1. Морфологический разбор:

I вариант - птенчики;

II вариант - глазки.

2. Морфемный разбор:

I вариант - силенок, трубочки;

II вариант - косточки, рябчонок,

3. Определить падеж существительных во 2-м абзаце.

4. Выписать 3-4 существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сделать словообразовательный разбор.

Урок 54. Анализ контрольного диктанта.

стр. 25

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.А.Сальникова, Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В.Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716540&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии