Строение и правописание причастий*

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л.Б.Парубченко

ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРАВОПИСАНИЕ ИХ СУФФИКСОВ

Упр. 10. Образуйте все причастия от глаголов слышать, строить, рисовать, веять и впишите их в таблицу (см. упр. 3), отделяя основы от формообразующих аффиксов.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что причастия настоящего времени (и действительное, и страдательное) образованы от основ настоящего времени, действительные прошедшего времени образованы от основы инфинитива, а страдательные прошедшего - как от основы инфинитива (слыша-нн-ый, рисова-нн-ый, вея-нн-ый), так и от основы настоящего времени (cmpo-енн-ый). Необходимо установить, какие глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени "не по правилам", т.е. не от основы инфинитива, "как положено", а от основы настоящего / будущего времени. Для этого определите обе основы у глаголов организовать, измять, расколоть, вымыть, покинуть, выключить, обидеть, принести, сберечь и впишите страдательное причастие прошедшего времени напротив той основы, от которой оно образовано (см. образец в упр. 1). Результаты этой работы внесите в таблицу (составьте ее сами и затем проверьте себя).

Таблица 1

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия
От основы наст./буд. времени
От основы инфинитива

От каких глаголов образуются
На - ить, -еть, -ти, -чь
На -ать (-ять), -оть, -уть, -ыть

При помощи каких суффиксов
-енн-(-енн-)
-нн-, -т-


--------------------------------------------------------------------------------

* Окончание. Начало см. в N 3 за 2000 г.

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

Составленная таблица (см. табл. 1) заключает в себе не только грамматическую, но и орфографическую информацию. Пользуясь ею, выполните следующее упражнение.

Упр. 11. Преобразуйте словосочетания с инфинитивом в словосочетания со страдательным причастием прошедшего времени и запишите, обозначая глагольную основу и суффикс причастия.

I. 1. Выкатить из подвала бочки, выкачать из бочек нефть. 2. Замесить тесто, замешать в преступлении. 3. Пристрелить волка, пристрелять ружье. 4. Вывалять в муке рыбу, вывалить на песок рыбу. 5. Завешать картинами стены, завесить окно.

II. Обвесить покупателя, занавесить дверь, овеять дыханием весны, взлелеять в восточной неге, навеять воспоминания, улучшить текст, склеить края, осмеять невежу, обмерять со всех сторон участок, отмерить полгектара земли, выменять ножичек, отменить заседание, выслушать посетителя, засеять поле, приклеить бороду, провеять зерно.

Упр. 12. Обозначьте обе основы у глаголов украшать - украсить, провозглашать - провозгласить, повышать - повысить, понижать - понизить и впишите страдательное причастие прошедшего времени напротив той основы, от которой оно образовано (см. образец в упр. 1). От каких глаголов эта форма не образуется?

Упр. 13. Сделайте то же с глаголами разрешать -разрешить, исключать - исключить, разгорячать - разгорячить, улучшать - улучшить, смягчать - смягчить, разрушать - разрушить.

Упр. 14. От каких глаголов образованы причастия отраженный, замешенный, замещенный, нарушенный, зараженный, выпрошенный, облегченный, поношенный, истонченный? Проверьте себя, установив глагольные основы, от которых эти причастия образованы.

Упр. 15. Найдите причастие, образованное от выделенного глагола. Определите, от каких глаголов образованы остальные причастия.

1. Обучать: обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся. 2. Убедиться: убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся. 3. Решить: решавший, решенный, решающий, решаемый. 4. Пугаться: пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся. 5. Завершить: завершающий, завершавший, завершаемый, завершенный. 6. Устраиваться: устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий. 7. Пропускать: пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся. 8. Вспениться: пенящийся, вспенивший, вспенившийся, вспененный. 9. Остаться: остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся. 10. Вырасти: выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий. 11. Смешивать: смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший. 12. Рассчитывать: рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся. (Упражнение из сборника Н.П.Голубевой, Н.М.Громовой, О.Н.Тарасюк, М.Б.Успенского.)

Упр. 16. Найдите глагол, от которого образовано выделенное причастие. Образуйте причастия той же морфологической разновидности от других глаголов. От каких глаголов заданная форма не образуется?

1. Решивший: решать, решаться, решить, решиться. 2. Отведенный: отводить, отвезти, отвести, отвозить. 3. Сложивший: сложить, сложиться, складывать, складываться. 4. Обломленный: обломать, обломить, обломаться, обломиться. 5. Учитывающий: учесть, зачесть, учитываться, учитывать. 6. Смешивающийся; смешаться, смешать, смешивать, смешиваться. 7. Изучаемый: изучить, изучать, изучаться, изучиться. 8. Мелющийся: молоть, смолоть, молоться, смолоться. 9. Сдерживаемый: сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться. Ю. Запрягавший: запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться. (Упражнение тех же авторов. Задание частично изменено.)

Упр. 17. В орфографическом словаре глагол молоть дан так: молоть, мелю, мелет, мелют. Запишите все личные формы этого глагола, а также причастия. Сделайте то же с глаголами молить, -ит, молотить, -ит.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИЧАСТИЙ

Упр. 18. Образуйте и запишите в таблицу (см. табл. 2) все причастия от глагола рисовать, нести, воздвигать, любить. (Воспроизводите на первых порах эту таблицу с суффиксами, пока не запомните их.)

Таблица 2

действ. -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)
страд. -ом-(-ем-), -им-

наст.

-вш-, -ш-
-енн-(енн-), -ни; -т-

прош.


стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

Обратите внимание на то, что не все глаголы образуют все четыре причастия. В данном случае отсутствие причастий страдательных прошедшего времени у глаголов любить и воздвигать ничем не мотивировано - они просто не потребовались языку. Наряду с таким, системно не обусловленным отсутствием некоторых причастий у некоторых глаголов существуют и строгие системные, собственно грамматические ограничения на образование причастий. Установим эти ограничения опытным путем.

А) Образуйте все причастия от глаголов слышать, услышать, читать, прочитать, строить, построить и внесите их в таблицу. Какие глаголы не образуют причастий настоящего времени? Какой грамматический признак отличает их от остальных?

Б) Образуйте все причастия от глаголов лечить, лечиться, видеть, видеться, спать, белеть. Какова грамматическая особенность глаголов, не имеющих страдательных причастий?

Обобщите результат исследования в таблице (см. табл. 3): заполните ее знаками "+", "-".

Упр. 19. Определите теоретически и проверьте практически, какими причастиями располагает глагол похаживать.

Образец рассуждения. Похаживать: глагол несовершенного вида, следовательно, запрета на причастия настоящего времени нет. Похаживать кого/что нельзя, следовательно, глагол непереходный, и у него нет страдательных причастий. Заполним табличку:

+
-

+
-


Теперь проверим "теоретический" результат: действительное настоящего похаживающий, действительное прошедшего похаживавший. Страдательного настоящего *похаживаемый и страдательного прошедшего *похаживанный нет - все совпадает.

Определите таким же образом и проверьте практически состав причастий у глаголов рисовать, нести, разнести, уходить, уйти, пламенеть, лелеять, бороться, надеяться, насыпать, насыпать, разрезать, разрезать, бросить, бросать.

Упр. 20. Людмила Зыкина поет (очень душевно): Лучше быть мне в реке утопимому, Чем на свете мне жить нелюбимому. Песня грустная, а почему-то смешно. Почему?

Упр. 21. Определите состав причастий и составьте таблички по образцу упр. 19 для глаголов: обессилеть - обессилить, обескроветь - обескровить, обезземелеть - обезземелить, обезводеть - обезводить, обезглавегь - обезглавить. Сформулируйте орфографическое правило: какие глаголы с приставкой обез- (обес-) оканчиваются на -еть, а какие на -ить?

Упр. 22. Преобразуйте те предложения, которые это допускают грамматически, в причастные обороты со страдательным причастием прошедшего времени. Объясните, почему не все предложения допускают такую трансформацию. Обозначьте в причастии суффикс и глагольную основу, назовите ее.

Бойцы обессилели от долгого пути.

Долгий путь обессилил бойцов.

Частые войны обескровили страну.

Страна обескровела от частых войн.

Из-за вырубки лесов земля обезводела.

Вырубка лесов обезводила землю.

Упр. 23. Образуйте причастия прошедшего времени (действительные и страдательные)

Таблица 3

Глаголы
Причастия

Действительные
Страдательные

наст.
прош.
наст.
прош.

Несов. вида
переходные

непереходные

Сов. вида
переходные

непереходные


стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

от предложенных глаголов, составьте с ними предложения. Обозначьте в причастиях глагольную основу и объясните правописание.

Обесславить, обесплодеть, обесплодить, обесцветить, обезволеть, обезволить, обезденежеть, обезденежить, обезголосеть, обезуметь, обезболить, обеззаразить, обезличить, обезопасить, обезоружить, обесценить.

Какие глаголы образуют только одно причастие и почему?

Упр. 24. От какого глагола образовано причастие обветренный (например, обветренное лицо, обветренные руки) - обветрить или обветреть?

Упр. 25. Образуйте от предложенных глаголов оба причастия прошедшего времени (разумеется, если это возможно), обозначьте глагольные основы и формообразующие суффиксы.

Затеять, лелеять, рассеять, вымесить, намешать, выметать, вымести, перекачать, перекатить, разбросать, разбросить, удостоить, настоять, свалять, свалить, потерять.

Упр. 26. Раскройте скобки и объясните написание не со словами.

(Не)обитаемый до сих пор остров, (необъяснимый обстоятельствами поступок, (не) объясняемый автором поворот действия, (неподражаемый в исполнении этой роли актер, (не)различимые в тумане предметы, (не)различаемые глазом очертания, (не)достижимая для меня мечта, (не)достигаемый соперником барьер, приемы, (не)применимые в борьбе, приемы, (не-)применяемые в борьбе, любовь, (не)отделимая от жалости, любовь, (не)отделяемая от чувства ответственности.

Предложенные слова похожи на страдательные причастия настоящего времени, однако не все они таковыми являются. Помните о грамматических ограничениях на образование страдательных причастий!

Образец рассуждения. Необитаемый. Обитать кого/что нельзя - глагол непереходный, и страдательных причастий у него не может быть. Следовательно, это не причастие, а прилагательное, и пишется оно с частицей не по правилам не для причастий, а для прилагательных: нет противопоставления, нет отрицательных слов, нет далеко не, отнюдь не и т.д. пишется слитно. Необъяснимый. Объяснить. Глагол совершенного вида (несовершенного было бы объяснять - необъясняемый), значит, он не может иметь причастий настоящего времени, следовательно, это прилагательное, и пишется оно по правилам для прилагательных (см. выше), т.е. в данном случае слитно. Не объясняемый. Объяснять - несовершенного вида, переходный, грамматических запретов нет, следовательно, это причастие и пишется по правилам для причастий - раздельно, так как есть зависимое слово: не объясняемый автором*.

Упр. 27. Составьте словосочетания со следующими прилагательными и причастиями и запишите их слитно или раздельно с не, руководствуясь выведенным в предыдущем упражнении правилом.

а) Неисправимый - неисправляемый, недостижимый - недостигаемый, неопалимый - неопаляемый, неопровержимый - неопровергаемый, неисцелимый - неисцеляемый, непобедимый - непобеждаемый.

б) Непромокаемый, неиссякаемый, неизвиняемый, незамерзаемый.

Упр. 28. Выделите основу в следующих словах. Различайте при этом причастия и прилагательные: в причастиях выделяйте глагольную основу наст./буд. времени (чтобы ее найти, надо слово изменить по лицам), в прилагательных - адъективную (чтобы ее найти, надо слово изменить по родам, числам или падежам).

а) Неразделимый - неразделяемый, неустранимый - неустраняемый, неповторимый - неповторяемый.

б) Невозгораемый, непререкаемый, непереносимый, нескончаемый, неумолкаемый, несжигаемый, неугасаемый, неугасимый.


--------------------------------------------------------------------------------

* Мы не вдаемся здесь в орфографические подробности, связанные с тем, что слова типа объясняемый являются причастиями только при наличии зависимых слов в виде творительного субъекта (кем?), слов с обстоятельственным временным значением и т.п., с целью сохранить "грамматический ракурс" наших занятий. Для нас достаточно того, что эти слова потенциально способны быть причастиями в отличие от слов типа объяснимый или обитаемый.

стр. 18

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л.Б.Парубченко, Строение и правописание причастий* // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716491&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии