Причастие имеет в школьной практике репутацию одной из самых неблагонадежных в орфографическом отношении тем. Связано это в первую очередь со сложностью темы: причастная форма сама по себе дает богатые возможности для ошибок: -ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- ? -ем- или -им- ? -н- или -нн- ? Слитно или раздельно с не? И т.п. Существует и целый букет пунктуационных проблем, связанных с довольно сложной системой обособления / необособления причастий и причастных оборотов.
Другая причина привычного орфографического неуспеха лежит, по нашему убеждению, в неудачной методике обучения правописанию. В основе этой методики лежит, как известно, орфографическое правило. Оно изучается, повторяется, отрабатывается при выполнении разных упражнений. Однако вся беда заключается в том, что изучаются орфографические (и пунктуационные) правила, относящиеся к причастию, но при этом не изучается само причастие. В результате ученики попросту не узнают причастий в тексте и потому не находят повода применить те самые правила, которые так хорошо знают.
В нашем педагогическом опыте хорошо зарекомендовал себя такой подход к правописанию причастий, при котором в фокусе внимания находятся не орфограммы, а грамматические свойства причастий, в первую очередь их морфологическое строение. Когда учащийся разобрался с глагольными основами, умеет видеть их в причастиях (упр. 1?2, 10?14), при этом не путает глагольные виды (упр. 12?16), и в его сознании не смешиваются и не накладываются друг на друга разные глагольные парадигмы (упр. 17) - у него уже нет нужды специально, с помощью орфографического правила, осваивать, например, правописание причастий типа замешанный - замешенный, настоянный - удостоенный, наклеенный - засеянный - оно ему уже задано в грамматических формах этих причастий. Объектом внимания в большинстве упражнений является, таким образом, не орфография, а грамматика, правописание же вытекает из грамматических штудий как естественный и неизбежный побочный их результат.
В других случаях непосредственным содержанием упражнений является само правописание, однако в центре внимания находятся при этом не столько орфографические правила, сколько системные языковые отношения, определяющие написание, то есть опять-таки грамматика (упр. 4?9).
Заметим, что обучение школьников умению видеть орфографические проблемы "в грамматическом ракурсе" требует от учителя особой тщательности, внимания к "морфологическим подробностям". Предметность - так определили бы мы одним словом основу такого подхода к обучению. Нет причастия как такового - есть либо действительное причастие настоящего времени, либо действительное прошедшего, либо страдательное настоящего, либо страдательное прошедшего - каждое со своими стройными закономерностями образования от совершенно определенных глагольных основ при помощи совершенно определенных суффиксов - это основное, что надлежит усвоить ученикам, если они решают проблемы правописания этих форм.
В заключение добавим, что причастие осваивается более продуктивно, если оно подается "в морфологической перспективе", на фоне других частей речи, в первую очередь прилагательного, и на фоне других глагольных форм (упр. 2), в том числе в сопоставлении с деепричастием (упр. 3), так как различение причастий и деепричастий составляет отдельную задачу в освоении обеих этих форм.
Предлагаемые нами материалы, включающие, помимо упражнений, минимальную необходимую грамматическую информацию о глагольных основах, отсутствующую
стр. 11
--------------------------------------------------------------------------------
в школьных учебниках, могут быть в полном виде использованы в старших классах при повторении орфографии, на факультативах, на подготовительных курсах вузов, а также в классах с углубленным изучением русского языка по учебнику под ред. М.В.Панова. Отдельные посильные упражнения могут быть полезны и в обычных VII классах средней школы.
Глагольные основы
У глагола, в отличие от слов других частей речи, не одна, а две основы: основа настоящего/будущего времени и основа инфинитива.
Чтобы найти основу настоящего/будущего времени, нужно отбросить личные окончания в формах настоящего или будущего времени: читаj-у, читаj-ешь, читаj-ут. Основа настоящего времени читаj-. Прочитаj-у, прочитаj-ешь, прочитаj-ут. Основа будущего времени прочитаj-. Для определения основы наст./буд. времени достаточно первых двух личных форм. Рисовать - я рисуj- у, ты рисуj-ешь - основа рисуj-. Вертеть: я верч-у, ты верт?-ишь - основа верч-/верт?-.
Чтобы найти основу инфинитива, нужно отбросить формообразующий суффикс (= окончание) инфинитива ?ть или ?ти: чита-ть, прочита-ть, нес- ти. Основы инфинитива чита-, прочита-, нес-.
Глагольные формы образуются от этих основ при помощи формообразующих суффиксов и окончаний.
От основы настоящего/будущего времени образуются следующие формы:
1) настоящее/будущее время: читаj-у, прочитаj-у, пиш-у, напиш-у, слыш-у, услыш-у;
2) повелительное наклонение: читай, прочитай, пиш-и, напиш-и, услышь;
3) действительное причастие настоящего времени: читаj-ущий, пиш-ущий, слыш-ащий;
4) страдательное причастие настоящего времени: читаj-емый, слыш-имый;
5) деепричастие несовершенного вида: читаj-а, слыш-а.
От основы инфинитива образуются следующие формы:
1) инфинитив: чита-ть, прочита-ть, писа-ть, написа-ть, слыша-ть, услыша-ть.
2) прошедшее время: чита-л- , прочи-
та-л- , писа-л- , написа-л- , слыша-л- ,
услыша-л- ;
3) действительное причастие прошедшего времени: чита-вший, писа-вший, слыша-вший;
4) страдательное причастие прошедшего времени: чита-нный, прочита- нный, написа-нный, слыша-нный, услыша-нныйi;
5) деепричастие совершенного вида: прочита-в, написа-в, услыша-в.
Школьное определение основы - "часть слова без окончания" - требует, таким образом, уточнения: "основа - это часть слова без окончания и формообразующего суффикса".
Некоторые глаголы имеют не две, а три основы: настоящего/будущего времени, основу инфинитива и основу прошедшего времени, например: сохн-у, вед-у - основа настоящего времени сохн-, вед-; сохну-ть, вес-ти - основа инфинитива сохну-, вес-; сох- , ве-л - основа прошедшего времени сох-, ве-. А некоторые еще больше, например глагол прийти: прид-у - основа будущего времени; прий-ти - основа инфинитива; прише-л - основа прошедшего времени мужского рода, приш-л-а, приш-л-о - женского и среднего; пришед- ший - причастия действительного прошедшего времени. Однако большинство глаголов образуют свои формы от двух основ: наст./буд. времени - и инфинитива.
Например: причастие заложенную образовано от глагола заложить. Определяем основу будущего времени: залож-у, залож-ишь - основа залож-. Находим основу инфинитива: заложи-ть - заложи-. Понятно, что заложенную образовано от основы будущего времени залож- при помощи суффикса страдательного причастия прошедшего времени -енн- и окончания - ую со значением единственного числа женского рода винительного падежа.
Еще примеры. Деепричастие обидевшись. Находим основы глаголы обидеться. Обиж-у-сь, обид?-ишь-ся - основа будущего времени обиж-?- сь/обид?-?-ся. Обиде-ть-ся - основа инфинитива обиде-?-ся. Деепричастие обиде-вши-сь образовано, таким образом, от основы инфинитива при помощи суффикса -вши.
стр. 12
--------------------------------------------------------------------------------
Повелительное наклонение люби. Определяем основы глагола любить. Любл-ю, люб-ишь - основа настоящего времени любл?-/люб?-. Люби-ть - основа инфинитива люби-. Повелительное наклонение образуется при помощи суффикса -и (тряси, вези, береги) от основы настоящего времени: люб?-и.
И таким образом можно разобрать любую глагольную форму.
Образование причастий
и деепричастий
Упр. 1. Обозначьте глагольные основы у глаголов: простираться, увидеть, глядеть, ожидать, покрыть, покоситься, мигнуть, сохнуть, расстроиться. Запишите следующие глагольные формы - каждую напротив той основы, от которой она образуется: простираясь, увидел, глядел бы, ожидала, покрой, покосившись, мигни, сохну, расстроившийся. Отделите основу и формообразующие аффиксы, назовите значение каждого аффикса.
Упр. 2. Выпишите из текста все глагольные формы, обозначьте глагольные основы и формообразующие аффкисы; укажите грамматическое значение этих аффиксов.
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглой ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею. (М.Лермонтов.)
Упр. 3. Выпишите причастия и деепричастия из отрывков каждое на свое место в таблицу, обозначьте глагольные основы и формообразующие аффиксы. В нужных случаях добавьте свои примеры.
I. Между тем чай был выпит; давно запряженные лошади продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
Тихо было на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все
стр. 13
--------------------------------------------------------------------------------
поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. (М.Лермонтов.)
II. В самый полдень Марьяна сидела в своем саду, в тени персикового дерева, и из-под отпряженной арбы вынимала обед для своего семейства. Против нее на разостланной попоне сидел хорунжий, вернувшийся из школы, и мыл руки из кувшинчика. Мальчишка, ее брат, только что прибежавший из пруда, отираясь рукавами, беспокойно поглядывал на сестру и мать в ожидании обеда и тяжело переводил дыхание. Старуха мать, засучив сильные загорелые руки, раскладывала виноград, сушеную рыбу и хлеб на низеньком круглом татарском столике. Хорунжий, отерев руки, снял шапку, перекрестился и придвинулся к столу. Мальчишка схватился за кувшин и жадно принялся пить. Мать и дочь, поджав ноги, сели к столу. И в тени пекло невыносимо. В воздухе над садом стоял смрад. Теплый сильный ветер, проходивший сквозь ветви, не приносил прохлады, а только однообразно гнул вершины рассыпанных по садам грушевых, персиковых и тутовых деревьев. Хорунжий, еще раз помолившись, достал из-за спины закрытый виноградным листом кувшинчик с чихирем и, выпив из горлышка, подал старухе. Хозяин был в одной рубахе, расстегнутой на шее и открывавшей мускулистую мохнатую грудь. Тонкое, хитрое лицо его было весело. Ни в позе, ни в говоре его не проглядывало его обычной политичности; он был весел и натурален. (Л.Толстой.)
Правописание суффиксов причастий
настоящего времени
Упр. 4. Прочитайте личные формы глаголов брать и свистеть. На какие окончания "похожи" суффиксы причастий бер-ущ-ий и свист-ящ-ий?
а) беру, берешь, берет, берем, берете, берут;
б) свищу, свистишь, свистит, свистим, свистите, свистят.
Образуйте действительные причастия настоящего времени от следующих глаголов: держаться, бреют, стелют, зиждутся, колеблются, тают, веют, клеят, лелеют, значатся, колют, мелют, колышутся.
Упр. 5. Преобразуйте причастия держащие, смотрящие, любящие, вертящие, гонящие, гоняющие, теплящиеся в формы 3 лица множественного числа по образцу: нос-ящ-ие - те, которые нос-ят. Обозначьте личные окончания глаголов и суффиксы причастий.
стр. 14
--------------------------------------------------------------------------------
Упр. 6 Образуйте от глаголов дышать, молоть, стелить, колоть, шириться, топтаться, плескать, граничить, прятаться, зависеть, весить, сыпаться, полоскать, резать формы 3 лица множественного числа и действительного причастия настоящего времени по образцу: дышать - дыш- ат - дыш-ащ-ий. Обозначьте окончания личных форм и суффиксы причастий.
Упр. 7. На какие окончания "похожи" суффиксы страдательных причастий настоящего времени ран-им-ый, вед-ом-ый?
а) раню, ранишь, ранит, раним, раните, ранят;
б) веду, ведешь, ведет, ве[д?о?м], ведете, ведут.
Образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов гоним, колышем, сеем, клеим, чувствуем. Обозначьте личные окончания и суффиксы причастий, следите за соответствием одних другим.
Упр. 8. Образуйте от глаголов стелить, сыпать, колебать, рассеивать, видеть, ненавидеть, прослаивать, менять формы 1 лица множественного числа и страдательных причастий настоящего времени по образцу: стелить - стел-ем - стел-ем-ый. Обозначьте окончания личных форм и суффиксы причастий.
Упр. 9. Образуйте от глаголов, указанных в скобках, уместное для данного контекста действительное или страдательное причастие настоящего времени и выпишите его с определяемым словом. Обратите внимание на правописание суффикса!
1. Около (строятся) купальни барахтается в воде плотник Герасим. (И.Тургенев.) 2. В Ломоносове было два (борются) призвания - поэта и ученого. (В.Белинский.) 3. Егорушка, взглянув на доро, вообразил себе штук шесть высоких, (скачут) рядом колесниц. (А.Чехов.) 4. И подпасок (гонят) коров, и (гуляют) господа - все глядят на закат. 5. Чуть (брезжут) рассвет помог охотникам найти потерянную было тропку. 6. Муравьи (тащат) что ни попало в жилища свои, действуют организованно. 7. Людей (не значат) для него не существовало. 8. Вслушайтесь в дальний (рокочут) гул. (Л.Толстой.) 9. Он засмеялся своим дробным, (колют) смехом, поглядывая на меня сердитыми глазами. (М.Горький.) 10. Я заметил ? особый вид можжевельника (стелются) по земле длинными плетями. (Арсеньев.) 11. Кое-где в ложбинах еще видны остатки (тают) снега. (Л.Толстой.) 12. Старик сидел на корме, едва (видим) в облаке водной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович.) 13. Мальчик прислушивался к треску (ломаем) медведем веток. (Серафимович.) 14. Снег не задерживался на склонах балок, (сдуваем) ветром. (Шолохов.) 15. Иногда льдина, (влечем) впадавшим в речку потоком, относилась в сады и плыла между деревьями. (Шолохов.) 16. Образы прошедшего, (перебиваем) неясными мыслями и упреками, стали непрошено возникать в голове Оленина. (Л.Толстой.)
(В упражнении использован языковой материал из учебника М.В.Светлаева и сборника авторов Н.С.Валгиной, Д.Э.Розенталя, М.И.Фоминой и В.В.Цапукевича. Задание изменено.)
(Продолжение следует)
стр. 15