ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.М.Хренова

Уроки 16 (I), 10 (II), 15 (III), 21 (IV). Материал. В.Г.Распутин. О писателе. Из интервью В.Распутина. "Уроки французского". Рассказы об учителях на выставке книг (см. "Приглашаем в библиотеку", с. 287). Цель изучения темы. Дальнейшее знакомство шестиклассников с произведениями нравственной проблематики, размышление над понятиями "духовная память", "духовный опыт", "ответственность за свои поступки", "ответственность за другого человека", "самовоспитание", "добро", "бескорыстие". Наблюдение над особенностями авторского повествования в автобиографическом рассказе. Развитие умения мотивировать поступки героя, видеть взаимосвязь событий и характеров: в центре внимания - поступки рассказчика, его одноклассников, сверстников, матери; сопоставление педагогических позиций Лидии Михайловны и Василия Андреевича, их отношения к ученикам. Побудить учащихся осмыслить собственный опыт общения со школьными учителями, воспитывать уважение к учительскому труду. Дать некоторое представление об особенностях творческого труда писателя. Приемы. Беседа о произведениях об учителях, которые, возможно, читали учащиеся. Два?три примера в рассказе учителя об отношении писателей к своим учителям (например, А.Платонова к первой учительнице Аполлинарии Николаевне "Еще мама", В.Астафьева - в рассказе "Фотография, на которой меня нет"). Рекомендации книг на эту тему к самостоятельному чтению, в I и IV вариантах - в форме перспективного домашнего задания: "Приглашаем в библиотеку", с. 286. Чтение биографической справки о Распутине и фрагмента из интервью с ним. Вопросы: в чем проявляется автобиографизм произведений? Какое произведение называется автобиографическим? Слово учителя о посвящении рассказа А.П.Копыловой. Беседа по содержанию рассказа "Уроки французского" по з. 1?6 на с. 284?285. Д.з.: 8 на с. 285. Дополнительно в I и IV вариантах: домыслить и сочинить эпизод. Представьте, что разбитое лицо рассказчика увидела на уроке не Лидия Михайловна, а Василий Андреевич. Как бы развернулись события? Сочините эпизод: "Василий Андреевич на уроке узнает об игре на деньги".

Уроки 17?18 (I), 11 (II), 16 (III), 22?

23 (IV). Материал. Текст рассказа. Творческие работы учащихся. В.Распутин о рассказе "Уроки французского". Приемы. Беседа о рассказе по з. 7. Дополнительно: что было главным для Лидии Михайловны в занятиях с рассказчиком? Почему на эти занятия она приглашала его именно домой? Перед выразительным чтением эпизодов (з. 8) беседуем об отношении Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, сопоставляя два подхода, две позиции. Определяем границы эпизодов, обозначенных в домашнем задании. Выразительное чтение эпизодов в лицах. В I и IV вариантах беседа: какой оборот и почему могли бы принять события, если бы Василий Андреевич узнал об игре на деньги? Чтение и обсуждение творческих работ учащихся: соответствуют ли слова и поступки героев их характерам? Что в сочиненных эпизодах кажется удачным, а что не очень? Почему? Далее для всех вариантов з. 9?11 с учетом дифференциации. Чтение статьи "В.Распутин о рассказе "Уроки французского". Беседа: какой смысл вкладывает писатель в понятия "духовная память", "духовный опыт", "истинное добро"? Почему именно эти понятия выделяет он, говоря о своем рассказе? "?То, что никогда и не забывалось,? постоянно просилось во мне на люди" - как вы понимаете эти слова В.Распутина? Задания 1?3 на с. 286?287 с учетом дифференциации. Д.з. I, IV - подготовиться к уроку внеклассного чтения (см. перспективное задание на первом уроке по теме). Прочитать один из рассказов об учителе, например из рубрики "Приглашаем в библиотеку", с. 287. Выполнить задание к нему из этой рубрики. IV - "Попробуй сочинить", с. 287. II, III - прочитать рассказ Ю.Нагибина "Старая черепаха" и его автобиографию, с. 319?333. Задание 3 на с. 333. Задание из рубрики "Попробуй сочинить" на с. 287 в I, II, III вариантах выполняется по желанию.

Уроки 19 (I), 24?25 (IV) - внеклассного чтения. Материал. Творческие работы учащихся, рассказы об учителях. Приемы. Учащиеся называют прочитанные рассказы. Краткие пересказы, выразительное чтение фрагментов и комментарий учащихся к ним по вопросам домашнего задания. Размышление над смыслом названий рассказов. Учитель знакомит с другими произведениями на эту тему: рассказами Л.Кассиля "У классной доски", В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет", Ф.Искандера "Защита Чика", главами из повести К.Паустовского "Далекие годы": "Золотая латынь", "Вода из реки Лимпопо" (выборочно). Последняя из указанных небольшая главка может быть прочитана и прокомментирована учителем в классе (особенно в IV варианте). Беседа: почему многие писатели в своих автобиографических произведениях рассказывали об учителях? Какие черты в облике учителя дороги им? В ходе беседы учащиеся читают (по желанию) свои творческие работы - по з. "Попробуй сочинить" на с. 287. Д.з.: читать о Дж.Олдридже и его рассказ "Последний дюйм", с. 288?317.

Уроки 20 (I), 26 (IV). Материал. Дж.Олдридж. О писателе. "Последний дюйм". Цель. Проследить и научиться различать две линии в развитии сюжета произведения: внешнюю, событийную, и внутреннюю, психологическую - изменение и становление новых взаимоотношений героев в переживании происходящих событий. Развивать интерес шестиклассников к психологическому содержанию произведений. Тренировать их в умении замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог - и осмысливать их значение для передачи его внутреннего состояния; а также в понимании композиционной роли пейзажа. Приемы. Беседа о писателе по статье о нем: какие факты из биографии Олдриджа вам запомнились? Что отличает произведения писателя? Анализ рассказа "Последний дюйм" по з. 1?7 на с. 317?318. Задание

3 обсуждается после небольшой самостоятельной работы по нему (5?7 минут). Д.з. "Приглашаем в библиотеку" и "Попробуй сочинить" на с. 318.

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------


Уроки 21(I), 27 (IV) - внеклассного чтения. Материал. Рассказы, очерки, возможно, творческие работы учащихся о мужестве, стойкости, человечности. Цель: закрепить умения осмысливать тему и идею небольших произведений, характеризовать героев на основе средств их изображения, выражать свое отношение к самостоятельно прочитанному. Приемы. Выступления учащихся по вопросам домашнего задания. Коллективное обсуждение прослушанного, размышления над поступками и характерами героев очерков и рассказов; оценка их поведения в сложной ситуации. Вопросы: в чем проявились мужество, стойкость героя? Отвечает ли выбранный рассказ теме урока? Почему вы так думаете? Д.з.: прочитать автобиографию Ю.Нагибина и его рассказ "Старая черепаха", з. 3 на с. 333.

Уроки 22?23 (I), 12?13 (II), 17?

18 (III), 28?29 (IV). Материал. Ю.М.Нагибин. Из автобиографии. "Старая черепаха". "Читательская лаборатория" - с. 334?335. Фрагменты из статей Л.Леонова на с. 336. Цель работы над рассказом и последующей подборкой стихотворений - от отношений человек - человек, над которыми, главным образом, и размышляли учащиеся, осваивая все предыдущие темы, перейти к отношению человек - окружающий нерукотворный и рукотворный мир. Через сопереживание герою рассказа, ценностное переживание-постижение авторской позиции, выраженной в рассказе и стихотворениях, помочь шестиклассникам острее почувствовать и осознать свою ответственность за четвероногих друзей, всех "братьев меньших", процветание того места, той малой родины, где живешь. Взволновать их проблемой экологии Земли. Сформировать осознанную потребность бережного отношения ко всему живому, окружающей красоте, желание ее творить. Дальнейшее развитие читательской наблюдательности подростков, их умения подмечать, как выражены переживания персонажей, в частности, показать, какую роль у Нагибина играет крупный план в изображении переживаний. Приемы. Беседа о писателе и его рассказе по вопросам на с. 322, 333?334. По усмотрению учителя и при наличии времени (особенно в III варианте) автобиография и рассказ могут быть перечитаны в классе. Чтение статьи "Читательская лаборатория" на с. 334?335 и попутное выполнение заданий к ней под руководством учителя. Чтение фрагментов из статей Л.Леонова (с. 336), беседа о конкретных проявлениях в детском опыте доброго и злого отношения к живому, к окружающей природе. Д.з.: задание на с. 336, з. 1, 4 на

с. 344 - выполняются на стихотворениях А.Яшина.

Уроки 24 (I), 14 (II), 19?20 (III), 30 (IV). Материал. Стихи А.Яшина в подборке "Знай, человек, что ты не царь природы, / А только сын ее?" и другие по выбору учителя. Цель: дать начальное представление о поэтическом творчестве А.Яшина. Наблюдение над художественными особенностями его стихотворений (см. з. 1?3 на с. 344). Выявление авторских чувств, авторской позиции, авторского лица, выраженных в стихотворениях. Продолжить и углубить размышления школьников об отношении к окружающему, всему живому. Приемы. Чтение биографической справки об А.Яшине. Чтение выбранных стихотворений наизусть и объяснение своего выбора. Беседа после чтения каждого стихотворения по

з. 1, 2, 5 на с. 344 и вопросам учителя: о чем это стихотворение? Какие чувства автора оно выражает? Какие картины представляются вам при чтении этого стихотворения? Какие строки вы выделили бы как наиболее яркие, выразительные? Во II и III вариантах разбирается и з. 6. Беседа с детьми, их устные рассказы по поднятой проблеме. Д.з. I, IV - то же, что и на прошлом уроке, но выполняется на стихотворениях А.Жигулина. Д.з. II и III: просмотреть или перечитать произведение, наиболее понравившееся из самостоятельно прочитанного в этом учебном году. Написать ответ на вопрос: чем интересна или поучительна может быть эта книга для твоих одноклассников? Продумать свою иллюстрированную обложку к этой книге.

Уроки 25 (I), 31 (IV). Материал. Стихотворения А.Жигулина. Цель: та же, что и на прошлом уроке. Приемы. Работа ведется аналогично прошлому уроку: з. 1, 3, 5, 6. Д.з.: I - то же, что и в III варианте на уроках 19?20. IV - "Попробуй сочинить", с. 344.

Урок 32 (IV). Материал. Творческие работы учащихся. Цель. Выявить личностное отношение шестиклассников к поднятой

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

при изучении последних тем проблеме. Развитие их творческих способностей. Приемы. Прослушивание и обсуждение стихов, заметок, очерков. Д.з.: то же, что и в III варианте на уроках 19?20.

Уроки 26 (I), 15 (II), 21 (III), 33 (IV). Материал. Отзыв о книге. "Попробуй сочинить" - с. 345. "Книга-друг". Выставка книг с иллюстрированными обложками. Отзывы о книгах учащихся прошлых лет. Письменные ответы на вопрос домашнего задания. Цель. Обучение написанию отзыва о произведении. Подготовка к итоговым урокам в VI классе. Приемы. Рассказ учителя о подготовке к итоговым урокам; о значении летнего чтения и выборе самых интересных книг для него; о роли каждого ученика в этом выборе (каждый должен порекомендовать самое полюбившееся ему). Демонстрация лучших отзывов о прочитанных книгах, помещенных в иллюстрированные обложки к ним, сделанные самими учениками прошлых лет. Чтение статьи "Отзыв о книге". Чтение и комментирование материалов в статье "Попробуй сочинить" (с. 345) сопровождается чтением и обсуждением фрагментов из домашних письменных работ, советами по их доработке. Рассматривание иллюстрированных обложек книг, выполненных профессиональными художниками. Останавливаемся на обложках трех типов: выражающих или символизирующих тему, смысл произведения; отражающих ключевую сцену из него; передающих через рисунок, орнамент, колорит его эмоциональный тон, настрой. Чтение и обсуждение примерного отзыва "Книга-друг". Д.з.: доработать свой отзыв, поместить его в иллюстрированную обложку - "Попробуй сочинить", с. 345.; з. 6 на с. 347; одно из заданий 1?5, 7?9 - по выбору.

Уроки 27?28 (I), 16?17 (II), 22?23 (III), 34?36 (IV) - могут проводиться и разрозненно. Материал. Выставка лучших работ учащихся, выполненных в этом году: тетради по литературе, творческие работы, классные рукописные сборники и альбомы, изготовленные учащимися наглядные пособия, а также лучшие по сохранности учебники-хрестоматии. Выставка книг (часть того, что будет рекомендовано для летнего чтения). Задания 1?9 на с. 346?347. Цель. Подведение итогов работы по литературе в истекшем учебном году: обзор, осмысление, закрепление и оценка изученного и прочитанного на заключительном этапе; анализ и оценка работы учащихся в течение года, перспективы ее продолжения. Настрой на летнее чтение и рекомендации к нему. Приемы. Беседа об изученном на уроках литературы по з. 1?8 на с. 346?347 сопровождается чтением наизусть (з. 6), обзором лучших работ. Учитель оценивает работу каждого отвечающего в прошедшем учебном году, его достижения, высказывает добрые советы и пожелания на будущее. В I, II, III вариантах при недостатке времени указанные задания используются выборочно. Продолжая свое слово о значении летнего чтения (см. прошлый урок), учитель может поделиться собственным читательским опытом и прочитать короткие отрывки из художественных произведений, мемуаров, рисующих чтение как увлекательное занятие (например, из произведений М.Горького, "На рубеже двух столетий" А.Белого). Учитель заранее знакомится с отзывами учащихся и, рекомендуя книги для летнего чтения, время от времени прерывается, предоставляя слово учащимся для защиты своих отзывов. Класс задает вопросы выступающему. Рекомендации к летнему чтению сопровождаются показом книг с выставки и комментариями, вызывающими интерес к ним. По ходу урока учащиеся составляют для себя (по выбору) примерные списки книг, часть из которых прочитают летом. Завершается урок беседой по з. 9 на с. 347 (в IV варианте возможен короткий письменный ответ).

Резервные 6 часов в IV варианте можно использовать на проведение уроков внеклассного чтения по темам, которые предложат сами учащиеся. Группы учащихся под руководством учителя и с его консультацией готовят и самостоятельно проводят урок по увлекательному для них произведению, автору, виду литературы (фантастике, детективу, приключениям и т.д.). Эти уроки можно рассредоточить по всем четвертям или провести по завершении изучения всех программных тем.

В 1987/88 учебном году в школах были проведены пробные переводные экзамены. Во многих школах такая практика укоренилась. Действительно, предстоящий экзамен повышает чувство ответственности

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

школьников за изучение предмета, позволяет повторить и закрепить изученное, способствуя прочности знаний и формированию специальных умений. Умело составленные экзаменационные вопросы и задания положительно сказываются на самом характере изучения литературы, когда упор делается не за заучивании трактовок тем, характеристик героев, вызубривании чужих оценок произведений, а на самостоятельной читательской деятельности: чтении, в том числе выразительном чтении наизусть, самостоятельном анализе и оценке прочитанного (в объеме умений, определяемых программой класса), мотивации своего выбора того или другого произведения или писателя, размышлении над проблематикой произведения, его значимостью, ценностью для личного духовного опыта.

Примерные задания для проведения устного переводного экзамена

по литературе в VI классе

Билет 1.

1. Выразительно прочитайте по хрестоматии отрывок из былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" от начала былины до слов: "А-й побил он эту силу всю великую". На примере этого отрывка покажите, в чем особенности изображения былинного героя и языка былины.

2. Кого из героев изученных в VI классе произведений можно назвать настоящими друзьями? Почему?

Билет 2

1. Выразительно прочитайте отрывок из "Евпатия Коловрата" от слов "И навели на него множество пороков?" до слов "?у самого сердца своего". На примере этого отрывка покажите, что сближает древнерусскую повесть с былинами.

2. "?Каждый идет своей дорожкой, и кто знает? может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня?" Согласны ли вы с этими словами Тыбурция? Как повлияла на Васю дружба с Валеком и Марусей?

Билет 3

1. Прочитайте наизусть отрывок из "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Что отличает ее от летописного источника? Почему это произведение называют балладой?

2. В чем состоит искусство чтения, талант читателя? Какие читательские качества и как вы стараетесь развить в себе?

Билет 4

1. Прочитайте наизусть "Зимнее утро"

А.С.Пушкина. Какие другие стихотворения поэта о зиме вы знаете? Чем близки они "Зимнему утру" и чем отличаются от него?

2. Какой из рассказов о писателе в хрестоматии вам запомнился или понравился больше других? Почему? Какие факты в этом рассказе сделали для вас понятнее изучаемое произведение?

Билет 5

1. Прочитайте наизусть стихотворение

А.С.Пушкина "Няне". Какова роль эпитетов в этом стихотворении?

2. Кто из героев изученных в VI классе произведений оказывается в ситуации нравственного выбора? Какие чувства переживает он? Как решает поступить? Одобряете ли вы его выбор? Какие последствия имел этот поступок для него самого и для окружающих его людей?

Билет 6

1. Выразительно прочитайте фрагмент романа А.С.Пушкина "Дубровский" от слов "Приехав в город, Андрей Гаврилович?" до слов "?стал неподвижен, потупя голову" (глава II). Проследите по тексту за поведением судейских чиновников. О чем оно свидетельствует? Какова роль этого эпизода в развитии конфликта романа?

2. На 2?3 примерах объясните, что такое эпитет и какова его роль в художественном тексте.

Билет 7

1. Выразительно прочитайте фрагмент из романа А.С.Пушкина "Дубровский" от слов "Между тем Владимир углублялся?" до слов "?к воротам его дома" (глава V). Как показана в отрывке глубина переживаний героя? Для чего, рассказывая о них, автор описывает природу?

2. Какая тема вас больше всего интересует в книгах? Какие из них вы предпочитаете - художественные или научно-популярные? Расскажите об одной из ваших любимых книг.

Билет 8

1. Вспомните известные вам стихотворения М.Ю.Лермонтова. В чем особенность изображения паруса, утеса, сосны, трех пальм в его стихотворениях? Прочитайте наизусть свое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------


2. Какой писатель из курса литературы

VI класса вам понравился более других? Почему? Что вам известно о его жизни? Какие его произведения вы прочитали самостоятельно? Поделитесь своими впечатлениями об одном из них.

Билет 9

1. Прочитайте наизусть стихотворение

М.Ю.Лермонтова "Парус". Как и для чего использовал поэт прием антитезы? В чем иносказательный смысл стихотворения?

2. Какова роль портрета в художественном произведении? Проиллюстрируйте свой ответ конкретным примером.

Билет 10

1. Прочитайте наизусть стихотворение

М.Ю.Лермонтова "Тучи". Покажите, как рассказ автора о тучках помогает понять его собственные переживания.

2. Какую роль сыграл Егор Шутиков в перерождении Прохора Житина в рассказе К.М.Станюковича "Человек за бортом!" В чем смысл названия этого рассказа?

Билет 11

1. Чем близки стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утес" и "На севере диком"? Одно из них прочитайте наизусть.

2. Чем отличается рассказ от повести? Приведите примеры рассказа и повести и обоснуйте свое мнение.

Билет 12

1. Перескажите близко к тексту описание "Знаете ли вы украинскую ночь?.." (глава II из "Майской ночи, или Утопленницы" Н.В.Гоголя). Что вызывает восторг автора в изображенной картине природы? Какие художественные средства помогают ему выразить свои чувства?

2. На 2?3 примерах объясните, что такое олицетворение и какова его роль в художественном тексте.

Билет 13

1. В чем особенности изображения картин родной природы в русской пейзажной живописи и поэзии? Одно из стихотворений о родной природе прочитайте наизусть. Чем оно близко вам, трогает вас?

2. Проследите элементы развития сюжета на небольшом эпическом произведении (например, в рассказе А.П.Чехова "Смерть чиновника" или другом). Покажите взаимосвязь сюжета и конфликта в произведении.

Билет 14

1. Выразительно прочитайте фрагмент из повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" от слов "И мало-помалу пропасть?" до слов "?ужас одиночества" (глава II). Какие переданы чувства героев в этом отрывке? Почему отец и сын не могли облегчить горе друг друга? Как и почему изменились отношения между ними к концу повествования?

2. На 2?3 примерах объясните, что такое сравнение и какова его роль в художественном тексте.

Билет 15

1. Перескажите близко к тексту эпизод из любимого рассказа А.П.Чехова. Чем привлекает вас этот рассказ?

2. Что сближает и что разтличает гиперболу и литоту? Приведите пример гиперболы в художественном тексте и раскройте смысл ее использования.

Билет 16

1. Выразительно прочитайте фрагмент из сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца" от слов "Земля под ногой стала?" до слов "?с мертвыми головами на шестах" (глава VIII). В чем выразился здесь прием олицетворения? Для чего использует его автор?

2. Вспомните произведения или эпизоды из произведений, которые можно назвать комическими. Любите ли вы читать такие произведения? Почему?

Билет 17

1. Прочитайте наизусть одно из стихотворений о наступлении весны. Какие картины рисует поэт? Как, при помощи каких художественных приемов выражены в этих картинах его чувства?

2. На примере ранних рассказов А.П.Чехова объясните, что такое сатира и что такое юмор в литературе.

Билет 18

1. Прочитайте наизусть или по книге одно из стихотворений об отношении человека к природе. Какие переживания поэта выплеснулись в этом стихотворении? Какие строки и почему вы считаете особенно яркими?

2. Какое произведение, какого автора вы предложили бы для изучения на уроках литературы в следующем году? Чем вы объясните свой выбор? Сформулируйте 2?3 вопроса по этому произведению, которые вам хотелось бы обсудить.

стр. 42


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.М.Хренова, ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714995&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии