Знаки препинания при одиночном союзе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л.Б.Парубченко

Предлагаемые материалы имеют целью предупреждение (или устранение) ошибок в постановке запятой перед союзом и - и после него. Автор исходит при этом из убеждения в том, что пунктуационные ошибки (как и ошибки орфографические) являются следствием неспособности пишущего к расчлененному представлению речевого потока. Школьники, мало подготовленные грамматически, не видят границ простых предложений, частей сложных предложений, не актуализируют в процессе письма синтаксических связей внутри простого предложения, не ощущают слов, стоящих вне синтаксической структуры простого предложения (обращений, вводных слов), не выделяют конструкций, обладающих в предложении синтаксической автономией (обособленных членов) и т.п. В школьных учебниках и пособиях по правописанию пунктуационные темы организуются, как правило, по синтаксическому признаку, а именно - с точки зрения того, с какой именно синтаксической конструкцией связан тот или иной знак препинания, то или иное пунктуационное правило. Сами пунктуационные темы носят наименование соответствующих синтаксических департаментов: "пунктуация в бессоюзном сложном предложении", "знаки препинания при однородных членах", "тире между подлежащим и сказуемым" и т.п. Не трудно заметить, что такой подход к пунктуации заключает в себе позицию "о т о б у ч а ю щ е г о" - языковеда, учителя - т.е. лица лингвистически компетентного, опирающегося в обучении школьников пунктуации на сильные лингвистические презумпции - таким образом, как если бы эти презумпции существовали не только в сознании учителя, но и в сознании ученика. Между тем адресат обучения той грамматической базой, которой требует от него русская пунктуация, за редкими исключениями не обладает, свидетельством чему являются сплошные пунктуационные неудачи школьников, абитуриентов и даже студентов.

В предлагаемых материалах предпринята попытка подхода к пунктуации "от пишущего". Для этого мы взяли одну из самых богатых ошибками синтаксических позиций и попытались понять причины - генезис этих ошибок. Основной из них является, по нашим наблюдениям, неразличение пишущими синтаксических конструкций с союзом и: 1) однородные члены с союзом и - 2) части сложносочиненного предложения с союзом и. Причина ошибок - не в том, что школьнику не дается правило: "однородные члены - не ставь запятую, сложное предложение - ставь", а в том, что он не узнает, не вычленяет этих конструкций в процессе письма. Устранению этого затруднения посвящены первые четыре упражнения. Следующие упражнения идут в развитие этой первичной темы: отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим синтаксическим компонентом; наличие запятой перед и, соединяющим однородные члены, если ему предшествуют обособленные члены, вводные конструкции или придаточные предложения. Отдельная тема - запятая после и, отсутствие и наличие которой либо может быть установлено путем анализа самостоятельно (и + последующие вводные слова или обособленные конструкции), либо регулируется определенным пунктуационным правилом (запятая на стыке союзов: и если ... - и если ... то).

Следующие три упражнения посвящены теме, мало известной в школьном обиходе: запятая перед конструкцией с присоединительным союзом и. В школьных учебниках эта тема отсутствует, в пунктуационных пособиях затрагивается редко и вскользь. Обратить внимание на присоединительные связи, выражаемые союзом и, на наш взгляд, полезно хотя бы потому, что это поможет учителю избавиться от излишней категоричности и строгости в оценке ученической пунктуации и не считать ошибкой те случаи постановки запятой перед союзом и, соединяющим однородные члены, которые могут быть расценены как присоединительная связь - запятой ученик показал, что он эту связь интуитивно воспринимает.

Последние два упражнения - переписывание "слепого", т.е. без единого знака препинания (если не считать точки в конце), текста. Такие упражнения предложил в начале нашего века П.Н.Сакулин. Их значение он видел в следующем: "Важно, чтобы учащийся, обдумывая расстановку знаков препинания, имел перед собой разбираемую статью в целом виде: без отчетливого понимания всей статьи невозможна сознательная работа над пунктуацией"1.

Для наших целей мы подобрали два отрывка из повести А.Чехова, богато насыщенные союзами и и связанными с ними пунктуационными проблемами - это будет хорошим итогом работы над темой.

В заключение важно напомнить следующее методическое требование: школьник должен учиться ставить знаки препинания сразу, по ходу письма, а не после. Необходимость "мгновенного" анализа синтаксических отношений (а именно на них преимущественно основывается русская пунктуация) воспитывает привычку к синтаксическому членению текста, что и является залогом грамотного письма.

Запятая перед соединительным союзом и

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания перед союзом и, помня следующее правило: запятая ставится, если союз соединяет простые предложения в составе сложносочиненного, и не ставится, если он соединяет однородные члены. Обозначьте союз и (обведите кружком) и подчеркните то, что он соединяет: однородные члены или - если это части сложносочиненного предложения - грамматические основы.

1. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. 2. Между тем я расположился ночевать и лег на лавочку. 3. Скоро вся изба захрапела и я заснул как убитый. 4. Она кликнула девку и велела ей позвать урядника. 5. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. 6 Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мной как бы век была знакома. 7. Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. 8. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 9. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее и я с нетерпением стал ожидать удобного случая. 10. Иван Игнатьич, заметив во мне признаки неудовольствия и вспомня свое обещание, смутился и не знал, что отвечать. 11. Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. 12. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностью 13. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостью наступать и загнал его почти в самую реку. 14. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. 15. Я стал просить за Швабрина и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. 16. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника. 18. Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. 19. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) я сидел дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны. 20. Василиса Егоровна тотчас захотела отправиться в гости к попадье и, по совету Ивана Кузьмича, взяла с собой и Машу, чтоб ей не было скучно одной. (А.Пушкин.)

Упражнение 2. Выпишите из предложений конструкции: союз и - и то, что он соединяет. Это могут быть: а) однородные члены, б) части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы соединяемых частей). Будьте внимательны: не выписывайте лишнего.

Образец

1. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка. (А.Пушкин.) - Винтовка и шапка.

2. Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. (А.Пушкин.) - Он мог прочесть, и он отворотился.

1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. 2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. 3. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. 4. Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою. 5. При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати. 6. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться, по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. 7. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. 8. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. 9. Вскоре я выздоровел и смог перебраться на мою квартиру. 10. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. 11. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке; это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. 12. Я не почел нужным оспоривать мнения казака и с ним вместе отправился в комендантский дом, заранее воображая себе свидание с Пугачевым и стараясь предугадать, чем оно кончится. 13. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. 14. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. 15. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. 16. Народ с криком бросался их подбирать, и дело обошлось не без увечья. 17. Оглянулся, вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводья и делая издали мне знаки. 18. При сих словах он поскакал назад, держась одной рукой за пазуху, и через минуту скрылся из виду. 19. Я пошел на квартиру, мне отведенную, где Савельич уже хозяйничал, и с нетерпением стал ожидать назначенного времени. 20. Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу... (А.Пушкин)

Упражнение 3. Вы, вероятно, заметили, что в трех последних примерах предыдущего упражнения союз и соединяет однородные члены, однако запятая перед ним стоит. Почему? Объясните постановку запятой перед и в приведенных ниже предложениях (знаки препинания расставлены) и перепишите их в такой последовательности: предложения, в которых союзу и предшествует:

1) первая часть сложносочиненного предложения; 2) 3) деепричастный оборот; 4) 5) причастный оборот; 6) 7) придаточное предложение; 8) 9) обособленный уточняющий или поясняющий член предложения. 10) Обозначьте союз и и подчеркните то, что он соединяет.

1. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую. 2. Постоялый двор, или, по- тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. 3. Он пошел в свою комнату, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и заячьем тулупе. 4. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. 5. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. 6. Я смеялся от чистого сердца, как вошел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта, и от имени Василисы Егоровны позвал меня к ним обедать. 7. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. 8. Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту, насилу его уговорил; он дал мне слово, и я решился от него отступиться. 9. От песенок разговор обратился к стихотворцам, и комендант заметил, что все они люди беспутные и горькие пьяницы, и дружески советовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не приводящее. 10. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость. 11. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава богу, не умничал. 12. Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. 13. Она догадалась, что была обманута мужем, и приступила к нему с допросом. 14. Тут Иван Игнатьич заметил, что проговорился, и прикусил язык. 15. Я намерен был на заре отправиться к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. 16. Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением, что наши казаки ночью выступили из крепости, взяв насильно с собою Юлая, и что около крепости разъезжают неведомые люди. 17. Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло. 18. Савельич последовал моему примеру, и караульные повели нас с торжеством. 19. Зима, затруднявшая военные распоряжения, проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию. 20. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. (А.Пушкин) 2. Упражнение 4. Переделайте приведенные ниже предложения: простые в сложные и сложные в простые, сохраняя при этом союз и. Перепишите, расставляя необходимые знаки препинания.

1. Из города противу их выезжали наездники, и завязывались перестрелки, иногда довольно жаркие. 2. Речки разлились, и дороги стали непроходимы. 3. Вскоре князь Голицын, под крепостию Татищевой, разбил Пугачева, рассеял его толпы, освободил Оренбург и, казалось, нанес бунту последний и решительный удар. 4. Со мною сели два гусара с саблями наголо, и я поехал по большой дороге. 5. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке. 6. Строгий старик взял со стола открытое письмо и стал читать его вслух. (А.Пушкин). 2. Упражнение 5. Перепишите, расставляя, где нужно, запятые (см. примечания в конце упражнения).

I.1. В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседи, их отцы. (А.Пушкин) 2. Весь день хотелось пить и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А.Чехов) 3. Было прохладно и около сарая во все горло кричал петух, мешая спать. (А.Чехов) 4. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Н.Гоголь) 5. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (А.Чехов) 6. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (И.Тургенев) 7. Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К.Паустовский) 8. Чем глубже входили мы в лес, тем выше становились сосны и больше было бурелому. (Ю.Казаков) 9. Когда было светло и на улице уже стучали экипажи, Васильев лежал неподвижно на диване и смотрел в одну точку. (А.Чехов) 10. Серьезно, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании. (А.Чехов) 11. - Студенты дерутся в университете? - спрашивает она. - Дерутся, милая. - А вы их ставите на колени? - Ставлю. - И ей было смешно, что студенты дерутся и что я ставлю их на колени, и она смеялась. (А.Чехов)

II. 1. По словам охотников, зверь в этих местах давно вывелся и птица исчезла. 2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на ижицу. (Н.Гоголь) 3. Это кто такие и что им надобно? 4. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Толстой)

* Обратите внимание: запятая р а з д е л я е т части сложного предложения, соединенные союзом и - это основное правило. Однако от этого правила есть ряд отступлений. Запятая не ставится между простыми предложениями, соединенными одиночным союзом и, если:

1) у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член; 2) 3) общее придаточное предложение; 4) 5) общее вводное слово (словосочетание, предложение) или частица; 6) 7) союз и соединяет однородные придаточные предложения; 8) 9) односоставные или вопросительные предложения. 10) Упражнение 6. Почему не нужна запятая перед выделенным союзом и в следующем тексте?

Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходилось рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали и я всегда давал без счета. На Кавказе фруктов сколько угодно. (В.Маяковский)

Упражнение 7. Постройте синтаксические схемы приведенных ниже предложений и объясните отсутствие запятых перед союзом и. Строить схемы лучше всего не в виде скобок - квадратных и круглых - а в виде прямоугольников, соответствующих каждый отдельному предложению и располагаемых по горизонтали - если связь сочинительная, или по вертикали - если связь подчинительная. Такие схемы более наглядны2.

1. Я задумался. В нежности матушкиной я не сомневался, но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет смотреть на нее как на блажь молодого человека. 2. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. 3. По распоряжению Хлопуши, караульный отвел меня в приказную избу, где я нашел и Савельича и где меня оставили с ним взаперти. 4. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. (А.Пушкин) 2. Упражнение 8. Составьте предложения с однородными придаточными, употребив следующие средства связи: что и что, где и где, который и которого, как и почему, откуда и почему, когда и где. В главной части можно использовать глаголы: спросил, сказал, ответил, поинтересовался, недоумевал, размышлял и т.п.

Упражнение 9. Почему в приведенном ниже предложении стоит запятая перед союзом и? Однородные здесь придаточные или нет? Постройте схему этого предложения. Что здесь соединяет союз И? Присутствует ли он на схеме? (Напомним, что в схеме имеют право участвовать только те союзы, которые соединяют предложения).

В пунктуации должно быть различаемо две стороны: то, что относится к пишущему, и то, что относится к читающему. (А.Шапиро)

(Продолжение следует.)

1Сакулин П. Сборник статей для упражнений в знаках препинания и синтаксического разбора. Пособие для средних и низших учебных заведений. М., 1910. Из предисловия.

2 О том, как строить такие синтаксические схемы, можно прочитать в любом старом учебнике напр.: Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть вторая. Учебник для педагогических училищ. Любое издание. Или: Бархударов С.Г. и Крючков С.Е. Учебник русского языка. Часть II. Синтаксис. Любое издание. См. также Парубченко Л.Б. Три орфограммы и три пунктограммы. Учебное пособие по правописанию. Барнаул, 1997, с. 59- 61.

11


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л.Б.Парубченко , Знаки препинания при одиночном союзе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713927&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии