В последнее время активно развивается такая форма обучения, как экстернат. Сегодня завуч школы-экстерната N 712 Н.И.Никитина отвечает на вопросы корреспондента журнала.
***
1. Как давно создана школа-экстернат на базе Вашей школы?
Школе-экстернату N 712 Западного округа Москвы уже 6 лет.
2. Платная ли это форма образования?
Нет. Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного общеобразовательного стандарта.
3. С какого класса разрешено сдавать экзамены?
Экзамены разрешено сдавать с V класса.
Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс.
К итоговой аттестации в X, XI классах допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию.
4. Какой контингент учащихся в Вашей школе-экстернате?
Контингент учащихся разнообразен. Большинство учеников желают ускорить образование, многие испытывают трудности общения в детских коллективах общеобразовательных школ, некоторые обладают неординарными способностями, талантами (одаренные дети), кто-то завершает образование, прерванное по разным причинам.
Недавно мы провели исследования, которые показали, что за 6 лет стало больше учащихся, желающих ускорить образование.
5. Увеличивается ли число желающих обучаться в школе-экстернате за последнее время?
Да. Число учащихся, желающих обучаться в форме экстерната, увеличивается из года в год. Шесть лет назад в Москве было всего несколько школ-экстернатов. Сейчас в каждом округе Москвы открыты и активно функционируют такие школы.
6. Перспективная ли это форма обучения, Ваше мнение.
Уверена, что да. Большинство детей, независимо от их способностей и успеваемости (одаренные и талантливые или слабоуспевающие, конфликтные), испытывают трудности в общении с учителями и сверстниками, многие лишены понимания в семье, что отражается на отношении к учебе, на стремлении учиться.
В школе-экстернате определяется тактика общения с каждым учеником, основанная на дифференцированном подходе к ребенку всего педагогического коллектива.
7. Какие дети лучше знают предмет - ученики общеобразовательной школы или школы- экстерната? Кто больше читает?
Дети обладают разными умственными способностями, разными возможностями, разными потребностями в познавательной деятельности как в общеобразовательной школе, так и в школе-экстернате, поэтому однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Но читают дети больше, конечно, в школе-экстернате. Восемьдесят процентов детей целенаправленно выбрали форму обучения - экстернат - с целью ускорения образования, поэтому они большие читают как специальной, так и художественной литературы.
8. Как проходит подготовка к экзаменам?
Педагогический коллектив работает, максимально учитывая пожелания и возможности ребенка, разрабатываются индивидуальные программы обучения. Для учеников проводятся лекции- консультации (10 лекций на поток), организуются индивидуальные собеседования и практические занятия, существуют лекции и семинары по интересам. Технологии обучения ежегодно анализируются и совершенствуются.
9. Какими учебными пособиями пользуются ученики при подготовке к экзаменам?
Кто рекомендует эти пособия?
Ученики обеспечиваются всем необходимым учебным материалом для освоения государственной программы в соответствии с общеобразовательным стандартом через школьную библиотеку.
Система подбора книг вариативна и определяется учителем с учетом возможностей и потребностей ученика.
10. Как проходят экзамены?
Промежуточная аттестация проходит в разных формах, определенных Положениях об аттестации (собеседование, реферат, тестирование, анализ текста). Итоговая аттестация осуществляется по государственным билетам и экзаменационным материалам, присланным Московским городским комитетом образования.
Итоговая аттестация проходит в установленные сроки в рамках зимней, весенней и летней сессии.
11. Как составляются вопросы по русскому языку, темы сочинений по литературе, подбираются тексты изложений?
Экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX, XI классов в школе-экстернате полностью соответствуют государственным билетам общеобразовательных школ. Письменная итоговая аттестация по русскому языку в IX классе проходит в форме изложения с элементами сочинения.
Наблюдается тенденция вариативности изложения текста (например, подробное изложение с объяснением смысла названия, сжатое изложением с элементами сочинения-рассуждения).
Письменная итоговая аттестация по литературе в XI классе проходит в форме сочинения. Выбор тем широк (5-7 тем, всегда есть свободная тема). Учащиеся имеют возможность сами формулировать тему, использовать готовую формулировку, излагать материал на примере одного или нескольких произведений. В текущем году предполагается наличие выбора среди тем по творчеству А.С.Пушкина.
12. Как вы считаете, обеспечены ли учащиеся специальными пособиями по подготовке к экзаменам?
Ученики обеспечиваются только учебной литературой. Учащиеся школы-экстерната нуждаются в дидактико-методическом пособии, состоящем из методических рекомендаций по изучению программного материала, практических заданий и ключей к ним. Желательно разработать такие пособия для каждого класса, начиная с V.
Беседу записала Е.Р.Коточигова