Примерное планирование работы по учебному пособию "Русский язык", VIII класс, под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И.П.Цыбулько

Главная цель занятий родным языком в VIII классе - речевое и языковое развитие школьников - решается, как и в предыдущие годы обучения, с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний. При этом материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно, перемежаясь.

Стержневой грамматической темой в VIII классе является "Простое предложение".

Работа по развитию речи продолжается в том же методическом ключе, что и в прошлые годы. Ее цель - усилить речевую подготовку учащихся путем включения в курс родного языка системы речеведческих понятий. Однако если в V-VII классах в центре внимания был типовой фрагмент текста, его строение, то в VIII классе в качестве единицы обучения используется целый текст, жанры публицистики, их строение и языковые особенности: репортаж, статья, очерк.

Речеведческая теория представлена в #40 учебника в виде схем и таблиц, которые являются хорошим способом систематизации и обобщения знаний.

I четверть (27 часов)

Первая четверть - время повторения, закрепления и углубления изученного в VIII классе, который фактически является рубежным в изучении таких традиционно значимых разделов, как орфография, морфемика и словообразование, морфология.

По разделу "Речь" в первой четверти повторяются, углубляются и систематизируются сведения о речи: стили и типы речи, текст и его организация.

Урок 1. Русский язык в семье славянских языков (#1)

Главная мысль урока сформулирована в эпиграфе к #1 учебника: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры" (А.Куприн) и подкрепляется текстом упр. 4. Стержнем данного урока является учебный лингвистический текст (упр. 1), рисунок, иллюстрирующий его (с. 4), и упр. 2.

Восьмиклассники на конкретных примерах (упр. 3) убеждаются в смысловом, фонетическом, грамматическом сходстве восточнославянских языков, в исторической связи народов, говорящих на этих языках.

Из текста о жизни и научной деятельности И.И.Срезневского (с. 6) учащиеся не только узнают о крупнейшем русском филологе и этнографе, но и объясняют, используя толковый словарь, лексическое значение слов филолог, этнограф, фольклор и др.

Урок 2. Повторение. Речь, ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи: средства выразительности в художественной речи (#40)

Повторяется и обобщается изученное о тексте и речи в V-VII классах (с. 202-203), о языковых и речевых средствах художественного, разговорного, научного, делового и публицистического стилей (с. 203-206).

Ведущая роль в построении урока принадлежит работе с таблицами и схемами, предложенными в #40. Отрабатываются конкретные речевые умения восьмиклассников - говорение на лингвистические темы с опорой на таблицу или план ответа (упр. 351).

Грамматика

Морфология и орфография (закрепление ранее изученного) (7 ч.)

Работая над повторением и закреплением ранее изученного, следует учитывать и использовать на уроках заложенный в учебник семантический аспект в анализе языковых единиц. При закреплении навыков правописания трудноусваиваемых орфограмм следует обратить внимание на умение восьмиклассников безошибочно разграничивать части речи на основе их общего (грамматического) значения, морфологических признаков - постоянных и непостоянных, синтаксической роли.

Объектом анализа станут части речи, включенные в ту или иную орфографическую тему, предложенную для повторения.

Урок 3. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (#2)

Чтобы правила употребления н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий закрепились без лишнего напряжения, необходимо безошибочно владеть грамматическим материалом. Так, например, правило правописания суффиксов страдательных причастий просто: в полной форме-нн, в краткой - н. Однако, чтобы написание этих слов не вызывало затруднений, необходимо: безошибочно распознавать причастия; 2) различать их полную и краткую формы; 3) разграничивать причастия и отглагольные прилагательные (типа печеный и т.п.).

Поэтому и необходимо упр. 6, заставляющее восьмиклассников вспомнить грамматическую теорию. Только затем возможно прийти к тренировке в опознании этих частей речи с учетом написания суффиксов (упр. 7, 10) и выполнить обобщения на орфографическом уровне, опираясь на знания теории грамматики (упр. 9, 10).

Только после таких упражнений логично переходить к закреплению правил правописания суффиксов наречий (упр. 11).

Упражнения 10-14 помогают организовать наблюдение за взаимодействием общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции в предложении и особенностями орфографии.

Урок 4. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (#3)

На основе общего подхода к грамматической характеристике слов каждой части речи (упр. 15) восьмиклассники вспоминают группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием не (упр. 16). Упражнение реализует повторение правил в условиях противопоставления частей речи:

не с

глаголами и деепричастиями

причастиями

существительными, прилагательными, наречиями на о

При этом учащиеся должны аргументировать свой ответ. Итого уроку подводится в упр. 17.

Урок 5. Слитное и раздельное написание не-ни с местоимениями и наречиями (#3)

Для того чтобы отчетливо осознать сходство и различие в написании не-ни с местоимениями и наречиями, восьмиклассники повторяют характеристику местоимения как части речи (упр. 18), иллюстируют предложенный перечень орфографических правил своими примерами. Употребление слов с не и ни в речи закрепляется в упр. 20, 23, 24.

Урок 6. Употребление в тексте частицы ни (#3)

Целью урока является отработка основных функций употребления частицы ни: усиление отрицания; усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении.

Урок 7. Употребление дефиса (#4)

На уроке закрепляются навыки употребления дефиса в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных (упр. 25, 26), местоимениях, наречиях, глаголах (упр. 27, 28).

ЗСП-1 (с. 17).

Урок 8. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи (#5)

Навык правописания закрепляется на основе разграничения смысла слов, разграничения их лексического и грамматического значений, учета морфемного строения. Все эти аспекты должны быть представлены на уроке, начиная с наблюдения над языковым материалом (упр. 29), включая грамматическую теорию (упр. 29(2)) и кончая самостоятельным подбором форм слов с данным написанием (упр. 29) и практикой использования их в речи (упр. 30).

Урок 9. Диктант

Определяется уровень усвоения закрепляемого материала.

Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей еще землей звенел, заливался, захлебываясь в собственной своей немудреной песенке, жаворонок.

Полный ощущения неопределенной опасности, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела еще повять и пожелтеть... Лесорубы могут вот-вот прийти.

Алексей по-звериному чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит за ним.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шепот.

"Что это? Зверь, человек?" - подумал Алексей, и ему показалось, что в кустах кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость... Совершенно не задумываясь, кто там - друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал как порубленный...

(По Б.Полевому.) (134 слова.)

(Здесь и далее материал контрольных и творческих работ приводится из методического пособия: Методические рекомендации к учебнику "Русский язык" VIII кл. / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос / Под ред. М.М.Разумовской. М., 1999.)

Синтаксис и пунктуация (74 ч)

Словосочетание и предложение (5 ч)

Цель урока - повторение на более высоком теоретическом уровне изученного в предыдущих классах: предмет синтаксиса, его основные единицы - словосочетание и предложение, сходство и отличие словосочетаний и предложений (с. 20-21).

Центральное место на уроке занимает словосочетание, его определение (с. 21), отличие от грамматической основы предложения, однородных членов, сочетания знаменательного и служебного слов.

Урок11. Характеристика словосочетаний по типу синтаксической связи

Семантический аспект анализа языковых единиц помогает понять учащимся, что, изучая словосочетания, они имеют дело с грамматическими значениями. Школьники уже имеют представление о том, что основным способом выражения грамматического значения в русском языке являются окончания слова.

Грамматические умения - опознавать типичные части речи, грамматическую форму изменяемых частей речи, устанавливать грамматическое значение окончания - чрезвычайно необходимы восьмикласснику для усвоения нового материала. В теоретической части (с. 24), описывая три типа синтаксической связи в словосочетании, следует подчеркнуть, что это связь подчинительная (в отличие от однородных членов предложения, где связь сочинительная). Работа по стилистике (упр. 39) завершает этот урок.

Уроки 12-13. Контрольная работа N1 - изложение

Цели работы - проверить сформированность умений сохранять при пересказе текста его тему, основную мысль, стиль речи, типологическую структуру, логику изложения и соответственно ей производить абзацное членение текста; выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Задание. Написать изложение по рассказу Б.Емельянова "Как я покупал собаку". Самостоятельно составить и написать заключительную часть рассказа.

КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ

Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.

Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.

К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне - я в это время сидел на диване - и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.

Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.

К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По- собачьему это значило, наверное: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся".

В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я - что друзей не покупают да деньги: дружбу и уважение надо заработать.

(По Б.Емельянову.) (430 слов.)

Урок 14. Синтаксический разбор словосочетания (с. 26)

Уроки 15-16. Предложение (общая характеристика) (#7, 8)

Эти уроки дают возможность систематизировать и обобщить знания восьмиклассников о предложении и его отличии от словосочетания (с. 27-28). Необходимо, чтобы учащиеся практически усвоили значение интонации (с. 31-32) и ее основных элементов (пауза, логическое ударение, мелодика речи) (упр. 44, 45, 49, 50).

Параллельно идет отработка правильного произношения терминов (упр. 51), а также общеупотребительных слов.

ЗСП-2 (с. 30) и ЗСП-3 (с. 33).

Двусоставное предложение

Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)

Урок 17. Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его выражения (#9)

Восьмиклассники уже знакомы с подлежащим и сказуемым. Поэтому уместно урок начать с практического материала (упр. 52) и затем перейти к теоретическим обобщениям.

Следует еще раз остановиться на противопоставлении словосочетания и предложения, основным признаком которого является предикативнсоть. Носителями предикативности (соотнесения высказывания с действительностью) выступают главные члены.

Расширяя круг знаний учащихся о подлежащем, следует особо подчеркнуть его функциональную нагрузку (с. 34) и способы выражения этого главного члена (с. 35).

По ходу урока проводится работа по лексике (упр. 56), орфоэпии (с. 36).

Работа над сказуемым, его характеристикой и видами (схема на стр. 37) закрепляется упр. 58. Для дальнейшей работы над видами сказуемых учебник предлагает практический материал на сопоставление (упр. 59), преобразование языкового материала (упр. 62, 66, 67), на поиск грамматической основы (упр. 60).

В качестве факультативного предложен материал о логическом сказуемом (с. 44).

Упр. 69 предлагает восьмиклассникам информацию о жизни и деятельности В.В.Виноградова. Упр. 72 - итог, теоретическое обобщение изученного.

Урок 18. Сказуемое и способы его выражения (#10)

Результатом урока должно стать понимание учащимися того, что такое сказуемое, и умение находить и характеризовать сказуемое в предложении.

Остановившись еще раз на том, что предложение является главным средством выражения и сообщения мысли, следует подчеркнуть, что свою коммуникативную функцию предложение способно выполнить благодаря грамматической форме главных членов (прежде всего это наклонение, время, лицо глагола-сказуемого).

Работа над видами сказуемых, представленными в схеме на с. 37, закрепляется упражнением 58. Дальнейшая работа над видами сказуемых предусматривает изучение характерных признаков каждого вида. Учебник предлагает практический материла на сопоставление (упр. 59) и преобразование (упр. 62, 66, 67) языкового материала.

В качестве факультативного предложен материал о логическом сказуемом (с. 44). Упр. 72 - итог, теоретическое обобщение изученного.

Урок 19. Повторение. Типы речи (с. 206)

Основа урока - анализ типологической структуры текста Ю.Казакова (упр. 354). Учащимся помогут знания о типах речи, приобретенные в предыдущие годы обучения (с. 206). С опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца учащиеся пишут домашнее сочинение на тему "Легко ли быть молодым" (упр. 355).

Урок 20. Тире между подлежащим и сказуемым (#11)

Цель урока: научить восьмиклассников правилам постановки тире между подлежащим и сказуемым; умению применять правила на практике. В структуре урока следует выдержать противопоставления тире-дефис (упр. 73, 79); наличие - отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (упр. 74-76).

Урок 21. Правильное согласование главных членов предложения (#12)

12

Результатом проведения урока должно стать умение учащихся правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев существующие в литературной речи варианты согласования.

Тема урока представляет собой благодатный материал для уяснения роли окончания как основного способа выражения грамматического значения в русском языке.

Урок 22. Повторение. Текст: способы и средства связи предложений в тексте (с. 207- 211)

Известные учащимся сведения о способах и средствах связи предложений в тексте (с. 207-209) пригодятся для решения конкретных практических задач: анализа текстов (упр. 356, 358, 359), самостоятельного создания текста с определенными способами и средствами связи предложений (упр. 357).

Урок 23. Второстепенные члены предложения, их функция

Определение (#13)

Восьмиклассники должны знать, что такое определение (с. 51), его виды (с. 52); они знакомятся с частными видами определения - приложением (с. 52).

Правильно и уместно употреблять определения в речи поможет материал рубрики "Возьмите на заметку".

Урок 24. Дополнение (#14)

Ученики должны знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме (с. 61).

ЗСП-4.

Урок 25. Обстоятельство (#15)

Кроме определения обстоятельства (с. 63), восьмиклассники должны знать разряды обстоятельств и способы их выражения. При работе со сравнительными оборотами (с. 66) приоритет за пунктуацией при сравнительных оборотах.

Урок завершает серию занятий, посвященных второстепенным членам предложения, и упр. 104, 105, 107 позволяют повторить предшествующий материал.

Урок 26. Порядок слов в предложении (#16)

Восьмиклассники получают представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Формируется умение осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи.

ЗСП-5.

Урок 27. Диктант

Цель - определить уровень усвоения темы.

Современный русский язык - это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия.

Русский литературный язык, прошедший долгий путь развития, стал более разнородным. Его носители различаются по социальному положению, месту жительства, профессии, по уровню образования и культуры. И сам литературный язык разделился на две разновидности - книжный язык и разговорную речь.

Книжный язык - это язык научных трудов, художественной литературы, деловой переписки, газет и журналов, телевидения и радио. Разговорный - язык неофициального общения. Он считается самостоятельной системой внутри общей системы литературного языка. На нем говорят дома, на улице, в семье, с друзьями и знакомыми.

Современные носители русского литературного языка владеют обеими его разновидностями. А, например, русские эмигранты, уехавшие из страны в первые десятилетия XX века, и их потомки практически не знают современной разговорной речи. Даже в быту они говорят на книжном языке начала века. Вот почему их речь может показаться несколько искусственной.

(По А.Плетневой и Н.Голубевой-Монаткиной.)

(136 слов.)

Задание. Разберите первое и второе предложения по членам.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И.П.Цыбулько, Примерное планирование работы по учебному пособию "Русский язык", VIII класс, под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713403&archive=1205324254 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии