Риторические требования к построению речи. Урок в V классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. Харина

Оборудование: заготовки для опорного конспекта (ОК) на доске; плакаты "Формула Цицерона", "5 этапов подготовки речи"; записи на доске; "Словарь русского языка" В. И. Даля; оценочные листы; ОК (уменьшенный вариант на каждого ученика); тексты (по одному на группу); критерии оценки чтения (по одному на группу); конверты с заданиями для конструирования текста.

Ход урока:

1. Мотивационное начало урока



- Что весной веселит,
Летом прохлаждает,
Осенью питает,
А зимой согревает?





- Конечно, это дерево. Какие ассоциации возникают, когда слышите это слово?

- С чем можно сравнить дерево?

- А в античные времена с деревом было принято связывать ораторское выступление. Такое "древо" включало в себя как бы все части настоящего дерева: корни - основные мотивы речи, ствол и ветви (большие и маленькие) - разделы и подразделы, крона дерева, т.е. листья, - это слова, а цветы - это все то, что делает выступление красивым, нарядным, выразительным.

2. Беседа

- Чтобы выступление стало таковым, его тщательно готовят. Вспомните 5 этапов работы над речью. Подсказку для ответа поищите в классе.

(Я помогу вам стихотворением:



Чтоб речь составить,
надо нам Ступенек 5 пройти:





стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------



Сначала мысль изобрести,
Расположить ее,
Потом словами выразить.
Запомнить, а затем
Нам надо речь произнести,
Чтоб стало ясно всем!)





- На какой "ступеньке", готовя речь, выступление, мы "спотыкаемся" чаще всего?

- Конечно, это расположение, построение речи.

- Вспомните, как должен быть построен образцовый текст? Сколько в нем частей? (Три: вступление, основная часть, заключение.)

- Великий греческий мудрец древности Платон считал: "...Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому". (Вывесить портрет Платона.)

3. Работа с текстом

- Я сейчас прочитаю работу вашего сверстника, ученика 5 класса, вы следите (текст есть на столе), а затем определите: это образцово построенный текст или нет.

Чем пахнут слова?

Слов великое множество! Многие из них имеют свое настроение, свой цвет. Но у слов бывают и запахи. Например, когда произносишь слова мама, солнышко, улыбка, на душе становится легко и радостно. Все вокруг меняется, воздух наполняется запахом цветов.

Когда произносишь злые и жестокие слова, сразу ощущаешь неприятное чувство, будто на тебя свалился огромный камень. Сегодня нам очень часто приходится слышать страшные слова - "война", "убийство", "смерть". Они пахнут кровью, горем и слезами...

Давайте произносить только хорошие слова! Тогда и планета наша будет самой красивой и ароматной.

Дмитренко Миша, V кл.

- Правильно ли построен текст? Докажите.

- А теперь в оценочный лист поставьте идеальную оценку за чтение. Почему идеальную? Да потому, что читать текст не надо. А вот оценить воображаемое чтение можно так: кто чувствует себя готовым прочитать текст на "5"? "4"? "3"?

- Итак, как должен строиться текст, мы видим.

4. Объяснение нового материала

а) Риторика - наука о красноречии (еще говорят - о сладкоречии). И уже более 2000 лет существует знаменитая формула великого римского оратора Цицерона:



Оратор есть тот,
кто любой вопрос изложит
со знанием дела,
стройно и изящно,
с достоинством при исполнении.





- Что означает слово "изящный"? Зачитайте определение в словаре:

Изящный - красивый, художественный, сделанный со вкусом. (Даль)

Добавлю: - отличающийся тонкостью, соразмерностью во всем, отвечающий требованиям художественного вкуса. (Ожегов)

- Чтобы выступление оратора было изящным, нужно соблюдать риторические требования к построению речи. (Вывесить плакат над портретом Платона.)

- Назовите ключевые слова в теме урока (подчеркнуть).

- Определите сами: что надо знать по теме? Что уметь?

б) Оформление на доске ОК (части ОК вывешиваются по ходу объяснения учителя).

Главная цель вступления - "зацепить" внимание слушателя. Для этого хорошо включить во вступление проблемный вопрос, необычный факт, прием сопереживания. В основной части, по мнению Цицерона, должно быть изложение материала.

- Что еще нужно сделать, чтобы речь была более убедительной? Конечно, подтвердить ее примерами и, если есть оппонент, опровергнуть его мнение. Здесь можно использовать притчу, миф, сказку, басню, пословицу, песню - все, что воздействует на аудиторию более сильно, чем простая информация.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Заключение, как говорил известный судебный оратор А. Ф. Кони, должно "закруглить" речь. Для этого нам пригодятся афоризм, цитата, призыв, иллюстрация.

- Таким образом, "закруглив" выступление, мы получим речь. Какую геометрическую фигуру напоминает идеальная, говоря слова Цицерона, "изящная речь"? Почему? (Круг - это символ гармонии мира.)

- А для гармоничного соотношения частей текста нам нужна формула великого итальянского живописца, скульптора, инженера и ученого эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, по которой вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего текста. (Вывесить завершающую часть ОК и портрет Л. да Винчи.)

ОК

Риторические требования к построению речи



в) - Вернитесь к тексту "Чем пахнут слова?". Найдите риторические приемы, помогающие сделать текст не только стройным, но и изящным.

- Что помогает "зацепить" внимание? (Необычный факт: слова имеют запахи.)

- Как автору удалось изящно "закруглить" речь? (Использован призыв.)

г) Проговаривание учителем текста по ОК.

5. Первичное усвоение материала

А) Работа в паре.

- По ОК шепотом проговорить материал по теме.

- Рассказать ОК друг другу и оценить в оценочном листе на луче с двумя человечками.

(Кому некомфортно в паре, можно работать со мной или самому.)

Б) Работа в группе.

- Откройте конверт, достаньте текст В. Солоухина.

У людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

- На втором листе даны варианты названия, вступления, заключения и дополнительный материал, который можно включить в основную часть.

Варианты вступления

1) "Много есть чудес на свете. Человек - их всех чудесней", - утверждал Софокл. Чем же так удивительны люди?

2) Чем можно сиять? В чем нам дано расплываться? Что может привлекать? Для этого...

3) Говорят, хорошая песня и большая душа человека, как яркий костер, издалека видны. А как это можно увидеть?

4) Все в мире гармонично. У природы есть великое солнце, которое светит и дарит тепло. А...

Варианты названий

1) Прекрасное лекарство для души.

2) От улыбки хмурый день светлей.

3) Улыбайтесь, люди, улыбайтесь!

4) Улыбка - капелька солнца.

Варианты заключения

1) Не дайте же душе окаменеть. Пусть на земле всегда живет улыбка!

2) Улыбайтесь, люди, улыбайтесь! Легче станет жить всем на Земле.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

3) Великий Сократ восклицал: "Заговори, чтоб я тебя увидел!" Я хочу добавить: "Улыбнись, чтоб я узнал твою душу". Улыбайтесь почаще!

4) Улыбнись, человек! И на капельку солнца прибавится в мире! Улыбнись, человек! Пусть на капельку радостнее станет жизнь!

Дополнительный материал

1) В известной песне есть слова: "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется". Это значит - надо отдавать людям свою улыбку, а они улыбнутся другим.

2) В евангельской притче говорится: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". Так и улыбка человека освещает все кругом.

Задание: используя эти материалы, сконструируйте текст речи, учитывая риторические требования к ее построению. (Во время работы в группе помните о корректности поведения.)

- Какие риторические приемы вы использовали во вступлении, основной части, заключении?

- Оцените свою работу в группе: насколько вы были активны и как велик ваш вклад в общее дело. Оценку поставьте в оценочный лист.

- Речь готова. Теперь надо подготовиться к ее произнесению.

Дыхательная гимнастика. (Чтоб разогреть мышцы щек, языка и губ.)

- Как она сегодня у нас называется, узнаете, отгадав загадку:



Под соснами, под елками
Ползет мешок с иголками.





(Ежик)

- Это у нас такой умудренный жизнью, солидный ежик, ползет не торопясь. Давайте представим себе ежика помоложе, который спешит к своим ежатам. Изобразим пыхтящего, спешащего ежика. Наберите воздуха и на выдохе говорите "пых-пых", как это делал бы спешащий ежик, пока хватит воздуха. Губы плотно смыкайте и резко размыкайте. Повторите упражнение 2 раза.

Теперь один человек от группы будет исполнять роль оратора и пойдет готовиться к произнесению речи.

- Можете походить по классу, можно даже выйти в зимний сад, чтобы речь отрепетировать. Помните: время ограничено!

Остальные - проводим речевую разминку: отрабатываем скороговорку. Помним: проговорить не только быстро, но и очень четко, правильно.

- Мысленно читаем с доски: "Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла".

- Произносим без звука, четко артикулируя.

- Хором, шепотом, четко, медленно.

- Хором, громко, четко, медленно.

- Хором, убыстряя темп.

- А теперь произнесите скороговорку с подтекстом:

а) восхититесь справедливостью королевы;

б) посочувствуйте Карлу.

Работа в паре.

- Произнесите скороговорку с любым из предложенных подтекстов и оцените друг друга.

- Поставьте себе в оценочный лист итоговую оценку.

7. Произнесение речи.

- Конечно, в связи с ограничением времени вам придется читать текст, а не произносить его по памяти, как это делают настоящие ораторы. И тем не менее ваша задача - произнести свою речь так, чтобы, как говорил государственный деятель России начала XIX века М. М. Сперанский, "склонить ум, тронуть душу".

После произнесения речи оратором от каждой группы учитель дает качественную оценку с использованием пословиц:

Красную речь красно и слушать. Умные речи приятно слушать, лорошая речь лучше меда. Живое слово дороже мертвой буквы.

8. Разгадывание ребуса (злато+уста)

- Думаю, что все наши ораторы заслужили звание златоуста.

9. Обобщение

- Чтобы оратора назвали златоустом, как он должен строить речь? (По формуле Цицерона.)

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

- Что делает речь не только стройной, но и изящной? (Различные риторические приемы; с некоторыми из них мы познакомились сегодня, над остальными нам предстоит работать в дальнейшем.)

10. Подача домашнего задания

- Уверена, что будущее за теми, кто научится говорить



"стройно,
изящно
и с достоинством".





Перефразируя известные слова, надо сказать: "Суха, мой друг, теория всегда, а древо речи вечно зеленеет". Надо только очень захотеть это "древо" выращивать.

- Расшифруйте домашнее задание

по записи на доске:

ло...кий, ц...ган, ро...кий, изл...жение,

бар(?)икада

- Домашнее задание предлагаю вам по вашему выбору и разумению. Буду рада, если вы еще раз просмотрите опорный конспект (его можно взять домой) и составите синквейн о слове или на любую другую тему. Это поможет вам на следующем уроке.

11. Завершение урока

- В Древнем Риме оратор нередко заканчивал свое выступление кратким словом

"DIXI!",

что означало " Я все сказал!", а иногда и полной фразой, известной каждому римлянину:

"DIXI ET ANIMAM LEVAVI",

что выражает полное удовлетворение, испытываемое оратором, а именно:

Сказал и облегчил тем свою душу!

Я тоже говорю вам: "DIXI!"

стр. 62


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. В. Харина, Риторические требования к построению речи. Урок в V классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204030102&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии