Знаки препинания при причастном обороте. Урок в VII классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. Сорокина

Цели для учителя:

- закрепить пунктуационные навыки по теме;

- продолжить работу по развитию речи учащихся.

Цели для учащихся. В конце темы учащиеся должны знать:

- правила постановки знаков препинания при причастном обороте в предложениях различных конструкций;

- роль причастного оборота в предложении и его функции в речи.

В конце темы учащиеся должны уметь:

- находить причастный оборот в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

- употреблять причастный оборот в речи.

Цели и задачи урока (1 - 2 мин)

I. Работа над предложениями, осложненными обособленными и необособленными определениями, выраженными причастными оборотами (8 - 10 мин).

Цель: закрепить навык расстановки знаков препинания при причастных оборотах в предложениях различных конструкций.

Рассмотрите схемы предложений. По данным схемам расскажите об особенностях структуры предложений. (Общеклассная устная работа.)



Уровень I.

Установите соответствия между данными схемами и следующими предложениями. (Индивидуальная работа. Выполняется в тетрадях.)

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

а) Из окон были видны луга, стелющиеся до реки, текущей к морю.

б) Я любовался кленами, расцвеченными осенью в бордово-оранжевые тона, и шелестящими золотистой листвой молодыми березками.

в) Очарованный красотой места, я решил отложить отъезд еще на несколько дней.

г) Скалистые, покрытые остатками ночного тумана вершины гор были мрачны и торжественны.

д) Солнце, недавно поднявшееся из-за горизонта и посылающее первые робкие лучи на землю, скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

е) Деревья с начинающей желтеть листвой, сырой прохладный воздух по утрам, трава, утратившая свежесть и яркость; все говорило о наступающей осени.

Проверьте работу по ключу N 1. Оцените свою работу.

Уровень II.

Проиллюстрируйте схемы своими примерами. Работу проверяет учитель.

II. Работа с текстом (8 - 10 мин).

Цель: закрепить умение учащихся находить в предложении причастный оборот, подчеркивать его как член предложения, ставить необходимые знаки препинания.

Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. (Работа в парах. Выполняется на данном листе. Взаимопроверка.)

В довольно большой недавно выбеленной комнате сидел за старым покоробленным от времени столиком молодой человек и рассматривал разбросанные в беспорядке бумаги.

В серебряных подсвечниках стоящих перед ним догорали свечи рядом находился незакрытый ящичек причудливо расписанный. Собака ворочалась на только что принесенном сене. В дверях стоял мужик подпоясанный пунцовым кушаком. Между окнами виднелось темное зеркальце на перегородке висел старинный почти весь облупившийся портрет напудренной женщины с черной ленточкой на шее.

(По И. С. Тургеневу.)

III. Работа по развитию речи (10 - 12 мин)

Цель: уметь использовать причастный оборот в речи.

Распространите данный текст обособленными и необособленными определениями, выраженными причастными оборотами. (Индивидуальная работа. Готовые работы зачитываются в классе и рецензируются учащимися.)

Как изменился текст? Какова роль причастных оборотов в речи?

Темная туча медленно приближалась. Солнце скрылось, и стало почти совсем темно. Птицы и насекомые смолкли. Сильный ветер раскачивал верхушки деревьев. Люди, лошади и собака - все ждали прохлады и свежести, которые принесет с собой дождь.

IV. Подведение итогов урока (1 - 2 мин)

V. Срез знаний (10 мин).

Тест. (Проверяет учитель.)

I. Указать слова, которые зависят от выделенного слова.

В гус1той, ещ2е не скошенной косц3ами

Тра4ве мель5кали яркие россыпи цветов.

П. В данном предложении указать причастный оборот.

По засыпанным опавшими листьями узким улицам трудно было ходить.

III. Указать предложения с причастным оборотом.

а) Волны накатывающиеся на берег глухо шумели.

б) Птицы радостного щебеча слетели с куста.

в) Молодые распустившиеся кусты сирени украсили старый сад.

г) Дерево было спилено под корень.

д) До сих пор не распечатанное письмо лежало на столе.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

IV. Указать предложение, не содержащее пунктуационных ошибок.

а) На деревьях, на траве, на берегу покрытом галькой, - всюду сидели птицы.

б) Через окно, выходившее в сад, и по утрам настежь распахнутое, в комнату проникал свежий прохладный воздух.

в) Я видел города, отстроенные заново, и деревни, возрождённые из руин.

V. Указать разницу в структуре предложений.

а) Дом стоял у холма надвое рассечённого оврагом заполненным водой.

б) Наш отряд измученный долгим переходом и почти утративший надежду выйти из леса остановился отдохнуть.

Знаки препинания при причастном обороте

Ключи

Ключ N 1.

1д; 26; 3г; 4е; 5и; 6а.

Ключ к тесту

I. 2,3

II. ... засыпанным опавшими листьями....

III. а), д).

IV. в)



стр. 55


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. Сорокина, Знаки препинания при причастном обороте. Урок в VII классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204030032&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии