Имя существительное как часть речи. Урок в V классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. П. Приставкина

Речевая тема: художник В. М. Васнецов и его картины.

Цель урока - повторение: 1) морфологических признаков существительного; 2) синтаксической роли существительных в предложении.

Вступительная беседа.

- Все мы знаем и любим русские народные сказки. А какой знаменитый художник написал большое количество картин на темы сказок?

- Назовите известные вам картины В. М. Васнецова.

Краткий рассказ учителя о В. М. Васнецове.

Вывешивается картина "Иван-царевич на сером волке".

Запись под диктовку текста:

Дремучий лес. Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями-руками. Тихо и тревожно в такой чащобе. (Уточняем лексическое значение слова "чащоба".) Страшно от каждого шороха. Даже птицы не заглянут в такую глушь, не оживят ее своим пением.

Задания:

- Обратите внимание на выделенные слова. Какое настроение они создают? (Они создают настроение тревоги.)

- Докажите, что это существительные.

- Найдите существительные в остальной части текста.

Вопросы:

- Кто герои картины?

- Как вы думаете, почему перед ними расступается даже такой дремучий лес?

- Какая мысль выражена художником в картине?

Запись вывода: Художник показывает, что человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.

Вопросы:

- Какое это предложение? Графически докажите, что оно сложное.

- Укажите существительные, определите их род.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

- Какой признак существительного вспомнили? (Принадлежность к роду.)

Работа по картине. Обращается внимание на одежду героев. Красивая, не так ли? Конечно, герои картины одеты в шелк, парчу и бархат.

Задание. Составьте словосочетания прилагательное + существительное, которые можно использовать для описания одежды героев. (Древнерусский полукафтан, бархатный казакин, узорные перчатки, сафьяновые сапожки, парчовое платье, жемчужные бусы.)

Вспоминаем еще один признак существительного: в сочетании с прилагательным оно обычно является главным словом.

Вывешивается картина В. М. Васнецова "Ковер-самолет".

Описание картины (под диктовку).

На фоне утренней зари летит вышитый ковер. На ковре Иванушка и Елена Прекрасная. Все испытания позади, они вместе!

Вопросы:

- Каким членом предложения может быть существительное? (И подлежащим, и дополнением, и обстоятельством.)

- Какую давнюю мечту народа выразил Васнецов в этой картине? (Ковер-самолет - мечта народа о полетах в небо).

- Выделите грамматическую основу. Чем выражено сказуемое? (Вывод: существительное может выступать в роли сказуемого.)

Предлагается вниманию картина "Богатыри".

Работа со словарем. (Выясняем лексическое значение.)

Богатырь. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Вопросы:

- Какое из значений подойдет к растолкованию картины "Богатыри"? Почему?

- Кто эти богатыри?

- Где они находятся?

- Какие качества русского народа прославляет художник?

Формулировка ответа (запись).

Художник прославил любовь к родине, смелость, отвагу, смекалку, хитрость, сноровку, неторопливость.

Вопрос: Слова какой части речи помогли ответить на вопрос?

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Существительное может помочь нам в построении текста. Сцепляющие слова-синонимы (лексические и текстовые) - чаще всего существительные.

Задание. Прослушайте фрагмент описания картины "Богатыри". Найдите сцепляющие слова, которые помогают связать текст.

В одной руке Илья Муромец держит копье, на другой сорокапудовая палица (выясняется лексическое значение). И такую вот тяжесть он, как пушинку, держит на согнутой руке.

Задание. Вставьте существительные, сцепляющие слова. (Раздаются тексты.)

Рядом с Ильей - Добрыня Никитич... принадлежит к знатному роду, и художник подчеркивает это богатством его снаряжения... (доспехи) его усыпаны драгоценными камнями.

Подведение итогов. Систематизация повторенного об имени существительном.

К столетию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева

Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 416 с.

Книга избранных трудов Д. С. Лихачева знакомит читателя с Лихачевым - исследователем русской и мировой культуры, с его работами, составляющими золотой фонд отечественной науки, в том числе по культуре Древней Руси, культурологии Петербурга и связанной с ней культурологии русской цивилизации XVIII - XIX веков и, наконец, культурологии современности. В сборник включена "Декларация прав культуры" как итоговый труд Дмитрия Сергеевича, своего рода его научное и нравственное завещание.

Издание предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, а также для широкого круга читателей.

стр. 48


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. П. Приставкина, Имя существительное как часть речи. Урок в V классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029959&archive=1205324254 (дата обращения: 17.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии