ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭССЕ НА ОСНОВЕ АВТОПОРТРЕТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. Ю. КЛЮЕВА

В соответствии с программой по русскому языку и литературе в IX классе предполагается знакомство с такими публицистическими жанрами, как очерк и эссе. Жанр эссе в чистом виде в настоящее время стал менее востребован, а вот использование элементов эссе в сочинениях других жанров можно считать положительной тенденцией. В связи с этим мы предлагаем один из обучающих уроков, который носит интегрированный характер: "Портретный очерк с элементами эссе на основе автопортрета М. Ю. Лермонтова".

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Почему героем будущего портретного очерка мы выбрали Михаила Юрьевича Лермонтова? Во-первых, потому, что писать очерк желательно о человеке, который хорошо знаком (творчество Лермонтова изучается с V класса). Во-вторых, при знакомстве на уроках литературы с романом "Герой нашего времени" учащиеся смогут использовать теоретические знания о психологическом портрете, полученные на уроках русского языка.

На уроке подготовки к написанию очерка мы использовали произведение живописи как сильнейшее средство эмоционального воздействия, которое поможет пробудить в учащихся желание творить.

Для получения наиболее достоверного психологического портрета М. Ю. Лермонтова писатели, скульпторы, режиссеры использовали, как правило, не одно, а хотя бы два из прижизненных изображений. В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет (1837), портреты работы П. Е. Заболотского (1837 и 1840) и Д. П. Палена(1840).

Наш выбор остановился на двух из этих портретов, наиболее известных. Но основным для работы все же остается автопортрет - взгляд поэта на себя самого. Мы считаем, что именно автопортрет поможет учащимся найти ракурс, о котором говорил К. Г. Паустовский: "Хорошие художники никогда не рисуют здание с фронта, "в лоб", а берут ракурс. Этот закон необходим и для литературного показа действительности. В лоб ее берут газеты. Книга и очерк должны повернуть ее к читателю такой гранью, которая раньше оставалась в тени, и тем придать ей естественный и необходимый блеск".

Цели урока:

* подготовить учащихся к сочинению в жанре очерка с элементами эссе;

* сформировать умение, опираясь на знания по литературе, через внешность человека выявить его психологическое состояние, воссоздать внутреннюю жизнь души;

* повторить сведения о художественном и публицистическом стилях речи и актуализировать их в процессе работы над очерком;

* закрепить навык практического использования односоставных предложений как более лаконичной формы, способной выделить наиболее важное для сообщения (действие, состояние, признак, предмет или явление);

* закрепить знания о цитировании;

* провести анализ лексического поля картины1, расширить фоновые знания, обогатить речь учащихся словами, обозначающими воинское обмундирование русской армии времен царствования Николая I, активизировать лексику учащихся на тему картины.

Культуроведческий фон (оборудование) урока: репродукция картины П. Е. Заболотского "Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка", 1837 г. и репродукция автопортрета М. Ю. Лермонтова, стихотворения М. Ю. Лермонтова, статья И. Л. Андроникова "Лермонтов в Грузии в 1837 году", отрывки из писем М. Ю. Лермонтова с Кавказа, компьютерная презентация (цитаты, таблицы воспроизводятся по мере необходимости, все остальное время на экране портреты, с которыми работают учащиеся). При отсутствии компьютерной поддержки тексты, представленные на слайдах, читают заранее подготовленные ученики. Таблицы готовятся в печатной форме на каждую парту.

К данному уроку учащиеся должны повторить биографию М. Ю. Лермонтова, прочитать стихотворения: "1831-го июня 11 дня", "В альбом" ("Как одинокая гробница..."), "Гляжу на будущность с боязнью...", "Договор", "Дума", "Отрывок" ("На жизнь надеяться страшась..."), "Портрет", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Прощай, немытая Россия...", "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", "Смерть поэта", "Я не хочу, чтоб свет узнал...".

Ход урока

Вступительное слово учителя. Кулыпуроведческий комментарий

Каждый день в кабинете русского языка и литературы вас встречают мол-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

чаливые портреты великих русских писателей и поэтов. Но однажды каждый из этих портретов вдруг приобретает "голос". Сегодня нашим собеседником будет Михаил Юрьевич Лермонтов. Николай Алексеевич Раевский в своей знаменитой книге о А. С. Пушкине "Портреты заговорили" писал: "Дорогой всем нам образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к поэту и пытливо вглядываемся в его человеческие черты"2. Наша с вами задача сегодня заключается в том, чтобы тоже "подойти к поэту поближе", а свои новые впечатления и открытия отразить в портретном очерке с элементами эссе.

Давайте мысленно перенесемся в заснеженный январь 1837 г. В дни трагической гибели Пушкина Россия внезапно услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе.

(Звучат первые 8 строк стихотворения "Смерть поэта" в записи или в исполнении заранее подготовленного ученика.)


Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит! <...>




Скорбные, гневные, обличительные стихи двадцатидвухлетнего корнета лейб-гвардии гусарского полка Михаила Юрьевича Лермонтова с молниеносной быстротой распространялись по Петербургу. Не только презренного проходимца, чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина, обличал поэт в этих стихах. Он обвинял злобных клеветников, которые преследовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса. Лермонтов указал на них, толпящихся возле царского трона: это потомки придворных холопов, прославившихся своей подлостью. Молодой поэт назвал эту надменную знать палачами свободы и славы, палачами русского гения. Он грозил им народной расправой. Он уверял, что их ждет суд истории - суд неизбежный и беспощадный:


Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!




Выступить с таким стихотворением в России было проявлением неслыханной смелости.

Правительство Николая I в новом поэте сразу почувствовало мятежный дух декабристов и Пушкина и поторопилось принять меры.

Уже 25 февраля 1837 г. военный министр князь Чернышев сообщил шефу жандармов графу Бенкендорфу "высочайшее повеление": "Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных вашему сиятельству стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк".

Нижегородский драгунский полк, в который ссылали Лермонтова, стоял в Грузии, в ста верстах от Тифлиса (Тбилиси), нес охрану "кордонной линии" и отражал частые набеги лезгин. Неугодного поэта сослали под пули горцев3.

И вот Лермонтов на Кавказе.

Беседа по картинам

(На экране два портрета - слайд 1 - или на доске репродукции картин.)

Перед нами два портрета, написанных в 1837 г.: акварельный автопортрет М. Ю. Лермонтова и портрет кисти П. Е. Заболотского "Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка". П. Е. Заболотский (1803 - 1866), русский живописец, известен как портретист. Именно он обучал рисованию М. Ю. Лермонтова. П. Е. Заболотский понимал душу, характер своего персонажа, что отражалось в картинах. Самая известная его работа - вот этот прижизненный портрет М. Ю. Лермонтова, который художник написал в начале 1837 г. по заказу Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта.

Нам предстоит говорить о портретах, на которых М. Ю. Лермонтов изображен в военной форме, но не все, возможно, знают, как назывались предметы воинского обмундирования русской армии времен царствования Николая I, его дета-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

ли. Незнакомые слова мы распределили в три лексические группы. Значения слов, представленных в данной таблице, найдите, пожалуйста, в толковом словаре.

(Ученики находят в толковых словарях значения слов, которые сразу же проецируются на экране - слайд 2, а распечатанные таблицы для дальнейшей работы раздаются на каждую парту.)

- Посмотрите внимательно на портрет Лермонтова кисти П. Е. Заболотского. Что в первую очередь привлекает зрителя в этом портрете? Возможно, при ответе на этот вопрос вам поможет название картины. (Как только портрет оказывается перед глазами, то невольно задерживаешь свое внимание на одежде, в которой изображен поэт: яркий красный, обильно расшитый золотом и отороченный мехом ментик, светло-синие чакчиры (рейтузы). Специфично и название картины: "Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка". Сам поэт как бы "находится" внутри этого парадного одеяния. И, только рассмотрев ментик, переводишь свой взгляд на лицо поэта.)

- Какими изобразил глаза Лермонтова П. Е. Заболотский? (Темные выразительные глаза широко открыты.)

- Как бы вы могли охарактеризовать взгляд поэта? И как характеризует человека такой взгляд? (Глаза поэта смотрят мимо тебя, куда-то вверх. Такой взгляд - свидетельство внутренней уверенности смотрящего, ощущения им собственного превосходства.)

- Что вы можете сказать о позе человека, изображенного на полотне? (Поза гордая, прямая осанка. Одну руку Лермонтов закинул за спинку стула, как бы придерживаясь за нее, что придает устойчивость, твердость позе. Другая рука покоится на ноге.)

- Каково выражение лица поэта? (Спокойное, с легкой усмешкой лицо.)

- Что же можно сказать о характере человека, изображенного П. Е. Заболотским? (Глядя на такое лицо, кажется, что человек умиротворен, доволен жизнью. Весь облик этого человека говорит о том, что он смел, прям, не привык прятаться за чужие спины. Именно таким видели Лермонтова люди, знавшие его. Это ав-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Предметы
Бурка
На Кавказе: род плаща из мохнатого овечьего или козьего войлока

и детали

воинского

обмундирования
Газыри
Деталь черкесского национального костюма: кожаные или матерчатые гнезда, нашитые тесным рядом на груди, куда раньше вкладывались ружейные патроны (по 4 - 8 штук с каждой стороны)


Ментик
Короткая гусарская накидка с меховой опушкой (зимняя куртка для всех чинов)


Чакчиры (рейтузы)
Длинные, узкие, плотно обтягивающие брюки (первоначально для верховой езды)


Эполеты
В царской и некоторых иностранных армиях: наплечные знаки различия офицеров, генералов, адмиралов - род блестящих парадных погонов

Названия родов
Гвардия
Отборные, лучшие войска

воинских званий
Гусар
В царской и некоторых иностранных армиях: военнослужащий частей легкой кавалерии


Драгун
В царской и некоторых иностранных армиях: военный некоторых частей средней кавалерии [первоначально предназначенных действовать как в конном, так и в пешем строю]


Корнет
В России до революции и в некоторых других странах: один из младших офицерских чинов в кавалерии, а также лицо, имеющее этот чин


Лейб-...
Первая часть сложных слов со значением: состоящий при монархе, придворный, например: лейб-гвардия, лейб-гусар...

Детали оружия
Эфес
Рукоятка холодного оружия (сабли, шашки, шпаги) вместе с примыкающей к ней частью клинка






тор строк: "Но перед идолами света // Не гну колени я мои" ("Договор", 1837 г.)

- Удалось ли художнику передать сложную и одновременно тонкую душу поэта? (Пожалуй, нет. Поэт "холоден и горд", во всяком случае, такое мнение о нем у тех, кто его знал. Душа же поэта для толпы остается "за семью печатями" как в жизни, так и на портрете.)

- Лермонтов на протяжении всей жизни скрывал от толпы свои душевные порывы. Неслучайно уже в юношеском стихотворении поэт писал о себе:

(Слайд 3)


Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей все равно.




"1831-го июня 11 дня"

Итак, толпе поэт не хочет открывать своего сердца, а вот любимой женщине... К 1837 г. было написано уже несколько портретов М. Ю. Лермонтова. Все они имели несомненное внешнее сходство с оригиналом, но никому из художников не удалось "заглянуть" в душу поэта, поэтому-то так и ценен для нас, потомков, автопортрет, около 80 лет считавшийся утерянным, написанный не для широкой публики, написанный как откровение. Портрет предназначался для В. А. Лопухиной (женщины, любовь к которой Лермонтов пронес через всю жизнь) и был передан ей при их последней встрече.

- Что мы можем сказать о технике исполнения автопортрета? (Акварельный автопортрет Лермонтова в сравнении с портретом поэта кисти Заболотского, выполненным маслом, явно проигрывает. Нет той яркости красок, строгой четкости линий; стоит лишь присмотреться к изображению руки, как замечаешь незначительные нарушения пропорций тела...)

- Автопортрет, "размером с ладонь ребенка"4, выполненный Лермонтовым, возможно, не такой яркий, парадный, не такой эффектный, но у него есть огромные преимущества. Никто лучше самого Лермонтова не мог знать того, что происходило в его душе. На что мы обращаем

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

внимание при взгляде на этот портрет? (Мы обращаем внимание на лицо поэта, все остальное как бы уходит на второй план.)

- Какая портретная деталь кажется вам наиболее выразительной в этом портрете? (Глаза и губы.)

- Это очень важно, что вы обратили внимание именно на глаза. "Его необычайно выразительные карие глаза воистину были "зеркалом души"", - отмечает лермонтовед Л. А. Белова. О каких еще деталях портрета вы хотели бы сказать? (Темно-русые волнистые волосы обрамляют крутой, высокий лоб, к такому лбу подходит название "чело".)

- Детали портрета, на которые вы обратили внимание, совпадают с теми, о которых говорил поэт в своем юношеском стихотворении "Отрывок":


Взгляните на мое чело,
Всмотритесь в очи, в бледный цвет...




Давайте последуем совету поэта и всмотримся в его очи. Именно в очи, а не глаза. Как вы думаете, почему? (Слово "очи", как и слово "чело", относится к поэтическому стилю. Оно передает высокий полет души поэта. Когда мы говорим о поэте, то вполне можем использовать это слово.)

- Как бы вы охарактеризовали очи поэта? (Грустные, задумчивые, печальные, отрешенные, усталые, всезнающие, проницательные.)

- Как много вы назвали определений? Можно ли уместить их в одном предложении? (Учащиеся составляют предложения. Выбирается лучший вариант, например: Под четко очерченными бровями глаза - проницательные, всезнающие, но уставшие; печальные, лишенные задорного блеска глаза человека молодого, но уже так много повидавшего на своем веку.)

- Почему рядом с подобранными вами определениями вы употребили все же слово "глаза"? (Слово "очи" само по себе очень выразительное. Оно всегда будет на "первом плане", своеобразным смысловым центром. Нейтральное же слово "глаза" не отвлекает нашего внимания от прилагательных, которые в данном случае важнее для нас.)

- О чем вам "говорит" выражение лица Лермонтова? (Поэт задумался о чем-то. Мы видим его, физически он близко от нас, совсем рядом, но мыслями далеко-далеко...)

- В стихотворении "Я не хочу, чтоб свет узнал..." Лермонтов пишет об утесе, сравнивая с ним себя:

(Слайд 4)


Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый,
И, кроме бури да громов,
Он никому не вверит думы...




"Никому не вверит думы..." Эта очень специфическая деятельность человека закрыта для постороннего глаза. Но все же наблюдательный зритель может "оживить" изображение. Давайте и мы попробуем. А помогут нам в этом как раз "говорящие детали" портрета, на которые вы и обратили свое внимание: глаза и улыбка. Какие определения вы можете подобрать, чтобы охарактеризовать взгляд поэта? (Глубокий взор, долгий взгляд, проницательный, пристальный взгляд, потухший взор, поникший, бездонный, неподвижный, туманный, утомленный взгляд, отрешенный, грустно-задумчивый взгляд.)

- Да, не менее сильно, чем глаза, лоб, удалось запечатлеть художнику глубину мысли. Нет, не отдыхает Лермонтов - работает: он думает. А на каком фоне изобразил себя поэт? (На фоне Кавказских гор.)

- В одном из своих писем с Кавказа в этот период Лермонтов пишет:

(Слайд 5)

"Каждое утро я вижу из своего окна цепь снежных гор и Эльбрус. Вот и теперь, когда я пишу это письмо, я время от времени останавливаюсь, чтобы посмотреть на этих великанов. Они прекрасны и величественны".

- Можно ли предположить, почему Лермонтов изобразил себя на фоне Кавказских гор? (Возможно, потому, что горы всегда были очень притягательны для него. Он никогда не переставал восхищаться ими и в созерцании гор всегда находил умиротворение своей душе.)

- В какой одежде изобразил себя поэт? (Лермонтов изобразил себя в парадной форме офицера Нижегородского драгунского полка, с газырями на груди, в

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе.)

- Если на картине П. Е. Заболотского М. Ю. Лермонтов изображен в парадном одеянии гусара, то на автопортрете поэт уже в парадной форме драгуна. "За долгую службу на Кавказе некоторые драгунские полки были особо отличены: они получили на свои мундиры детали черкесского национального костюма, газыри, папахи, бурки и даже шашки. 25 февраля 1837 г. из лейб-гвардии Гусарского полка корнет М. Ю. Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, который первым получил это отличие 20 июня 1834 г. Бывший гвардеец без особого уважения относился к армейскому драгунскому мундиру и даже позволил себе иронизировать по его адресу. Так, в "Княжне Мэри", описывая внешний вид "шумной и блестящей кавалькады", Михаил Юрьевич замечает: "Кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским...". Вероятно, эта форма, несмотря ни на что, Лермонтову нравилась, ибо он на автопортрете изобразил себя именно в ней. Но подобных экзотических мундиров было немного"5. В своей книге "Лермонтов в Грузии в 1837 г." И. Л. Андроников пишет: "В офицерском мундире Нижегородского драгунского полка Лермонтов нарисовал акварельными красками известный автопортрет, на котором изобразил себя в бурке, накинутой на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди. Через плечо на кабардинском ремне с серебряным набором перекинута черкесская шашка. Таким его видели в Грузии".

- Опишите позу поэта, положение его рук. (Поэт стоит спокойно, вполоборота от нас, правая рука прикрывает эфес шашки, а левая - скрыта под наброшенной на плечо буркой.)

- Какой вид портретного жанра был выбран М. Ю. Лермонтовым для создания своего образа? (Из многих разновидностей портрета - поясной портрет, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа6 - М. Ю. Лермонтовым выбран поясной портрет с "говорящим" пейзажным фоном.)

- Почему поэт отдает предпочтение именно этой разновидности портрета? (Создавая свой образ, художник нашел наиболее удачный фон, органически связанный с его внутренним состоянием, его характером.)

- Какова композиция портрета? (Композиция картины проста, но четко продумана. Фигура поэта занимает центральную часть портрета. Фон, пусть даже и замечательный, является своеобразным дополнением, служит для того, чтобы лучше понять образ главного героя. На заднем плане открывается бескрайнее сизо-голубое небо с плывущими по нему облаками, сливающимися с вершинами гор до такой степени, что сразу и не поймешь: облако это или снежная шапка на вершине горы. При взгляде на картину словно ощущаешь свежесть и чистоту горного воздуха.)

- Мы уже сказали, что свой портрет Лермонтов пишет как откровение, именно этим он для нас и ценен. Образ поэта приобретает в автопортрете психологическую глубину. Через внешность раскрывается сложный внутренний мир гонимого властью певца свободы, его характер. А можно ли рассматривать величественную панораму, на фоне которой изображен поэт, как символ той стихии, где Лермонтов ощущает себя полностью свободным? (Можно: небо, горные вершины всегда были символами свободной стихии. Наверное, поэтому Лермонтов в своей поэзии так часто обращается к этим образам, например в произведении "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..":

(Слайд 6)

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно...

- Как действует на Лермонтова созерцание свободной стихии? (Как мы видим

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

уже из этого стихотворения, созерцание свободной стихии действует на поэта успокаивающе. Именно поэтому появляется здесь "чистая", "священная" лексика: молитва, престолы, мечта, творец.)

- Действительно, созерцание свободной стихии благотворно действовало на поэта. В одном из своих писем Н. А. Раевскому М. Ю. Лермонтов писал: "Для меня горный воздух - бальзам: хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит, ничего не надо в эту минуту".

Итак, мы с вами внимательно рассмотрели автопортрет М. Ю. Лермонтова. Ваши ответы были очень эмоциональны, чувствовалась заинтересованность темой. А это и есть непременное условие успешной работы над очерком, потому что писатель-очеркист должен представить свою оценку явлений жизни.

Словарно-стилистическая работа

(часть словарной работы проведена в начале урока)

Учитель предлагает учащимся попарно сопоставить двусоставные и односоставные предложения, в которых говорится об одних и тех же предметах речи, чтобы юные очеркисты увидели разницу и в своей дальнейшей работе уже осознанно выбирали наиболее подходящие синтаксические конструкции для выражения собственных мыслей.

- В представленной таблице (дается распечатка на каждую парту, представлена на доске или проецируется на экран - слайд 7) каждому предмету речи соответствуют два предложения: двусоставное полное и односоставное. Какие предложения лучше передают простор, бескрайность, помогают наблюдателю погрузиться в состояние грустной задумчивости?

(Двусоставные предложения обладают завершенностью: назван предмет речи и названо действие или признак этого предмета. Односоставные же предложения концентрируют наше внимание на главном, не отвлекая на второстепенное. Они более лаконичны. Мы избегаем неоправданных повторов. Называется или предмет, или состояние. Окружающий мир представляется как бы штрихами.)

- В творчестве М. Ю. Лермонтова очень часто встречаются слова, от которых "веет холодом". В каком значении употребляются слова с корнем -хлад-, -холод- в данных контекстах? (При ответе на этот вопрос учащиеся могут воспользоваться толковым словарем.)

(Слайд 8)

1. "Его убийца хладнокровно // Навел удар..." ("Смерть поэта")

2. "...Но я вручить хочу деву невинную // Теплой заступнице мира холодного..." ("Молитва")

3. "Люблю тебя, булатный мой кинжал, // Товарищ светлый и холодный..." ("Кинжал")

4. "...И тьмой и холодом объята // Душа усталая моя..." ("Гляжу на будущность с боязнью...")

5. ".. .И царствует в душе какой-то холод тайный, // Когда огонь кипит в крови..." ("Дума")

6. "Из-под таинственной холодной полумаски // Звучал мне голос твой отрадный, как мечта..." ("Из-под таинственной холодной полумаски...")

7. "...И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - // такая пустая и глупая шутка..." ("И скучно и грустно...")

8. "Когда касаются холодных рук моих // С небрежной смелостью красавиц городских // Давно бестрепетные руки..." ("Как часто пестрою толпою окружен...")

(Автор использует слова с корнем -холод- в значении "равнодушный, бесстрастный.)

Предмет речи
Двусоставные полные предложения
Односоставные предложения

Небо
На заднем плане картины Лермонтов изобразил голубое небо
Голубое бескрайнее небо

Облака
По небу плывут белые облака
Белые легкие облака, сливающиеся со снежными вершинами гор

Вершины гор
Снежные вершины гор, кажется, поддерживают небесный свод


Воздух
Воздух влажный и прохладный.
Веет свежестью

Состояние окружающего мира
Ничто не нарушает тишины
Тишина и покой






стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

- Какую из этих цитат можно использовать в качестве эпиграфа к нашему очерку? Какова ее роль? (Эпиграф поясняет основную идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем7. В качестве эпиграфа к очерку можно использовать такие цитаты, как: "...И царствует в душе какой-то холод тайный, // Когда огонь кипит в крови..." ("Дума"), "...И тьмой и холодом объята //Душа усталая моя..." ("Гляжу на будущность с боязнью...")

- Если мы используем цитату из стихотворения "Дума", то как нам нужно будет правильно выстроить материал сочинения? (В цитате использовано противопоставление: "холод" - "огонь", значит, и сочинение должно бьипь построено на контрасте: ощущение поэтом холода, "некомфортности" в этом равнодушном мире людей - и огненная энергия, бесстрашие поэта, готового в любую минуту броситься в бой.)

- А если мы используем цитату из стихотворения "Гляжу на будущность с боязнью..."? (Рассказать о внутренних переживаниях поэта, т.е. показать "взгляд" поэта "в себя".)

- Какая из цитат, по вашему мнению, полнее выражает идею картины? (Возможно, цитата из стихотворения "Дума", потому что в ней можно усмотреть конфликт поэта с "холодным" миром.)

Собирание и систематизация материала (работа над очерком)

- Наша задача сегодня - на основе увиденного на картине написать очерк с элементами эссе. Что это значит? Давайте проанализируем сведения, содержащиеся в таблице (Слайд 9), и, исходя из наблюдений, определим жанровые особенности будущей работы (в таблице выделены те особенности, на которые необходимо обратить внимание учеников).

- Из материалов данной таблицы мы видим, что для написания очерка, как и эссе, можно использовать различные стили речи. На каком же стиле речи стоит нам остановиться, если мы хотим написать о поэте? (Художественный стиль речи с элементами публицистического.)

- Что отличает художественный стиль речи? (Художественный стиль речи отличает образность, широкое использование образно-выразительных средств языка. Все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции - эстетической.)

- Какие элементы публицистического стиля мы можем использовать в своей работе? (Риторические вопросы, восклицания, вопросно-ответную форму изложения, включить в повествование оценочную лексику...)

(Слайд 9)

Жанр
Особенности

Очерк
Изображение достоверных событий и фактов реальной жизни, а также типичных представителей той или иной среды, ярких личностей

Очерк
Главенствующая роль описания при наличии как элементов повествования, так и рассуждения

Эссе
По форме эссе обычно представляет собой рассуждение

Очерк
Высокая степень участия в развитии сюжета автора. Наличие авторской оценки представленных явлений жизни

Эссе
Наличие конкретной темы не предполагает исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Должна быть предпринята попытка охарактеризовать предмет с разных сторон, не охватывая при этом его полностью

Эссе
Установка на разговорную интонацию

Очерк и эссе
Свободная композиция. Образность

Очерк
В описательных фрагментах обычно используются глаголы несовершенного вида настоящего или прошедшего времени. Для описания характерен параллельный способ связи предложений в тексте, ряды однородных членов

Эссе
Вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, частое использование вводных слов, параллельный способ связи предложений в тексте






стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

- Какой тип речи будет преобладать в вашем очерке? (Ведущая роль, несомненно, будет принадлежать описанию, потому что наша задача - написать портретный очерк.)

- Какие средства художественной выразительности можно использовать в описательной части сочинения, чтобы призвать читателя к размышлению? (Ряды однородных членов, различные виды повторов: звуковой, повтор слов, синтаксический параллелизм - все это придает речи неторопливость, при этом усиливая выразительность. Риторические вопросы тоже призывают к размышлению, раздумью.)

- Используя различные виды повторов, попробуйте описать взгляд поэта. Каких эффектов в восприятии читателя при этом вы добиваетесь? ("Над чем задумался поэт, глядя на горные вершины? Может быть, он вспоминает друзей, что остались на Родине? Может быть, решает философские проблемы бытия? А может быть, панорама Кавказских гор подарила поэту миг поэтического вдохновения?" В этом фрагменте текста я использовал анафору в ряду риторических вопросов. Так я попытался активизировать читателя, заставить и его размышлять вместе со мной.

Взгляд поэта Словно оСтановилСя. Он погружен в Свои мыСли. Нет буйной СтраСти во взоре. Он Спокоен, Серьезен, Сосредоточен на чем-то Скрытом от наС..." В этом фрагменте текста я попыталась использовать аллитерацию. Мне кажется, тем самым я читателя успокаиваю, даю возможность осмыслить каждое предложение.)

Выбор названия. Одним из великолепных мастеров жанра очерка был М. Горький. Вот несколько названий его произведений: "Леонид Красин", "Сергей Есенин", "Н. Ф. Анненский". Наш очерк может называться "М. Ю. Лермонтов на Кавказе", но возможен и другой вариант названия.

Как начать очерк? Во вступлении автор обычно говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинтересовать, заинтриговать читателя, вызвать желание прочитать очерк до конца. (Равнодушие окружающего мира так поразило М. Ю. Лермонтова, что именно оно стало причиной внутреннего холода, охватившего молодого поэта.) В то же время именно начало очерка - своеобразный фундамент будущей работы. Задача очеркиста - уже во вступительной части создать определенное настроение у читателя и дать общее представление о структуре и основном круге вопросов, затрагиваемых в очерке. (Что творилось в душе поэта в этот момент?)

О чем написать в основной части очерка? Чему уделить особое внимание? В основной (центральной) части портретного очерка при описании картины следует сделать акцент на раскрытии внутреннего мира героя (попытаться представить его психологический портрет). Желательно в самом начале основной части создать у читателя поэтический настрой.

План работы над подготовкой очерка с элементами эссе

1. Описание пейзажного фона (с использованием односоставных предложений).

2. Элемент эссе: строки из стихотворения "Выхожу один я на дорогу...". В данной цитате, как и в эпиграфе, заявлен конфликт героя с миром.

(Слайд 10)


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?




- Как антитеза помогает усилить эмоциональную выразительность этого четверостишия? (Умиротворению, царящему в природе, противопоставляется душевное страдание лирического героя, желающего понять причину такого разлада с миром. На фоне контраста сильнее проступают детали, которые необходимо выделить, качества, которые хочется подчеркнуть).

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

3. Описание героя картины (через внешний облик к описанию состояния души).

* Лицо: лоб (чело) - глаза (очи).

* Выражение лица: дума.

Взгляд устремлен мимо зрителя - на простор. Что видит герой? Описание пейзажа (использовать контраст: светлое /темное, гармония / вражда...).

- Приведите примеры контраста, которые вы видите на картине. (Преобладающие светлые оттенки цветов в изображении окружающей поэта природы (снег, облака, прозрачность воздуха) и темное мрачное одеяние Лермонтова.)

* Элемент эссе: цитата (слайд 5) из письма Лермонтова с Кавказа о горных вершинах, цитата из стихотворения "Синие горы Кавказа..." (слайд 6) - контраст: облака, мечта, гордость - тучи, жизнь, презрение.

* Поза поэта (использовать сравнения).

- Подберите образно-выразительные средства для описания позы, фигуры, одежды, выражения лица Лермонтова, а также общего фона картины. (Умный взгляд; глубокая дума запечатлена на лице; как былинный богатырь, стоит он на страже покоя родной страны; снежной белизны лицо; сосредоточенный взгляд скользит мимо зрителя; бегущие по небу облака; картина наполнена воздухом и светом...)

* Описание одежды (использовать новую лексику). Закончить буркой, чтобы перейти опять к пейзажному фону, но уже сделать акцент на холодности окружающего мира, попытке поэта отогреть душу вдали от светского общества.

- Подберите конструкции с обособленными определениями и обстоятельствами, характеризующими внешний облик Лермонтова. (Лермонтов, глядя на себя в зеркало, нарисовал акварельными красками известный автопортрет. Лермонтов изобразил себя в парадной форме офицера Нижегородского драгунского полка: в бурке, накинутой на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди. Поэт стоит, крепко сжимая рукой эфес шашки...)

* Элемент эссе: символическое значение пейзажа - "свободная стихия". Попытка хотя бы мысленно вырваться из несвободы в свободную стихию.

Как закончить очерк?

Концовка любого сочинения, в том числе и очерка, - это подведение итогов, выводы из авторских рассуждений. Наличие авторской оценки представленных явлений жизни - характерная особенность очерка.

Вот как, например, закончил свой рассказ "Портрет" И. Л. Андроников8: "И вот смотрю я на этот портрет - и кажется, словно короче стали сто [семьдесят] лет, которые отделяют нас от него, и Лермонтов словно ожил на этой старенькой фотографии. И какая заманчивая тайна окружает его лицо! Сколько лермонтовских стихов, сколько представлений о живом Лермонтове связал я с этим благородным изображением!

Скажем же о нем на прощание словами самого Лермонтова:


Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой9".




Задание на дом

Написать очерк с элементами эссе по автопортрету М. Ю. Лермонтова.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ходякова Л. А. РЯШ, N 1, 2005.

2 Раевский Н. А. Избранное. - Минск, 1978. - С. 9.

3 См.: Андроников И. Лермонтов в Грузии в 1837 году. - Гл. 1. "Начало славы".

4 Бурляев Н. Дневник режиссера.

5 Введенский Г. Э. Драгуны. Кавалерия Российской Армии. - СПб., 2004. - С. 46.

6 Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - М., 1998. - С. 62.

7 Русова Н. Ю. От аллегории до ямба. - М., 2004. - С. 288.

8 Андроников И. Избранные произведения. В 2 т. - М., 1975. - Т. 1.

9 Лермонтов М. Ю. Портрет.



стр. 56

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. Ю. КЛЮЕВА, ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭССЕ НА ОСНОВЕ АВТОПОРТРЕТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029208&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии