"АХ, КТО НЕ ЛЮБИТ ПЕРВЫЙ СНЕГ..." СТИХОТВОРЕНИЕ Н. РУБЦОВА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. И. ТОЛСТУХИНА

Основной этап подготовки произведения к учебному рассмотрению - его предварительный филологический анализ, соединяющий лингвистический и литературоведческий подходы. Стихотворение "Первый снег" относится к раннему периоду творчества поэта (1956), но тем не менее является уже подлинно "рубцовским" - по теме, форме, языку, стилю, тональности. Характеристика В. Оботуровым мира поэзии Рубцова - "просторен и светел, холодноват и чуть призрачен"1 - вполне может быть отнесена и к этому стихотворению. Действительно, несмотря на присутствие в нем вполне реалистических примет сельской жизни, мир в стихотворении изображен как бы сквозь снежную пелену, передана как будто не радость от первого снега, а воспоминание о некогда испытанной радости.

Первая строфа - своего рода лирический камертон, "предвестие тональности стихотворения" (Н. Зеленцова). В ней, несмотря на радостное утверждение ("кто не любит первый снег..."), слышны ноты элегичности, раздумья. Междометие "ах" способствует повышению эмоциональной выразительности, передает полноту чувств лирического героя. Подобное усиление риторического восклицания - традиционный прием, характерный для протяжной лирической песни: "Ах, со вечера порошица снегу выпадала"; "Ах, что есть ли в поле за травушка". Он использовался и в любовных, и в свадебных, в семейных, солдатских песнях, мог усиливать чувства удивления, восхищения, нежности, привязанности:


Ах, и где ж ты уродилась, красота?
Красоты ее не можно описать...




***


Ты неси, неси, соловушка,
Ах, батюшке да низкий поклон,
А матушке челобитьице.




Однако чаще это междометие было связано с эмоциями горя, тоски, боли, его произнесение сопровождалось глубоким вздохом, интонацией печали.


Ах, кабы на цветы да не морозы,
И зимой бы цветы расцветали.
Ах, кабы на меня да не кручина,
Ни о чем бы я не тужила...




Эти коннотации прочны, узнаваемы в эмоциональной памяти русского человека, связаны с мелодией жалобы, плача, и их отголосок невольно слышится в первой строке стихотворения Рубцова. Чувство радости приглушено, смягчено также звуковой организацией первой строфы - аллитерацией с опорой на глухие

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

согласные - х, кт, сш, тх, фпх, схк, фсх и плавное л. В соединении с лексикой, имеющей значение остановившейся, замершей жизни, эти звуковые комплексы позволяют определить радость как тихую, задумчивую. В классификации И. Чернухиной стихотворение можно отнести по степени экспрессии к "спокойным". Синтаксис фразы, составляющей первую строфу, осложнен рядом однородных членов, причастными оборотами; интонационно-смысловые паузы влияют на темп стихотворной речи, замедляют его. Вместе с равномерным, спокойным ритмом эти особенности передают замедленный взгляд героя, скользящий по широким просторам, и состояние умиротворения. Лишь в конце строфы ассонанс - повтор гласного у (в бору, слегка гудящем на ветру) - вносит в настроение едва заметный оттенок беспокойства - как воспоминание о шуме лесов, сопровождавшем тоску фольклорного персонажа ("Не шумите-ко вы, да леса темные! Ты не плачь, не плачь, душа красна девица!"). Пространства, описанные в первой строфе, - русла рек, поля, селенья, бор, почти все во множественном числе, - невозможно охватить единым взором; эта бескрайняя панорама знакомых поэту, любимых мест заставляет вспомнить такой же, как будто с высокой точки взгляд в "Родине" Лермонтова; масштаб иной, но тем же "взором мысленным" пронзает герой открытые дали.

Во второй строфе более точно определено изображаемое время: это не только день первого снега, но и пора окончания полевых работ, дожинки. Однако праздник этот лишь упомянут, ему принадлежит только одна деталь - "гармонь". Неопределенно-личное предложение "в деревне празднуют" показывает неучастие героя в этом событии, отстраненность. Если в первой строфе снегом покрыты дальние земли, поля, реки, то здесь видим, как снег засыпает ближний план, как будто поглощает звуки деревенского праздника: "И на гармонь летят снежинки".

От общего плана изображения поэт переходит к крупному - к тому, что больше привлекает его внимание - прекрасной, скульптурно поданной фигуре остановившегося на берегу реки лесного зверя. Звукопись в описании этого чуда природы - "весь в светящемся снегу лось замирает на бегу" - шелестящее, как сухой снег, с' в сочетании с мягкими согласными создает звуковой эффект легкости, невесомости, особенно заметный рядом с утяжеленным звучанием человеческой жизни: "В деревне празднуют дожинки". Реакция лося на внезапно изменившуюся окраску земли, на обилие света - неподвижное, величественное созерцание - ближе герою, чем суета, механическая музыка. Вместе они вслушиваются в иную музыку: затихших рек, глухого шума деревьев, медленно падающего снега. Как диссонанс воспринимает герой в этот день все резкое, громкое: звуки, движения, действия, нарушающие ритм, предначертанный природой. С недоумением, едва уловимой грустью звучит риторический вопрос: "Зачем ты держишь кнут в ладони?" К кому он обращен? К неведомому седоку в санях, не чувствующему полноты покоя, созвучия света и тишины, красоты свободного бега коней? Или - к самому себе, как продолжение внутреннего размышления? Такое прочтение возможно, так как диалог с собой нередко встречается в стихотворениях поэта: "Кто мне сказал, что надежды потеряны? Кто это выдумал, друг?" В поздней лирике этот прием говорит о смятении героя, его разладе с собой. Здесь, в "Первом снеге", вопрос звучит легко, возможно, с улыбкой, как приглашение наслаждаться гармонией, естественно разлитой в природе; он не ждет и не имеет ответа, а лишь выражает эмоциональное состояние героя.

Образы коней (частые в поэзии Рубцова) здесь почти условны; в них сохраняется отдаленное фольклорное значение свободы, удали, но их движение - неслышное, мимолетное, почти приснившееся, как полет, растворенный в снежном облаке, - включено в ритм падающего снега. Мотив движения в стихотворении - плавного, мягкого, завораживающего - не является оппозицией к мотиву покоя, а сливается с ним,

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

становится аккомпанементом к состоянию героя - углубленному созерцанию, упоению красотой зимнего дня, раздумью.

В стихотворении значительна тематическая группа лексики, означающая белый цвет и свет: снег, снежинки, светящийся снег, как стаи белых голубей. Белый - значимый для русской культуры цвет. В фольклоре он был знаком красоты, духовности, высоких нравственных качеств (чистоты, доброты, идеальности), нес положительную оценку: белый день, белая лебедушка, белы рученьки, белая березонька; многие из этих словосочетаний и значений сохранились до наших дней. То же можно сказать о слове "свет" - кроме прямого значения, в нем присутствует сема радости, духовности.

О значимости у Рубцова категории света, о ее особой эстетике писали многие исследователи: "Свет прямо осознается как ценность во многих стихах Рубцова, ценность одновременно и эстетическая, и нравственная..."2 Неслучайно из возможных эпитетов-синонимов к слову снег - блестящий, блистающий, сверкающий, сияющий, искрящийся - поэт выбирает светящийся. Сочетание мотивов снега, света и тишины {тихие реки, слегка гудящий бор, лось замирает, легко скачут кони) создает в стихотворении атмосферу чистоты, покоя, светлой надежды: новорожденный день, обновленная, украшенная земля, душевное равновесие. Образ первого снега (ключевое словосочетание, актуализированное в заглавии стихотворения) становится символом ясности, незамутненного отношения к жизни, света, гармонии.

В стихотворении присутствуют два праздника; первый, бытовой, - дожинки - не прорисован, лишь упомянут. Рубцов знает сельскую жизнь, и здесь есть ее подробности - гармонь, кнут, упряжка коней, сани, но он не сосредоточен на быте и не эстетизирует народную жизнь. Всей душой герой обращен к другому празднику, иной радости - первого снега. В названных прозаизмах не раскрывается полно их предметное содержание; в лирическом контексте они преображаются, становятся частью картины легкости, простора, поэзии. Об этом явлении говорила Л. Гинзбург: "Обыденные слова втягиваются в атмосферу высокого и прекрасного"3. А соседство поэтических слов и словосочетаний - первый снег, замерзшие русла тихих рек, гудящий бор, светящийся снег, отдаленный берег, легко скачущие кони, стаи белых голубей - на тесном пространстве четырех строф вызывает у русского читателя в памяти знакомые ландшафтные, психологические, эстетические представления, связанные с темой родины.

Лирический герой и подразумеваемые персонажи пребывают в разном художественном времени и пространстве. Они - в реальном времени, в момент отдыха от трудов, в локальном пространстве - в доме или на деревенской улице, связанные однообразным движением под звуки гармони. Он, не скованный бытом, - в бесконечно длящемся мгновении преображения, в мире, ограниченном только небом и пеленой снега, как будто даже над землей. Пространство героя уходит далеко вдаль и вширь, оно горизонтальное и вертикальное (он наблюдает, как идет снег), вбирает в себя и ближайшие окрестности, и дорогу, и отдаленный берег, и дальние планы. Оно организовано взглядом, переживанием лирического героя, потому оно и географическое, и психологическое. Время героя - надбытовое; замедленный взгляд, перечисление объектов и повторение строфы придают недолгому природному событию протяженность.

Последняя строфа стихотворения, повторяющая первую, отличается от нее в эмоциональном, интонационном, смысловом отношениях. Как в русской протяжной песне, "мелодия повторяется, но повторяется уже в развитии" (В. Еремина). Те же поля и селенья, но и не те. Они не столь отдалены, холодны и пустынны. Они населены людьми, животными, наполнены тихими звуками, легким движением, согреты лирическим взглядом героя. Образуя композиционное кольцо, завершая стихотворение, последняя строфа дает ему чувство законченности, совершенства, усиливает му-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

зыкальное начало. Внешняя симметрия формы совпадает с внутренней темой - душевного порядка, единства душевной жизни героя с состоянием природы.

Из всего лексического состава стихотворения в предварительном (до чтения) комментарии нуждается одно слово - дожинки, областное, как помечено в словарях. Мы можем подвести учащихся к его самостоятельному истолкованию. Для этого а) составим (коллективно) ряд однородных членов: жать -сжать, дожать, жатва, жнец, жница, жнивье, жатвенные песни; б) сопоставим антонимы: зажинки - дожинки, зажиночные песни - дожиночные песни. Эти несложные упражнения помогут понять значение слова: дожинки - осенний сельский праздник, посвященный окончанию жатвы, уборки хлеба, полевых работ. При этом не стоит задерживаться на объяснении, так как подробный бытовой, этнографический, фольклорный комментарий приводит, как показывает опыт, к перекосу в восприятии, и некоторым учащимся кажется, что все это стихотворение - о деревенском празднике.

До чтения стихотворения необходимо также привлечь внимание к его названию. Спросим у учеников, какие ассоциации связаны у них со словосочетанием первый снег, в том числе - литературные, художественные. Часто вспоминают отрывок "Первый снег" из рассказа К. Паустовского "Прощание с летом", стихи А. Пушкина, И. Никитина, И. Бунина. Объясняем, что эстетически значимые слова поэтической речи имеют большие семантические возможности, потенциальные запасы экспрессии; в поэтическом контексте могут открыться их неожиданные смыслы. Паустовский писал, что "многие русские слова сами по себе излучают поэзию", поражают "скрытым в них очарованием"; к ним относится и "первый снег". Каждый поэт видит по-своему грани этого образа, и читателю открываются в нем особенности восприятия мира тем или иным художником. Посмотрим, как проявляется в стихотворении о первом снеге своеобразие поэтического мира Николая Рубцова.

Анализ стихотворения может проходить в форме эвристической беседы по вопросам, проверяющим и активизирующим различные стороны читательского восприятия: способность к эмоциональному отклику, воссоздающее и творческое воображение, внимание к форме, художественной детали, понимание стихотворения на уровне содержания и авторской концепции. Возможны такие вопросы:

1) Какие чувства остаются после прочтения этого стихотворения? 2) Какими вы представляете картины сельской природы, нарисованные поэтом? 3) Как, какими художественными средствами (лексическими, фонетическими, синтаксическими) передано в стихотворении состояние тишины, покоя? 4) Какие слова, словосочетания, обороты речи в тексте воспринимаются как поэтические? 5) Есть ли в стихотворении прозаизмы? Каково их место? Можно ли сказать об особом внимании поэта к бытовой стороне деревенской жизни? 6) Как согласуется выбор эпитета светящийся (ср. сверкающий, искрящийся, блистающий) с общим настроением стихотворения? 7) Какие тематические группы лексики являются здесь основными, смыслообразующими? (свет, покой). 8) К кому обращен вопрос лирического героя "Зачем ты держишь кнут в ладони?" 9) В каком времени пребывает лирический герой и неназванные, подразумеваемые персонажи? 10) Какую ноту вносит в звучание стихотворения риторический вопрос? междометие "ах"? 11) Какая интонация при чтении точнее передает смысл стихотворения? 12) Как влияет на восприятие формы и смысла стихотворения повтор начальной строфы? Отличается ли ее звучание от первой? 13) Что можно сказать о жанровых особенностях стихотворения? Что позволяет говорить о следах фольклора в нем? 14) Как открывается в стихотворении мир поэта?

Активизации учащихся может способствовать организация их самостоятельной работы по группам. Групповые задания выполняются дома, а при условии подготовки раздаточного материала - на уроке, в ходе анализа стихотворения или непосредственно после него.

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

Этот вид работы эффективен во многих отношениях. Во-первых, в аналитическую деятельность вовлекается значительно большее число участников, при этом им предоставляется возможность выбора задания; во-вторых, в группах происходит обучение творческому сотрудничеству; в-третьих, такая работа позволяет охватить значительно больший спектр вопросов, касающихся художественного мира поэта, - ведь итоги проведенных в группах наблюдений сообщаются в классе и становятся достоянием всех. Приведем примеры заданий такого типа (впрочем, каждое из них может быть выполнено и полным классом).

1. Сопоставить картины начала зимы в стихотворениях "Первый снег" П. Вяземского и Н. Рубцова: сравнить общую тональность, основные образы, мотивы, лексическую экспликацию темы; сделать выводы о сходстве и различиях.

2. Сопоставить картины первого зимнего дня, нарисованного А. С. Пушкиным (I и II строфы 5-й, XXIX, XXX - 7-й глав "Евгения Онегина") и Н. Рубцовым. Учащиеся увидят, что мотивы волшебства, праздничности, радостного движения, развитые потом многими русскими поэтами, впервые встречаются уже в начале XIX в. и первооткрывателем темы был Петр Вяземский. (Более подробный материал для сопоставления учитель найдет в книге М. Эпштейна.) В то же время такое сопоставление позволит увидеть, в чем отличие восприятия первого дня зимы Н. Рубцовым от классической традиции и какие мотивы ему близки.

3. Провести наблюдения над тем, как изменилась семантика поэтизма первый снег в русской поэзии XX века, какие представления входят в этот образный комплекс, как расширяются границы поэтического символа в произведениях двух-трех поэтов - А. Блока, И. Бунина, А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Тарковского, Б. Ахмадулиной, В. Соколова или других. Подобные сопоставления учат бережному, внимательному отношению к слову, показывают, как меняется поэтический ореол традиционного образа, как он обогащается, индивидуализируется. В XX в. в образе актуализируются семы тишина, душевное успокоение, забвение, прощение. Так, у Б. Ахмадулиной в стихотворении "Февраль без снега":


Простит всех живущих на свете
метели вседобрая власть,
и будем мы - баловни, дети
природы, влюбившейся в нас.




На фоне многих текстов высвечивается своеобразие рубцовской лирики.

4. Выявить в ряде стихотворений Рубцова слова, содержащие сему свет, определить их эмоциональное, психологическое, семантическое наполнение, связь со смыслом всего произведения. Могут быть прочитаны и прокомментированы такие строки:


Не помнит он, что было прежде,
И не боится черных туч,
Идет себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!




("Старик", 1967)

* * *


И надо мной -
Бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...




("Видения на холме", 1965)

* * *


И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.




("Ночь на родине", 1967)

5. Сопоставить два стихотворения Н. Рубцова на одну тему, написанные в разное время, - "Первый снег" (1956) и "Выпал снег" (1969). Это задание оказывается более сложным, и помощь учителя, дополняющего, корректирующего сообщение, значительна.

В раннем произведении в создании образа первого снега большую роль играет стилистическая уравновешенность, музыкальность стихотворения, его симметричность и особое состояние созерцания. Герой более позднего стихотворения не отделен в такой степени, как раньше, от пространства "городка", он видит и узкую улицу, и известный ему храм, и множество детей. Его язык проще, ближе к народному, разговорному: "словно выпил я вина", "на детей, а их не счесть", "гляди и слушай", "просто и хитро". Но пространство и время героя и

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

здесь намного шире названных конкретных объектов. Выпавший снег переносит его в иное время, в давнее прошлое: под снежным покровом взору открывается древняя жизнь, проступают черты старинной красоты. Большой пласт лексики стихотворения связан с духовной сферой: чистый, древнерусская, обновился, храм Софии, радостная весть, врачует, душа, добро. В образе первого снега выделены прежде всего два значения - весть и забвение, исцеление:


Выпал снег -
И все забылось,
Чем душа была полна!(...)

Снег летит по всей России,
Словно радостная весть(...)

Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.




(Сравни с фрагментом из Б. Ахмадулиной:


Он даст исцеленье болевшим,
богатством снабдит бедняка,
и в этом блаженстве белейшем
сойдутся тетрадь и рука.)




Несмотря на внешнюю простоту второго стихотворения Н. Рубцова - лексическую, ритмическую, оно оставляет впечатление большей духовной определенности, душевной ясности и радостности. Неизменной остается устремленность лирического героя ввысь, к идеалам дарованной природой красоты, лада, гармонии.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Рубцов Н. Русский огонек. В 2 т. - Вологда, 1994.

2 Кожинов В. Николай Рубцов. - М., 1976. - С. 71.

3 Гинзбург Л. Я. О лирике. - Л., 1974. - С. 230.



стр. 36


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. И. ТОЛСТУХИНА, "АХ, КТО НЕ ЛЮБИТ ПЕРВЫЙ СНЕГ..." СТИХОТВОРЕНИЕ Н. РУБЦОВА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029097&archive=1205324254 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии