КНИГА О "ВЕКОВОЙ" СЕМЬЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. П. НИКИТИНА

В издательстве Бирского государственного педагогического института вышла ценная книга В. А. Кошелева "Сто лет семьи Аксаковых", основанная на обширном документальном материале, большей частью впервые извлеченном из архивов. Автор продолжает традицию представления всего семейства С. Т. Аксакова как уникального явления в русской жизни XIX века. Каждая глава книги вбирает в себя характеристику разных его членов. При этом из 380 страниц около 140 посвящено Аксакову-отцу, а остальные - детям. Монография имеет кольцевую композицию: начав с рассказа об Оленьке-внучке, В. А. Кошелев заканчивает повествованием о жизни и смерти уже взрослой О. Г. Аксаковой. Такое обрамление подчеркивается и общим заголовком предисловия и заключения - "Слава и печаль русской культуры". Символичны названия и других частей книги: "Начало", "Становление", "Порыв", "Взлет", "Вершина", "Угасание", развертывающих 100-летнюю историю семьи.

Вступление "Аленький цветочек" настраивает на особое восприятие книги, главная цель которой - показать, "как история человечества преломляется в бытии и делах одной семьи" (с. 12). Она раскрывается на примере самых выразительных и в определенной степени самостоятельных эпизодов, расположенных в хронологическом порядке, соотносится с историческими событиями и общественной борьбой того времени. В книге широко использованы письма и воспоминания, домашние альбомы Аксаковых.

Сто лет выбраны не случайно. В 1791 году родился С. Т. Аксаков, в 1891 году скончался последний его сын, Григорий Сергеевич. Саму историю аксаковской семьи, в которой семейственность стала ценностным ориентиром жизни, В. А. Кошелев преподносит как своего рода эмблему духовного существования русского общества в XIX веке. Ведь промежуток, справедливо названный "аксаковским веком", был отмечен тем культурным взрывом, который поставил этот род в центр русского национального быта.

Уверенность В. А. Кошелева в том, что история русской культуры без Аксаковых немыслима, может показаться некоторым преувеличением. Однако она полностью подтверждается книгой. Семья, в которой ощущалась особенная гармония человеческих отношений, "всегда существовала в контакте с напряженной духовной и культурной деятельностью общества, (...) всегда несла в себе некую "общественную" жилку" (с. 15). Действительно, Аксаковы успели проявить себя в разных сферах жизни: литературной, театральной, журнальной, общественной, т. е. "несли в себе замечательную культуру, отличавшую весь русский XIX век" (с. 14).

Как же описываются сто лет семьи Аксаковых? В первой части, названной "Начало", автор дает исчерпывающие сведения о возникновении рода, критически излагая наследственное предание, которое причисляло Аксаковых к потомкам знаменитого Шимона, знатного варяга XI столетия. С точки зрения В. А. Кошелева это не так: "Аксаковы были вписаны лишь в шестую часть дворянской Родословной книги, в коей помечались дворяне далеко не "столбовые": ведущие род свой не ранее XVII столетия" (с. 21). Отсюда отличительная черта всех членов "вековой" семьи - "они неизменно умудрялись создавать вокруг себя атмосферу гостеприимной приветливости, патриархального хлебосольства и широкого радушия. И везде обрастали новой родней и новыми друзьями. Наверное, в этом и состоял главный талант знаменитого семейства" (с. 22) - в чувстве родства.

Здесь В. А. Кошелев, выходя за рамки исследования, сетует на то, что из нашей жизни уходит понятие семейной хроники, а значит - и "то уважение к "корням" своим, к роду и родословию, которое столь обязательным было у русских людей в прошедшие времена" (с. 18). Родовое чувство и стало, по мнению исследователя, стимулом и источником творчества старшего Аксакова. Не случайно все произведения Сергея Тимофеевича "суть воспоминания (...) о предках и ближних своих" (с. 14), прежде всего о родителях, от которых к писателю перешли черты его характера, одновременно патриархального и возвышенного. Много внимания в книге уделено русской усадьбе, в которой вырос С. Т. Аксаков, хотя ее облик несколько идеализируется В. А. Кошелевым в духе славянофильства.


--------------------------------------------------------------------------------

Кошелев В. А. Сто лет семьи Аксаковых. Бирск, 2005. 380 с.



стр. 201


--------------------------------------------------------------------------------

Подробно прослежено в книге зарождение собственной семьи С. Т. Аксакова и Ольги Семеновны Заплатиной, ставшей "одной из замечательных женщин русской семейственности" (с. 43). Два разных человека создали гнездо, отличавшееся гармонией, которая слагалась из противоположных начал. Дальнейшее развитие "вековой" семьи автор монографии связал с воспитанием детей: "Уже с конца 1820-х годов семья Сергея Тимофеевича славилась в Москве как пример крепкого, проникнутого единым духом союза старших и младших" (с. 54); в аксаковских "субботах", собиравших литераторов, актеров, профессоров университета, принимало участие и юное поколение, их не отправляли в "детскую". Нужно заметить, что среди них особое внимание уделено Константину, Ивану, а затем Григорию и Вере. В. А. Кошелев подробно описал их жизненные и творческие пути, дал анализ ряда сочинений Константина и Ивана Аксаковых.

Исследователем также рассмотрен круг знакомств Сергея Тимофеевича в каждый период его жизни: в Петербурге в 1808 - 1811 годах среди литературных "староверов", в Москве в 1812 году в литературно-театральном кружке, который стоял во главе Большого театра, около него Аксаков провел всю свою литературную жизнь. С начала 1830-х годов, пишет Кошелев, на аксаковские субботы стала собираться вся Москва, а Сергей Тимофеевич постепенно оказался в роли главы большого литературного сообщества, за глаза его стали называть "стариком Аксаковым", хотя было ему тогда лет сорок.

Известный знаток истории славянофильства, В. А. Кошелев коснулся ее в главах "Литературные гостиные Москвы", "Москва и Петербург", "Страсти по бороде", "Москва, 1848 год". В них особо выделена фигура Константина Сергеевича Аксакова. Вопрос же о принадлежности старшего Аксакова к славянофилам решен в книге отчасти противоречиво. Предупредив в предисловии, что "Аксаковы - шире славянофильства и плодотворнее его" (с. 13), далее он относит С. Т. Аксакова к этому направлению (с. 243, 319), с чем трудно согласиться.

В целом биография художника раскрыта В. А. Кошелевым с завидной конкретностью и фактической точностью, в том числе на основе собственных архивных изысканий. Без ложных опасений исследователь замечает, что к сочинительству Аксаков обратился и из меркантильных соображений, как профессиональный литератор, имеющий право думать о гонорарах. Сам автор "Детских годов Багрова-внука" писал: "Такая книга надолго сохранила бы благодарную память обо мне во всей грамотной России. Не говорю уже о том, что 25 лет после моей смерти она принесла бы верной доход детям" (с. 248).

Особо выделен В. А. Кошелевым период, когда Аксаков был цензором при Московском цензурном комитете: "Цензором (...) он был довольно ретивым: трудолюбивым и педантичным" (с. 63), что по достоинству оценили после его отставки. Однако не менее значимым в жизни писателя представлен "педагогический период" - служба в Константиновском Межевом институте. Действительно, у С. Т. Аксакова к тому времени сложилась собственная воспитательная программа: "он ратует за образование без муштры и зубрежки, указывает, что наставник должен развивать у своего ученика не память, а "соображение" и т. п." (с. 86). По мнению исследователя, именно Аксаков сделал Межевой институт образцовым учебным заведением, надолго оставив о себе добрую память.

Практически у всех современников, отмечает В. А. Кошелев, остались приятные воспоминания о писателе, ведь ему была свойственна "теплота сердечная", забота о поддержании дружеских связей. Раскрыты в книге и другие особенности С. Т. Аксакова - напряженная внутренняя жизнь, полная отдача страстям и увлечениям, возникшим еще в отрочестве и юности. При этом В. А. Кошелев отмечает некоторую аполитичность писателя и вместе с тем его активное участие в литературной полемике, например старик Аксаков спорил с сыном Константином о Белинском.

Широко охарактеризованы в монографии связи художника с писателями-современниками. Так, нетривиально рассмотрена тема "Аксаковы и Гоголь", в частности указано на сходство семейной атмосферы, окружавшей будущих писателей. Историю отношений Аксакова и Тургенева Кошелев аргументированно представил как диалектическое сближение-отталкивание. Интересно, что И. С. Тургенев ставил сочинения С. Т. Аксакова выше своих. В историко-литературный контекст биографии Аксакова справедливо и основательно введен Л. Н. Толстой.

Подробно прослежен в книге весь процесс писательского становления автора "Семейной хроники". В. А. Кошелев доказал, что Аксаков осознал свой литературный дар еще в юности, когда занимался переводами и театральной критикой. К собственно творчеству он обратился побуждаемый, во-первых, Н. В. Гоголем, во-вторых, сыном Константином, в-третьих, благодаря наследству, позволившему полностью отдаться этому занятию.

Без внимания не оставлено ни одно из произведений писателя, но закономерно выделена трилогия - "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах". В ней, по мнению исследователя, раскрылась в полной мере творческая индивидуальность Аксакова, его своеобразная философия природы и охоты.

"Семейную хронику" В. А. Кошелев назвал уникальным произведением, "поэмой о

стр. 202


--------------------------------------------------------------------------------

семье" (с. 242), подробно рассмотрев ее творческую историю. Именно "Хроника" представлена как памятник славянофильства, как полное выражение его идей, в частности семейственности и народности. Относительно же "Детских годов Багрова-внука" подчеркнута большая художественная свобода автора, позволившая ему органично соотнести достоверность и вымысел. Развернутый комментарий ко всей аксаковской автобиографической трилогии (с включением "Воспоминаний") привел В. А. Кошелева к выводу о том, что писатель является самым последовательным певцом русской усадьбы. Вообще воспоминания Аксакова критик назвал классикой русской мемуаристики, включив в нее и "Историю моего знакомства с Гоголем", "Собирание бабочек", "Очерк зимнего дня".

Замечательная книга В. А. Кошелева, несмотря на почти исчерпывающий охват темы, не закрывает, а открывает новые пути и перспективы изучения жизни и творчества С. Т. Аксакова. Автор призывает к дальнейшему исследованию переписки писателя, архивных документов, которые действительно чрезвычайно обширны и мало изучены, часть из них требуется еще найти. По сути, монография Кошелева - это основа для создания полной летописи жизни и творчества как самого писателя, так и его семьи.

стр. 203


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. П. НИКИТИНА, КНИГА О "ВЕКОВОЙ" СЕМЬЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204026874&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии