НЕИЗДАННЫЙ ТЕКСТ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА О "ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ДЕЙСТВЕ" А. Н. СКРЯБИНА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Роберт БЕРД

Личные и творческие связи Вяч. Иванова и А. Н. Скрябина не раз привлекали внимание исследователей.2 И хотя период их близкого общения длился меньше двух лет, принято считать, что они оказали существенное влияние друг на друга.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Автор приносит глубокую благодарность Г. В. Обатнину, оказавшему неоценимую помощь в подготовке публикации.

2 См.: Мыльникова И. А. Статьи Вяч. Иванова о Скрябине // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 88 - 119; Томпакова О. М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. М., 1995; Левая Т. 1) От романтизма к символизму (Некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала XX века) // Проблемы музыкального романтизма. Сб. научных трудов. Л., 1987. С. 130 - 143; 2) Скрябин и "младосимволисты" // Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991; Matlaw R. Scriabin and Russian Symbolism // Comparative Literature. 1979. Vol. 31. N 1. P. 1 - 23; Kostalevsky M. The Birth of Poetry from the Spirit of Criticism: Ivanov on Skrjabin // Russian Literature. 1998. Vol. 44. No 3. P. 317 - 329; Morrison S. Russian Opera and the Symbolist Movement. Berkeley, 2002. P. 184 - 241.



стр. 147


--------------------------------------------------------------------------------

В частности, Иванову приписывают роль поэтического наставника Скрябина в его работе над последним произведением "Предварительное действо". С другой стороны, после смерти Скрябина 15 апреля 1915 года Иванов часто обращался к творчеству и личности своего покойного друга как в поэзии, так и в выступлениях, в докладах, в статьях. Отчасти по обстоятельствам военного и революционного времени из всего этого богатого материала лишь три стихотворения и одна статья появились в печати при жизни автора.3 До конца своей жизни Иванов продолжал надеяться, что его работы о Скрябине когда-нибудь увидят свет.4

Идея опубликовать свои статьи о Скрябине отдельной книжкой возникла у поэта только после 1918 года, когда он сблизился с издательством "Алконост", выпустившим несколько произведений Иванова: поэму "Младенчество" (1919), драму "Прометей" (1919) и написанную совместно с М. О. Гершензоном "Переписку из двух углов" (1921). "Алконост" издал также сборник рассказов второй жены Иванова Л. Д. Зиновьевой-Аннибал "Нет!" (1918). В анонсах издательства часто упоминался как "готовящийся к печати" и сборник "Скрябин". Однако после переезда Иванова в Баку осенью 1920 года в его контактах с "Алконостом" наступила пауза. Сотрудничество возобновилось лишь в марте 1923 года, когда С. М. Алянский прислал Иванову в Баку письмо и книгу. Уверяя издателя в неизменности своих симпатий к "Алконосту", Иванов предложил сразу несколько книг, в том числе и сборник "Скрябин", о котором писал: "К "Скрябину" я должен добавить главу о "Предварительном Действе" Скрябина, ныне изданном, и изменить в статьях кое-что, вообще подновить книжку".5 Вероятно, публикуемый нами текст представляет собой вариант упомянутой здесь "главы о "Предварительном Действе"", предназначенной для сборника "Скрябин".

Сложная судьба текстов Иванова о Скрябине затрудняет любые категорические суждения о них. Например, его статья "Взгляд Скрябина на искусство", предназначенная для несостоявшегося мемориального "Скрябинского сборника", существует по крайней мере в трех вариантах, относящихся к разным стадиям работы Иванова над "Скрябинским сборником" и авторским сборником "Скрябин".6 Следы этой запутанной истории обнаруживаются также и в архивной единице, содержащей начало статьи о "Предварительном действе". Скорее всего, первый лист не имеет прямого отношения к публикуемому тексту и представляет собой инструкцию наборщику неосуществившегося сборника:

"Для Скрябинского Сборника

Вячеслав Иванов

Два чтения о Скрябине


--------------------------------------------------------------------------------

3 Сонет "Памяти Скрябина" был опубликован вскоре после кончины композитора (Русское слово. 1915. 26 апр.), эпиграмма "Ко дню открытия памятной доски на доме Скрябина" напечатана к первой годовщине со дня его смерти (Утро России. 1916. 14 апр.), а "Воспоминание о А. Н. Скрябине" лишь двадцать лет спустя (Современные записки. 1937. Кн. 63). Единственная статья, вышедшая при жизни автора, - "Скрябин и дух революции" (см.: Иванов В. Родное и вселенское. М., 1917. С. 191 - 197). См. также: Письмо члена совета Московского) С(крябинского) о(бщества) Вяч. И. Иванова председателю Петроградского Скрябинского общества по поводу книги Л. Л. Сабанеева "Скрябин" // Известия Петроградского Скрябинского общества. 1917. Вып. 2. С. 16 - 21. О сонете "Памяти Скрябина" см.: Wachtel M. The "Responsive Poetics" of Vjaceslav Ivanov // Russian Literature. 1998. Vol. 44. N 3. P. 303- 315.

4 См. примечание О. А. Шор к статье Иванова "Взгляд Скрябина на искусство" (Иванов В. Собр. соч. Брюссель, 1971 - 1987. Т. 3. С. 736).

5 РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 4 об. (письмо от 14 марта 1923 года). Гранки неосуществившейся книги недавно опубликованы (см.: Иванов Вяч. Скрябин. М., 1996).

6 Иванов В. Собр. соч. Т. 3. С. 172 - 189, 736; Мыльникова И. А. Статьи Вяч. Иванова о Скрябине. С. 103 - 113; Иванов Вяч. Скрябин. С. 5 - 37.



стр. 148


--------------------------------------------------------------------------------

Покорнейше и убедительно прошу выслать корректуру по адресу

Черноморской губ.

Красная Поляна (Романовск)

дача проф. Кулаковского7

Вяч. Ив. Иванову

Извещение составителям Скрябинского Сборника.

Мои стихи о Скрябине включены в текст статей. Остается еще одно стихотворение, ему посвященное, которое может быть помещено в отделе стихотворений после других, говорящих нечто прямо о Скрябине.

Вяч. Иванов См. следующ(ую) стр(аницу)". 8

Согласно вступительной заметке в сборнике "Скрябин", две статьи, предназначенные для "Скрябинского сборника", - это "Взгляд Скрябина на искусство" и "Скрябин как национальный композитор" (вторая позднее была переименована в "Национальное и вселенское в творчестве Скрябина"). Пока Иванов готовил к печати свой сборник "Скрябин", в свет вышло скрябинское "Предварительное действо" под редакцией М. О. Гершензона. Поскольку в публикуемом тексте имеются ссылки на это издание, он явно создавался после первой корректуры "Скрябина", скорее всего в 1920 - 1922 годах. К сожалению, сохранилось лишь начало статьи, которая обрывается в середине предложения и в середине листа. Возможно, что Иванов больше к ней не возвращался.

Несмотря на краткость и фрагментарность, ивановский текст о "Предварительном действе" представляет собой как бы конспект его эстетического учения. По мнению Иванова, скрябинское творение сочетает в себе качества и силу драмы, поэзии и теософии. Тем самым оно превосходит границы искусства и превращается в литургическое служение. Иванов ассоциирует это пограничное явление с античным дифирамбом, из которого, по его мнению, развились "священные драмы", т. е. мистериальные культы в Дельфах и Элевсинии. Таким образом, современное искусство приводит к "духовному воспитанию посвящаемых", лирика становится "эпосом", а зритель - участником в сакраментальном претворении мира.

Текст Иванова не только иллюстрирует главные категории его эстетики, но и проясняет ее с новой точки зрения. В частности, Иванов особо останавливается на том, как повествование "Предварительного действа" затруднено его драматической структурой, в которой множество лирических голосов переплетается в сложное единство. Восприятие этого единства, по мнению Иванова, требует "духовного взора". Цель "Предварительного действа" - именно "духовно-воспитательное предуготовление" зрителей к обрядовой "Мистерии", т. е. повествовательное введение в строго неповествовательное сакраментальное событие.

Интересно, что понятие "духовный взор" встречается и в текстах П. А. Флоренского того же времени. Флоренский, как известно, считал икону чем-то вроде окна, через которое открывается "духовное видение".9 Не менее важна, на наш взгляд, его мысль о том, что способность к духовидению требует "умного взора", который развивается в процессе восприятия развертывающегося повествования. Флоренский приводит в пример книгу, так как "отдельные ее графические или ил-


--------------------------------------------------------------------------------

7 Кулаковский Юлиан Андреевич (1855 - 1919) - филолог-классик, историк Рима и Византии, профессор Киевского университета, член-корреспондент Императорской Академии наук. Как и Вяч. Иванов, ученик Т. Моммзена.

8 ИРЛИ. Ф. 607. Ед. хр. 178. Л. 1 - 2.

9 Флоренский П. А. Иконостас. М., 1995. С. 70.



стр. 149


--------------------------------------------------------------------------------

люстративные элементы выступают в сознании последовательно, как части одного целого, имеющего организацию и по четвертой координате".10 Кино: "...кинематографический прием как таковой вовсе не ведет непременно к натуралистической навязчивости иллюзорного подражания действительности и при известных условиях может, напротив, требовать наибольшего духовного усилия, а единство, им передаваемое, будет созерцаться взором умным, но отнюдь не чувственным".11 Таким образом, можно провести прямую линию от скрябинского "Предварительного действа" до звукового кино С. М. Эйзенштейна, поскольку оба художника, синтезируя разные искусства, создавали сложные повествовательные структуры искусств для развития нового восприятия у зрителя.

(О Предварительном действии)12

I.

Поэтическое наследие Скрябина, словесный текст Предварительного Действия, представляет собою по духу и стилю творение мистическое и литургическое; по форме - разновидность лирической драмы литургического стиля; по приемам художественного воплощения заложенной в основу творения мистической [религиозной] идеи - символическую поэму; по предмету изображения - начертание самобытной космогонической теории своего творца в ее простейшей и обобщенной схеме; наконец, по своей цели - введение в [таинственное учение о Божестве, мире и человеке, долженствовавшее быть окончательно раскрытым в будущей Мистерии] будущую Мистерию, и духовно-воспитательное предуготовление ее чаемых участников к завершительному соборному тайно действию, каковое назначение исследуемого [произведения] и ознаменовано в его наименовании: это "действие" в обрядово-сакраментальном смысле слова, и притом действие только "предварительное".

Драмою является Предварительное Действие постольку, поскольку поэт не повествует сам о событиях, совершившихся или грядущих, а представляет их ныне текущими перед нашим духовным взором в лице возникающих и облекающихся в соответственные обличил живых сущностей, из коих каждая изрекает свое слово и свершает свое дело перед нами от себя, так что основную ткань произведения составляет диалог действующих лиц и хоровых сонмов. Каждый элемент диалога разработан лирически; а преобладание хоровой стихии окончательно обращает исследуемое произведение в драму лирическую. Наибольшую аналогию данной в П(редварительном) Действии форме пишущий эти строки находит в тех первоначальных действах, из коих развилась у эллинов известная нам по своим классическим образцам трагедия. Мы знаем об этих действах, что они состояли из смены хора и единичных лирических голосов, изображали в драматическом воплощении события религиозного мифа, носили характер экстатический и назывались дифирамбами. Те же черты религиозного лиризма (?), [экстаза] хорового энтузиазма и мифотворческой символики наблюдаются и в П(редварительном) Д(ействии), и - по знаменательному совпадению - соприродность его древнейшему дифирамбу порождает общее психологическое явление - потребность неожиданных, в восторге


--------------------------------------------------------------------------------

10 Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С. 225.

11 Там же. С. 223.

12 ИРЛИ. Ф. 607. Ед. хр. 178. Л. 3 - 3 об. В квадратных скобках приводится зачеркнутый текст, все редакторские добавления, сомнения и конъектуры даются в угловых скобках. На листах 5 и 6 этой единицы хранения представлены отдельные варианты данного текста (Л. 3-Зоб.).



стр. 150


--------------------------------------------------------------------------------

и исступлении творимых словообразований (огнественный, лучественный, любвийный),13 которые, по сужден(ию) древних, были естеств(енными) и вполне приемлемыми) именно в дифирамбическом роде религиозной лирики.

Можно предполагать с величайшей вероятностью, что дифирамб, о котором мы говорим, послужил основою "священных драм" или "действ", - как действа дельфийские, элевсинские, (1 нрзб.) и другие, - религиозных представлений, даваемых при святилищах и особенно в оградах, где справлялись мистерии, с целью духовного воспитания посвящаемых. Поскольку мы имеем о них некоторые общие представления, мы вправе думать, что их обрядовое [течение] последование не обходилось без вмешательства неизменных участников чина посвящений - "священнных (вестников?)" и "иерофантов", торжественно провозглашавших в нужное мгнов(ение) слова учительные и многознаменательные. То же находим мы и в П(редварительном) Д(ействии), драмат(ическое) течение которого прерывается возглашениями, эпически сообщающими о важных перипетиях космического процесса. Развитые аналогии (текст обрывается).


--------------------------------------------------------------------------------

13 См. отмеченные слова в изданном Гершензоном тексте "Предварительного действа" (Русские Пропилеи. М., 1919. Т. 6. С. 213, 216).



стр. 151


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Роберт БЕРД, НЕИЗДАННЫЙ ТЕКСТ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА О "ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ДЕЙСТВЕ" А. Н. СКРЯБИНА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204024342&archive=1206184915 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии