"Федор Сологуб и мировая культура". КАБАРЕ Ф. СОЛОГУБА И АН. ЧЕБОТАРЕВСКОЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ю. Е. ГАЛАНИНА

найти другие работы автора

Весной 1911 года у Ф. К. Сологуба, пьесы которого с большим трудом находили путь на сцену, возник замысел создания собственного театра. 12 марта 1911 года А. М. Ремизов писал А. П. Зонову: "У Сологуба что-то затевается, хочет снимать театр и один раз в неделю ставить свои произведения. Было собрание (не деловое, а так "воздух нюхали"). Читал Гидони глупости, ему возражал Попов и Евреинов, а Мейерхольд молчал. Что узнаю интересного, напишу". 1

К этому времени известные всему Петербургу "воскресенья" писателя, после того как их организация в значительной степени перешла в руки Ан. Н. Чеботаревской, по выражению Н. А. Тэффи, перекроившей "по- ненужному" 2 жизнь Сологуба, перестали быть только литературными чтениями и по своему типу развивали жанр, близкий к театральному. С 1908 года у Сологуба устраивались рождественские карнавалы. В 1909 году велась подготовка к постановке его пьесы "Ночные пляски". Зимой 1911 -1912 годов на квартире поэта при участии В. Э. Мейерхольда была исполнена пантомима В. Н. Соловьева "Арлекин - ходатай свадеб". 3 У Сологуба предполагалось ставить "оперетку" Тэффи. 4 Эта традиция продолжалась и позднее. Лидия Ильяшенко вспоминала вечера у Сологуба, на которых она и Мейерхольд исполняли импровизированное танго, очень нравившееся поэту. 5 2 апреля


--------------------------------------------------------------------------------

1 РГАЛИ. Ф. 2571. Оп. 1. Ед. хр. 306.

2 Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. М., 2002. Т. 6. С. 472.

3 См.: Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 - 1918. М., 1997. С. 461; Волков Н. Мейерхольд. М.; Л., 1929. Том II: 1908 - 1917. С. 220; Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. Ч. 1: 1891 - 1917. С. 254.

4 См. об этом: Тэффи Н. А. Письма к Ан. Н. Чеботаревской // ИР ЛИ. Ф. 289. Оп. 5. Ед. хр. 294. Л. 15.

5 Л. С. Ильяшенко, познакомившаяся с Мейерхольдом в Студии, участница знаменитого блоковского спектакля 1914 года, где она исполнила роль Незнакомки, писала: "Мы бывали на

стр. 225


--------------------------------------------------------------------------------

1915 года в письме к Сологубу Е. И. Тиме задавала вопрос по поводу предстоящего собрания в доме поэта: "Ведь все равно, что читать? Можно и сериозное? Или это будет жанр "кабаре"?" 6 Таких примеров можно приводить бесконечно много.

В новогоднюю ночь на 1912 год открылось знаменитое кабаре "Бродячая собака". В первый год его существования Сологуб и Чеботаревская были частыми посетителями подвала. В их архиве сохранилось несколько приглашений на вечера "Собаки". 7 Сологуб упоминался в одном из гимнов этого кабаре ("От рождения подвала..."):

Не боясь собачьей ямы,
Наши шумы, наши гамы
Посещает, посещает,
Посещает Сологуб.8
Пронинское кабаре, безусловно, было побудительным моментом к возникновению замысла собственного кабаре Сологуба. Писатель, неоднократно путешествовавший по Европе, был знаком с западными кабаре. Непосредственно перед открытием "Бродячей собаки", осенью 1911 года, он побывал с Чеботаревской в Мюнхене, знаменитом своими кабаре не менее Парижа, и в других городах. Сологуб посетил мюнхенский кабачок "Simplicissimus", познакомился с Ф. Ведекиндом. 9 Впечатления от европейских кабаре отразились в статье Сологуба 1912 года "Нечто вроде театра (О театрах миниатюр)". 10 Впервые о намечавшемся кабаре Сологуба сообщалось в "Обозрении театров" 12 февраля 1912 года: "Группа писателей, артистов и художников проектирует устройство артистического кабаре по образцу "Бродячей собаки". Одним из учредителей нарождающегося кабаре называют Ф. К. Сологуба". 11

В недатированном письме к Мейерхольду, которое А. Е. Парнис и Р. Д. Тименчик относят к концу декабря 1912 года, 12 Чеботаревская спрашивала режиссера: "Не хотите ли поработать над устройством нового кабаре или клуба - называйте, как хотите; недавно, собравшись у Тэффи, решили устроить таковой своими силами, собрать 10 пайщиков по 50 р(ублей) - из своих же, или участвовать трудом. Помещение есть очень хорошее - в четверть больше Собаки - 170 р(ублей) в месяц; средства добыть путем устройства вечера в фойе Литейного театра, которое дадут бесплатно. Словом, если Вы сочувствуете идее такого учреждения - без "хозяина" (подобно Собаке) - приходите (в) субботу, от 4-х час(ов) (до 7 ч(асов) в(ечера))


--------------------------------------------------------------------------------

сологубовских литературных вечерах. Там я иногда читала стихи Сологуба. А после официальной программы, когда именитые гости уходили и оставалась молодежь с Всеволодом Эмильевичем, начинался невероятный кавардак. Чего мы там только не вытворяли! Но самый любимый номер для всех был наш танец. Всеволод Эмильевич и я танцевали танго. Он на ходу придумывал всевозможные фигуры и я, послушная его воле, все моментально подхватывала и исполняла. Сологуб бывал в восторге и не отпускал нас до утра" (Мейерхольдовский сборник. М., 2000. Вып. 2: Мейерхольд и другие: Документы и материалы. С. 469).

6 ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 1. Ед. хр. 283. Л. 8.

7 Пригласительные билеты 1912 года на музыкальный вечер 2 февраля, на вечер памяти И. А. Саца 14 октября, на вечер "Повышенного настроения" 27 октября и на намеченный на 13 декабря, но не состоявшийся "исполнительский" вечер "Парижский игорный дом, захваченный казаками (1814 г.)" (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. Ед. хр. 37. Л. 27, 29, 37; Ф. 289. Оп. 6. Ед. хр. 55. Л. 34 - 36). Кроме этого, Сологуб присутствовал на устроенном 26 апреля 1913 года банкете в честь актеров и режиссеров Московского Художественного театра (Речь. 1913. 28 апр. N 114. С. 5; Парнис А., Тименчик Р. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1983. Л., 1985. С. 212 - 213; далее: ПКНО-1983), на чествовании Бальмонта 8 ноября 1913 года (Там же. С. 215).

8 Там же. С. 203.

9 Подробнее об этом см.: Сологуб Ф. Письма к В. Э. Мейерхольду // РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2384. Л. 20.

10 Театр и искусство. 1912. 7 окт. N 41. С. 786 - 788.

11 [Б. п.] Хроника // Обозрение театров. 1912. 12 фев. N 1655. С. 16.

12 ПКНО-1983. С. 203.

стр. 226


--------------------------------------------------------------------------------

к Н. А. Тэффи 13 (Бассейная, 17). Там соберемся и поговорим. Скажите по тел(ефону) 106 - 44 Ваше принципиальное согласие". 14

Обращение к Мейерхольду не было случайным. По-видимому, предполагалось, что именно он должен стать главным театральным идеологом нового кабаре. К этому времени Мейерхольд уже предпринял первые попытки создать театры в этом жанре. Это были "Лукоморье", 15 просуществовавшее всего несколько дней, и "Дом интермедий". 16 К деятельности "Лукоморья" Сологуб был привлечен, но фактически в его создании не участвовал. 17

С Мейерхольдом Сологуб был связан еще со времени Театра В. Ф. Коммиссаржевской на Офицерской улице. На одной из первых "суббот" в театре он читал свою трагедию "Дар мудрых пчел". Мейерхольд осуществил здесь постановку сологубовской "Победы смерти". По просьбе режиссера писатель переработал имевшийся перевод пьесы Ф. Ведекинда "Пробуждение весны". В период конфликта Коммиссаржевской с Мейерхольдом Сологуб выступил в третейском суде между ними. Перейдя в Александрийский театр, в 1912 году Мейерхольд осуществил на его сцене постановку "Заложников жизни" Сологуба, имевшую большой общественный и художественный резонанс.

В период подготовки этого спектакля Сологуб сблизился с деятелями театра. В конце 1912 года в его квартире бывали Мейерхольд, Е. Тиме, Н. Тхоржевская, О. Судейкина, Л. Рындина, В. Щеголева, Ю. Юрьев, Н. Дризен, В. Сенилов, Вяч. Каратыгин и др. В компании актеров он посещал беседы барона Дризена, литературные чтения в доме 3. В. Ратьковой-Рожновой. Возможно, именно в этой среде велись разговоры о кабаре. Не случайно в цитировавшемся выше газетном сообщении упоминалось именно "артистическое", а не "литературно- художественное" кабаре, как "Бродячая собака".

12 января 1913 года Чеботаревская писала Мейерхольду: "Завтра, (в) воскресенье, мы решили собраться в 4 ч(аса) дня у нас - насчет cabaret - пожалуйста, придите, м(ежду) п(рочим), Игорь Северянин написал маленькую вещицу, очень милую, которая могла бы пойти в программе". 18

Тем временем, в конце января 1913 года, в "Бродячей собаке" разыгрывались драматические события, начавшиеся значительно раньше. Вера Михайловна Уварова, на правах человека, особо близкого Hunddirektor'y Борису Пронину, неоднократно распоряжалась не пропускать в подвал тех лиц, которые не вызывали у нее доверия. Среди этих лиц называли А. М. Ремизова, П. Е. Щеголева, А. Т. Аверченко, В. А. Азова и др. 19 Б. Пронин писал в воспоминаниях: "С Аркадием Аверченко и Ремизовым произошел у нас безумный скандал, был момент, когда они in corpore пришли после нескольких месяцев существования "Собаки", и мы нелепо, по-фанфаронски не пустили их, сочтя за "фармацевтов". К чести моей, это было без меня.


--------------------------------------------------------------------------------

13 "Бродячая собака" описана в рассказе Тэффи 1925 года "Собака" (см.: Тэффи Н. Ведьма. Берлин, 1936. С. 144).

14 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2569. Л. 36 - 37, об. (слово, выделенное нами курсивом, подчеркнуто в оригинале. - Ю. Г.); ПКНО-1983. С. 203.

15 См. об этом: Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. С. 251 - 290.

16 Подробнее об этом см.: Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России: 1908 - 1917. М., 1995. С. 69 - 86.

17 Накануне открытия "Лукоморья" Сологуб писал Мейерхольду: "Будьте добры сообщить, когда открытие театра при Театральном клубе? 28 или 30? Мне это очень надо знать, потому что с этим связаны некоторые другие предположения относительно времени. Хотя газеты почему-то называют меня, без всякого основания, одним из организаторов этого предприятия, но я, как видите, не знаю даже и числа; никто не пожелал даже меня хоть на репетицию позвать" (РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2383. Л. 51 - 51, об.).

18 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2569. Л. 21.

19 См.: Прилежаева-Барская Б. М. "Бродячая собака" / Публ. Р. Д. Тименчика // Минувшее: Исторический альманах. СПб., 1998. Вып. 23. С. 397 - 398; Шульц С. С. "Бродячая собака". СПб., 1997. С. 151, 153.

стр. 227


--------------------------------------------------------------------------------

Тогда произошла страшная драка под воротами, "мамаево побоище" или "ледовое побоище". Летели глыбы снега, Цыбульский бросался галошами, ему разбили пенсне и даже какую-то часть тела. Но потом все уладилось, так как Тэффи была всецело наша, бывала на собраниях, "Собаку" очень любила; и потом Радаков и Ремизов стали частыми гостями в "Собаке", а Саша Черный и Аверченко - редкими". 20

Результатом этих происшествий было создание особой комиссии для проверки кассы, находившейся в руках Уваровой. События в "Бродячей собаке" получили широкую огласку, 21 несмотря но то что их участники и даже инициаторы изгнания Уваровой два дня спустя опубликовали в газете "День" открытое письмо в редакцию с опровержением. В результате конфликта В. М. Уварова была отстранена от руководства кабаре. 22

Возможно, именно это событие могло послужить толчком к намерению Сологуба организовать собственное кабаре, противостоящее "Бродячей собаке". В той же газете "День", где 26 января 1913 года было напечатано сообщение о самоволии Уваровой, а 28 и 29 января обсуждались последствия этой публикации и давалось опровержение, 1 февраля сообщалось: "Открывается в Петербурге новое кабаре. Ближайшее участие в нем будут принимать Федор Сологуб, Анастасия Чеботаревская, Игорь Северянин и др.". 23 Не случайно позднее в мемуарах Северянин, сравнивая вечера Сологуба с "Бродячей собакой", писал: "...богема, например, "Бродячей собаки" уже несколько иной тональности: у Сологуба именитым мужьям не пришло бы в голову таскать за волосы своих не менее именитых жен, что могло произойти (однажды и произошло!) в знаменитом петербургском литературно- художественном подвале". 24

Возможно, именно с кабаре "Бродячая собака" связано стихотворение "Милый бог, моя жизнь - твоя ошибка..." 25 из цикла Сологуба "Когда я был собакой", начатого в июле 1911-го, а законченного год спустя - в июле 1912 года. В этом стихотворении, написанном 18 июля 1912 года, Сологуб отказывается от своей принадлежности к миру "собак":

Милый бог, моя жизнь - твоя ошибка. Ты меня создал не так. Разве можно того, чья душа - улыбка, Сделать товарищем буйных собак!

Я не хотел твоих планов охаять, Думал: "Попытаюсь собакою быть". Кое-как я научился лаять И даже привык на луну выть.


--------------------------------------------------------------------------------

20 Там же.

21 См., например: День. 1913. 26 янв. N 24. С. 6; Обозрение театров. 1913. 30 янв. N 1984. С. 15.

22 Прилежаева-Барская Б. М. "Бродячая собака". С. 397.

23 День. 1913. 1 фев. N 30. С. 6.

24 Цит. по: Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 465. Одним из недовольных атмосферой "Бродячей собаки" был также Д. В. Философов, конфликт с которым разыгрался в этом кабаре 19 февраля 1913 года. 3 марта Александра Чеботаревская писала Вяч. Иванову: "На прошлой неделе они зазвали в "Собаку" Философова, и, попросив его председательствовать, так начали непристойно бранить символизм и его представителей (на этот раз досталось Сологубу, но и всем также), что Дм(итрий) Владимирович Философов) возмущенно сказал им, что они непорядочные люди, сами выросшие из символизма (как Городецкий) и теперь, в силу какой-то личной "психологии", выгоды, и всего проч(его) обрушивающиеся на ни в чем неповинное почтенное течение, и отказался от председательства и ушел" (Лит. наследство. 1982. Т. 92. Кн. 3. С. 413).

25 Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1975. С. 367 - 368 (Библиотека поэта. Большая сер.). Впервые опубликовано вместе со стихотворениями 1911 года в журнале "Новая жизнь" (1913. N 12. С. 3).

стр. 228


--------------------------------------------------------------------------------
Но все же, милый бог, мне тяжко.
Быть собакой уж и сил нет.
Ну, какая ж, подумай, я - дворняжка!
Я искусство люблю, я - поэт.26
С 25 марта по 22 апреля 1913 года в Петербурге с большим успехом гастролировала балиевская "Летучая мышь". Эти гастроли дали толчок возникновению замыслов нескольких петербургских кабаре. На закрытии сезона в Троицком театре было представлено кабаре "Ходячая крыса", 27 в Литейном театре также была показана программа кабаре. 28 В газетах сообщалось о кабаре А. Д. Кошевого, которое предполагалось разместить под галереей Пассажа и объединить в нем художников и писателей всех направлений, кроме тех, которые имели отношение к модернизму. 29

Одновременно появились новые упоминания о кабаре Сологуба. 25 апреля 1913 года в газете "Русская молва" было опубликовано следующее сообщение: "Ф. Сологуб предполагает с осени организовать в Петербурге литературно- художественное кабаре. По его словам, западноевропейские кабаре, перенесенные на русскую почву, до сих пор обыкновенно утрачивали свойственный им на Западе характер и значительно опошливались. Общение в них публики с авторами и актерами либо являлось искусственным, либо утрачивало художественный и литературный характер. Считая неудовлетворительным репертуар большинства существующих кабаре, Сологуб предполагает сам выступить в качестве автора миниатюрных одноактных пьесок". 30 28 апреля сообщение было повторено "Воскресной вечерней газетой". 31 В несколько измененной форме аналогичные извещения появились и в других газетах. При этом сообщалось: "Кабаре будет называться "Удивленный змей"". 32

По всей видимости, Змей, связанный с "низовым" пространством - с землей и водной стихией, в стихах Сологуба, где действие происходит "над влагами болот", 33 где "вздыхает под ногами мох", 34 ассоциировался в значительной степени с Петербургом, городом, построенным на болоте, с его символом - Медным всадником, попирающим змея. В этом смысле можно говорить о преемственности сологубовского кабаре созданному Мейерхольдом в 1908 году театру "Лукоморье", просуществовавшему всего несколько дней. В названии "Лукоморье" - залив, излом берега прочно ассоциировались с Петербургом, расположенным на берегу Финского залива.

Одновременно сборник стихотворений Сологуба 1907 года "Змий" и ряд других произведений (например, стихотворение 1902 года "Змий, царящий над вселенною...") свидетельствуют, что поэт, писавший

Безумием окована земля,
Тиранством золотого Змея,35
был тесно связан с традицией, идущей от раннехристианских "офитов" (от греческого слова "бфЁа", означающего "змей"), согласно которой Змей выступал в качестве символа создателя жизни, злого творца мира. 36


--------------------------------------------------------------------------------

26 Там же.

27 Обозрение театров. 1913. 5 апр. N 2046. С. 3.

28 Там же. 4 мая. N 2069. С. 5, 12.

29 Там же. 24 апр. N 2060. С. 9 - 10.

30 Русская молва. 1913. 25 апр. N 132. С. 5.

31 Воскресная вечерняя газета. 1913. 28 апр. N 50. С. 3.

32 Обозрение театров. 1913. 27 апр. N 2063. С. 13.

33 Сологуб Ф. Стихотворения. С. 379.

34 Там же. С. 383.

35 Там же. С. 270.

36 Ю. К. Герасимов писал в связи с этим: "Тайна мира виделась ему (Сологубу. - Ю. Г. ) (...) в сатанинском деспотическом волевом начале". Драма должна "открывать людям высший закон жизни, приучая их к принятию жестокой и прихотливой "Единой воли", некоего "Я",

стр. 229


--------------------------------------------------------------------------------

Эпитет "удивленный", очевидно, возник как альтернатива "мудрости" Змея по аналогии с синтаксической конструкцией, характерной для названий других кабаре, - "Бродячая собака", "Летучая мышь", "Кривое зеркало", "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Голубой глаз".

Намерение Сологуба написать пьесы для кабаре связано с его публицистическими выступлениями 1912 года, прежде всего статьей "Нет пьес" 37 и другими публикациями. В статье, посвященной театрам миниатюр, Сологуб писал: "Я не вижу на сцене миниатюр ни настоящих чувств, ни настоящих переживаний, ни быта, ни символизма - словом, ничего, кроме каких-то не вполне доброкачественных суррогатов всех этих эмоций и настроений. Выхожу, - с каким-то смутным и досадливым чувством неудовлетворенного и опустошенного ожидания, - и думаю: нет, не для меня жанр миниатюр". 38

Какие же сочинения Сологуба предназначались для его кабаре? Возможно, к этому жанру могла относиться пьеса "Отравленный сад", 39 над которой поэт работал в 1908 году, в период организации мейерхольдовского кабаре "Лукоморье". 40 Она подходила для кабаре не только по своему объему, но и стилистически, так как в процессе авторской переработки этого произведения, последовательно превращавшегося из новеллы Готорна в пьесу (а затем уже в новеллу Сологуба), его образы обрели краткость и строгую законченность масок - Юноша, Красавица, Ботаник и т. д.

К специфике кабаре могла подходить незавершенная драма Сологуба из современной жизни "Заклинательница змей", над которой он работал в 1913 - 1918 годах. В набросках к ней заметны следы схематизации: как и в пьесе Сологуба "Ванька-ключник и паж Жеан", здесь предполагалось дать ряд вариантов любовных пар, охарактеризованных автором как "опрощение", "коршуны", "либералы", "рабочая гордость". 41 К тому же безусловно знаменательным представляется упоминание "змей" в названии произведения.

К этому времени Ан. Чеботаревская написала одноактную пьесу "Принц Карнавал", поставленную 19 февраля 1913 года на сцене петербургского Литейного театра. 42 Герои пьесы - муж и жена - "закисают" в своем уютном гнездышке, однако дом преображается, когда в него врывается незнакомец. Незнакомец уходит. Муж раздражен, его жена умирает. Очевидно, у Сологуба возникло ощущение, что эта пьеса с незамысловатым сюжетом могла быть пригодна и для театра-кабаре.

27 апреля 1913 года в газете "Биржевые ведомости" за подписью Nolens было опубликовано интервью под названием "Ф. К. Сологуб о своем кабаре". 43 Сологуб сообщал здесь, что "мечта" создать кабаре "по типу мюнхенских и парижских" зародилась "года три еще тому назад", т. е. в период возникновения "Дома интерме-


--------------------------------------------------------------------------------

непреклонного и немилосердного, которого только, однако, и надо любить в отмену прежней заповеди любить Бога и ближнего" (Герасимов Ю. К. О жанровых трансформациях текста в творчестве Ф. Сологуба // Русский модернизм: Проблемы текстологии. СПб., 2001. С. 94).

37 Сологуб Ф. Нет пьес // Театр и искусство. 1912. 21 окт. N 43. С. 825 - 827.

38 Сологуб Ф. Нечто вроде театра (О театрах миниатюр) // Театр и искусство. 1912. 7 окт. N 41. С. 786 - 787.

39 Ее текст впервые опубликован Ю. К. Герасимовым в сборнике "Неизданный Федор Сологуб" (М., 1997. С. 211 - 218).

40 Не исключено, что именно эта пьеса была откликом на предложение Мейерхольда написать что-либо для театров типа кабаре. 18 октября 1908 года в газетах сообщалось, что Сологуб, среди других писателей, обещал свои произведения для кабаре. После прекращения "Лукоморья", планируя продолжить деятельность кабаре, Мейерхольд в письме к Сологубу повторил свою просьбу "прислать что-нибудь для театра" (см.: Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. С. 286).

41 См.: История русской драматургии. Вторая половина XIX - начало XX в. до 1917 г. Л., 1987. С. 591.

42 День. 1913. 20 фев. N 49. С. 5.

43 Биржевые ведомости. 1913. 27 апр. N 13519. С. 4.

стр. 230


--------------------------------------------------------------------------------

дий" и постановки его пьесы "Ночные пляски". Создание кабаре предполагалось осенью по возвращении с летнего отдыха. Направленность театра пока еще не была ясна самому Сологубу. Он замечал: "Будет ли это тип кабаре "Летучей мыши" или "Бродячей собаки", не могу вам сейчас сказать". (Очевидно, речь шла о доступности театра широкой публике.) Но, по утверждению Сологуба, задуманное им предприятие должно было противостоять двум этим известным кабаре. Он подчеркивал: "Наше желание - создать настоящее кабаре, где бы артисты, художники, поэты, музыканты могли бы творить все, что им вздумается. Без программы, ограничений и условности. И это, так называемое "волевое" искусство, должно стать принципом нашего дела. В легких, коротких миниатюрах всякий, обладающий даром творчества, может проявить его, как он хочет. И одновременно все вместе взятое должно возродить понятие об единственном вкусе. Хотя и говорят, что о вкусах не спорят, можно сказать, что вкус бывает один. В настоящее время городской житель, слишком узко специализировавшийся в своей области, стремится к тому, чтобы в коротких переживаниях и в короткое время пройти всю гамму человеческих чувствований. Он должен увидеть и услышать в один вечер стих, музыку, драму, легкую комедию, шансонетку, ужас, рисунок, пародию. Удовлетворившись различными легкими переживаниями, он имеет возможность видеть и слышать в один вечер то, на что пришлось бы ему затратить несколько вечеров".

Доступ в кабаре должен быть открытым для всех желающих "за небольшую плату и без обязательного кухонного меню". Указывалось, что устроители кабаре не преследуют "коммерческой выгоды": "Если никому не понравится наша затея, мы останемся в своем маленьком кружке и будем упорно проводить свои принципы, независимо от поддержки и внимания широкой публики".

В своей программе Сологуб не только развивал тезисы своей статьи "Нет пьес", но и, намереваясь дать "гамму всех переживаний, всех человеческих чувствований", в значительной степени повторял идеи Мейерхольда периода "Лукоморья", позаимствованные у немецких кабаре - более литературных, с заранее подготовленной программой, но лишенных блеска французских импровизаций и поэтому более приближенных к типу театра миниатюр. Кредо Мейерхольда сводилось к следующему: "дать в калейдоскопически неожиданной смене цепь самых различных настроений (за исключением одного: тоскливо скучного...) в очень сжатой форме и очень ярком воспроизведении. Злободневная сатира в лицах сменяется коротенькой трагедией, затрагивающей вековечные "проклятые" вопросы, которая в свою очередь уступает место лирическому подъему (поэзия, пение, танцы), завершающемуся беззаботным жизнерадостным юмором. При этом все звенья этой цепи объединены общим художественным замыслом, делающим каждую деталь достаточно колоритной и интересной..." 44

Месяц спустя после публикации интервью с Сологубом в "Биржевых ведомостях" с возражениями в газете "Нижегородский листок" выступил некто С-ий. 45 В его статье новое начинание Сологуба характеризовалось как род особого гастрономического изыска, вызванного "пресыщением", "порождением современной мещанской пошлости", являющейся "эстетическим преступлением". Такое искусство - "бездумный, неглубокий десерт после большого городского дня. Не нужно ни идей, ни глубоких чувств, не нужно огромного ощущения жизни, красоты, вдохновения - это слишком сложно и труднопереваримо для современного человека. Не нужно годами мучиться, годами жить вопросами, которые дает искусство, - достаточно час-другой посидеть в кабаре".

Летом 1913 года из Тойлы - деревни в Эстляндской губернии неподалеку от Нарвы, где она отдыхала с мужем, Чеботаревская писала Мейерхольду о намерении


--------------------------------------------------------------------------------

44 Обозрение театров. 1908. 26 нояб. N 588. С. 7.

45 С-ий. О гастрономии // Нижегородский листок. 1913. 27 мая. N 142. С. 3.

стр. 231


--------------------------------------------------------------------------------

организовать "поэзоконцерт" Сологуба и Игоря Северянина и просила режиссера и его артистов принять участие в этом проекте. По сути дела, стремясь объединить выступления разных жанров - чтение стихов, сценки, пантомиму, инсценировки, Чеботаревская собиралась устроить "пробу сил" для будущего кабаре, тем более что своеобразная манера декламации Северянина, значительно отличавшаяся от традиционного чтения писателей, приближалась к актерской мелодекламации и более всего соответствовала жанру кабаре: "Милый Всеволод Эмильевич, предъявитель этого письма, Як(ов) (sic!) Льв(ович) Дынкин, устроитель лекции Ф(едора) К(узьмича) в Харькове, - очень симпатичный и умелый организатор; думает устроить в Дуббельне "поэзоконцерт" - вечер поэзии; Ф(едор) К(узьмич) и Игорь Сев(ерянин) будут читать стихи и сказочки (Ф(едора) К(узьмича)); очень желательно, чтобы Вы приняли какое-либо участие - может, вместе с Ек(атериной) Мих(айловной Мунт) и Андр(еем) Андреевичем Голубевым) поставите к(акую)-н(ибудь) сцену, пантомиму или что-нибудь в этом роде. Заранее благодарю и очень прошу не оставить содействием". 46 "Дынкину (Иос(ифу) Льв(овичу)) - Вы помогите! Я держусь взгляда, Вам, вероятно, известного, что надо всюду и всегда пропагандировать новое искусство, поэтому Ф(едор) К(узьмич) и Игорь (Северянин) согласились участвовать в "поэзоконцерте", но их одних мало, надо еще человека 3 - хорошо бы к(акую)-н(ибудь) сценку, пантомиму, инсценировку... расходы и небольшой гонорар должен уплатить Дынкин; мы согласились за "путевые издержки", из симпатии к новому искусству и Дынкину; он в Харькове показал себя очень милым устроителем. Посылаю для Ек(атерины) Мих(айловны Мунт) [Нрзб. 1 слово] стихотворения, которые имеются у меня в цензурованном уже экземпляре; к сожал(ению), здесь только Ф(едора) К(узьмича) и Игоря. Хорошо было бы ей прочитать Гиппиус то, что она читала зимой у Ратькова-Рожнова 47 ("Благовещение" 48 и "Единый раз вскипает пена..." 49 ). Лучше назначить вечер попозже - в 20-ых числах, но с приличной программой. Хотелось бы, чтобы стихи поэтов сопровождались вступлением - музыкальным, - но надо найти пианиста или выписать Каратыгина, предполагает(ся) еще Судейкина и Рукавишников, но 1-ая уехала, а 2-ой еще не нашелся. Так что уж, пожалуйста, Вс(еволод) Эм(ильевич) - Вы не откажите в В(а)ш(ем) любезном содействии Д(ынки)ну. 50 Может Андр(ей) Андреевич Голубев) вернется к 20-му? Или у В(а)с есть новые этуали - танцующие или декламирующие? (...) Мысль о кабаре - несмотря на холодность всех "участников" - не оставляем". 51

23 июня Сологуб и Игорь Северянин выступили с чтением своих произведений в Тойле на вечере в пользу пожарной команды этой деревни. 52

9 июля курортная газета "Взморье", выходившая на Рижском взморье, где отдыхал Мейерхольд, сообщала: "Дуббельн. "Поэзо-концерты" с участием писателя Федора Сологуба, поэта Игоря Северянина, проживающего на Рижском взморье режиссера Императорских театров Мейерхольда, артистки Мунт и пианиста Караты-


--------------------------------------------------------------------------------

46 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2569. Л. 24.

47 В записях Сологуба о посещениях театров, вечеров и проч. 20 ноября 1912 года отмечено: "Вечер у 3. В. Ратьковой-Рожновой. Читали: Мережковский. Смерть Ал(ександ)р(а) I. Я - "Маркиз Телятников". Тиме, Тхоржевская, Вертер, Судейкина, Мунт, Голубев - стихи Мер(ежковского), Гиппиус и мои" (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. Ед. хр. 81. Л. 78, об.).

48 Вероятно, подразумевается стихотворение 1904 года "Благая весть". См.: Гиппиус 3. Н. Стихотворения. СПб., 1999. С. 145 - 146 (Новая Библиотека поэта. Большая сер.).

49 Стихотворение 1896 года "Любовь - одна" (см.: Там же. С. 90).

50 Летом 1913 года Мейерхольд отдыхал в Лифляндской губернии неподалеку от Сологуба - в Ассерне на побережье Рижского залива.

51 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2569. Л. 25 - 26, об.

52 Сологуб Ф. Письма К. А. Сюннербергу // ИРЛИ. Ф. 474. Ед. хр. 261. Л. 66.

стр. 232


--------------------------------------------------------------------------------

гина устраиваются в ближайшем будущем в Дуббельне и Эдинбурге. Г. Мейерхольд поставит несколько сцен из пьесы Сологуба "Заложники жизни"". 53

Одновременно в тот же день, 9 июля, газета "Рижская мысль" сообщала о намеченных концертах, организатором которых называла Мейерхольда. Концерты связывались здесь с постановкой "Пизанеллы", которую называли неудачной, и чуть ли не рассматривались как попытка взять реванш после поражения. "Мейерхольд на взморье. После неудачи, постигшей режиссера Императорских театров Мейерхольда с постановкой в Париже "Пизанеллы" для Иды Рубинштейн, театральный новатор приехал отдыхать на наше взморье. Здесь г. Мейерхольд собирается также проявить свое искусство устройством оригинальных концертов. Мейерхольдом для этой цели уже приглашены: известный писатель Ф. Сологуб, проживающий на даче в Эстляндии, поэт-декадент и эгофутурист И. Северянин и некоторые артисты и артистки, которые выступят в качестве мелодекламаторов. Концерты г. Мейерхольд собирается ставить в Дуббельне, а в Эдинбургском театре под его режиссерством и (по) указаниям автора пойдут несколько сцен из "Заложников жизни" Ф. Сологуба". 54 Однако намеченное выступление не состоялось. 13 июля Мейерхольд писал Сологубу: "Г. Дынкин скрылся с нашего горизонта. В хронике местной газеты "Взморье" была заметка, что в скором времени состоится "поэзоконцерт", приведены наши имена, а Дынкин не является. Ждем у моря погоды". 55

19 июля в той же газете "Рижская мысль" Мейерхольд напечатал письмо в редакцию, в котором достаточно резко заявил о своей непричастности к намеченным концертам и нежелании участвовать в подобных мероприятиях:

"Милостивый государь господин редактор!

В N 1785 от 9 июля Вами редактируемой газеты напечатано: "здесь (на Рижском взморье) г. Мейерхольд собирается проявить свое искусство устройством оригинальных концертов", "концерты г. Мейерхольд собирается ставить в Дуббельне, а в Эдинбургском театре под его режиссерством пойдут несколько сцен из "Заложников жизни" Федора Сологуба".

Прошу Вас, милостивый государь, дать место в Вашей газете следующему моему заявлению:

1) "Проявить свое искусство устройством оригинальных концертов" на Рижском взморье я не собирался и не собираюсь. 2) Концерты в Дуббельне устраивать я не собирался и не собираюсь. 3) В Эдинбургском театре "Заложники жизни" Ф. Сологуба под моим режиссерством никогда не пойдут.

Примите уверение в совершенном почтении.

Режиссер Императорских театров В. Мейерхольд.

Ассерн, 19 июля". 56

В итоге намеченный летний концерт не состоялся.

Осенью по возвращении в Петербург Сологуб уехал с выступлениями по России.

8 ноября 1913 года он присутствовал в "Бродячей собаке" на чествовании Бальмонта 57 и был свидетелем потасовки между поэтом и подвыпившим молодым человеком. 58


--------------------------------------------------------------------------------

53 Взморье. 1913. 9 июля. N 21. С. 2.

54 Рижская мысль. 1913. 9 июля. N 1785. С. 3.

55 ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. Ед. хр. 452. Л. 66 - 67. Ср. недатированное письмо Чеботаревской к Мейерхольду: "Мы от Д(ынкина?) даже эти дни ничего не имеем, хотя в "Речи" читали о вечере" (РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2569. Л. 23).

56 Рижская мысль. 1913. 19 июля. N 1795. С. 5.

57 О выступлении Сологуба см.: С. Ф. Бальмонт в Петербурге: Беседа с поэтом и чествование его // Биржевые ведомости. 1913. 9 нояб. N 13848. С. 4.

58 См. об этом инциденте: Данилов Д. Национальные лавры // Биржевые ведомости. 1913. 10 нояб. N 13849. С. 1; [Б. п.] Чествование К. Д. Бальмонта//День. 1913. 10 нояб. N 305. С. 4;

стр. 233


--------------------------------------------------------------------------------

Сологуб был инициатором коллективного письма с выражением возмущения по поводу произошедшего в литературном кабаре. 59 На его публикацию своим открытым письмом отозвался С. Городецкий, пытавшийся защищать "Бродячую собаку". Затем последовал вызов им Сологуба на суд чести, 60 который тот не принял. 61

Вероятно, эти события значительно охладили желание Сологуба создать собственное кабаре, где он мог столкнуться с подобными инцидентами.

Поездки Сологуба по городам России с лекцией "Искусство наших дней", которые он предпринял в конце 1913 и первой половине 1914 года, отвлекли его от кабаре. Вместо этого вскоре он увлекся проектом издания журнала "Дневники писателей". 62 В результате идея создать собственное кабаре так и осталась нереализованной.


--------------------------------------------------------------------------------

Философов Д. Василиск и Вилли // Речь. 1913. 10 нояб. N 308. С. 2 - 3. См. также: Могилянский М. М. Кабаре "Бродячая собака". Отрывки из повести о днях моей жизни / Публ. А. Сергеева//Минувшее: Исторический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 12. С. 180 - 181.

59 Речь. 1913. 11 ноября. N 309. г 4.

60 См.: Биржевые ведомости. 1913. 11 нояб. N 13850. С. 4.

61 См. об этом: Биржевые ведомости. 1913. 21 нояб. N 13866. С. 6. См. также: Театр и жизнь. 1913. 23 нояб. N° 197. С. 10 - 11.

62 Ср.: " ...Есть мысль об издании кружком единомышленников маленького журнальчика, совершенно оригинального по замыслу" ([Б. п.] В литературном мире. Ф. К. Сологуб на летнем отдыхе // Биржевые ведомости. 1913. 22 июня. N 13611. С. 4).

стр. 234


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Ю. Е. ГАЛАНИНА, "Федор Сологуб и мировая культура". КАБАРЕ Ф. СОЛОГУБА И АН. ЧЕБОТАРЕВСКОЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 19 февраля 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1203423814&archive=1203491495 (дата обращения: 11.12.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии