НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО Н. А. КЛЮЕВА К И. Э. ГРАБАРЮ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. ПЕРХИН

В недавнее издание прозы Н. А. Клюева вошло письмо поэта к художнику И. Э. Грабарю, отправленное из томской ссылки 7 декабря 1934 года.1 Оно напечатано по тексту первой публикации, где было указано, что подлинник находится в личном фонде Грабаря в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи.2 При этом за рамками как журнальной, так и книжной публикации осталось другое письмо из этой же коллекции:

Дорогой Игорь Эммануилович.3 Низко Вам кланяюсь с сизой и купавной реки (П)ижмы4 - простите за беспокойство, но Толечка5 озабочен - как ему устроиться в Московскую академию или Вуз-художеств.6 Как прием? И что нужно предпринять, чтобы поступить и быть принятым? От всего сердца прошу Вас помочь юноше.7 Будет благодарен, как солнцу, которое безмерно любит. Такого светолюбца я


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Клюев Н. А. Словесное древо. Проза / Вступ. статья А. И. Михайлова. Сост., подг. текста и примеч. В. П. Гарнина. СПб., 2003. С. 346.

2 См.: Николай Клюев в последние годы жизни. Письма и документы. По материалам семейного архива / Публ. С. И. Субботина //Новый мир. 1988. N 8. С. 180. Публикатор не указал, что текст, написанный черными чернилами на четвертушке плотной бумаги, разбит на четыре части: обращение, просьба, адрес отправителя и дата. На конверте тем же почерком адрес: Москва, Кудринский пер., угловой дом против фабрики. Игорю Грабарю. Почтовый штемпель Томска: 7.12.34, Москвы - 13.12.34.

3 Клюев и Грабарь были знакомы с начала 1910-х годов. В 1932 году живописец написал портрет поэта. См.: Грабарь И. Моя жизнь. Автобиография. Этюды о художниках. М., 2001. С. 304, 307; "Меня рисует маслом Игорь Грабарь", - сообщал Клюев Яр-Кравченко 25 мая 1932 года (Клюев Н. А. Указ. соч. С. 280).

4 В подлиннике: Ижмы. Пижма - река в Вятской губернии (ныне Кировская область). Вблизи города Советска Клюев проводил летний отдых, с 1928 года вместе с Яр-Кравченко (см.: Наше наследие. 1991. N 1. С. 124).

5 Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911 - 1983) - художник. О его взаимоотношениях с поэтом см.: Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990. С. 236 - 240; Солнцева Н. М. Странный эрос. Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. М., 2000. С. 105 - 120. В мае 1932 года Клюев обещал "Толечке" знакомство с Грабарем (Клюев Н. А. Указ. соч. С. 279) и, видимо, слово сдержал.

6 Яр-Кравченко поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде.

7 О протекции Грабаря сведений не обнаружено. В феврале 1933 года Клюев сообщил студенту, что ему "кланяется Грабарь" (Клюев Н. А. Указ. соч. С. 289).



стр. 238


--------------------------------------------------------------------------------

встречаю первый раз в жизни. Адрес: Ниж-край.8 Советск, до востребования. Анатолию Кравченко.9

Жизнь вам!

Н. Клюев.10

Письмо интересно как образец эпистолярного стиля поэта, который можно назвать узорчатым. Художественный декор в письмах Клюева, как и в его поэзии, подчас напоминает орнаментальное шитье жемчугом или шелками в "царицыных светличных палатах" средневековой Руси. Неотъемлемой частью этого стиля был намек.11 В письме Клюева таким намеком можно считать сравнение с "солнцем" и эпитет "светолюбец". Он относится и к Грабарю, пейзажная и портретная живопись которого пронизана светом.12 Намек на родственность мироощущения Яр-Кравченко и Грабаря, чуткого к намекам и ассоциациям, должен был убедить маститого деятеля искусства оказать покровительство начинающему художнику.


--------------------------------------------------------------------------------

8 В то время Вятская губерния была частью Нижегородского края.

9 О письмах Грабаря к Яр-Кравченко сведений не обнаружено.

10 ОР ГТГ. Ф. 106. N 6077. Текст написан простым карандашом на листе бумаги цвета беж, сложенном вдвое. На обороте простым карандашом, вероятно, Грабарь пометил: Н. Клюев. 1932 Г.

11 "Утверждение в шитье новых принципов - декоративности и орнаментальности - приводило ко все большему распространению подвесных пелен, где орнаментальные композиции выступали на первый план. Пелена 1550 года, вместе с другими произведениями царицыных "светлиц", с которыми она обнаруживает тесную стилистическую связь, дает представление и об орнаментах, которым отдавалось предпочтение... Это круги-розетки и крестообразные фигуры... Исследователи древнего и народного искусства отмечают, что у всех народов круг, пересеченный крестом, служит устойчивым символом солнца" (Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея / Авт. -сост. Т. Макушина. М., 1983. С. 38).

12 Например, как о достоинстве одного из своих портретов 1932 года Грабарь писал о том, что лицо на нем "светится светом, отраженным от солнечных рефлексов в комнате" (Грабарь И. Указ. соч. С. 307).




Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. ПЕРХИН, НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО Н. А. КЛЮЕВА К И. Э. ГРАБАРЮ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1202996760&archive=1203491495 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии