МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ГОНЧАРОВА
05 декабря 2007
АННОТАЦИЯ: В литературе о русских писателях насчитывается немало работ, в которых рассматривается значение музыки для их творчества. 1 Далеко не все из тех, кому посвящены эти исследования, обладали профессиональными музыкальными навыками, но общая культура, острота художественного восприятия и высокий интеллектуальный уровень нередко приводили русских литераторов к глубокому проникновению в природу музыки. Иван Александрович Гончаров не был исключением в этом ряду, однако отдельных работ, посвященных анализу музыкальной составляющей в его жизни и творчестве, до сих пор нет. Постараемся, по мере возможности, восполнить этот пробел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТУРГЕНЕВЕДЕНИЕ НА РОДИНЕ ПИСАТЕЛЯ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: История отношения критиков и читателей к произведениям И. С. Тургенева с момента появления "Записок охотника", "Рудина", "Отцов и детей", "Дыма", "Нови" - история бурная, полная полемических столкновений, громких журнальных выступлений, восторженного признания или, напротив, полного отрицания. Более чем через столетие после смерти писателя тургеневское наследие - и это понятно - воспринимается иначе: в нем проступают более общие черты, более глубокий человеческий смысл, который не исчерпывается вопросами пореформенной жизни русского общества второй половины XIX века. Эти черты были, впрочем, замечены наиболее зоркими из современников писателя. Вспомним слова М. Е. Салтыкова-Щедрина и Л. Н. Толстого о вере Тургенева в свет и добро как о главном стимуле его творчества.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ЦЕНТРА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Государственный республиканский Центр русского фольклора при Министерстве культуры РФ за 10 лет своего существования сделал немало. С 1990 года выходят сборники научных трудов под общим названием "Сохранение и возрождение фольклорных традиций" (всего их 10 выпусков), с 1994 года возобновлено издание журнала о русском фольклоре и традиционной культуре "Живая старина" (выходил с 1890-го по 1918 год), ежегодно проводится несколько научных конференций. 1 печатаются работы как сотрудников Центра, 2 так и специалистов из других учреждений. 3 И вот совсем недавно, весной, появился научный альманах "Традиционная культура", который будет выходить два раза в год. Именно с ним мне хотелось бы познакомить читателей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЧУЖОЕ СЛОВО" В "ПОВЕСТИ О ПУСТЯКАХ" Б. ТЕМИРЯЗЕВА (Ю. П. АННЕНКОВА): ПЕРЕКЛИЧКИ С ДИЛОГИЕЙ ИЛЬФА И ПЕТРОВА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Повествовательная ткань "Повести о пустяках" (далее - ПоП) 2 содержит мощный пласт "чужого слова". Посредством множества разного рода отсылок (аллюзий, реминисценций, парафраз, цитат) к текстам русской литературы - предшествующим и современным - достигается их актуализация для анненковского романа. Прежде всего в этой связи следует отметить произведения Пушкина, Гоголя, А. Блока, Андрея Белого, Е. Замятина, А. Амфитеатрова, В. Шкловского, Г. Иванова, К. Вагинова, О. Форш и других, составившие "петербургский текст" русской культуры, затем тексты Б. Пильняка, В. Шкловского, И. Бабеля, Л. Никулина и других, посвященные изображению событий эпохи "военного коммунизма" и времен нэпа. Совершенно особое место в интертекстуальном пласте ПоП занимают переклички с дилогией о Великом комбинаторе Ильи Ильфа и Е. Петрова. Уточним: тексты, о которых шла речь выше, актуализованы Анненковым в качестве наиболее высокохудожественных отражений породивших их эпох, - настолько, что уже стали ассоциироваться с ними, выступая своеобразными эмблемами этих эпох. Такие тексты-эмблемы, в свою очередь, составляют фон для анненковской эстетической модели прошлого и ее игровой коррелят. Переклички же с "Двенадцатью стульями" и "Золотым теленком" имеют концептуальный характер: выявляют общий замысел ПоП и генерировавшее его авторское мировоззрение. Однако вначале - текстуальное обоснование тезиса об актуальности дилогии Ильфа и Петрова для ПоП.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К БИОГРАФИИ А. И. СОКОЛОВОЙ (СИНЕЕ ДОМИНО)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В биографии писательницы Александры Ивановны Соколовой (урожд. Денисьевой; наст. отчество - Урвановна; 1833-1914) много неясного.

Войдя в литературный мир театральной рецензенткой "Московских ведомостей", Соколова осталась в нем на долгие сорок пять лет и написала множество статей, фельетонов, рассказов, исторических этюдов, "уголовных романов" и, наконец, имевшие большой успех мемуары "Из воспоминаний смолянки" и "Встречи и знакомства". Ее хорошо знала газетная Москва по броскому псевдониму Синее Домино.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВЫСОКАЯ ПРОСТОТА (О СЕМАНТИКЕ СТРУКТУРЫ СТИХОТВОРЕНИЯ МАРИИ ПЕТРОВЫХ "НЕ ВЗЫЩИ, МОИ ПРИЗНАНЬЯ ГРУБЫ...")
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Эта заметка предназначена для тех, кого опыт восприятия литературных произведений привел к тому же кредо, что и автора этих строк: чем больше в стихотворении повторяющихся соотношений, будь то тождества или контрасты, на разных языковых ярусах, - чем больше в нем этих внутренних скреп, тем легче ему веришь. Если вы согласны, читайте дальше.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРЕДСМЕРТНОЕ ПИСЬМО ВИКТОРА ГОФМАНА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Моя мама Антонина Юлиановна Киренская (1890-1968) родилась в Якутске. Закончив гимназию, отправилась в Петербург поступать на Бестужевские курсы, но не сдала экзамен и устроилась работать в одну из библиотек. Она писала стихи, недурно рисовала, часто посещала передвижные художественные выставки. Общество имени А. И. Куинджи. На литературно-художественных вечерах в Обществе она познакомилась со многими художниками, писателями и артистами. Из художников, бывавших впоследствии в нашем доме, я помню Н. А. Протопопова (он учил меня рисовать), Г. К. Савицкого, картина которого хранилась у нас до войны. 1 В Обществе имени А. И. Куинджи она познакомилась с поэтом Виктором Викторовичем Гофманом, который, видимо, увлекся моей мамой, подарил ей свою первую книгу стихов - "Книга вступлений" (М., 1904). 2

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ГЕРОЕ СТИХОТВОРЕНИЯ "В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ, В ЧАС ЗАКАТА..."
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Это стихотворение было впервые опубликовано Никитой А. Струве в 1970 году с обоснованием авторства Н. С. Гумилева. 1 Несмотря на общеизвестность, приведу его целиком с воспроизведением доказательств.

В час вечерний, в час заката

Каравеллою крылатой

Проплывает Петроград.

И горит над рдяным диском

Ангел твой на обелиске,

Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,

Я моряк, поэт и воин

Не поддамся палачу.

Пусть клеймит клеймом позорным.

Знаю - сгустком крови черной

За свободу я плачу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СТИЛИЗАЦИЯ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: ЗАМЕТКИ О НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПЬЕСАХ К. М. МИКЛАШЕВСКОГО
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: К. М. Миклашевский (1886-1944), автор известного театроведческого труда "La Commedia dell' arte, или Театр итальянских комедиантов", 1 не утратившего до сегодняшнего дня своей научной ценности, один из почти полностью забытых театральных деятелей начала XX века. Жизнь и творчество этой многосторонней личности, одновременно и актера, и режиссера, и театроведа, и драматурга, прежде всего характеризуется его постоянной увлеченностью традициями западноевропейского театра, в особенности итальянской комедией масок - Commedia dell' arte: его искания, связанные в различные периоды его жизни с разными видами искусства, отражают едино-направленное стремление к возрождению и обновленному применению на современной сцене опыта театра итальянских комедиантов, встреча с которым определила весь его дальнейший творческий путь.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВОСЬМАЯ ГЛАВА "ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА" В ПЕРМИ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Много неожиданных открытий таят до сих пор не описанные обширные фонды библиотеки Пермского педагогического университета, в недрах которой хранится уникальное прижизненное издание 8-й главы пушкинского романа "Евгений Онегин". Это небольшая книжка размером 11 на 17 см, в мягкой темно-синего цвета обложке, на которой в наборной рамке напечатано: "Последняя глава "Евгения Онегина". Санкт-Петербург". На последней странице в такой же наборной рамке расположена виньетка в форме лиры и текст: "Продается в С.- Петербурге во всех книжных лавках по пяти рублей за экземпляр. За пересылку в другие города прилагается 80 копеек".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕЦЕНЗИЯ А. С. ПУШКИНА НА "СЛОВАРЬ О СВЯТЫХ"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В третьем томе журнала "Современник" была напечатана рецензия А. С. Пушкина на книгу Д. А. Эристова и М. Л. Яковлева "Словарь исторический о Святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых сподвижниках благочестия, местно чтимых" (СПб., 1836). Собственно составителем "Словаря" был князь Дмитрий Алексеевич Эристов (Эристави), лицеист II курса, поэт, переводчик. Товарищ же Пушкина по Лицею М. Л. Яковлев явился его помощником и издателем. Рецензия не имела подписи. В посмертное издание Собрания сочинений Пушкина 1838-1841 годов она, как, впрочем, и ряд других пушкинских статей, включена не была. Впервые П. В. Анненков издает ее как принадлежащую перу Пушкина в 1855 году, 1 и с той поры она входит в собрания его сочинений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ: РАДИЩЕВ И РОММ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Сегодня имя Радищева известно каждому русскому, Ромма - едва ли каждому французу. В конце XVIII века дело обстояло иначе: во Франции имя Ромма было у всех на устах, Радищева знали далеко не все русские. Екатерининский паж, студент Лейпцигского университета, мелкий служащий в Сенате, военном штабе, Коммерц-коллегии. Управляющий петербургской таможней. "Путешествие из Петербурга в Москву". Арест. Следствие. Суд. Смертный приговор. Помилование. Ссылка в Сибирь. Амнистия. Возвращение на службу. Самоубийство. Посмертная слава. Таков жизненный путь Радищева. Иным был жизненный путь Ромма. Воспитанник риомских монахов. Репетитор по математике в Париже. Гувернер в Петербурге. Французский якобинец. Основатель клуба "Друзей закона". Овернский депутат в Национальном собрании Франции. Автор республиканского календаря. Последний монтаньяр. Жерминаль и прериаль. Арест. Суд. Смертный приговор. Самоубийство перед казнью. Довольно продолжительное забвение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СУМАРОКОВ В ШЛЯХЕТНОМ КОРПУСЕ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Сухопутный Шляхетный корпус, военно-учебное заведение, созданное в 1732 году, сыграл важную роль в культурной жизни России XVIII века. Призванный готовить кадры для армии, он на самом деле воспитал и обучил большое количество людей, составивших ядро дворянской интеллигенции; отсюда вышли многие литераторы и переводчики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВАДИМ НОВГОРОДСКИЙ В РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Первое упоминание о Вадиме Храбром в дошедшем до нас письменном источнике относится к XVI веку. Патриаршая, или Никоновская, летопись гласит: "В лето 6372 (...) оскорбишася Новгородци, глаголюще: "Яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новогородцев советников его". 1 Последним из историков о Вадиме как реально существовавшем историческом лице упомянул Л. Н. Гумилев в книге "От Руси до России" (1992). 2 Бывали времена, когда историки объявляли его несуществовавшим, "баснословной сказкой", или просто замалчивали. Но Вадим в русской литературе, начиная с "Исторического представления из жизни Рюрика" императрицы Екатерины II (1786), поражает тем, насколько многоликим представили его писатели и поэты. Биография, внешний облик, характер, поступки, стремления - удивительно разные, порой только имя объединяет этих многочисленных литературных Вадимов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В предисловии к первому изданию "Слова" (1800 год) сообщалось о сборнике, который принадлежал графу Алексею Ивановичу Мусину- Пушкину и в котором была найдена эта поэма: "В его библиотеке хранится рукопись оная в книге, писанной в лист, под N 323". Следовательно, можно было убедиться в реальном существовании сборника, который заключал в себе хронограф, летопись и четыре повести - "Сказание о Индии богатой", "Синагрип Царь Адоров", "Слово о полку Игореве" и разделенное на части "Девгениево деяние". 1 Как можно судить по выпискам Н. М. Карамзина, тексты повестей орфографически однородны и по этому признаку могут датироваться концом XVI-серединой XVII века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПО МУДРЫМ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН РОМАНА Л. ЛЕОНОВА "ПИРАМИДА"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом.

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы

Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Притч. 22, 28

Тема религиозных мотивов, религии, веры в творчестве Л. Леонова в той или иной степени присутствует во многих его произведениях - от самых ранних до самых последних. Как выясняется, для писателя она никогда не была реликтовой или случайной. С особенной силой и откровением она прозвучала в его последнем, самом значительном и поистине эпохальном русском романе XX века "Пирамида".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЮТЧЕВ И ПАСКАЛЬ (АНТИНОМИИ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ОНТОЛОГИИ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: СТАТЬЯ ВТОРАЯ

Тютчев и Паскаль не стремились принизить разум, а пытались отвести ему подобающее место и оценить его истинные возможности и границы в познании человека и мира. С их точки зрения, непонимание отмеченных возможностей и границ, превышение полномочий разума и его превращение в верховного арбитра всего и вся, в меру всех вещей опасно и пагубно не меньше его принижения. Подобная невменяемость и обожествление рассудка, выпячивающего, если воспользоваться арифметикой Разумихина, три вида жизненных связей и "забывающего" миллион остальных, как бы затемняют и фальсифицируют объемную сложность и подлинную глубину реальности и через их упрощение в материалистических и рационалистических концепциях способны вести к неразумию и безумию, к господству эгоистических инстинктов и торжеству нигилизма.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ И ПОГРАНИЧНЫЕ ВЕХИ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Когда началась новая европеизированная русская литература XVIII века? Ответить на этот простой вопрос нелегко.

Самые солидные руководства предпочитают довольствоваться хронологическими датами и относят к литературе XVIII века так называемые "повести" Петровского времени, церковную проповедь, театральные опыты светские и духовные - словом, все новое, что появилось в первой четверти XVIII века и меняло общекультурную обстановку в стране. И все же литературы в том смысле, в каком это понятие стало традиционным для Европы, все названные культурно значимые явления не создавали. Мне кажется, что мнение Д. С. Лихачева о литературе Петровской эпохи обусловлено отсутствием данных для причисления ее к новой литературе: "Это самая нелитературная эпоха за время существования русской литературы. В это время не возникло значительных произведений литературы и не изменился ее характер... Новый тип литературного развития вступает в силу со второй четверти или, вернее, со второй трети XVIII в.". 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ И ПОГРАНИЧНЫЕ ВЕХИ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Когда началась новая европеизированная русская литература XVIII века? Ответить на этот простой вопрос нелегко.

Самые солидные руководства предпочитают довольствоваться хронологическими датами и относят к литературе XVIII века так называемые "повести" Петровского времени, церковную проповедь, театральные опыты светские и духовные - словом, все новое, что появилось в первой четверти XVIII века и меняло общекультурную обстановку в стране. И все же литературы в том смысле, в каком это понятие стало традиционным для Европы, все названные культурно значимые явления не создавали. Мне кажется, что мнение Д. С. Лихачева о литературе Петровской эпохи обусловлено отсутствием данных для причисления ее к новой литературе: "Это самая нелитературная эпоха за время существования русской литературы. В это время не возникло значительных произведений литературы и не изменился ее характер... Новый тип литературного развития вступает в силу со второй четверти или, вернее, со второй трети XVIII в.". 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии