Философия истории Ф. М. Достоевского в контексте русской философской мысли XIX - начала XX века
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тема смысла и назначения истории - одна из центральных тем русского религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX в. Из нее вырастают и "Философия общего дела" Н.Ф. Федорова, и концепция богочеловечества В.С. Соловьева, и "Философия хозяйства" С.Н. Булгакова, и идея активно-творческой эсхатологии H.А. Бердяева, и философия идеала Н.А. Сетницкого. Однако основные линии разработки историософской темы были намечены еще в литературе, публицистике, литературной критике XIX в., и прежде всего в творчестве П.Я. Чаадаева и В.Ф. Одоевского, А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, К.С. и И.С. Аксаковых, Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевского.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сказка и быль в "Царь-рыбе" В. П. Астафьева
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Царь-рыба" (1972-1975), повествование в рассказах (по авторскому жанровому определению) , остается одним из самых значительных произведений русской литературы XX в. В свое время книга вызвала противоречивые мнения, критические дискуссии. Но прошло четверть века, в жизни изменилось так много, и то, что было актуально в те времена, теперь перестало иметь какое-либо значение. Например, сейчас уже трудно понять, почему были запрещены цензурой в свое время главы "Дамка" и "Норильцы" (в последней редакции - "Не хватает сердца"), что именно в их содержании противоречило официальной идеологии и почему книга вышла не в полном виде 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Искусство жить состоит в искусстве диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Это рецепт для сознательного ощущения своей жизни" 1 .

Искусство жить... Не этому ли искусству учит нас русская литература?

Смысл бытия, поиск Бога, истинные и ложные ценности - вот проблемы, которые ставит она перед нами. Искусству жить учим мы на уроках литературы... пытаемся учить... или учимся вместе с учениками... или они нас учат.

Искусство диалога - умение слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого.

Проблема сегодняшнего мира - разобщенность, полярность, нетерпимость людей и мнений. "Чувства добрые" - к миру, человеку, ближнему и дальнему, да и к себе самому - как пробудить их в современном ребенке...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование пушкинских текстов в обучении русскому языку
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Нам неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, что не следует использовать художественные тексты для грамматического анализа, так как их разбор может разрушить эстетическое восприятие. Детский поэт и педагог В. Левин в шутку называет грамматический разбор стихов "грамматическим разбоем". Одному из авторов этой статьи он даже надписал подаренную книгу так:

Писать учебник очень хлопотно.

Я рад пожертвовать собой

И отдаю стихи безропотно

На грамматический разбой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В VIII классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис словосочетания, простого и осложненного предложения. Программа предусматривает систематизацию, углубление и обобщение сведений по стилистике и синонимике, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями

о языке. Выполнение заданий помогает учащимся понять, что система пунктуации опирается на теоретические сведения о строении предложения. Изучая структуру синтаксических единиц, восьмиклассники учатся осознанно употреблять тот или иной тип предложения в разных типах текста, в устной и письменной речи, полно, глубоко, образно выражать свою мысль в разных стилях речи адекватно конкретным ситуациям.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Актуальные модели вопросов и заданий для текстуального анализа произведения
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Школа должна стремиться сформировать квалифицированного читателя, владеющего критериями оценок художественных явлений. Очевидно, что теоретическое литературоведение и изыскания в области психологии творчества далеко не так тесно связаны с практическим преподаванием литературы в нашей школе, как хотелось бы. Проблема интерпретации художественного произведения и собственно анализа, его технической базы со всем необходимым инструментарием решается подчас самим учителем. Часто при этом жизненный опыт подростков и эмоциональное восприятие ими прочитанного остаются единственными критериями оценки. Аналитические действия при разборе литературных произведений производятся по тем же моделям, что существуют в повседневной жизни. Нередко сам учитель провоцирует ученика на высказывание так называемого "своего мнения", а в результате слышит нечто вроде "Я не согласен с Тютчевым, который призывает к молчанию". Иногда и учительские вопросы выглядят откровенно нелепыми, что-то наподобие "А что бы вы сделали на месте Сонечки Мармеладовой?" Очевидно, что подход необходим взвешенный, баланс между рациональным и эмоциональным должен соблюдаться.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Слава Богу - лучше всего. Знак речевого этикета в системе языка, речевой ситуации и художественном тексте
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (На материале романа И.С. Тургенева "Отцы и дети")

1

В традициях русского общения на этикетные вопросы: Как поживаете? Как здоровье? Как дела? и т. п. не принято отвечать в слишком розовых тонах, тем более эмоционально и самодовольно распространяться о своих успехах и удачах. Не принято и плакаться всем знакомым о своих житейских трудностях. Обычно отвечают: Ничего. Так себе. Да так, помаленьку. Нормально. По-всякому. Или ограничиваются стереотипной шуткой: Живем, хлеб жуем. Дела, как сажа бела. Как в Польше... Жизнь - только держись. Лучше всех, да никто не завидует и т. п. В народном речевом этикете, особенно среди христиан, принято отвечать: Слава Богу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Дагестанская этноязычная группа 1

Дагестанские народы и их языки, общим числом около 30, обычно рассматриваются в пяти или двух подгруппах.

На пяти из генетически дагестанских языков существует литература, они обычно называются литературными (о каждом из них ниже будет сказано особо).

Обычно выделяют две большие группы дагестанских языков: аваро-андо-цезскую (или аваро-андо-дидойскую) и лезгинскую, вне которых остаются лакский и даргинский языки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Коммуникативная личность (содержание понятие и методика работы на уроке риторики)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Современному учителю-словеснику часто приходится встречаться с термином коммуникативная личность. Он все прочнее занимает свои позиции в лингвометодических работах, посвященных лингвистическому и риторическому образованию школьников. Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности и риторических умений, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке, - конечная цель уроков родного языка и риторики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Воспитание любви к слову в процессе работы над словарем
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Воспитание любви к слову понимается нами как формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Лингвисты (В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, Н.А. Николина, Е.А. Агеева), литературоведы (Л.Я. Гинзбург), методисты (М.Т. Баранов) говорят о речевой деятельности как о "самоутверждении личности", "словесном самомоделировании" 1 , самовыражении, утверждении себя как творческой личности 2 и вытекающей отсюда необходимости формирования представления о богатстве выразительных средств русского языка, развитой синонимии 3 , вообще внимания к слову, оттенкам его значений, для реализации себя как творческой личности, создания индивидуальной речевой манеры. Таким образом, одно из направлений содержания обучения русскому языку - воспитание любви к слову. Работа над словарем - также неотъемлемая часть процесса обучения вообще и вышеупомянутого направления в частности, особенно при изучении русского языка как неродного. Органичное сочетание этих двух направлений обязательно. В данной статье мы хотим представить один из вариантов работы по воспитанию любви к слову в процессе работы над словарем с иностранными военнослужащими - курсантами СНГ гуманитарного профиля.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К урокам по теме "Имя прилагательное" (V класс)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Имя прилагательное

Упр. N 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним утром (Д. Мамин- Сибиряк). 2. Тихий вечер в травах ш...лестел (Б. Олейник). 3. Шу...ка у зайца белая. 4. Белая шу...ка зайца сл...вается со снегом.

б) Черный аист - скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы. (По Г. Королькову.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Живая вода интерпретации (заметки по поводу статьи А. И. Княжицкого "Да здравствует интерпретация!")
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Детство, юность,

вольница...

Здесь из-под земли

Шампиньоны,

помнится,

Сквозь асфальт

росли!

Одно из самых сильных впечатлений моего детства, прошедшего в центре Москвы, в Замоскворечье, - шампиньоны, прорастающие в двух шагах от нашего дома сквозь асфальт. До сих пор удивляюсь тому, как могла нежная грибная плоть (ведь это же не корни деревьев!) проломить асфальт и выйти наружу! Сколько в ней было жизненной силы!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Слова павший и падший
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вопрос: Одинаковы ли по происхождению слова павший и падший? Какова разница между ними?

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы (инфинитива) или от основы прошедшего времени с помощью суффиксов -вш-, если основа оканчивается на гласный (читать - читавший; играть - игравший; говорить - говоривший ), и -ш-, если основа на согласный (унести, унес - унесший; испечь, испек - испекший; запереть, запер - заперший; вытереть, вытер - вытерший).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Вот тебе и цифры!" (Рассказ И. А. Бунина "Цифры" на уроках литературы в 7 классе)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В литературном образовании учащихся 7 класса в качестве основного направления работы по формированию у них теоретико-литературных знаний обозначено следующее: "изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"'. Содержание программы, включающее в себя произведения самых различных авторов, в достаточной мере позволяет дать учащимся представление о литературном герое, о способах его характеристики (портретной, "поведенческой", автохарактеристике и др.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От слова - к словесности
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Важнейшая задача словесника - научить школьников эстетическому восприятию художественного произведения. И, прежде всего, надо возродить интерес к чтению. Этого нельзя добиться ни угрозой двойки, ни пятеркой за прочитанную книгу, единственное средство - помочь ребятам полюбить чтение, научить их наслаждаться красотой художественного слова. Потому что любовь, красота и творчество - конструктивные силы, ведь, как сказал Тургенев, "только любовью держится и движется жизнь".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сравнительный оборот. Семантика и пунктуация
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучению темы "Пунктуация в предложениях со сравнительным оборотом" на уроках русского языка в X-XI классах следует уделить большое внимание, поскольку - практика показывает - умение выделять или не выделять запятыми этот компонент предложения у старшеклассников пока не сформировано. Причиной тому стал неправильный подход к формированию у учащихся представления о сути языкового явления "сравнительный оборот". Поэтому прежде чем приступить к изучению пунктуации в предложениях со сравнительными оборотами, рассмотрим их грамматическую природу и смысловые функции.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Три лика смерти в романах Газданова
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Я не припомню, у кого из русских писателей смерть изображена столь отстраненно. Разве что у А. Платонова, но в прозе последнего смерть есть функция ненормальной жизни, у Газданова же смерть и есть жизнь, точнее, жизнь включена в смерть, и писатель готов согласиться с подобной картиной мира без малейшего сопротивления. Смерть присутствует во всех его романах 1 , но она никогда не становится предметом для рефлексии, она есть, и достаточно. Создается впечатление, что Газданов живет в дохристианском мире, точнее, его герои в своем отношении к смерти подобны античным. Христианство бросило смерти вызов, античность признала смерть и призвала подчиниться ее воле. К смерти ведет Рок, а с ним не спорят.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Булгаковские мотивы в творчестве современных писателей. Урок-семинар по литературе в XI классе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тема урока, предлагаемая в данной публикации, достаточно широка и требует большой специальной подготовки как со стороны учителя-словесника, так и со стороны учащихся. Следовательно, подготовка к уроку-семинару должна начинаться за две-три недели до его проведения. Готовясь к уроку, учитель заранее распределяет учащихся по группам, предлагает темы докладов (по творчеству М.А. Булгакова, по произведениям современных писателей), назначает рецензентов, помогает школьникам обозначить круг проблем для обсуждения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья". Нахская группа
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Нахская группа 1

В нахской группе кавказской этнолингвистической семьи объединяются чеченцы, ингуши и бацбийцы. Нахские языки делятся на две подгруппы: 1) чеченский и ингушский языки; 2) бацбийский язык.

Литература

Дешериев Ю.Д. Нахские языки // Младописьменные языки народов СССР. - М., 1959; Дешериев Ю.Д. Нахские языки (Введение) // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4.

Чеченцы, самоназвание нохчий - народ Северного Кавказа, Чечни. Численность Ч. в РФ - 899 тыс. чел. (1989). Из них в период последней переписи населения (1989) в Чечено-Ингушетии проживало 734,5 тыс. чел., в Дагестане - около 58 тыс. чел., Ставропольском крае - 15 тыс. чел., Волгоградской обл. - 11,1 тыс. чел., Калмыкии - 8,3 тыс. чел., а также в областях: Астраханской - 7,9 тыс. чел., Саратовской - 6 тыс. чел., Тюменской обл. - 4,6 тыс. чел., проживают также в Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), в Москве (2,1 тыс. чел.); в Казахстане - 49,5 тыс. чел., Киргизии - 2,6 тыс. чел., на Украине - 1,8 тыс. чел. Расселены чеченцы и за рубежом. В частности, в Иордании (более 5 тыс. чел.). Чеченцы относятся к кавказскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Верующие чеченцы - мусульмане- сунниты, однако среди них распространены также суфий-ские учения двух толков - накшбанди и надири.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможна..." Двоемирие и время в альбоме Ю. Шевчука "Мир номер ноль"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Идея движения от реального мира к идеальному является в альбоме Ю. Шевчука центральной. Она задается с самого начала: название "Мир номер ноль" уже содержит представление о множественности миров, при этом "номер ноль" подразумевает абсолютную начальность и абсолютную чистоту этого мира. По отношению к нему тот мир, в котором мы живем, - "мир номер раз"; первая строка первого текста звучит: "Одноразовая жизнь в мире номер раз" ("Мир номер раз" - первоначальный вариант заглавия этой песни). Именно идея пути к идеальному миру объединяет тексты альбома, хотя, кроме названия, выражение "мир номер ноль" появляется в нем всего два раза. Идеальный мир не однозначен: он может восприниматься как мир, куда герой попадает после смерти, как иное измерение или - что особенно ясно подчеркивается в финальной песне альбома ("Герой") - как иное время. Таким образом, с проблемой двоемирия теснейшим образом связана проблема времени. В данной работе альбом "ДЛТ" "Мир номер ноль" будет рассматриваться не как цикл поэтических произведений (каковыми, как правило, и являются альбомы 1 , а как единое поэтически-музыкальное произведение. Подобное восприятие уже было задано самим Ю. Шевчуком в интервью журналу "FUZZ", в котором он рассказывал о будущем альбоме 2 . Хотя "Мир номер ноль" ни разу не называется цельным произведением прямо, все песни альбома объединяются общностью лирического "я" (в рассказе Ю. Шевчука об альбоме герою дается имя - Иван Помидоров, которого в самих текстах нигде нет)...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Повесть о Петре и Февронии Муромских" как произведение христианской культуры
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" включена в учебники В.Я. Коровиной и А.Г. Кутузова, А.К. Киселева, Е.С. Романичевой и др. для 7 класса. Авторы сосредотачиваются на нравственной проблематике жития. Мы направим усилия на выявление символического смысла произведения, написанного в традициях русской христианской культуры.

Сначала обратимся к конкретным историческим фактам, установленным в новейших исследованиях.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Зачет по теме "Сложноподчиненное предложение". IX класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Кроме отработки умений и навыков по изученной теме, проверки и отработки умения правильно ставить знаки препинания в союзном сложном предложении, зачет предполагает повторение разделов "Орфография" и "Пунктуация простого предложения", закрепление знаний и умений по текстологии (определение темы и идеи текста; подбор наиболее точного заглавия; определение типа речи с обоснованием; определение стиля с указанием стилевых примет), умение строить высказывание на лингвистическую тему, а также отработку коммуникативных умений, необходимых для построения любого связного текста (осмысливать тему и строго соблюдать ее границы; подчинять высказывание теме и основной мысли; составлять план высказывания; отбирать соответствующий материал; последовательно и грамотно излагать свои мысли), и привлечение внимания учащихся к эстетической функции языка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Лес" - "Бесприданница": парадигматика стилей
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Несчастливцев. Мой покой в могиле. Здесь рай; я его не стою <...> Грудь моя полна теплых слез. (Утирает слезы.)". ("Лес", 3, XI).

"Гурмыжская. Он какой-то восторженный! Просто мне кажется, он глупый человек" (3, XII) - реакция участницы диалога.

"...Читатели, не знакомые с этим миром, безо всякой интерпретации автора, в недоумении слушают эти чудные речи..." - свидетельствовал И.А. Гончаров (1874 г.) 1 . С каким бы ударением: чудные или чудные - мы ни прочли гончаровский эпитет!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Понятие о речевых жанрах

Одно из главных понятий школьного курса риторики - речевой жанр.

Еще риторы Древней Греции понимали, что знания общей риторики (ее постулатов, риторических канонов и т.д.) недостаточно для создания эффективного речевого произведения. Поэтому наряду с общей риторикой как ее продолжение стала развиваться частная риторика, где главное внимание уделялось родам, видам, жанрам. Так, Аристотель выделял различные виды ораторской речи: совещательная, эпидейктическая, судебная.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Истолкование рассказа И. А. Бунина "Легкое дыхание"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание" принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали. Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных "изгибов" сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, "дописывает" текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии