Проблемно-творческие задания для "продвинутой" группы учащихся X класса по изучению эстетических взглядов Н.Г.Чернышевского
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемам эстетики Н.Г.Чернышевский посвятил свою магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". Такова и формулировка одной из ключевых теоретико-эстетических тем курса литературы

X класса, в раскрытии которой полезно совместить обзорное изложение основных положений учителем с поисковым учебным исследованием их инициативной группой учащихся. Ниже предлагаются индивидуально- групповые задания для "продвинутой", инициативной группы десятиклассников, включающихся в самостоятельную поисковую деятельность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Фольклорные мотивы в лирике В.Высоцкого
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мне кажется, что у моих песен очень русские корни, и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку.

В.Высоцкий

Школьная программа по литературе предусматривает знакомство с именем Владимира Высоцкого как поэта только в выпускном классе при изучении темы "Авторская песня". Однако знакомство с творчеством замечательного поэта, исполнителя авторской песни, можно, на наш взгляд, начать значительно раньше, в пятом классе.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Москва в именах и названиях
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Топонимическая картина района, города, государства всегда привлекает внимание. Поэтому было бы полезно использовать на уроках русского языка те возможности, которые вытекают из естественного интереса к этому языковому пласту. И тут преподаватель может раскрыть перед учащимися картину того, как в топонимике отражается история, культура народа.

Есть другая, лингвистическая сторона задачи. Она заключается в том, чтобы помочь школьникам увидеть словесный стержень, который послужил основанием для возникновения топонима; понять, как он сформировался, по каким грамматическим законам действует; проследить, как топонимы функционируют в речи, и научить школьника правильно их употреблять.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Тематический" диктант на уроках русского языка
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Работая над повторением орфографии и пунктуации в старших классах, мы ощутили потребность в дидактическом материале, с помощью которого можно охватить значительный массив слов, быстро и эффективно проверить знания учащихся. Наше внимание привлекла форма работы, которую мы условно назвали "тематическим" диктантом. Это специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работы над определенной орфограммой и закрепления навыка расстановки знаков препинания.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Отзыв о стихотворении А.Блока "Девушка пела в церковном хоре"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 8-й класс

Я прочитала стихотворение моего любимого поэта А.Блока "Девушка пела в церковном хоре". Оно привлекло мое внимание уже первой строчкой. Я сразу представила церковь с высокими сводами, тихие звуки органа и девушку, которая поет свою песню, обращаясь к Богу, общаясь с ним. Ведь все, что происходит в храме, есть некий диалог между человеком и Всевышним, между жизнью и Вечностью.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Лексический разбор в школе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Преподавание русского языка в школе сопровождается различными видами лингвистического разбора. Необходимость этого состоит: "1) в емкости, компактном преломлении теории; 2) в логической стройности рассуждения, не позволяющей смешивать причину и следствие, языковой факт и его интерпретацию, подменять главные признаки второстепенными; 3) в возможности широкого использования тех или иных видов разбора на практических занятиях"(1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие речи в V классе по учебному комплексу В.В.Бабайцевой
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Основные задачи предмета "Русский язык" в школе - 1) изучение русского языка, и прежде всего русского литературного языка, и 2) развитие устной и письменной речи учащихся. В программе по русскому языку для V?XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка (в том числе для лицеев, гимназий и других учреждений гуманитарного профиля) отмечается, что "в современных условиях актуальное значение приобретает правильность устной и письменной речи - основа языковой культуры. Овладение нормами литературного языка должно сопровождать все уроки русского языка, а не концентрироваться в специальных занятиях по культуре речи, по риторике и т.п."(1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки 16 (I), 10 (II), 15 (III), 21 (IV). Материал. В.Г.Распутин. О писателе. Из интервью В.Распутина. "Уроки французского". Рассказы об учителях на выставке книг (см. "Приглашаем в библиотеку", с. 287). Цель изучения темы. Дальнейшее знакомство шестиклассников с произведениями нравственной проблематики, размышление над понятиями "духовная память", "духовный опыт", "ответственность за свои поступки", "ответственность за другого человека", "самовоспитание", "добро", "бескорыстие". Наблюдение над особенностями авторского повествования в автобиографическом рассказе. Развитие умения мотивировать поступки героя, видеть взаимосвязь событий и характеров: в центре внимания - поступки рассказчика, его одноклассников, сверстников, матери; сопоставление педагогических позиций Лидии Михайловны и Василия Андреевича, их отношения к ученикам. Побудить учащихся осмыслить собственный опыт общения со школьными учителями, воспитывать уважение к учительскому труду. Дать некоторое представление об особенностях творческого труда писателя. Приемы. Беседа о произведениях об учителях, которые, возможно, читали учащиеся. Два?три примера в рассказе учителя об отношении писателей к своим учителям (например, А.Платонова к первой учительнице Аполлинарии Николаевне "Еще мама", В.Астафьева - в рассказе "Фотография, на которой меня нет"). Рекомендации книг на эту тему к самостоятельному чтению, в I и IV вариантах - в форме перспективного домашнего задания: "Приглашаем в библиотеку", с. 286. Чтение биографической справки о Распутине и фрагмента из интервью с ним. Вопросы: в чем проявляется автобиографизм произведений? Какое произведение называется автобиографическим? Слово учителя о посвящении рассказа А.П.Копыловой. Беседа по содержанию рассказа "Уроки французского" по з. 1?6 на с. 284?285. Д.з.: 8 на с. 285. Дополнительно в I и IV вариантах: домыслить и сочинить эпизод. Представьте, что разбитое лицо рассказчика увидела на уроке не Лидия Михайловна, а Василий Андреевич. Как бы развернулись события? Сочините эпизод: "Василий Андреевич на уроке узнает об игре на деньги".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Введение(*)

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Дух творчества (об отечественной драматургии конца века)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Существует ли современная русская драматургия? Конечно, существует - пьесы пишутся, обсуждаются на творческих семинарах, иногда даже получают премии. Другое дело, что приобщить к ним широкий круг читателей и зрителей стало трудно - пьесы публикуются главным образом в малотиражных журналах "Современная драматургия" и "Драматург", книги драматургов издаются крайне редко. Да и на сцене современная пьеса - гость нечастый: во всяком случае, нынешняя театральная афиша не дает более или менее внятного представления о том, чем живет современная драматургия, какие процессы в ней происходят, что волнует молодых авторов, какие художественные тенденции они развивают.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"И начнется наших душ поверка?"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ОДИН ЦИКЛ И ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА В ПОЭЗИИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

Так сложилось в творчестве Булата Окуджавы, что его "поверка души" была представлена читателям в самом начале 1986 г. В первом номере журнала "Юность" появилось десять его стихотворений, которые по единству их поэтической мысли, по общему эмоциональному настрою составили целостный цикл. И цикл особенный. Он написан вскоре после того, как в 1984 г. вышла книга поэзии Окуджавы, собравшая и самые ранние его произведения, и совсем недавние. Книга стала подведением итогов за все прошлые годы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А.С.Пушкин в "Кратком курсе" В.Т.Плаксина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Учебная книга" Н.И.Греча до середины 1832 г. оставалась единственным учебником словесности, где говорилось о Пушкине. Причем исключительно как поэте(1). И это понятно.

Второе издание "Книги" Греча (СПб., 1830) имело цензурное разрешение от 28 октября 1829 г., т.е. на тот день она была уже полностью подготовлена к печати. Пушкин-драматург открылся читателям только спустя год, а Пушкин- прозаик - еще через год.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Романтическая муза А.С.Пушкина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Еще В.Г.Белинский, обладавший превосходным эстетическим вкусом, размышляя над художественным обаянием лирики А.С.Пушкина, приходил к выводу об общем ее свойстве, которое предстает "как внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность"(1). Критик заявлял: "Прекрасна и любезна истина и добродетель, но и красота также прекрасна и любезна, и одно другого стоит, одно другого заменить не может, но то и другое в одинаковой степени составляет потребность нашего духа"(2).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В преподавании русского языка се годня остро встает вопрос о преемственности среднего и высшего образования. Решением этого вопроса является создание курса русского языка, предназначенного для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля, школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Необходимость создания такого курса вызвана следующими причинами.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Тайны орфографической зоркости
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из главных задач предмета "Русский язык" в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка (см. работы Н.Н.Алгазиной, М.Т.Баранова, М.М.Разумовской, Г.Н.Приступы и др.).

Почему одни пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку? Нет ли объяснения в теории врожденной грамотности и врожденной неграмотности? Очевидно, что речь может идти не о врожденной грамотности /неграмотности, а о врожденных способностях к овладению не только одним (родным) языком / речью, но и двумя и более языками. Не является ли заблуждением положение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Вопросы, вопросы, вопросы?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Пушкинская ВИКТОРИНА
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Неистощим живой, искренний интерес к творчеству и биографии Пушкина, к житейским деталям, обстоятельствам его жизни, к окружению поэта и у литераторов, и у "простых людей" - рядовых его читателей и почитателей, благодаря которым к нему "не зарастает народная тропа"?

Предлагаемая викторина ограничена такими аспектами жизни, отчасти творчества Пушкина, как биография поэта, его окружение, "пушкинские места", а также "Пушкин и музыка", "Пушкин и изобразительное искусство"; несколько вопросов направлено на активизацию знания пушкинских текстов, именно "Евгения Онегина".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение романтической прозы в школе (IX класс)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Данная статья представляет собой анализ и обоснование нескольких уроков по литературе в IX классе одной из московских гимназий. Это не столько попытка поделиться педагогическим опытом, сколько приглашение к соразмышлению по поводу одной из многочисленных проблем, с которыми сталкивается учитель- словесник в старших классах с углубленным изучением предмета: традиционная программа перестает удовлетворять возросшим требованиям.

Романтическая проза и один из ее наиболее примечательных и характерных жанров - фантастическая повесть - в старших классах практически не изучается. Упоминания о "Пиковой даме", "Вечерах на хуторе близ Диканьки", "Петербургских повестях" и т.д. сводятся к определенной схеме "творческого роста" великих русских поэтов и писателей: от романтизма к реализму. Мало того, что данное противопоставление, как правило, содержит в себе определенную оценочную характеристику ("от заблуждения к истине"), что в применении к эстетическим явлениям недопустимо, еще тем самым обедняется представление о литературном процессе 20?40-х гг. XIX в. "Повесть есть вывеска современной литературы" (С.П.Шевырев, 1835).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Черная роза и драдедамовый платок. (Об эпитете)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ЭПИТЕТ (от гр. epitheton - приложение) - вид тропа. Это слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета и тем самым его выделяющее, подчеркивающее: море синее; радость легкокрылая (А.С.Пушкин); мысли, дышащие силой (М.Ю.Лермонтов); чародейка зима; волны несутся, гремя и сверкая (Ф.И.Тютчев).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Загадка "Метели"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Пушкин о своем понимании стиля прозы в разговоре с П.Миллером высказался так: "? писать повести надо? просто, коротко и ясно". Возьмем эти слова в качестве ориентира и идеала для нашего разговора о "Метели".

В центре внимания исследователей "Повестей Белкина" находятся три взаимосвязанные проблемы: автора, жанра и интерпретации нравственно- духовного содержания этих произведений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Татьяна Ларина в последней главе романа "Евгений Онегин"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Говорить о пушкинской Татьяне нелегко - так много слов сказано о ее возвышенном характере и серьезности, самобытности и "русской душе", самоотверженности и чистоте. Не случайно многим пушкинистам предмет разговора кажется исчерпанным. Другие исследователи полагают, что "милый идеал" нашего поэта все еще таит в себе непроясненные черты. Свидетельство тому - названия статей М.А.Кармазинской и Т.М.Николаевой: "Загадка Татьяны"(1), "Еще раз о загадочной Татьяне"(2).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинение как вид учебной работы и его оценка в современной системе школьного филологического образования
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Закончилась пора выпускных экзаменов, сыгран очередной акт вечного сюжета, именующегося на строгом официальном языке государственной проверкой, итоговой аттестацией. Завершили свою работу медальные комиссии всех уровней, написаны и подписаны аналитические справки, ставшие результатом непростых соглашений различных точек зрения на проверенные сочинения. Работая в медальных комиссиях города и области, автор неоднократно сталкивался с тем, что экспертные оценки одной и той же ученической работы бывали диаметрально противоположными. Поэтому сама образовательная ситуация последнего времени заставила заняться поиском системы оценивания выпускного сочинения, более совершенной, чем та, которая содержится в действующих с 1984 года "Нормах оценки по русскому языку". Два года назад была создана система критериальной оценки, основывающаяся на концептуальных положениях нормативных документов, обеспечивающих филологическое образование в современной средней школе. Итоги апробации этой системы дали автору уверенность в том, что его размышления и выводы будут интересны тем, кто связан с организацией и проведением выпускного сочинения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Живя в двадцатом веке,

В отечестве своем,

Хочу о человеке

Поговорить простом".

Из литературы XX века

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 42?43 (I), 31?32 (II), 47?48 (III), 56?57 (IV). Материал. В.Г.Короленко. О писателе. Короленко-публицист. Из воспоминаний В.Г.Короленко об отце в "Истории моего современника". Приглашаем в библиотеку (с. 115). Автор и рассказчик в повести (с. 109). Выставка книг писателя: "В дурном обществе", "Слепой музыкант", "Купленный мальчик", "История моего современника". Глава 1 повести "Дети подземелья". Цель. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии В.Г.Короленко, показать присущее писателю-гуманисту особое чувство гражданской ответственности за все совершающееся. Обратиться к детским впечатлениям, которые сказались на формировании личности писателя, отразились в его творчестве. Вызвать интерес к чтению доступных шестиклассникам произведений Короленко, подготовить их к восприятию повести "Дети подземелья". Цель изучения повести на этом и последующих уроках - развить внимание учащихся к психологизму художественного произведения, к переживанию героем взаимоотношений с близкими и с окружающими людьми. Прочитать "Дети подземелья" как историю взросления, нравственного становления рассказчика под влиянием людей, с которыми сталкивает его жизнь, и жизненных обстоятельств. Заострить внимание шестиклассников на социальных противоречиях, неожиданно открывшихся Васе, на ситуациях нравственного выбора, в которые он попадает. Показать, как решения, принятые Васей, его поступки формируют характер героя-рассказчика и его жизненную позицию. Обобщить прежние наблюдения над ролью рассказчика в произведениях и ввести это понятие. Углубить представление учащихся о функциональной роли портрета в художественном произведении. Приемы. Чтение статей о писателе (с. 56?60), беседа по вопросам к ним. О некоторых других поступках Короленко, событиях из его жизни может дополнительно рассказать учитель. Краткое сообщение учителя об "Истории моего современника" с выборочным чтением фрагментов из глав "Мой отец", "Уляницкий и купленные мальчики", "Пансион". Знакомство с выставкой книг Короленко. Рекомендации к самостоятельному чтению: "Приглашаем в библиотеку" (с. 115). В IV варианте - перспективное домашнее задание к уроку внеклассного чтения. Объяснительное чтение статьи "Автор и рассказчик в повести". Комментированное чтение 1-й главы учителем. Делая остановки в ходе чтения, учитель предлагает поразмышлять над вопросами 1 к главе 1; 2 к главе 1 (устное словесное рисование; эскиз предлагаем желающим нарисовать дома); 1 к главам 1 и 2. Д.з.: читать главы 2 и 3; з. 2, 3, 7, 8 на с. 110?111 с учетом дифференциации. Выразительное чтение эпизода "Знакомство Васи с Валеком и Марусей".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Мысль семейная" в прозе Василия Белова
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Отвечая в середине 80-х годов на вопрос, что в настоящее время составляет его "главную боль писателя и гражданина", В.И.Белов сказал: "Все, что касается современной семьи!?" (1).

Непосредственно русской семье нашего времени, основам ее лада и причинам все более усугубляющегося разлада Белов посвятил цикл небольших по объему произведений под общим названием "Воспитание по доктору Споку" (1974). Но проблема семейно-супружеских отношений и условий, подлинных или мнимых, их крепости - в контексте общего вопроса о непреходящих ценностях крестьянско-земледельческого жизненного уклада и их судьбы в советский период российской деревни - освещается Беловым и в романе "Кануны", в очерках народной эстетики "Лад", и в повести "Привычное дело" (1966), принесшей писателю широкое признание.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Голоса культуры в романе о гражданской войне
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА "Белая гвардия")

"Белая гвардия" - чрезвычайно емкое произведение, впитавшее в себя множество классических образов, о чем уже писали исследователи творчества М.Булгакова - М.Чудакова, В.Чеботарева, Л.М.Яновская и др. Создавая "Белую гвардию", Булгаков сознательно ориентировался на культурные связи, подспудно организующие мировоззрение русского читателя. "За спиной Булгакова была великая русская литература и русская традиция", - отмечал И.Золотусский(1). Литературные реминисценции, включенные в художественную ткань повествования, активно участвуют в воплощении самобытной мысли писателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Посторонний" древнерусской литературы
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Повесть о Горе-Злочастии" - произведение, которое, по словам А.М.Панченко, "достойно завершило семивековое развитие древнерусской литературы"(1). Единственный известный науке список повести, обнаруженный в 1856 г. А.Н.Пыпиным, сразу же вызвал огромный интерес исследователей. Первое издание произведения последовало буквально через несколько дней после находки рукописи. Оно было опубликовано Н.И.Костомаровым в мартовской книжке "Современника" за 1856 г. под заглавием "Горе-Злочастие, древнее русское стихотворение". Публикацию сопровождала статья, в которой Н.И.Костомаров впервые поднял вопросы, до сих пор обсуждающиеся учеными: о жанре повести, о ее отношении к литературе и фольклору, о своеобразии содержания произведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии