ПОЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ СНОВИДЕНИЙ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Опыт сновидения непредсказуем и может быть трояко соотнесен с опытом человеческого бытия: он параллелен действительности и воплощает нереализованные возможности бытия; он продолжает действительность, перетолковывает или предвосхищает ее, становясь откровением о ней; и, наконец, он представляет нам в приемлемых для человека формах и образах некую новую и высшую действительность. В 1851 г., работая над повестью "Детство", Л. Толстой задумывает рассказ "История вчерашнего дня", который остается незавершенным. Но в текст рассказа входил фрагмент, который посвящен размышлениям о сне: "Сон есть такое положение человека, в котором он совершенно теряет сознание; но так как засыпает человек постепенно, то теряет он сознание тоже постепенно". Далее автор разграничивает три сознания, из которых "сознание ума" он называет высшим - оно засыпает первым; за ним засыпает "сознание чувства"; "сознание тела засыпает последнее и редко совершенно"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ГЕНИЙ... ДАЕТ ИСКУССТВУ ПРАВИЛА" (О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТКРЫТИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1

Вынесенные в заглавие слова принадлежат И. Канту, чья эстетика ознаменовала утверждение индивидуально-авторского художественного сознания, приходящего на смену традиционализму в творчестве. "Гений - это талант (дар природы), который дает искусству правила. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность художника сам принадлежит природе, то можно выразить эту мысль и таким образом: гений - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила". Отсюда, по Канту, вытекает главное свойство гения - оригинальность, которую следует "полностью противополагать духу подражания" 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗАЧЕМ И КАКИЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НУЖНЫ ШКОЛЕ?
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вопрос на первый взгляд праздный. Даже ежику, как говорится, известно: эти уроки нужны, чтобы дать школьникам литературное образование и, опираясь на содержание литературных произведений, воспитать в каждом из них духовно развитую личность. Действительно, это очевидно и бесспорно. В принципе. Когда же обращаешься к утвержденным Министерством "Стандартам образования по литературе" и основанным на них Программам и пытаешься разобраться в том, что же их составители конкретно имеют в виду под "литературным образованием" и "духовно развитой личностью" - двумя, несомненно, главнейшими целями уроков литературы, - то открывается довольно-таки странная картина.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ШКОЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: О кризисе современного литературного образования в школе не говорит сегодня только уж совсем ленивый. Бранят программы, методики, учебники литературы все - прежде всего самые заинтересованные стороны - ученики и их родители, а потом уже архитекторы, строители, прорабы и чернорабочие этого самого литературного образования. То вспыхивающая, то угасающая на какое-то время полемика, длящаяся на моей памяти вот уже лет сорок, за ее давностью становится как бы естественным атрибутом нашей жизни.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИМЯ-ОТЧЕСТВО КАК РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЫЧАЙ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Личное имя человека настолько обширная область языковых единиц, что составляет научную отрасль лингвистики - антропонимику. Существует богатая литература по этой проблеме, исследованы русские имена в их истории, процессы заимствования христианских имен с принятием нового верования; изучены социолингвистические параметры собственного имени, этимология имен; созданы словари русских личных имен 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕДАКТИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ТЕКСТА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ГОТОВИМ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Написание в рамках ЕГЭ сочинения-рассуждения в жанре рецензии, отзыва, эссе на основе предложенного текста имеет целью проверить сформированность у выпускников средней школы коммуникативной компетенции, под которой в лингводидактике понимаются "знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения (текстов), адекватных целям, сферам и ситуациям общения" 1 , а также общее развитие ученика, его человеческую и гражданскую позицию, толерантность, коммуникабельность, зрелость.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРЕДЛОГ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВВОДНЫЙ УРОК В VII КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Класс делится на две группы для проведения микроисследования, а затем со своими наблюдениями выступают представители групп. Все записывают выводы, к которым пришла группа и обсуждают верность сделанных заключений.

Ход урока 1. Работа в группах.

Задание для первой группы (слабые ученики).

Игра "Дешифровка". Вы работаете на телеграфе и получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача - расшифровать телеграмму, вставляя недостающие слова и расставляя знаки препинания. В конце работы вы должны сделать вывод: с какими падежами могут употребляться предлоги.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВОСХОЖДЕНИЕ ПО "ЛЕСТНИЦЕ СМЫСЛОВ". ОПЫТ "МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ" СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА "ПЧЕЛЫ" В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Заглавие

Пчела - "летающее насекомое, перерабатывающее цветочные соки в лесу". (Ожегов 1 , 1984).

Лексема пчела использована А. А. Фетом, помимо заглавия, дважды: в I и III строфах, это организует кольцевую композицию текста и его лексико- семантическое единство.

Семантическая цепочка: пчёлы - мед - вино (хмель) - известна с древности (см. Мифологический словарь).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕОРИЯ ПРИНЦИПОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Методологическую базу теории речевого развития составляют принципы дидактики, психолого-педагогические воззрения на роль обучения в развитии ребенка. В частности, учение Л. С. Выготского о зонах ближайшего и зонах актуального развития помогло уточнить само понятие развитие речи и исследовать принципы развивающего обучения родному языку. Суть развивающего обучения, как известно, сводится к следующему: ребенка следует обучать тому, что он способен постичь, но не может без специального обучения. Обучение должно идти впереди и вести за собой развитие.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мы продолжаем серию публикаций об обучении школьников рецензированию на материале новейшей прозы, понимая под этим термином произведения, созданные в конце XX - начале XXI века.

Напомним, что решается двуединая задача: с одной стороны, старшеклассники знакомятся с малыми жанрами современной прозы, с другой - учатся анализировать и оценивать прочитанное.

Критик А. Немзер в статье "Замечательное десятилетие", характеризуя русскую прозу 90-х годов XX века, выделяет писателей "среднего поколения" - А. Дмитриева и А. Слаповского. Он называет их "лучшими", "выдержавшими испытание свободой", "сумевшими почувствовать и выговорить боль, суетливость, жестокость, нелепицу нашего сегодня, "переходного периода", в котором бессильная ностальгия по якобы уютному минувшему запросто сочетается с лихорадочным желанием "словить свой момент и свой кайф". Увидевшие всё это - и не испугавшиеся. Не отказавшиеся ни от уважения к тайне человека, ни от "вечных ценностей", ни от культуры, ни от свободы, ни от веры в будущее".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА "ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Главным законом творчества В. Г. Распутина, по его собственному признанию, является воплощение дум и чаяний народа. Как неоднократно замечал сам писатель, материал для художественных произведений и публицистических выступлений черпается им "из одного неиссякаемого источника" - жизни русского народа, его обычаев, исторических традиций. Постижение "народного духа" в его книгах достигается прежде всего благодаря мастерскому использованию богатства народного творчества в его различных формах - мифа, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СИМВОЛИКА РОЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Когда-то Горький приветствовал "Гранатовый браслет" словами: "Начинается хорошая литература". За годы активной "эксплуатации" в качестве материала для упражнений школяров "Браслет" потускнел, все более и более превращаясь в набор учительских и ученических штампов. И, несмотря на это, "Браслет" оживает и начинает сверкать, стоит обнаружить в нем какую-то новую грань.

Моих учеников заинтересовали особенности предметной детализации в рассказе Куприна "Гранатовый браслет". О роли художественной детали в литературном тексте мы говорили на уроках, посвященных творчеству Чехова и Бунина. Поэтому задание выявить и попытаться классифицировать детали в рассказе Куприна особых трудностей не вызвало. Так мы "обнаружили" розу как повторяющуюся, а точнее, варьирующуюся деталь, символическое наполнение которой по мере развития действия усиливается.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА НА ЗЕМЛЕ. УРОК В XI КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Домашнее задание к уроку

Общее: 1. Подберите и выпишите цитаты из стихов русских поэтов о предназначении поэта и поэзии.

2. Найдите пророческие стихи русских поэтов.

Групповое задание (класс делится на пять групп): подготовьте выразительное чтение стихов, подберите к ним музыку; ориентируясь на вопросы, напишите мини-сочинение (стихи и вопросы будут указаны в ходе урока).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ЛЕРМОНТОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Неповторимость и значимость слов в их поэтическом "сцеплении", их преображение в контексте - наверное, без этого не обойтись при разборе и анализе поэтического текста. Лермонтовское же творчество дает для этого особый материал, ибо, по мнению Ефима Эткинда ("Разговор о стихах"), в его произведениях создается особый контекст (названный исследователем контекстом "Лермонтов"), основанный на индивидуальном осмыслении излюбленных поэтом слов и раскрывающийся читателю не в каком-то одном стихотворении, а в лирике в целом 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИСТОРИКО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В сказках бывает все, и герои их под стать сюжетам: чудовища и великаны, оборотни и феи, говорящие звери. Так я и относился некогда к известной пушкинской сказке о золотой рыбке, рыбаке и его жадной, властолюбивой жене. Казалось бы, чего проще - поэт создал эту историю в стихах, соблюдая законы волшебного жанра, в назидание иным читателям.

В 1960-х гг. произошло событие, которое заставило автора этих строк изменить позицию. Болгарский археолог Т. Иванов опубликовал снимки бронзовой пластины, найденной среди других древностей в Западном Причерноморье. На пластине - женщина с рыбой. Одета она в хитон, на голове ее корона. Все это свидетельствует о том, что она богиня, пришедшая из древности. Позднее, когда я узнал об этом, меня смутило имя богини, названное Т. Ивановым, - Анахита. Ведь Анахита хорошо известна в древнем Иране, Средней Азии, ее портрет описан в Авесте, древнейшем памятнике письменности ариев! Она богиня священных вод, и с ней рядом изображена, естественно, рыба, до некоторой степени ее второй образ. Разумеется, для богини вод не составляет труда обернуться рыбой в случае необходимости. Позднее увидели свет и отечественные находки того же рода.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А. С. ПУШКИН В ЖИВОПИСИ. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В IX КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вступление учителя. Ребята, на уроках литературы мы только что познакомились с творчеством А. С. Пушкина. Сегодня мы будем говорить о том, о чем не имели возможности поговорить на уроках из-за недостатка времени. Вот уже более полутора веков творчество Пушкина воодушевляет художников, поэтов, композиторов на создание замечательных произведений. Творчество Пушкина и личность самого поэта привлекали таких художников, как Кипренский, Тропинин, Репин, Айвазовский, Ге, Брюллов, и многих других.

Сообщение ученика о портрете Пушкина работы О. А. Кипренского. Орест Адамович Кипренский - крупный портретист первой трети XIX в. Его кисти принадлежит портрет А. С. Пушкина, который он написал в Петербурге в 1827 г. по заказу близкого друга Пушкина А. А. Дельвига.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В. И. ДАЛЬ - РОДОНАЧАЛЬНИК ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XIX ВЕКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В типологии русского реализма следует обратить внимание на малоизученное явление в литературном процессе - этнографическое направление, связанное с углублением литературы в освещение крестьянского бытописания, во внутренний мир личности, в духовную жизнь народа. Крестьянская стихия наиболее широко проникает в культурный процесс эпохи. Фольклор и этнография становятся тем художественным явлением, которое определяет эстетический характер многих произведений 1840 - 1870-х гг.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


HOMO SAPIENS В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ "ПОРТРЕТИРОВАНИЕ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В отечественном языкознании последних лет заметно активизировалось внимание к проблеме образа человека в русской языковой кар-

тине мира. Исследуется репрезентация в языке отдельных частей, атрибутов, органов человека: ума, души, сердца, зрения, обоняния и др. (работы М. П. Одинцовой, Н. В. Орловой, М. В. Пименовой, Н. А. Седовой, Е. В. Урысон, Н. Д. Федяевой и др.) 1 .

Центральным фрагментом "целостного" человека в языковой картине мира, определяющим прежде всего "внутреннего" человека, является интеллектуальная ипостась - homo sapiens.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДИКТАНТЫ ДЛЯ V - VI КЛАССОВ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Из опыта работы по стабильным учебникам

V класс

Повторение изученного в начальной школе

Становится прохладно. По утрам стелется над долиной туман, сеет колючий дождь.

Деревья колышутся от зябкого ветра, шепчутся друг с другом, жалеют о прекрасном лете. Разноцветные листья кружатся, мелькают в воздухе, разлетаются в разные стороны. Лесные жители готовятся к зиме, прячутся в свои норки. Скачет по ветке ели рыжеватая белочка, тащит в дупло грибы и вкусные орешки. Тишь и глушь вокруг.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДИАЛОГ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ РЕЧЕВОЙ МАСКИ ПЕРСОНАЖА В РАССКАЗАХ В. М. ШУКШИНА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 25 июля 2004 года исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

В. М. Шукшин в своих произведениях сосредоточил внимание на неповторимости, своеобразии человеческой личности, устремляясь в нравственную, психологическую глубь личности, проникая в загадки тех или иных поступков человека, открывая особенности характеров во взаимоотношениях людей нашего времени (1). Характеры шукшинских героев раскрываются прежде всего в диалоге, который играет в рассказах писателя главную композиционную роль.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ И КОНТЕКСТ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Новый курс русского языка для старшеклассников школ гуманитарного профиля разрабатывается коллективом авторов под руководством известного языковеда Г. А. Золотовой.

Общее представление об учебных пособиях и положенной в их основу концепции коммуникативной грамматики наш читатель получил из рецензии доктора филологических наук В. П. Москвина на пособие для X класса (2003, N 7) и из статьи Н. К. Онипенко "Простое предложение в новом учебном пособии" (2004, N 2), содержащей разработку одной из центральных тем курса X класса.

В публикуемой статье на основе готовящегося к изданию учебного пособия для XI класса авторы дают образец изучения сложного лингвистического материала в процессе научной беседы и анализа текстов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ УРОК-ЗАЧЕТ В VIII КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок представляет чередование коллективной, групповой и индивидуальной работы, рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Словарный диктант. Учитель диктует словарные слова, ученики должны с ними составить словосочетания (работа по двум вариантам: первое слово - первый вариант, второе слово - второй и т.д.), указать главное слово в словосочетаниях.

Ровесник, сверстник; президиум, президент; преследовать, преследование; специальность, профессия; сигнал, регулировать; подвиг, героизм; истинный, подлинный; талантливый, гениальный; директор, секретарь; памятник, обелиск; традиция, идеал; диплом, аттестат; стипендия, стипендиат; преданность, митинг; кандидат, делегат; легендарный, маршрут; удивлять, поражать; театр, репетиция; режиссер, большинство; конференция, конгресс; карнавал, иллюминация; комиссия, комитет; воплотить, выразить.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ТАКОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ. УРОК В VI КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цель урока - обобщение и систематизация изученного в разделе "Имя прилагательное" и подготовка к контрольной работе.

Оформление кабинета: на доске карта "Море знаний и остров Имя прилагательное" (красочная). На острове - берег Притяжательных прилагательных /волчий, овечий), мыс Относительных прилагательных (горный, обледенелый), бухта Качественных прилагательных (мелкая, темная). Неподалеку от города Признакграда (какой, какая, какое) замок Рода, Числа, Падежа. В реку Степеней сравнения впадают Превосходная (величайшая, самая красивая) и Сравнительная (спокойнее, более узкая). В окрестностях озера Сложных прилагательных расположились роща О-е (ежовая, ключевая), Болото Н-нн (торфяное, змеиное, туманное), города К. (ткацкий) и Ск. (богатырский), а также поселок Не (нежаркий, не грустный, а веселый).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 90-е годы XX века войдут в историю развития методики преподавания русского языка как важнейший этап коренной перестройки курса, существенного пересмотра целей

обучения. Именно в эти годы была переосмыслена система целеполагания курса русского языка. Ее можно представить в виде дидактической иерархии, каждый из ярусов которой учитывает функции предмета "Русский (родной) язык" в образовательной системе в целом, его место в системе филологического образования, интеграционные связи с другими языковыми дисциплинами и, наконец, специфические предметные цели. Каждый компонент этой иерархической системы целей переосмыслен в последние годы с учетом современных задач школьного образования. Обратимся к верхнему ярусу этой иерархии, т.е. к той составляющей, которая отражает надпредметную функцию русского языка. Она определяется особым статусом этой дисциплины в русской школе, поскольку русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Имея в виду надпредметную функцию родного языка в школе, Ф. И. Буслаев называл его "предметом предметов".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТВОРЧЕСТВО В. М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VIII КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Творчество В. М. Шукшина нашло отражение во всех школьных программах по литературе. Причем произведения писателя рекомендованы как для обязательного, так и самостоятельного чтения учащихся V-XI классов, что позволяет говорить о необходимости разработки методической системы изучения творчества В. Шукшина на разных этапах литературного образования с целью формирования представлений школьников об индивидуальном авторском стиле.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии