Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие читательской активности. К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие читательской активности. К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие читательской активности. К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Алтайские народы и их языки

На территории Российской Федерации живут народы, входящие в алтайскую этноязыковую семью и говорящие на тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках.

Тюркская этноязыковая группа

Многочисленные народы тюрской группы обычно представляют по историко-географическим областям: тюркские народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши), Кавказа (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы), Средней Азии и Казахстана (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, уйгуры), Сибири (алтайцы, якуты, тофалары и др.). Особняком стоят в "дальнем зарубежье" турки и различные по численности тюркоязычные группы, в основном в Китае, Афганистане, Монголии, Иране, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинения по литературе и литература о сочинениях
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1

Хорошо помню, что за первые лет тридцать пять из пятидесяти моей работы учителем литературы в школе вышло не так уж и много книг о сочинениях по литературе. Единицы из них - статьи и книги Рыбниковой, Голубкова, Литвинова, Добромыслова, Ладыженской - вошли в что называется золотой фонд методики сочинения. Сегодня картина совершенно другая. Книги о сочинениях, сборники с готовыми текстами, прежде всего, заполонили книжные полки магазинов, их общий тираж давно уже перевалил за миллион экземпляров, а сами они уже исчисляются не десятками даже - сотнями. Причем если прежде книги о сочинениях адресовались учителю, то теперь прежде всего, за редчайшим исключением, - ученикам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинения по литературе и литература о сочинениях
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1

Хорошо помню, что за первые лет тридцать пять из пятидесяти моей работы учителем литературы в школе вышло не так уж и много книг о сочинениях по литературе. Единицы из них - статьи и книги Рыбниковой, Голубкова, Литвинова, Добромыслова, Ладыженской - вошли в что называется золотой фонд методики сочинения. Сегодня картина совершенно другая. Книги о сочинениях, сборники с готовыми текстами, прежде всего, заполонили книжные полки магазинов, их общий тираж давно уже перевалил за миллион экземпляров, а сами они уже исчисляются не десятками даже - сотнями. Причем если прежде книги о сочинениях адресовались учителю, то теперь прежде всего, за редчайшим исключением, - ученикам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Смысл лирического произведения
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В лирике мысль автора может быть выражена прямо: "Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!" или "Не позволяй душе лениться!" Но даже здесь смысл произведения не сводится к приведенным лозунгам. Чтобы понять позицию автора, надо вслушаться и вдуматься в текст, заметить, как средства языка и построение произведения служат выражению идеи. Такой "образный анализ" - творчество, которое совершается в сознании чуткого читателя в процессе чтения. Понимая семантику различных языковых и композиционных средств, читатель воображает нарисованную словами картину, проникается мыслями и переживаниями героя. Но этого мало. Умелый читатель во время чтения оценивает лирического героя, чьи чувства и мысли воплощены в стихотворении (они могут быть близки авторским или отличны от них, но субъект высказывания в лирике - всегда художественный образ, не тождественный личности автора). Читатель оценивает и высоту эстетического идеала автора - той точки видения, с которой поэт изображает явления жизни, показывая их как прекрасные или как отклонения от идеала, оценивает его нравственную и гражданскую позицию, его мастерство. И если читатель испытывает радость от глубины и точности художественного слова, завораживающей мелодики стиха, яркой метафоры, неожиданной рифмы, если он потрясен открывшейся ему истиной - возможностью быть достойным своего высокого назначения, то произведение способно произвести преобразующее воздействие на душу читателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Углубленное изучение русского языка. VIII класс. Односоставные предложения
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Односоставные предложения - это структурно- семантический тип простых предложений, грамматическую основу которых составляет один главный член, не являющийся ни определяемым, ни определяющим.

Взбираемся потихоньку на гору и с вершины катимся в овраг (Г. Владимов).

Примечание: Наличие одного главного члена - принципиальное структурное свойство односоставного предложения. Применительно к главному члену односоставного предложения - несоотносительного с другим главным членом - не должны употребляться термины "подлежащее" и "сказуемое".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Наследство цивилизации. О романе Т. Толстой "Кысь"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вышедший в 2000 году роман Татьяны Никитичны Толстой был очень неоднозначно оценен критикой. Ряд критиков обвиняет Толстую чуть ли не в плагиате и бесконечном заимствовании из русской и зарубежной классики, другие - в неактуальности романа-антиутопии, третьи - в неоригинальности, а кто-то, не найдя нужных слов, заявляет, что книга просто не гениальна и не интересна. Гурманская книжка для гурманов на тему вовсе не аппетитную, - вот общий итог публикаций о романе. Другие исследователи уделяют внимание языку и стилю произведения, его мифологическим узлам. Об этом статья Э.Ф. Шафранской ("Русская словесность", 2002, N 1).

И тем не менее роман интересен нам еще и как материализованная потребность общества, обусловленная его духовным состоянием. Так в чем же, по мнению Т. Толстой, главная проблема нашего общества? Каков главный вопрос "Кыси"?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Раньше! Больше! Громче! Русская литература в школе и национальный вопрос
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Помню, несколько лет назад один весьма известный ведущий в своей авторской программе, откликаясь на очередную антисемитскую акцию, говорил о том, что в левитановских местах простые крестьяне помнят великого русского художника, гордятся тем, что он жил среди их предков, и даже демонстрировали перед камерой альбом с репродукциями его картин. Не такие уж они отвратительные, среди них был и Левитан. Эта замечательно наивная позиция, по существу, уводит от смысла вопроса: а можно ли вообще судить о человеке по его национальной принадлежности, делить народы на плохие и хорошие? Если мы ввязываемся в полемику, где одна сторона настаивает на том, что все беды Руси, как бы это помягче сказать, от евреев, то оппонирующая сторона по этой логике должна говорить о том, что либо не все (есть ведь еще и чеченцы, азербайджанцы, эстонцы), либо начать оправдывать евреев хорошим Левитаном. Тем самым антиантисемиты признают наличие проблемы: плохие народы - хорошие народы. Тем самым они встают на весьма опасный путь: мы самый лучший народ, другие народы (с указанием конкретно какие) хуже нас, мы должны сделать все, чтобы избавиться от их присутствия, в конечном итоге, чтобы избавить землю от их присутствия. От идеологии национализма, даже внешне очень скромного, до погромов и резни дистанция гораздо меньшая, чем полагают рядящиеся в тоги, то бишь мундиры, защитников отечества философы, филологи, литераторы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Диктанты на основе текстов для изложения. Подготовка к письменному экзамену в IX классе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Выпускное изложение в IX классе - первый государственный экзамен по русскому языку, сдаваемый учащимися школ. Экзаменационные тексты "открыты" ("Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы". Авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М., "Дрофа", 2002), и учащиеся имеют возможность как следует подготовиться к выпускному испытанию. Однако объем сборника настолько велик, что порой имеет место поверхностное знакомство девятиклассников с ним.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии