РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "У него прекрасное языковое чутье", "у него совсем нет языкового чутья"... Часто встречаются подобные фразы в нашей жизни? Их можно услышать как по телевидению, радио, так и в беседах на улице, а уж о разговорах в учительской я и не говорю. Что мы понимаем под "языковым чутьем"? Безусловно, это способности, связанные с интуицией. Прежде всего, это умение "чувствовать слово", понимать его значение, видеть связь с другими словами языка, оценивать уместность слов в той или иной речевой ситуации.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МИНИ-ЦЕНТОН, ИЛИ ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ЯМБ ОТ ХОРЕЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В разных профессиональных изданиях для словесников время от времени публикуются материалы, которые помогают учителю освоить с учениками тему "Стихотворные размеры". Есть книга А. Е. Смирнова 1 , где описана доступная всем методика "Сорок слов из простокваши", которая на простом и симпатичном материале реально позволяет достичь цели. Это я проверяла сама. У нас получались другие, чем у автора, стихи "про тетю Дашу с простоквашей", но такие же веселые, а главное - получались!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ БЕЗДН. (К урокам современной русской литературы в XI классе)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Удивительно смело и стремительно вводит Татьяна Толстая читателя в поражающий воображение мир своего романа "Кысь". Первые же строки вызывают и чувство радости от такой знакомой всем картины зимнего утра, хрустящего чистотой выпавшего за ночь снега, и наслаждение простотой и детальной точностью языка автора. И вдруг глаз натыкается на летающего зайца. На секунду останавливаешься в недоумении, но Толстая, словно за руку, тянет тебя дальше. Она не считает нужным объяснять что к чему, пускаться в подробные описания всех этих огнецов, клелей, перерожденцев и других чудес, с избытком наполняющих роман. Читатель должен или довериться автору, принять его правила игры и представить (или почти представить), понять (или почти понять) все сам, или закрыть книгу. Спорить и возмущаться бесполезно: это мир, созданный воображением автора, читатель может принять или отвергнуть его. Третьего не дано. Если отвергаете, то, повторимся, закройте книгу, потому что она все больше и больше будет раздражать вас поросшими петушиными гребешками женщинами, мужчинами, у которых ноги растут прямо из-под мышек, говорящими огнецами, ядовитыми курами, осенью улетающими в теплые края, запряженными в сани бывшими жителями Свиблова и так далее, и так далее, и так далее. Мы принимаем мир Толстой и доверчиво входим в ее фантазию...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ИСПОЛНЯТЬ СЛУЖЕНИЕ ПО ПРАВДЕ И ПО ЗАКОНАМ..." (по страницам автобиографических "Записок" Г. Р. Державина)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Гавриил Романович Державин(1743 - 1816) вошел в историю России не только как гениальный поэт, но и как неординарный государственный и общественный деятель, ставший образцом и примером служения Родине и народу. И с лирой в руках, и в мундире чиновника Державин был искренен, честен, правдив, справедлив, бескорыстен и милосерден, несмотря на множество испытаний и искушений, которых было немало на его тернистом жизненном пути. Свое credo Державин определил так:

"Никогда никого ни о чем не просить и ни на что не напрашиваться, а напротив, ни от чего не отказываться, и когда какое поручат служение, исполнять оное со всею верностию и честию, по правде и по законам, сколько его сил достанет" 1 . Не надеясь на объективность современников, Державин решил, что о своих замыслах, свершениях и неудачах ему самому надо поведать людям, тем, кто сможет беспристрастно взглянуть на его жизненный путь и оценить все его заслуги и титулы, - то есть потомкам. Для них, для грядущих поколений, он пишет автобиографические "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина" (1809 - 1812), где, говоря о себе в третьем лице, словно бы отстраненно вспоминал и анализировал собственную деятельность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ИСПОЛНЯТЬ СЛУЖЕНИЕ ПО ПРАВДЕ И ПО ЗАКОНАМ..." (по страницам автобиографических "Записок" Г. Р. Державина)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Гавриил Романович Державин(1743 - 1816) вошел в историю России не только как гениальный поэт, но и как неординарный государственный и общественный деятель, ставший образцом и примером служения Родине и народу. И с лирой в руках, и в мундире чиновника Державин был искренен, честен, правдив, справедлив, бескорыстен и милосерден, несмотря на множество испытаний и искушений, которых было немало на его тернистом жизненном пути. Свое credo Державин определил так:

"Никогда никого ни о чем не просить и ни на что не напрашиваться, а напротив, ни от чего не отказываться, и когда какое поручат служение, исполнять оное со всею верностию и честию, по правде и по законам, сколько его сил достанет" 1 . Не надеясь на объективность современников, Державин решил, что о своих замыслах, свершениях и неудачах ему самому надо поведать людям, тем, кто сможет беспристрастно взглянуть на его жизненный путь и оценить все его заслуги и титулы, - то есть потомкам. Для них, для грядущих поколений, он пишет автобиографические "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина" (1809 - 1812), где, говоря о себе в третьем лице, словно бы отстраненно вспоминал и анализировал собственную деятельность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ИСПОЛНЯТЬ СЛУЖЕНИЕ ПО ПРАВДЕ И ПО ЗАКОНАМ..." (по страницам автобиографических "Записок" Г. Р. Державина)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Гавриил Романович Державин(1743 - 1816) вошел в историю России не только как гениальный поэт, но и как неординарный государственный и общественный деятель, ставший образцом и примером служения Родине и народу. И с лирой в руках, и в мундире чиновника Державин был искренен, честен, правдив, справедлив, бескорыстен и милосерден, несмотря на множество испытаний и искушений, которых было немало на его тернистом жизненном пути. Свое credo Державин определил так:

"Никогда никого ни о чем не просить и ни на что не напрашиваться, а напротив, ни от чего не отказываться, и когда какое поручат служение, исполнять оное со всею верностию и честию, по правде и по законам, сколько его сил достанет" 1 . Не надеясь на объективность современников, Державин решил, что о своих замыслах, свершениях и неудачах ему самому надо поведать людям, тем, кто сможет беспристрастно взглянуть на его жизненный путь и оценить все его заслуги и титулы, - то есть потомкам. Для них, для грядущих поколений, он пишет автобиографические "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина" (1809 - 1812), где, говоря о себе в третьем лице, словно бы отстраненно вспоминал и анализировал собственную деятельность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"БУДЕТ ЛИ ДЕНЬ, КОГДА... ПОЙДУ ОТ ПРИРОДЫ К ЛЮДЯМ...?" (Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: У исследователей творчества В. Астафьева давно уже стало традицией сопоставлять астафьевское восприятие жизни с философией природы М. Пришвина 1 . Вместе с тем созвучие художественных миров этих писателей очевидно не только на концептуальном уровне. Да и сама концептуальная близость (и различия) этих писателей обусловлена во многом соотнесенностью их творчества не только на "макроуровне" (образы из мира природы близкой семантики), но и на уровне мельчайших элементов структуры литературных произведений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ОДА К ФЕЛИЦЕ" Г. Р. ДЕРЖАВИНА: ПОЭЗИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ XVIII ВЕКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В мае 1783 г. Петербург гудел, как потревоженный улей. И было отчего...

В первой части только что вышедшего из печати нового журнала "Собеседник любителей российского слова" увидела свет "Ода к премудрой Киргиз- Кайсацкой царевне Фелице" еще не очень известного тогда поэта Г. Р. Державина, которая буквально взорвала устоявшуюся, размеренную и накатанную жизнь нашей северной столицы и потрясла читающую Россию.

"Дщерь же моя теперь Фелица Гавриловна, - писал Державин поэту В. В. Капнисту 11 мая, - скачет по городу, подымя хвост, и всяк ее иметь желает. Старик надевает очки, глухой протягает уши, лакомка при вестфальской ветчине делает глотки, любострастной тает нежностью в беседке, ездок при бегуне присвистывает, невежи в Библии находят источник просвещения, вельможа умеренность одобряет, подагрик ходит, шут умнеет. Словом, всяк ею любуется и радуется" 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Финно-волжская этноязыковая группа

Марийцы, самоназвание мари, марий ("человек, мужчина"), устаревшее черемисы - коренное население Республики Марий Эл (324,4 тыс. чел.), компактно живут также в Башкирии (105,5 тыс. чел.), Татарии (19,5 тыс. чел.), Удмуртии (9,5 тыс. чел.), а также в Нижегородской, Свердловской и Пермской обл. Общая численность - 670,3 тыс. чел. (1989). Относятся к субуральскому типу уральской расы (европеоиды с некоторыми монголоидными чертами). Верующие - православные.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ОЗИРАТЬ ЖИЗНЬ СКВОЗЬ ВИДНЫЙ МИРУ СМЕХ И НЕЗРИМЫЕ, НЕВЕДОМЫЕ ЕМУ СЛЕЗЫ". Рассказ М. Зощенко "История болезни" в VI классе национальной школы
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Рассказ М. Зощенко "История болезни" впервые включен в программу по русской литературе для национальной школы 1 . Как полагают авторы учебной хрестоматии, составленной в соответствии с этой программой 2 , рассказ будет интересен учащимся VI классов ввиду своей на первый взгляд бесхитростной и смешной фабулы и вместе с тем подспудно выраженной серьезной нравственной проблематики, ярких характеров действующих лиц, разнообразных и выразительных средств художественной изобразительности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СИНХРОННАЯ ЭТИМОЛОГИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Этимологический анализ решает следующие основные задачи: 1) определение исконного или заимствованного характера фразеологизма, 2) установление времени его появления в русском языке, 3) реконструкция его исходной формы и структурно-семантического характера и 4) выяснение образа, положенного в основу фразеологического оборота, если он появился в языке как метафорическое название 1 . Последнее для нас самое важное, потому что в этом случае определяются сами принципы формирования смысловой целостности фразеологизма, определяется связь между внутренней формой фразеологизма и его общим значением.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Человек познает мир не только через окружающие его предметы и явления, но и в значительной степени через посредство слов и устойчивых словосочетаний, представляющих собою "постоянные символы для выражения совокупности идей", входящих как в материал, так и в инструментарий его "словарного, фразеологического мышления" 1 . Особенно значительна роль языка в тех областях сознания, которые не могут формироваться "за счет непосредственного опыта рук и глаз" 2 (религия, философия, гуманитарные науки, культура, мораль). Язык точнее любых социологических исследований может показать, какими мы были, какими стали, а наиболее чутким и прозорливым может отчасти приоткрыть - куда идем. Тот, кому доводилось читать и сравнивать словари русского языка разных веков, согласится, что путешествие в мир слов занятие не только увлекательное, но и весьма поучительное.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБУЧЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАНИЮ В XI КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок 3. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения.

До сих пор мы рассматривали аргументацию в жанрах дискуссионного общения (см. учебники VIII - X класса). Однако следует обратить особое внимание учащихся на то, что "аргументация есть всепроникающая черта человеческой жизни" (Г. Джонстон). Этой проблеме мы посвящаем урок, который так и называется: "Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из важнейших умений, формируемых в процессе изучения морфологии, - умение осознанно, а значит, дифференцированно подходить к отбору языковых средств, ориентируясь при этом на такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Осознание этих качеств речи учащимися возможно только в процессе планомерной целенаправленной работы под руководством учителя.

В методике русского языка всегда последовательно проводилась идея о необходимости представить в обучении языковые средства и грамматические категории с указанием условий их употребления в речи, их всесторонних связей с контекстом (см., например, работы Е. А. Быстровой, А. И. Власенкова, Т. К. Донской, А. В. Дудникова, М. М. Разумовской, А. В. Текучева, Н. М. Шанского, Л. П. Федоренко, Т. И. Чижовой и др.). В связи с этим особое значение приобретает система заданий, которая формирует у учащихся умение целесообразно употреблять морфологические единицы в собственной устной и письменной речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЛОВО Н. А. НЕКРАСОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В X КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Понимаю тех, кто испытывает недоумение: зачем изучать отдельно на уроках русского языка стиль и язык поэта, если на это обращается внимание на уроках литературы?.. Это же так естественно - изучать художественное произведение в единстве формы и содержания!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФОНЕМА <Ш'> И ЗВУК [Ш':] В КОДИФИЦИРОВАННОМ И НЕКОДИФИЦИРОВАННОМ ПИСЬМЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1. Письмо - это перевод звучащей речи в письменную. Этот перевод, при всей его быстроте, не совершается "напрямую", от звука к букве: между звуком и буквой у грамотно пишущего всегда имеет место промежуточный этап, своего рода "момент истины": отождествление данного звука с фонемой 1 . Процесс выбора буквы при письме у грамотного имеет такой вид:

звук =" фонема => буква.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАССКАЗ М. ГОРЬКОГО "СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ": КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Отличительной особенностью литературного процесса последних лет стало появление нестандартных интерпретаций известных хрестоматийных произведений. Рушатся старые схематичные представления и о таком крупнейшем русском писателе, как М. Горький. Традиционные трактовки программных горьковских произведений ("Старуха Изергиль", "Песня о Буревестнике", "На дне", "Мать") представляли писателя как "буревестника революции", певца гордых и сильных героев, обличителя ложного гуманизма, первооткрывателя образа рабочего-революционера. К сожалению, не получили должного раскрытия вопросы о мифологических истоках его самых, казалось бы, известных образцов (Сокола, Данко, Ларры, Луки, Сатина), о глубоком и стойком интересе художника к народно-религиозному творчеству. А ведь это также составляет существо горьковского художественного освоения мира, коренящегося в глубинах русской духовной культуры, его сознательное и интуитивное воспроизведение народнопоэтического взгляда на мироздание, связанного во многом и с религиозными представлениями.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как известно, содержательными компонентами литературного произведения являются тема, характеры, обстоятельства, проблема, идея. К формальным компонентам литературного произведения относятся стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм; к содержательно-формальным - фабула и сюжет (в сюжете раскрываются характеры героев, через которые воплощается тема), конфликт.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ГРАФИЧЕСКИЙ ЭПИГРАФ ПУШКИНА КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "ОНЕГИНА" (МОСКВА, 1826 Г.)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В 1994 г. в Москве вышла книга академика РАО Н. И. Михайловой "Собранье пестрых глав (О романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин")". В предисловии к работе автор, в частности, пишет: "Особый интерес представляют воспроизведения обложек прижизненных изданий романа, тех книжечек, которые держал в руках Пушкин, перелистывал их страницы, дарил своим друзьям" 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДВА САМОЗВАНЦА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ИЛИ ЕЩЕ ОДИН ПУШКИНСКИЙ СЮЖЕТ В "РЕВИЗОРЕ"?
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: История и современность, трагедия и комедия - именно противоположности имеют обычно более всего общих точек. Так бывает в жизни, в истории, в искусстве. Эту закономерность осмыслил еще Ф. М. Достоевский. "В подкладке сатиры всегда должна быть трагедия, - записал он однажды. - Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом и имя им обеим, вместе взятым, правда" 1 .

И перелицовка комических сюжетов в трагические и наоборот - явление чрезвычайно распространенное в искусстве. "Пародия вся - в диалектической игре приемом, - писал Ю. Н. Тынянов. - Если пародией трагедии будет комедия, то пародией комедии может быть трагедия" 2 . Чаще всего пародия бывает явной, ибо рассчитана на "узнавание".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВОДА ИЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ? ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ "ЗАМЕТОК"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В 2002 г. в журнале были опубликованы статьи АИ. Княжицкого "Да здравствует интепретация!" (2002, N 2); С. Л. Штильмана "Живая вода интерпретации" (2002, N 5); НЛ. Карнаух "Школьное сочинение: вопросы и ответы" (2002, N 8). Авторы этих статей пытаются ответить на вопрос, как же нужно сегодня преподавать литературу?

Что должно быть на уроках литературы приоритетным: литературоведческий анализ или художественная интерпретация (термин, часто понимаемый учителями-словесниками по-разному). Разговор на эту тему продолжает Ирина Васильевна Щербина, учитель литературы и русскою языка лицея N 1502 г. Москвы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Вот тебе и цифры!" (Рассказ И. А. Бунина "Цифры" на уроках литературы в 7 классе)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В литературном образовании учащихся 7 класса в качестве основного направления работы по формированию у них теоретико-литературных знаний обозначено следующее: "изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"'. Содержание программы, включающее в себя произведения самых различных авторов, в достаточной мере позволяет дать учащимся представление о литературном герое, о способах его характеристики (портретной, "поведенческой", автохарактеристике и др.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От слова - к словесности
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Важнейшая задача словесника - научить школьников эстетическому восприятию художественного произведения. И, прежде всего, надо возродить интерес к чтению. Этого нельзя добиться ни угрозой двойки, ни пятеркой за прочитанную книгу, единственное средство - помочь ребятам полюбить чтение, научить их наслаждаться красотой художественного слова. Потому что любовь, красота и творчество - конструктивные силы, ведь, как сказал Тургенев, "только любовью держится и движется жизнь".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сравнительный оборот. Семантика и пунктуация
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучению темы "Пунктуация в предложениях со сравнительным оборотом" на уроках русского языка в X-XI классах следует уделить большое внимание, поскольку - практика показывает - умение выделять или не выделять запятыми этот компонент предложения у старшеклассников пока не сформировано. Причиной тому стал неправильный подход к формированию у учащихся представления о сути языкового явления "сравнительный оборот". Поэтому прежде чем приступить к изучению пунктуации в предложениях со сравнительными оборотами, рассмотрим их грамматическую природу и смысловые функции.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Три лика смерти в романах Газданова
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Я не припомню, у кого из русских писателей смерть изображена столь отстраненно. Разве что у А. Платонова, но в прозе последнего смерть есть функция ненормальной жизни, у Газданова же смерть и есть жизнь, точнее, жизнь включена в смерть, и писатель готов согласиться с подобной картиной мира без малейшего сопротивления. Смерть присутствует во всех его романах 1 , но она никогда не становится предметом для рефлексии, она есть, и достаточно. Создается впечатление, что Газданов живет в дохристианском мире, точнее, его герои в своем отношении к смерти подобны античным. Христианство бросило смерти вызов, античность признала смерть и призвала подчиниться ее воле. К смерти ведет Рок, а с ним не спорят.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии